Развитие звукового анализа и синтеза слов у младших школьников
презентация к уроку по теме
При устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза проводится систематическая работа по развитию умения анализа и синтеза речевых единиц.Данная работа сожержит презентацию, задания вида: определите гласный звук в слове; определите ударный гласный в слове; определите картинки, в названии которых 4 звука (5 звуков); разложите картинки в порядке возрастания количества звуков в словах; выделите первый звук и составьте слово.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_zvukovogo_analiza_i_sinteza.rar | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Автор: Найдюк Ирина Васильевна, учитель-логопед МБОУ СОШ №17 г. Петропавловска-Камчатского.
Медиапродукт: дидактический материал по развитию языкового анализа и синтеза.
Аудитория: 1 - 2 классы.
УМК: без ограничений.
Цель: Развитие навыков звукового анализа и синтеза
Задачи:
- Развивать умение слышать и выделять гласные звуки из слов.
- Закрепить полученные знания в письменной речи.
Особенности работы с презентацией
Развитие звукового анализа и синтеза слов
Задания:
- Определите гласный звук в слове.
На слайде появляются картинки. Учащимся необходимо назвать картинки, выделить гласные звуки из названий этих картинок.
Слайд 2 - гриб – и, чай – а, кот – о, сок – о, жук – у, мак – а, суп – у;
Слайд 3 - лист - и, лук – у, сыр – ы, мост – о, парк – а, гусь – у, тигр – и, волк – о.
- Определите гласные буквы в словах. Слайд 4
Под каждой картинкой схема слова. Необходимо назвать гласные буквы в словах:
Трава - а а , цветы – е ы , горы - о ы , тучи - у и , камни - а и , аист - аи .
- Определите ударные гласные в словах. Слайд 5
Необходимо назвать слово и выделить ударный гласный звук в словах – названиях картинок:
Зонт - о, корзина - и, свеча - а, море – о, роза – о, груша – у, персик – е, часы - ы.
- Определите картинки, в названии которых 4 звука (5 звуков).
Учащимся предлагается рассмотреть картинки, назвать их и определить количество звуков в слове. Выполнить звуковой анализ слов.
Слайд 6 - слова: слон, лес, лев, рыба, шапка, утки - 4 звука.
Слайд 7 - слова: бусы, лимон, малина, плащ, кепка, сумка - 5 звуков.
- Сопоставьте звуковые схемы со словами.
Необходимо назвать слово, определить количество звуков и соотнести со звуковой схемой.
Слайд 8 - Звуки гласные и согласные твёрдые
Слова 1 группы: сом, дом, сок.
Слова 2 группы: ваза, роза, луна.
Слайд 9 - Звуки гласные, согласные твёрдые и мягкие
Слова 1 группы: зима, репа, лиса.
Слова 2 группы: гуси, дыня, сани.
- Разложите картинки в порядке возрастания количества звуков в словах.
Необходимо назвать слова – названия картинок, определить количество слов и распределить по группам:
Слайд 10
3 звука – жук, лев;
4 звука – утюг, мост;
5 звуков – грибы, белка.
Слайд 11
4 звука – рыба, тигр;
5 звуков – жираф, зебра;
6 звуков – корова, собака.
- Составьте слова из букв.
Учащиеся называют буквы и составляют из них слова. Правильно составленное слово и картинка появляется по щелчку мыши.
Слайд 12 - т, к, и – кит, а, ш, р - шар, а, б, а, ж – жаба, у, к, т, а – утка, о, ш, к, к, а – кошка.
Слайд 13 – ч, м, я – мяч, я, а, з, ц – заяц, б, х, е, л – хлеб, й, к, а, е. л – лейка, а, з, б, р, е - зебра.
- Выделите первый звук слов и составьте слово.
Учащиеся называют слово – название картинки и выделяют первый звук. По первым звукам составляют слово. По щелчку мыши появляются буквы и всё слово.
Слайд 14 – дыня, остров, мак - дом
- лук, ирис, сорока, акула – лиса
Слайд 15 - стол, овощи, воробей, астры - сова
- клубника, ослик, заяц, ананас – коза
Слайд 16 - ландыш, утка, жук , апельсин – лужа
– картофель, рыба, арбуз, слон, кексы, иголка – краски
Список использованной литературы.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 2001 г.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников. - С.-Петербург., Союз, 2001 г.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников . - М., Владос, 1995 г.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями
Давайте вспомним, что представляют собой мыслительные операции анализа и синтеза мышления.Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез – ...
Звуковой анализ и синтез слов. Звук и буква У.
Конспект логопедического занятия....
Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза как основа коррекции нарушений устной речи и профилактики нарушений письменной речи.
Поиск новых путей повышения результативности логопедической работы привёл к тому, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми с ОНР можно, если изменить форму и содержание о...
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ РАЗЛИЧНОЙ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
Технологическая карта логопедического занятия. 1 год обучения...
Виды заданий для формирования и развития языкового анализа и синтеза у младших школьников по лексической теме "Зима"
В Данной методической разработке представлены задания, объединённые лексической темой "Зима". Расположены задания в порядке, следующим от слогового анализа к текстовому. Они связаны логично ...
Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза слова
Данный методический материал представляет консультацию для родителей, которая поможет в овладении ребенком навыками звукового и слогового анализа и синтеза слова....
Использование дидактических игр и упражнений для развития звукового анализа и синтеза у детей с ОНР
Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Использование игр в системе логопедической работы позвол...