Конспект урока по обучению комплексному анализу текста (По рассказу И.С.Тургенева «Муму»).
учебно-методический материал (5 класс)

Гарифуллина Розалия Илдаровна

Данный материал может быть использован учителями русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл garifullina_rozaliya.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению комплексному анализу текста.                                                                   

Урок по литературе в 5 классе

Тема: «Самое замечательное лицо из всей челяди»

(По рассказу И.С.Тургенева «Муму»»)

Цель:

1. Учить детей ставить учебную задачу через восприятие текста

2. Развивать познавательную и речевую деятельность учащихся

3. Воспитывать грамотного читателя

Оформление:

1. Изображение на экране:

- портрет И.С.Тургенева, годы жизни – 1818-1883гг;

- иллюстрация Н.Д.Дмитриева-Оренбургского «И.С.Тургенев на охоте», 1879г;

Аппликация «Воробей»;

- названия произведений: «Записки охотника», «Муму», «Ася», «Отцы и дети», «Русский язык».

Ход урока:

I. Установка:

 Что вы ждете от урока?

- Чего жду от вас я? (работу мысли);

II. Слово о писателе

- Этого ждет от вас и писатель И.С.Тургенев, а для этого приглашает к разговору.

Но прежде слово о Тургеневе. Если о нем ничего не будет сказано, то книга будет «молчать».

Что это значит? (Не зная писателя, трудно будет воспринимать его произведение).

У И.С.Тургенева интересная биография. Остановлюсь на том, что он очень любил охоту, но не столько хотел поймать зверька, сколько почувствовать природу, приблизиться к ней.

Как-то возвращался с охоты, рядом бежала его собака Трезор. Он обратил внимание, что собака начала красться. И тут Тургенев увидел птенца, выпавшего из гнезда. Маленький, беспомощный, сидел неподвижно. Собака приближалась к нему. Вдруг, сорвавшись с дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой мордой Трезора. Весь взъерошенный, с отчаянным писком прыгнул два раза в направлении зубастой пасти. Он ринулся спасать свое детище. Его тело трепетало от ужаса, голосок охрип, он замирал, он жертвовал собой.

Трезор попятился, видно, признал силу воробья.

Тургенев отозвал собаку. Он шел и думал: «Героическая птица. Да, любовь сильнее смерти. Только любовью движется жизнь».

Почему именно у любви такая силища? (Только «любовь имеет секретный ключ» к любой двери).

Тургенев всегда писал о любви: к родному языку, природе, Родине, женщине, родителям, крестьянам и просто к человеку. Об этом его замечательные произведения:

- «Записки охотника»;

- «Муму»;

- «Ася»;

- «Отцы и дети»;

- «Русский язык»;

- Какое из этих произведений вы прочитали? («Муму»);

- Кого из героев писатель согревает теплыми чувствами? (Герасима);

III. Определение темы и цели урока.

- Прежде, чем приступить к обсуждению рассказа «Муму», мы должны сформулировать тему урока.

- Напомню: тема требует вопроса «О ком? О чем? (О Герасиме);

- Вслушайтесь в формулировку:

- Тема: «Герасим».

- Как она звучит? (Неинтересно, она не наводит на размышления);

- Тема указана в тексте, и внимательный читатель ее увидит;

«Самое замечательное лицо из всей челяди»

- Что именно имел в виду писатель под определением «замечательное лицо»? (Внешнюю и духовную красоту героя);

- Теперь соединим тему и цель урока:

Тема: «Самое замечательное лицо из всей челяди»

Цель:

1. Доказать, что Герасим – «самое замечательное лицо из всей челяди»

2. Увидеть, что Герасим – «самое замечательное лицо из всей челяди»

3. Понять, что заставило писателя назвать Герасима самым замечательным человеком среди дворни.

- Выбираем формулировку цели под № 3, так как в начале урока я вам сообщила, что писатель приглашает нас к разговору. Если не понять писателя, то разговор не получится.

Итак, окончательный вариант:

Тема: «Самое замечательное лицо из всей челяди»

Цель:

1. Понять, что заставило писателя назвать Герасима самым замечательным человеком среди дворни.

IV. Разговор с писателем о Герасиме (I глава)

1. Вопросы от Тургенева:

- Как Герасим оказался в Москве? (Его барыня взяла из деревни);

- А как писатель вам рассказал? (с. 209):

«Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев.»

