Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Знаки препинания. Пунктуация как система правил."
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему
Урок предназначен для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений, работающих по программе С.И.Львовой. Данный материал может быть использован и учителем русского языка и литературы .Учитель на данном уроке учит учащихся правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложении, развивает память и воображение, а также формирует интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse_na_temu.docx | 473.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 6 классе на тему: «Знаки препинания. Пунктуация как система правил»
ЦЕЛЬ: создание условий для продуктивной деятельности ученика, в которой ученик может решить следующие задачи:
- систематизировать знания по теме «Синтаксис и пунктуация»;
- выявить основные навыки синтаксического и пунктуационного разбора простого и сложного предложения, словосочетания; умение выделять грамматическую основу предложения, обозначать второстепенные члены предложения, находить вводные слова, обращения, однородные члены предложения;
- содействовать проявлению самостоятельности при выполнении упражнений;
- способствовать развитию ответственности учащихся за выполняемую работу, формировать интерес к изучению родного языка.
ТИП УРОКА: : повторительно- обобщающий.
ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал, карточки, репродукции картин Исаака Левитана, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель : Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие в мир красоты, в мир природы. А т.к. на дворе осень, значит мы и начинаем с осени. Мы побываем у художников, поэтов, послушаем музыку. Нередко осень считают грустной, унылой порой : часто выпадают дожди, и небо становится хмурым, реже показывается солнце. Но и осенью бывают чудесные дни, прелесть которых воспели писатели, поэты, художники. / В сопровождении музыки А. Петров. Пьеса «Осенний марафон»/
II. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы обобщим и проверим знания, полученные вами по таким разделам языкознания, как «синтаксис» и «пунктуация». Вспомним знаки препинания. Каждый из вас сегодня постарайтесь работать активно, будьте уважительны к своим одноклассникам.
III. Работа по теме урока.
1)Проверка теоретических знаний. Игра «Лото». Ребята отвечают на вопросы, и тот кто правильно ответит получает карточку с изображением части картины. В результате игры ребята должны сложить картину И.Левитана «Золотая осень».
Вопросы:
- Что изучает синтаксис?
- Какие предложения по цели высказывания вам известны?
- Какие предложения по интонации вы знаете?
- Чем может осложняться простое предложение?
- Какие члены предложения называются однородными?
- На какие две группы делятся сложные союзные предложения?
- Приведите примеры предложений с вводными словами.
- Назовите второстепенные члены предложения?
Учитель: Ребята, отвечая на вопросы, вы сложили репродукцию картины Исаака Левитана «Золотая осень» .
История и описание картины
Картина была написана осенью 1895 года — в то время, когда Левитан жил в усадьбе «Горка», расположенной в полутора километрах от деревни Островно, находившейся на территории Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, а ныне входящей в состав Удомельского района Тверской области. На картине изображена река Съежа, протекающая рядом с Островно Это место находилось всего в полукилометре от усадьбы «Горка»
Левитан любил рисовать осенние пейзажи — у него было более сотни картин, связанных с этим временем года.
Учитель: Обратите внимание на доску. Перед вами репродукции картин Исаака Левитана.
1)И.Левитан «золотая осень. Слободка». 1889 г.
2)И.Левитан «Осень. Поместье». 1894 г.
3)И. Левитан «Осень». 1889 г.
4)И. Левитан «Осень». 1896 г.
2)Индивидуальная работа. Трое учащихся получают карточки .
Карточка № 1 (простой уровень).
Прочитайте предложения. Определите, какие знаки препинания пропущены. Расставьте их. Подчеркните главные члены предложения.
1) Запели тесаные дроги бегут равнины и кусты. 2) Тебе одной плету венок цветами сыплю стежку серую. 3) Снова вернулся я в край родимый. Кто меня помнит Кто позабыл
- Словарная работа: стежка (тропинка), дроги (удлиненная повозка без кузова ).
__________________________________________________________________
Карточка № 2 (средний уровень )
Прочитайте предложения. Определите, какие знаки препинания пропущены. Расставьте их. Подчеркните главные члены предложения.
