Звуковой анализ и синтез слов. Звук и буква У.
план-конспект занятия по теме
Конспект логопедического занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_podgruppovogo_zanyatiya_v_1_klasse.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное образовательное учреждение Тульской области
«Ефремовская начальная общеобразовательная школа»
Конспект подгруппового занятия на тему:
«Звуковой анализ и синтез слов.
Звук и буква У»
Подготовила:
учитель-логопед
Кравченко О.В.
Ефремов 2013
Цель: развивать навыки звукового анализа и синтеза.
Задачи:
- закреплять умение дифференцировать гласные и согласные звуки;
- закреплять умение дифференцировать понятия «звук» - «буква»;
- закреплять навык ответа полным предложением;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать логическое мышление, общую и мелкую моторику, дикцию;
- учить соотносить звук [у] с буквой У;
- закреплять названия пальцев рук.
Оборудование: грецкие орехи, сюжетные картинки с написанными чистоговорками, картинки «утка», «гусь», «курица», «индюк», «петух», схемы, фишки, карточка с буквой У, ниточки.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Чтобы быть внимательными, сосредоточенными, мы начнём наше занятие с самомассажа ушных раковин и пальчиковой гимнастики.
Взяли ушки за макушки.
Взяли ушки за макушки, (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (легко потянуть вверх)
Пощипали… (нажимы пальцами с постепенным продвижением вниз)
Вниз до мочек добежали.
Мочки надо пощипать, (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять… (приятными движениями разминаем мочки)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка нажимая
И к макушке вновь придём большим и указательным пальцами)
- Возьмите грецкий орех. Выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Орех» (Зажимать грецкий орех между указательным и средним пальцем, между средним и безымянным, между безымянным и мизинцем. То же на другой руке. Названия пальцев учащиеся произносят хором.)
- Речевая разминка.
- Посмотрите на доску и вспомним наши чистоговорки. (На доске две сюжетные картинки с написанными чистоговорками)
У репки да редьки
Корень крепкий.
Режет ёжик
Ножом коржик.
- Молодцы!
- Закрепление пройденного материала.
- Скажите, что такое звук (звук речи)?
- Что такое буква?
- Как называются звуки, которые я сейчас произнесу? [м], [м’], [с], [с’], [р], [р’].
- Как вы определили, что это согласные звуки?
- Что является преградой при произнесении звука [м]; [с’]; [р]?
- Как называются звуки, которые можно протянуть, при произнесении которых во рту не образуется преград.
- Встанем и вспомним все гласные звуки. А помогут нам в этом звуковички.
IV. Введение в тему занятия.
- Отгадайте загадку:
Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает.
Кря кричит, всё это шутка.
Ну, конечно, это - … (утка)
На доску вывешивается картинка «утка».
- Назовите первый звук в слове «утка».
- Вы догадались, какова тема нашего занятия?
- Звук [у] гласный или согласный?
- Как вы поняли, что звук [у] гласный? (Губы вытягиваются трубочкой, воздух свободно идёт через рот, звук долго тянется. Во рту ничего не мешает, нет препятствий.)
V. Звуковой анализ слов.
- Пододвиньте к себе схему и фишку. Фишка красная. Гласные звуки мы всегда обозначаем красным цветом. Сейчас будем определять местоположение звука [у] в словах: утка, сумка, играю, улица, пуля, уши.
- Составьте звуковую схему слова «утка».
(На доску вывешиваются картинки «гусь», «курица», «индюк», «петух», схемы слов)
- Посмотрите на доску, кто изображен на картинках? Как назовём одним словом? (домашние птицы) Что общего есть в названиях этих птиц? (В названиях всех птиц есть звук [у].
- Подберите для каждого слова свою звуковую схему. (1-2 детей выполняют работу у доски)
VI. Динамическая пауза.
- Ребята, встаньте. Проговаривайте слоги и выполняйте движения, как я. (руки вперед, вверх, в стороны, спрятать за спину и др.)
УП – УБ УК – УГ ЗУ – СУ ТУ – ДУ ЖУ – ШУ ШУ-ЩУ
VII. Звуковой синтез слов.
- Поиграем в игру «Собери слово». Только звук [у] я буду произносить беззвучно. С, у, к, какое слово получилось? М, у, к, а, у, л, о, ф (улов), с, т, у, л.
VIII. Работа с буквой У.
- На письме звук [у] обозначается буквой У.
Вывешиваются карточки с буквой У.
- Посмотрите на доску. На что похожа буква У?
- Назовём каждую букву (печатная заглавная, печатная строчная, прописная заглавная, прописная строчная)
- Выложите из ниточки прописную заглавную букву У; прописную строчную букву У.
IX. Итог занятия. Оценка деятельности учащихся.
- О каком звуке и о какой букве говорили сегодня на занятии?
- Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились, были внимательны и старательны! Выберите тот смайлик, который отражает ваше настроение. Поднимите его вверх и улыбнитесь.
- Наше занятие закончилось. До встречи на следующем занятии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие звукового анализа и синтеза слов у младших школьников
При устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза проводится систематическая работа по развитию умения анализа и синтеза речевых единиц.Данная ра...
Тема: Автоматизация звука «Л» в сочетании с согласными звуками. Анализ и синтез слов типа слон.
Конспект логопедического занятия....
Звуковой анализ и синтез звуков [ж],[ш],[л]
В помощь учителю-логопеду!!!Звуковой анализ и синтез звуков [ж],[ш],[л]Методическая разработка для учителей-логопедовДанный дидактический материал возможно использовать на все видах логопедических зан...
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ РАЗЛИЧНОЙ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
Технологическая карта логопедического занятия. 1 год обучения...
Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза слова
Данный методический материал представляет консультацию для родителей, которая поможет в овладении ребенком навыками звукового и слогового анализа и синтеза слова....
Серия конспектов занятий "Звуки гласные" по формированию фонематических представлений и развитию навыков звукового анализа и синтеза у детей 5 - 6 лет.
Содержание конспектов направлено на формирование у детей представлений о звуковой стороне речи как действительности. Игровые задания направлены на развитие фонематического восприятия и слухового внима...
Серия конспектов занятий "Звуки согласные" по развитию фонематических представлений и формированию навыков звукового анализа и синтеза
Содержание занятий ориентировано на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте дошкольников 5 - 6 лет....