«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слогового анализа и синтеза слов с целью профилактики и коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста с ОВЗ».
статья по теме
Вопросы, связанные с изучением специфических особенностей нарушений слогового анализа и синтеза слов у младших школьников с ОВЗ, а также связанные с профилактикой и логопедической работой по их коррекции остаются актуальными и в наше время. В данной статье упомянуты некоторые современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слогового анализа и синтеза слов, а также представлены примеры игр и упражнений, которые используются в работе с учащимися.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слогового анализа и синтеза слов с целью профилактики и коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста с ОВЗ».
Нарушение слогового анализа и синтеза слов носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной работы. Оно характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (отмечаются нарушения порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков). Все чаще нарушение слогового анализа и синтеза находит отражение в письменных работах учащихся общеобразовательных и специальных коррекционных школ.
Как известно, между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому часто среди неуспевающих школьников отмечается большой процент детей с дефектами фонетической стороны речи. Затруднения в восприятии и воспроизведении слогового состава слова осложняют формирование у детей словарного запаса, так как усложняющаяся последовательность искажений приводит к замене одного слова другим. Ребенок, овладевающий грамотой, еще до начала записи предложения должен уметь выделять в нем отдельные слова, уловив границы между ними, и определять звуко-слоговой состав каждого слова. Если же такой анализ речевого потока ему недоступен, то возможно появление конкретных специфических ошибок письма, снижающих возможности полноценного овладения навыками письменной речью [2].
Вопросы, связанные с изучением специфических особенностей нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ОВЗ, а также с профилактикой и логопедической работой по их коррекции остаются актуальными и в наше время.
Цель моего исследования - изучение особенностей нарушений и коррекции слоговой структуры слов у младших школьников с ОВЗ и определение направлений современных подходов коррекционной и профилактической работы , выбора приемов и методик для предупреждения и устранения дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
В результате диагностики устной и письменной речи учащихся были получены следующие результаты: звуки в словах произносят невнятно, чаще всего искажают шипящие, свистящие, соноры; наблюдаются пропуски гласных и согласных букв; перестановки, антиципации («на девевьях», «медвевя») или контаминации («весеяём» - весело поем, «играялы» - играла в куклы, «лептбау» - лепят бабу), выпадение слогов («конок» - котенок, «кандаш» - карандаш); появление лишних букв (преимущественно гласных) или целых слогов в слове; искажение более сложных по структуре слов; смешение границ слов («наде рево», «у дедамо Роза») и др. При этом следует еще раз отметить, что нарушения слоговой структуры слов у младших школьников с ОВЗ являются стойкими и проявляются как в устной, так и в письменной речи.
Традиционная методика коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов и их профилактике складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В ней можно выделить два этапа: подготовительный, цель которого – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка и собственно коррекционный, цель–коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка, на данном этапе проводится работа на уровне гласных звуков, на уровне слогов, на уровне слов [1].
Наряду с традиционной методикой коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой
Анализа и синтеза слов у детей младшего школьного возраста с ОВЗ могут быть использованы: программа Power Point для проведения игр и упражнений в виде презентаций; обучающие компьютерные программы; слого-буквенные схемы, слоговые раскраски и др..
Организация эффективной коррекционно-развивающей работы возможна только при условиях тесного взаимодействия учителя-логопеда и учителей начальной школы. Отличительными особенностями их деятельности является командный стиль взаимодействия, постоянное отслеживание развития каждого учащегося, результативности его обучения, использование определенных приемов и упражнений для предупреждения ошибок, связанных с нарушением слогового анализа и синтеза.
В настоящее время применение ИКТ в рамках образовательного процесса на занятии становится привычным делом. Как показывает практика, использование игр и упражнений за компьютером вызывает у детей повышенный интерес к логопедическим урокам, усвоению новых знаний, повышает мотивацию у учащихся, активизирует работоспособность, тренирует память и логическое мышление, развивает внимательность. В рамках работы над методической темой «Формирование слогового анализа и синтеза как средство коррекции и профилактики дисграфии у детей с ОВЗ» мной были разработаны и активно применялись игры и упражнения в программе Power Point, такие как: «Слоговая арифметика», «Слоговые пирамиды », «Слоготаблицы», «Веселые черепашки», «Рассыпанные слоги», и др. Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые можно использовать в работе.