- Запели тесаные дроги бегут равнины и кусты. 2) Тебе одной плету венок цветами сыплю стежку серую. 3) Снова вернулся я в край родимый. Кто меня помнит Кто позабыл 4) И мне в ответ березка «О любопытный друг, сегодня ночью звездной здесь слезы лил пастух». 5) Никнут шелковые травы пахнет смолистой сосной
- Словарная работа: стежка (тропинка), дроги (удлиненная повозка без кузова )
_________________________________________________________________
Карточка № 3 (сложный уровень)
Прочитайте предложения. Определите, какие знаки препинания пропущены. Расставьте их. Подчеркните главные члены предложения.
1) Запели тесаные дроги бегут равнины и кусты. 2) Тебе одной плету венок цветами сыплю стежку серую. 3) Снова вернулся я в край родимый. Кто меня помнит Кто позабыл 4) И мне в ответ березка «О любопытный друг, сегодня ночью звездной здесь слезы лил пастух». 5) Никнут шелковые травы пахнет смолистой сосной. 6) Звени, звени, златая Русь волнуйся, неуемный ветер
- Словарная работа: стежка (тропинка), дроги (удлиненная повозка без кузова ), златая (золотая).
3) Следующее задание «Отыщи словосочетание»
Учитель: Ребята, вы помните, что предмет изучения синтаксиса - словосочетания и предложения. Остановимся на такой важной единице языка, как словосочетание. Вы должны помнить о строении словосочетания, а также о группах, на которые делятся словосочетания в зависимости от принадлежности главного слова к определённой части речи. У каждого из вас на столе рисунок с изображением пустых домиков. Ваша задача : поселить в домики жильцов , т.е. словосочетания.
Это задание выполняется по вариантам. 1 вариант выписывает именные словосочетания, 2 – глагольные. Для этого каждый ученик получает карточку в виде конвертика.
Все учащиеся получают текст стихотворения А.С. Пушкина.
Учитель читает отрывок стихотворения под музыку.П. Чайковского «Времена года»(Октябрь)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Проводится взаимопроверка. (Ключи у каждого ученика).
4)Создание проблемной ситуации
(включаем проблемный вопрос, создающий ситуацию для обучающихся и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия)
На экране компьютера высвечивается слайд (2) со словами.
-Ребята, а теперь поговорим о предложении.
-Итак, перед нами слова, которые необходимо прочитать:
Лебеди, перелетные , места, птицы, родные, торопливо, последние, утки, гуси ,покидают.
-Как вы думаете, для чего нам нужны сегодня эти слова?
- Молодцы, перед нами был зашифровано предложение. Чтобы составить предложение необходимо соединить друг с другом данные слова, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определенном порядке.
-И вот, что получилось. (Слайд 3)
Торопливо покидают родные места последние перелетные птицы утки лебеди гуси.
- Что-то затрудняет чтение текста? Чего же в нем недостает? (не хватает знаков препинания).
-Давайте расставим знаки препинания. (Слайд 4).
-Какие разделы языкознания помогли нам составить предложение? (Синтаксис и пунктуация)
-Дайте определения «синтаксису» и «пунктуации».
-Ребята, давайте назовем все знаки препинания. (Слайд 5)
.– точка
? – вопросительный знак
! – восклицательный знак
… – многоточие
, – запятая
; – точка с запятой
: – двоеточие
- – тире
( ) – скобки двойные (круглые)
« » – кавычки двойные
5) Работа с текстом. (у каждого ученика текст) (Приложение)
(дифференцированное задание)
Ноябрь – полузимник.
(1) Погасли яркие краски осени. (2)Прозрачными стали сизые дали, замолкли рощи. (3)Хмурится небо.
(4) Неуютно стало в лесу. (5)Деревья стоят голые, черные. (6)Скрипят и качаются ощипанные березы, осины, ольхи. (7)Переоделся заяц в белую шубку, как-никак зима подступает.
(8) Торопливо покидают родные места последние перелетные птицы: утки, лебеди, гуси. (9)Высоко летят журавли. (10)С высокого неба слышим мы их прощальные голоса. (11)До свидания, журавли!
Задания по тексту
-Прочитайте текст.