- Почему именно его? (Он был работящий и выносливый);

 - Найдите в тексте подтверждение вашим словам (с. 209):

«…считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли…»;

- Так чем был замечателен Герасим? (Природной силой, умением красиво работать);

- Как вы объясните действия барыни: «…взяла и привезла Герасима из деревни»? (Россия 19 века до 1861 года была крепостной страной, где крестьянин был крепостным, безвольным, бесправным человеком);

- Что значит крепостное право? Выберите нужный вариант:

А) Это право крестьянина жить в крепости по принципу: «мой дом – моя крепость»

Б) Это закрепленное право крестьянина на землю и свободу.

В) Это полная зависимость крепостного крестьянина от своего помещика.

(Выбираем вариант № 3)

- Какие еще моменты в I главе говорят о бесправии Герасима? Зачитайте:

«Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали в руки метлу и лопату и определили его дворником»;

«…скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, взяли, поставили на вагон железной дороги – и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат – Бог весть!»;

- Что помогло нашему герою не потерять свое «лицо», несмотря на трагическую обстановку? (Любовь к труду, привычка работать красиво, чувство собственного достоинства);

- Что значит «чувство собственного достоинства?» (Уважение в себе человека);

- Приведите пример проявления данного качества у героя:

«Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, - они его побаивались, - а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице.

- Были минуты, когда Герасим «уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь».

- Это что? Проявление силы или слабости героя? (Проявление силы, он бунтовал, по-своему сопротивлялся.)

- Что заставило Тургенева возвысить крепостного крестьянина Герасима над всеми, кто работал на барыню? (Сила его характера).

V. Вывод

- Состоялся ли разговор с писателем? (Да);

- Что помогло вам в общении с Тургеневым? (Понимание);

- Проверим, действительно ли вы единомышленники с ним?

- Дайте характеристику Герасиму, используя прилагательные.

Какой он?

- Я вам даю цитату или пример из текста, а вы – качество, характеризующее нашего героя.

«Дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста…» (195,5 см);

Высокий

«Он работал за четверых…»

Сильный

- Высокий и сильный, значит какой?

Большой

«Одаренный необычайной силой…»

Очень большой, то есть огромный

«…но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице»

Гордый

«…Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок…»

Аккуратный

«Проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом…» (и так каждый день, а усердие и упорство не исчезали)

Терпеливый

«Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе» (Какая это работа? Без устали.  Какой человек работает без устали? Работящий)

Работящий

Высокий

Сильный                                                                                    Большой

Очень большой                                                                огромный

Гордый

Аккуратный

Терпеливый

Работящий

- Какое слово зашифровано? (Богатырь);

- Считает ли Тургенев Герасима богатырем? (Да);

- Зачитайте (с. 211, описание каморки);

Что заставило писателя назвать Герасима самым замечательным человеком среди дворни? (Богатырская натура).

Богатырская натура – сильная, духовно и физически.

VI. Домашнее задание

1. Испытания Герасима.

2. «Барыня…сперва было отдала приказание немедленно востребовать его назад в Москву, потом, однако, объявила, что такой неблагодарный человек ей вовсе не нужен» (с. 242).

Почему? Это при крепостном-то праве?

Подсказка:

1. Еще раз перечитать описание барыни, ее быт, образ жизни.

2. Период крепостного права.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обучение комплексному анализу текста при подготовке к ЕГЭ"

Данный урок может быть проведен при обучении школьников комплексному анализу текста....

Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №1).

Урок литературы по теме "Изучение рассказа И.С.Тургенева "Муму". Образовательные цели:- повторить знания о детстве и начале литературного пути И.С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил ...

Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №2)

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". Тема: "Герасим и Татьяна". Обучающие цели: обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Герасима; выявле...

Учебно-методическое пособие по развитию речи учащихся на уроках русского языка «Комплексный анализ текста»

В современных социальных условиях возникает необходимость подготовки конкурентно способной личности, обладающей универсальными знаниями, которые помогут ей самостоятельно, критически и творчески мысли...

Методическая разработка урока по теме: "Комплексный анализ текста"

На данном уроке учащиеся обучаются проведению лингвистического анализа текста, подготовке к написанию сочинения-рассуждения....

Разновозрастный урок по теме «Комплексный анализ текста» в 8 и 10 классах

Разновозрастный урок по теме «Комплексный анализ текста» в 8 и 10 классах...