Конспект урока "Комплексный анализ текста". Дифференцированное обучение
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Урок для подготовки учащихся 9-х классов к ГИА, проводится групповая деятельность учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_analiz_teksta_podgotovka_k_gia.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока
Автор: Рогачева Д.С.
Название образовательного учреждения: МБОУ СОШ №28
Предмет: русский язык
Тема: комплексный анализ текста (подготовка к ГИА)
Класс:9
Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 9 класса, авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др.
Время реализации занятия:40 минут
Цель урока:
- формировать лингвистическую, коммуникативную, эстетическую и нравственную компетенции при подготовке к ГИА:
- развивать осведомленность школьников в системе родного языка;
- расширять осведомленность девятиклассников в особенностях создания собственного текста.
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать навыки комплексного анализа текста;
- обогащать активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи учащихся, формировать и совершенствовать умения и навыки грамотного и свободного владения устной и письменной речи;
Развивающие:
-развивать учебно-познавательные интересы и способствовать повышению познавательной активности;
-способствовать развитию творческих способностей и индивидуальных особенностей учащихся;
-развитие логического мышления, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку, умению обобщать, систематизировать, углублять знания по развитию речи, ориентированной на написание сжатого изложения и сочинения на лингвистическую тему;
- формирование речевой культуры через овладение языковыми нормами;
- формирование умения применять полученные знания на практике.
Воспитательные: воспитание личности, умеющей не только грамотно и доказательно излагать свои мысли, но и постигающей нравственные ценности человечества.
Тип урока: повторение и обобщение знаний
Форма урока: урок-исследование
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, распечатанные тексты, таблицы-памятки, словари В.И.Даля, С.Ожегова.
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация |
Определение темы занятия. Постановка целей. | |
1. Введение в тему. | 1 |
2. Актуализация знаний | 3 |
Знакомство с текстом | |
1.Чтение учителем текста | 7 |
2.Слово учителя с элементами беседы | 4 |
Работа в группах | |
1. Задания для первой группы | 1 |
2. Задания для второй группы | 1 |
3. Задания для третьей группы | 1 |
4. Задания для четвёртой группы | 1 |
5. Проверка работы в группах. | 4 |
Практическая работа: сжатое изложение | |
1. Повторение способов сжатия текста | 4 |
2.Коллективная работа: подготовка к сжатому изложению | 10 |
3.Парная работа (сильный-слабый) | 3 |
4.Проверка ученических работ | 3 |
Подведение итогов. Рефлексия | 1 |
Домашнее задание | 1 |
Итого по времени | 45 минут |
Ход урока:
1.Организационный момент.
-Добрый день, ребята! Каждый урок дарит вам что-то новое, необыкновенное. Вы делаете открытия, обогащаетесь интеллектуально и духовно. Надеюсь, что и сегодняшний урок не будет исключением.
2.Определение темы занятия и постановка целей урока.
-ребята, давайте вместе определим цели урока. Главная задача на данном уроке, конечно же,- хорошо подготовиться к сдаче ГИА. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это вам сделать? Умение написать сжатое изложение, сочинение в жанре рассуждения, орфографическая и пунктуационная грамотность, знание теории языка. Сформировать все эти умения поможет комплексный анализ текста, что я вам и предлагаю сделать на уроке.
3.Знакомство с текстом.
Прослушайте внимательно текст, постарайтесь мысленно увидеть и понять всё, что в нём говорится.
Текст читает учитель
(1)Лес всегда шумит. (2) Только шумит он по-разному.
(3) Зимней порой, когда вьется в падях, в щелях утесов злой ветер хиуз, оголенный,
безлистый березник жмется вершинами к высоким иззябшим соснам(4). На опушках пляшет снежная пурга.(5) Пустынно, безрадостно.(6) И ветви деревьев, сплетаясь жесткими, застывшими концами, звенят печально и зло.