Самостоятельная работа с текстом (у каждого ученика карточка)
- для слабых детей – расставить знаки препинания
- для средних детей – вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания
- для сильных детей – вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, подчеркните главные члены предложения.
-Найдите в тексте нераспространенные предложения
-Найдите предложение с обобщающим словом
-Найдите предложение с обращением
- Найдите предложения с однородными членами , запишите их в тетради, подчеркните однородные члены.
Сделайте синтаксический разбор 6 - го предложения (учащийся у доски).
Самопроверка. (Приложение 2)
6) Контроль. Выполнение тестов по вариантам. Проверку проводит учитель.
Вариант 1
А1. Какая пара слов не является словосочетанием?
1) хочу благодарить
2) добрый вечер
3) он улыбается
4) устойчивые выражения
А2. Укажите грамматическую основу предложения.
Люди при встрече должны здороваться, то есть желать друг другу здоровья.
А3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Я хочу быть культурным и говорить вежливые слова.
2)По части вежливости лучше пересолить ,чем недосолить.
3) Поступишь ты вежливо, и мудро, если, проснувшись, скажешь: «Доброе утро».
4) Молодой человек первым здоровается с женщинами, со старшими по возрасту и положению.
А4. Какое предложение простое?
1) А если вечером я друга встречу, ему скажу я: «Добрый вечер»
2) В прошлом веке вызывали на дуэль тех, кто не здоровался со знакомыми.
3) Маша всегда здоровается приветливо и отчетливо.
4) Я хочу усвоить и запомнить все эти правила, чтобы быть воспитанным человеком.
А5 В каком предложении знаки препинания расставлены правильно?
1) Друзья, вот вам на всякий случай стихи о школьнике одном. (В. Масс, М. Червинский).
2) Когда ты хочешь молвить слово мой друг подумай, не спеши. (Ф.Васильев)
А6. Напишите, каким по цели высказывания является предложение?
Пусть доброе утро продлиться до вечера!
Вариант 2
А1. Какая пара слов не является словосочетанием?
1) воспитанный человек
2) сказать при встрече
3) я улыбаюсь
4) руку протягивает
А2. Укажите грамматическую основу в предложении.
Я перед всеми ребятами сдам зачет по правилам приветствия.
А3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1).Первым здоровается тот, кто лучше воспитан.
2).И каждый становится добрым, доверчивым.
3). У каждого народа свои обычаи, традиции, и правила приветствия.
4). Нас всюду окружают люди: добрые и злые, жадные и милосердные, грубые и алчные.
А4. Какое предложение простое?
1).Я слышал, что в какой-то стране люди при встрече дружески трутся носами.
2). Вова сейчас много трудиться над собой, следит за своей речью и учит этому всех приятелей.
3). Девочка первой подает руку мальчику, когда они знакомятся.
4). Если вас не затруднит, подвиньтесь , пожалуйста.
А5. В каком предложении знаки препинания расставлены правильно?
1). Дорогая Наташа! Большого счастья в Новом году.
2) Друзья мои следуйте хорошему примеру, продляйте добрым словом жизнь людей.
А6. Напишите, каким по цели высказывания является предложение.
Не будете ли вы так добры уступить мне место?
7)Упражнение «Неприступный замок». (Данное упражнение учащиеся выполняют во время проверки учителем тестов)
Замок окружён рвом, наполненным водой. В нём «тонут» простые и сложные предложения. Поможем им? Чтобы их вытащить, нужно вспомнить, какова роль союза и в предложении?
Задание: 1) Найдите простые предложения с союзом и, связывающим однородные члены(подчеркните однородные члены). (Предложения спроецированы на доске. Слайд 6)
2) Найдите сложные предложения (выделите основы).
1)Опавшая листва устилает землю и громко шуршит при каждом прикосновении. (Ф. Залтен)
2)Желтеет сень кудрявая дубов, и красен круглый лист осины. (Е. Баратынский)
3) Мы спали на листьях и насквозь пропитались их запахом.(К. Паустовский)
4)Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты. (А. Плещеев)
IV.Подведение итогов. Выставление оценок.
V.Д/З.
Дома подобрать предложения с сравнительными оборотами и обращениями из стихотворений известных русских поэтов, объяснить постановку знаков препинания.
