Морфемный анализ и синтез слов
методическая разработка по русскому языку по теме
Русский язык глазами логопеда - «Морфемный анализ и синтез слов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfemnyy_analiz_i_sintez_slov.docx | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Русский язык глазами логопеда
Тема:
«Морфемный анализ и синтез слов»
Учитель-логопед, учитель русского языка
Владимирская Татьяна Евгеньевна
Цель:
тренировать умение определять значимые части слова, развивать морфемный анализ и синтез слов
Задачи:
Уточнить понятия «состав слова», «части слова», «родственные слова»
Уточнять представления о составе слова, о разборе слова по составу
Закреплять знания о приставках, суффиксах
Развивать мыслительную деятельность
Развивать внимание, память
Обогащать словарь
Развивать навыки словообразования
Воспитывать интерес к языковым явлениям, любовь к родному языку, положительное отношение к урокам русского языка
Воспитывать навыки общения в паре, в группе
Оборудование: карточки с заданиями, плакаты с ребусами, плакаты с приставками и суффиксами, картинки с однокоренными словами, разрезные части слова, детские работы с однокоренными словами
1.ООЗ. Сообщение темы.
Урок-игра. Много заданий. Много новых заданий. Эти игры помогут лучше понять русский язык, узнать секреты языка, легче учиться. Тему вы угадаете по подсказкам… Подсказка. Загадки.
2.Упражнения и игры с приставками.
1) найти общую часть слов: подберёзовик, подводный, подписать, подоконник. Записать.
2) образовать другие слова с приставкой под.
3) вспомнить (повторить, прочитать) другие приставки
4)выделить в словах (перебегать, зарисовать, выигрыш, списать, изложение, подставка, находка, рассказчик) приставки, записать.
5) чтение стих-я про приставку:
Перед корнем есть приставка, слитно пишется она.
А при помощи приставки образуются слова..
6) беседа по вопросам о приставке.
7)отнять приставку от слов:
а)устно: высказать, заучить, подарить, подводный, переделать, наушник
б)по карточке чтение слов парами.
Переехать-переплыть, добежать-дорисовать,..
Перезимовать-зимовать, улетели-летели
8)записать приставки, которые убрали из слов
9)подобрать подходящие слова с приставками (по картинкам)
10)отгадать ребусы, выделить приставку в получившихся словах.
(задача, забор,
3.Упражнения и игры с суффиксами.
11)Чтение стих-я про суффикс:
За корнем любит суффикс находиться
и делать новые слова он не боится.
12) беседа по вопросам о суффиксе.
13) образование слова с помощью суффиксов по картинкам: для всего класса с ок : гриб-грибок, жук-жучок, круг-кружок, лес-лесок;
по группам с очк, к, ик (задания-карточки в конвертах)
14)послушать слова, определить, с помощью какого суффикса они образовались: учитель, слушатель, покупатель, двигатель.
15) Образовать другие слова с суффиксом тель (строитель, воспитатель, читатель, писатель, родители, водитель, пользователь, мечтатель, краситель,).
16) назвать детёнышей животных во мн.ч., определить суффикс (по картинкам: тигрята, львята, поросята, воронята, утята, гусята, жеребята, цыплята, бельчата, волчата, медвежата), записать суффиксы ат , ят.
17)отнять суффикс, прочитать слово (по карточкам )
Стенка-стена, проводок-провод, пятнышко-пятно
18)Записать эти суффиксы к, ок, чик, ок, ек, онк, к, чик, к, ышк, чик, ик, чик, ник
4.Упражнения и игры с корнями.
19)Отгадать загадку. Эта часть слова – значимая часть.
Над словами родственными держит власть
20)Рассказ про корень. Главная часть. Несёт в себе смысл всех родств слов. Корень – сердцевина слова, его смысловой центр. Корень разрастается, образуется словесное дерево, целая семья родств слов, у них общий смысл. Слов без корня не бывает .
21)Прочитать слова, назвать корень, найти лишнее слово:
а)цветок, соцветие, расцвет, цветут, цветочек, цветастые, рассвет, зацвели, цветущие, цветник, цветочный. б) горелый, загореть, подгорели, пригорелый, угореть, горение, пригорюнился, пригорел, сгореть, загореться, выгорело. в)водный, заводь, заводить, водица, наводнение, водяной, водоём, водянистый, подводная, безводный, вода. г)лучистый, облучение, лучик, лучевая, луч, лучок, излучать, лучезарный.
22) Назвать корень в словах: бегущий, проход, дошкольник, присмотреться, перебегать, вылепить, пригорок, водянистый, обучающийся, сродниться, лисичка.
23)Вставить в слово подходящий корень (по группам, задание в конверте).
Пере к а , по ить , н ая , иц а
24)Прочитать однокоренные слова по карточкам с картинным изображением корня. Записать слова.
23) Показ детских работ учащихся по образованию однокоренных слов. 24)Подобрать слово к схеме (по группам), прочитать слова. Анализ слов (водица, подводник, однокоренные слова)
5.Физпауза.
25)Игра «да-нет» (качание головой –утверждение, мотание – отрицание) . Вопросы: приставка – это часть речи, приставка – часть слова, без суффикса слов не бывает, слова гора и горе- родственные, корень -главная часть слов, окончание - изменяемая часть слова, окончание находится перед корнем, окончание находится в конце слова
26)Составление слова из выделенных общих частей слова каждой группой (об- уч- ени-е: объяснение, объявить, обход; ученик, учёба, ученица; сочинение, изложения; на парте, в школе, на доске).
6 .Упражнения с различными частями слов
27)Сложить слово из отдельных частей по линии (карточки для пары уч-ся) 28) выделить общую часть слов, записать: водопад-водичка, каменщик-стекольщик, котёнок-лисёнок, руку-собаку, прилететь-летательный
29)Сложить слово из выделенных частей (по инд. карточкам)
Подвёл, дарит, цветок – по дар ок
30)Составление однокоренных слов из разрезных частей (по парам); задания в конвертах.
7.ООЗ. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слоговой анализ и синтез слов.
Данная презентация может быть использована на индивидуальных и групповых корррекционных занятиях. Логопед может усложнить или упростить задания в зависимости от возраста обучающихся ( презентация...
Слоговой анализ и синтез слов.
Закрепление практического умения детей дифференцировать слог и слово....
«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слогового анализа и синтеза слов с целью профилактики и коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста с ОВЗ».
Вопросы, связанные с изучением специфических особенностей нарушений слогового анализа и синтеза слов у младших школьников с ОВЗ, а также связанные с профилактикой и логопедической работой ...
Развитие звукового анализа и синтеза слов у младших школьников
При устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза проводится систематическая работа по развитию умения анализа и синтеза речевых единиц.Данная ра...
Звуковой анализ и синтез слов. Звук и буква У.
Конспект логопедического занятия....
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ РАЗЛИЧНОЙ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
Технологическая карта логопедического занятия. 1 год обучения...
Логопедическое занятие. Слоговой анализ и синтез слов. Деление слов на слоги. Правила переноса
Логопедическое занятие, в кортором раскрывается работа над слоговым анализом и синтезом слов, отрабатываются навыки деления слов н а слоги и перенос слов на базе лексической темы "Деревья&q...