Игра «Слоговая арифметика»
Цель: развитие слогового анализа и синтеза слов, обогащение и актуализация словарного запаса, развитие мыслительной деятельности, тренировка навыка чтения.
Материал: компьютерная презентация, представляющая собой комплекс заданий, при решении которых необходимо соединить в одно целое или изъять из состава слова слово или слог.
Инструкция: 1) «Соедини (сложи) в одно целое два слова или слово и слог. Назови получившееся слово. Сколько слогов в этом слове?»
2) «Исключи (вычти) из состава слова слово или слог. Назови получившееся слово. Сколько слогов в этом слове и исходном (начальном)?»
3) «Реши пример в два действия. Назови получившееся слово. Сколько слогов в этом слове и исходном (начальном)?».
После того, как учащийся назовет правильный ответ, на экране по щелчку мышки появляется слово-ответ или картинка-отгадка.
Примеры заданий:
- Сложение:
баран+ка=
вес+ло=
бар+сук=
пол+оса=
кар+точка=
- Вычитание:
полка – ка =
виноград – град =
лесник – ник=
компот – пот=
- В два действия:
весна – на + точка =
кот + ёлка – ка =
картина – тина + тон = ?
Упражнение «Слоготаблицы»
Цель: развитие и совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов, автоматизация поставленных звуков у детей младшего школьного возраста, овладевших техникой послогового чтения, обогащение и актуализация словарного запаса учащихся.
Инструкция:
1.Читаем первый слог левого столбика, добавляем автоматизируемый звук и присоединяем к нему гласную, главное условие - получить слово.
ОБРАЗЕЦ: (ВА – З – А - ВАЗА).
Анализируем с учащимся звукобуквенный состав полученного слова, делаем вывод о количестве слогов в слове, объясняем лексическое значение слов.
2. Называем автоматизируемый звук, присоединяем гласную из правого столбика. Подбираем слог , несколько слогов и букву из крайнего правого столбика – получаем слово.
ОБРАЗЕЦ: (З – А - БОР - ЗАБОР).
Анализируем с учащимся звукобуквенный состав полученного слова, делаем вывод о количестве слогов в слове, объясняем лексическое значение слов.
Примечание:1) данную систему упражнений можно использовать в работе с учащимися средней школы, но усложнив предъявляемый материа; 2) на первых этапах работы может использоваться упрощенный вариант - когда есть «цветовые выделения» гласных и согласных звуков, составляющих слово. На более поздних этапах работы – без выделений цветом. Более сложный вариант работы может быть сразу предложен школьникам, у которых хорошо развиты навыки звукобуквенного и слогового анализа слов.
Конкретные виды упражнений, игр и заданий должны подбираться индивидуально каждому учащемуся, в зависимости от уровня его речевого и интеллектуального развития.
Таким образом, коррекция нарушений слоговой структуры слов у детей младшего школьного возраста с ОВЗ будет эффективна при условии: поэтапного проведения занятий, предусматривающих работу на невербальном и вербальном материале; осуществления систематизированной, комплексной коррекции; применения современных подходов; привлечения в логопедический процесс учителей и родителей.
Литература:
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 48 с.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997 – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по коррекции слухоречевого восприятия детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на уроках музыки.
Методические рекомендации. Коррекциионная работа по развитию слухоречевого восприятия детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на уроках музыки....
Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Статья раскрывает некоторые методы коррекции поведения младшего школьника....
Психологические методы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
Психологические методы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста...
Методическая разработка для школьных учителей-логопедов Система коррекционной работы по преодолению акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ УПРАЖНЕНИЯ
Практические материалы, упражнения, которые можно использовать как самостоятельное занятие, так и в качестве дополнительного материала....
Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста.
В настоящее время в системе школьного образования существуют разные формы оказания квалифицированной коррекционной помощи детям с проблемами в обучении. Современные родители самостоя...
Программа по развитию зрительного гнозиса, как профилактика оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста
Актуальность программы.Современная образовательная среда предъявляет все большие требования к качеству обучения школьников; между тем, число учеников, не усваивающих программу начальной и средней школ...
Оптическая дисграфия у детей младшего школьного возраста с СНР
В связи с органическим поражением коры головного мозга у детей с интеллектуальными нарушениями возникают разнообразные речевые расстройства....