НАПРИМЕР:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. («Листопад» Иван Бунин)
Сжалься, осень! Дай нам света!
Защити от зимней тьмы!
Пожалей нас, бабье лето:
Паутинки эти — мы. (Д. Кедрин)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
РАБОТА С ТЕКСТОМ (1)
(1)Кончается лето. (2)Все ярче костры листопада. (3)Березы и клены осень покрасила в желтый цвет а листья осинок разрумянила. (4)Отправилась она в леса в поля в луга убрала с полей золотые хлеба а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога.
(5)Поднялись в небо косяки птиц журавлей уток гусей. (6)Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. (7)«До свидания птицы!» — провожают их люди.
Задания по тексту:
1-Прочитать текст.
2- Расставьте знаки препинания.
3-Найдите в тексте нераспространенное предложение.
4-Найдите предложение с обобщающим словом.
5-Найдите предложение с обращением.
6- Найдите предложения с однородными членами , запишите их в тетради, подчеркните однородные члены.
7- Сделайте синтаксический разбор 6 - го предложения.
РАБОТА С ТЕКСТОМ (2)
(1)Кончается лето. (2)Все ярче костры листопада. (3)Березы и клены осень покрасила в ж..лтый цвет, а листья ..синок ра..румянила.(4) Отправилась она в леса в поля в луга убрала с п..лей з..лотые хлеба а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога.
(5)Поднялись в небо косяки птиц журавлей уток гусей. (6)Вот под самыми ..блаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет р..дным местам.(7) До свидания птицы! — провожают их люди.
Задания по тексту:
1-Прочитать текст.
2-Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
3-Найдите в тексте нераспространенное предложение.
4-Найдите предложение с обобщающим словом .
5-Найдите предложение с обращением.
6- Найдите предложения с однородными членами , запишите их в тетради, подчеркните однородные члены.
7- Сделайте синтаксический разбор 6 - го предложения
РАБОТА С ТЕКСТОМ (3)
(1)Кончается лето. (2)Все ярче костры листопада. (3)Березы и клены осень покрасила в ж..лтый цвет, а листья ..синок ра..румянила.(4) Отправилась она в леса в поля в луга убрала с п..лей з..лотые хлеба а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога.
(5)Поднялись в небо косяки птиц журавлей уток гусей. (6)Вот под самыми ..блаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет р..дным местам.(7) До свидания птицы! — провожают их люди.
Задания по тексту:
1-Прочитать текст.
2-Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания, подчеркните главные члены предложения.
3-Найдите в тексте нераспространенное предложение.
4-Найдите предложение с обобщающим словом.
5-Найдите предложение с обращением.
6- Найдите предложения с однородными членами , запишите их в тетради, подчеркните однородные члены.
7- Сделайте синтаксический разбор 6 - го предложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Ключи к самопроверке.
(1)Кончается лето. (2) Все ярче костры листопада. (3) Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок разрумянила. (4)Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога.
(5)Поднялись в небо косяки птиц: журавлей, уток, гусей. (6)Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. (7)«До свидания, птицы!» — провожают их люди.
Задания:
3-Найдите в тексте нераспространенное предложение. (1)
4-Найдите предложение с обобщающим словом (5 )
5-Найдите предложение с обращением (7)
6- Найдите предложения с однородными членами (3,4,5,6) , запишите их в тетради, подчеркните однородные члены.
7- Сделайте синтаксический разбор 6 - го предложения
6)Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. (Повест.,невоскл.,простое, двусост., распр., осложнено однородными сказуемыми)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Конспект урока русского языка. 11 класс. "«Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»"
Данный урок позволит углубить знания учащихся 11 класса о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; отработать умение правильно ставить знаки препинания в СП...
Разработка урока русского языка 5 класс "Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением"
Урок- изучения нового материала...
Технологическая карта урока русского языка, 5 класс, тема "Синтаксис и пунктуация "
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксис и пунктуация".Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Приложение для урока презентация "Синтаксис и пунктуация"...
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. "Повторение. Синтаксис и пунктуация. Прямая речь и знаки препинания при ней. Диалог"
Предложен материал для самостоятельного повторения темы....