Использование метода денотативного анализа текста при обучении английскому языку в школе. На материале УМК “Spotlight”
методическая разработка по английскому языку

Якимчук Елена Владимировна

Если цель школьного обучения - формирование успешности каждого ученика, то формирование читательской грамотности - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода денотативного анализа текста при обучении английскому языку в школе.

На материале УМК “Spotlight”

Якимчук Е.В., учитель английского языка

ГБОУ «Морской лицей» Приморского района

Санкт-Петербурга

Что может помочь выстроить систему работы на уроках каждому учителю, и систему учебной работы в школе, чтобы создать условия для формирования УУД?

«В основе всех эффективных реформ и в Великобритании, и в Финляндии, и в других успешных образовательных системах - лежит смысловое чтение. В ФГОС и в начальной, и в основной школе обязательными для реализации являются междисциплинарные программы «Чтение. Работа с текстом» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Междисциплинарные! То есть способствующие созданию целостной системы работы по формированию читательской грамотности. Да, чтение, или по-другому работа с информацией, лежит в основе формирования любых УУД.

Если цель школьного обучения - формирование успешности каждого ученика, то формирование читательской грамотности - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.

Во многом облегчить поиск решения данной проблемы может  Метод денотативного анализа иноязычного текста, который рассматривался многими лингвистами, в частности ученым-лингвистом А.И. Новиковым. Этот метод имеет в своей основе понимание  образа содержания текста, который воспроизводится графически в денотатной схеме. Под денотатом понимается тот предмет, явление, процесс, о котором идет речь в тексте, а система денотатов представляет собой  содержание текста, т.е. денотаты – это объекты реальной действительности, являющиеся единицами содержания текста.

  Денный метод я использую с учащимися среднего и старшего звена при обучении различным видам чтения. Он значительно  оптимизирует традиционную систему  работы с текстом на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах, активизируя у обучаемых процессы осмысления, запоминания и усвоения текстовой информации.

В рамках такой работы ученикам можно предложить:        

  1. упражнениях на понимание лексико-тематической основы текста
  • изучить денотатную карту текста и дополнить ее ключевыми словами   из текста;
  • прочитать текст и завершить составление денотатной карты
  1. В упражнениях на установление смысловой связи между единичными фактами текста
  • прочитать текст и заполнить его денотатную карту,  в которой приводятся только пустые блоки;
  • прочитать текст и изучить его денотатную карту, сказать, какие действия не получили в ней отражение
  1. В упражнениях на контроль понимания основного содержания  текста  
  • составить денотатную карту прочитанного текста и пояснить ее;
  • пересказать текст, используя денотатную карту в качестве опоры.

План составления денотатной карты текста:

  1. Прочитайте текст с целью полного извлечения информации.
  2. Найдите объекты (денотаты), о которых идёт речь в тексте.
  3. Определите основную тему текста и выделите основную тему текста и выделите вершину денотатной карты (слово, фраза, предложение).
  4. Постройте денотатную карту, соединяя вершину с выделенными объектами (денотатами), используя слова (глаголы, союзы, наречия), раскрывающие предметные взаимосвязи между денотатами.
  5. Проверьте логическую взаимосвязь между денотатами.

Заключите глаголы в овалы, а всю остальную информацию – в прямоугольники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Использование метода проектов для повышения мотивации обучения английскому языку»

Доклад Использование метода проектов для повышения мотивации обучения английскому языку...

Использование метода денотативного анализа текста. На материале УМК Spotlight. Запрет жестоких видов спорта. Эссе за-и-против. Конспект урока в 9 классе.

Материал включает в себя конспект урока, денотатную карту (для работы с текстом-образцом) и органайзер For-and-against essay....

Практическое применение метода денотативного анализа текста.

Материал включает в себя примеры денотатных карт к урокам 5 - 11 классов и описание возможных упражнений для работы с ними.  УМК Spotlight...

Статья на тему: Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения английскому языку в школе

Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения английскому языку в школе...

Использование сервисов Web 2.0 в обучении английскому языку в школе

В презентации описаны основные возможности сервисов Web 2.0 в обучении английскому языку...

«Использование метода денотативного анализа иноязычного текста при обучении чтению (на основном этапе обучения)»

Актуальность опыта  обусловлена тем, что чтение играет важную роль для развития у учащихся навыков языковой догадки и чувства языка, обогащает словарный запас, развивает грамматические навыки, фо...

Использование метода денотативного анализа текста при обучении английскому языку в школе. На материале УМК “Spotlight”

Если цель школьного обучения - формирование успешности каждого ученика, то формирование читательской грамотности - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего добывать самостоятель...