(7) А как ласково шепчутся молодые листочки весной!(8) Влажные, клейкие, они сбрасывают прочь чешую почек, что сохранила их за зиму. (9) Тянутся к свету, к солнцу, трепещут.(10) Не бывает в эту пору суровых ветров.(11) Все смягчает весна.(12) Земля тянет к себе, привлекает к набухшей груди, манит в сочные травы самые неспокойные, ералашные ветры.(13) И шумит лес не одними вершинами, как это бывает в зимнюю стужу, — шумит стволами своими, шумит отставшей корой, шумит у корней шорохом новых побегов.(14) Ласково, нежно.(15) А в темной зелени снуют тысячи радостных обитателей леса.(16) Рассыпают по сухостоинам звонкие трели пятнистые дятлы, гудят мохнатые шмели…(17) Весна!(18) Весенний шум!
(19) Плеском широкой волны катятся летние ветры в вершинах деревьев, подпорожным
прибоем спускаются к нижним ветвям.(20) Лес шумит.(21) Шумит густым, строгим гудом. (22) Слышен в нем ропот, обида на душные летние ночи, на знойные дни. (23) Слышна в этом шуме гордость своей красотой, величием, мудростью, силой.(24) В летние ночи думает лес.
(25) Неподвижно стоят деревья, подняв к небу свои зеленые кроны(26). Тихий свет редких
звезд струится между ветвей, серебряными бликами ложится на листьях.(27) От холодных болот ползут к лесу густые туманы.(28) Мелкие капли росы сверкают в кругах паутины.(29) А лес шумит.(30) Тихо, проникновенно.(31) Трудно уловить лесные шорохи: треснет ствол, обломится и упадет на землю ветка, отряхнется во сне пухлогрудая рябка, заденет филин крылом колючую ель, взлетит на вершину и тревожно гукнет в серую мглу…
(32) Хрустят осенние листья под легкой побежкой барсука.(33) К полудню, обсушив растаявший иней, солнце лодочкой скоробит опавшие листья, сделает хрупкими, ломкими.(34) Не только барсук — мышь не пробежит незаметно.(35) Ветер гуляет в березняках, тальниках, гнет кусты, обрывает последние листья, устилает ими застывшую землю.(36) Лес мятежно шумит.(37) По небу ползут низкие тучи.(38) Они уходят вдаль, сливаются с горизонтом.(39) Серые, однообразные.(40) Брызжет холодный дождь.
(41) Устало сбегают на землю с обтрепанных сучьев светлые капли воды…
(По С.Сартакову)
Беседа с учащимися:
-это отрывок из романа Сергея Сартакова «Хребты Саянские». Книги его отмечены любовью к Сибири и людям, которые здесь живут. Писатель родился в Омске (1908-2005), потом семья переехала в Минусинск. Много рассказов написал для детей («Плот идёт на Север», «По чугунным порогам»). Очень любил сибирскую природу и делал всё, чтобы уберечь её от гибели.
Работа в группах:
-Перед вами текст, который вы только что прослушали. Название опущено намеренно, вы можете посоветоваться и предложить свой вариант. Хотелось бы, чтобы в ваших названиях была отражена основная мысль текста. Сейчас вы получите задание и начнёте работать. Задания разнообразны по своему характеру, поэтому вы можете выбрать то, которое вам более интересно.
Задания для 1-ой группы:
1.Докажите, что это текст.
2.Определите стиль и тип речи текста.
3.Объясните орфограммы и пунктограммы в 3-ем предложении.
4.Среди предложений 1-6 найдите простое безличное предложение. Укажите его номер.
5.Укажите предложение (-я), в котором средством выразительности является олицетворение.
6.Предложите свой вариант сжатого пересказа 1-ой части текста (с 1-го по 10-ое предложения).
Задания для 2-ой группы:
1.Определите способ связи между 12-м, 13-м, 14-м предложениями в тексте.
2.Среди предложений 12-18 найдите простое назывное. Укажите его номер.
3.Предложите свой вариант сжатого пересказа текста( предложения с 11-го по 21-ое).
4.Найдите в тексте многозначные слова. В каких значениях они употреблены?
5.Объяните пунктуационные знаки в 13-ом предложении.
6.Выпишите словосочетания из 19-го предложения и разберите их, указывая вид связи.
Задания для 3-ей группы:
1.Определите стиль текста, обоснуйте свой выбор ( основная цель данного стиля, жанр, основные черты, разнообразие синтаксических конструкций).
2.Предложите свой вариант сжатого пересказа текста (предложения с 22-го по 32-ое).
3.Среди предложений 22-25 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
3.Из предложений 25,31 выписать словосочетания со связью примыкание.
4.Из предложения 23 выпишите слово, в котором буква в обозначает звук / ф/.
5.Объясните орфограммы и пунктограммы в 31-ом предложении.
6.Объясните значение встречающихся в тексте диалектных слов. С какой целью употребляет их автор?
Задания для 4-ой группы:
1.Определите тип текста. Обоснуйте свой выбор.
2.Предложите свой вариант сжатого пересказа последней части текста(с 33-го предложения).
3.Среди предложений 33-35 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
4.Затранкрибируйте слово обсушив. Назовите фонетические явления, связанные с произношением этого слова.
5.Назовите средства художественной выразительности в предложениях 35- 37.
6.Укажите количество грамматических основ в предложении 35. Ответ запишите цифрой.
Проверка работы в группах
-заслушиваются результаты работы каждой группы.
Практическая работа: сжатое изложение:
- а теперь поработаем над изложением, вспомним приёмы сжатия (компрессии) текста.
Работа с памяткой «Как писать сжатое изложение» Сегодня мы проанализируем текст С.Сартакова и сделаем его компрессию. Вначале давайте вспомним памятку «Как писать сжатое изложение». 1) Определите тему текста. 2) Сформулируйте основную мысль. 3) Определите стиль. 4) Выделите микротемы . 5) Определите способ сокращения текста. 6) Передайте содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Содержательные приемы компрессии текста: 1) Разделение информации на главную и второстепенную, исключение второстепенной и несущественной информации. 2) Свертывание исходной информации за счет обобщения.
Языковые приёмы компрессии текста: 1) Замены: А) замена однородных членов обобщающим наименованием; Б) замена фрагмента текста синонимичным выражением; В) замена предложения или его части указательным местоимением; Г) замена сложноподчиненного предложения простым; Д) замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением; 2) Исключения: А) исключение повтора; Б) исключение фрагмента предложения; В) исключение одного или нескольких синонимов ; 3) Слияния: А) слияние нескольких предложений в одно.
- Сегодня на уроке мы попытаемся отработать несколько методов, а именно, замену сложноподчинённого предложения простым, замену однородных членов обобщающим наименованием, слияние нескольких предложений в одно.
- Вместе с вами мы сделаем компрессию 1 абзаца, а далее вы будете работать самостоятельно и в малых группах (сильный - слабый).
Проверка ученических работ.
Подведение итогов. Рефлексия.
Домашнее задание: напишите свой вариант сжатого изложения всего текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
"Обучение комплексному анализу текста при подготовке к ЕГЭ"
Данный урок может быть проведен при обучении школьников комплексному анализу текста....
Конспект урока "Анализ текста на основе клоуз-теста 5 класс
Конспект урока "Анализ текста на основе клоуз-теста 5 класс...
Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».
Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....
Конспект урока по обучению комплексному анализу текста (По рассказу И.С.Тургенева «Муму»).
Данный материал может быть использован учителями русского языка и литературы....
«Использование метода денотативного анализа иноязычного текста при обучении чтению (на основном этапе обучения)»
Актуальность опыта обусловлена тем, что чтение играет важную роль для развития у учащихся навыков языковой догадки и чувства языка, обогащает словарный запас, развивает грамматические навыки, фо...
Дифференцированное обучение. Подготовка к ОГЭ по математике. Текст к презентация
Анализ ошибок ОГЭ по математике 2023 по материалам МО МО ВО МО АСОУ и рекомендации учителю....