Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб интеллектуальных игр «Мы и наш мир» (дебаты)»
рабочая программа (7, 8 класс)

Цель программы: Активизация интеллектуальных интересов учащихся; развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых социальных  условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma._debaty.docx43.02 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Клуб интеллектуальных игр «Мы и наш мир» (дебаты)»

7 - 8  класс

Учителя русского языка

и литературы Захарченко О.А.

Москва

2020


Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб интеллектуальных игр «Мы и наш мир» (дебаты)» была разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897);

Примерной программы внеурочной деятельности. Под. ред. В.А. Горского. – М: Просвещение, 2014 (Стандарты второго поколения);

технологии «Дебаты» (Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Том 1. – М: НИИ школьных технологий, 2006; стр.251-260;

технологии современного проектного обучения (кейс-стадии) (Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Том 1.– М: НИИ школьных технологий, 2006; стр.237);

Учебного плана ГБОУ Школа № 2075 на 2020-2021учебный год.

Программа реализуется в течение 2 лет. На изучение отводится      68 часов: 7класс – 34 часа; 8 класс – 34 часа; по 1 часу в неделю.

Цель программы:

Активизация интеллектуальных интересов учащихся;

 развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых социальных  условиях.

Задачи программы:

  • Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся.
  • Расширение кругозора, приобретение школьниками знаний о мире, в котором живем.
  • Освоение формата «Дебаты».
  • Формирование знаний о правилах групповой работы.
  • Пробуждение потребности к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности.
  • Совершенствование коммуникативной культуры учащихся.
  • Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; навыков позитивного коммуникативного общения.
  • Воспитание трудолюбия, целеустремленности и настойчивости для достижения результата.

 Рабочая программа

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

  • умения оценивать поступки людей,
  • умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • умения выражать свои мысли и эмоции.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • способности извлекать информацию из разных источников; свободно пользоваться справочной литературой;
  • умение отбирать и систематизировать материал на определенную тему;
  • умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
  • умение определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).

Коммуникативные:

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст;
  • умение создавать устные и письменные тексты (презентации) разных типов, стилей речи и жанров;
  • умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • умение владения разными видами монолога и диалога;
  • умение оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией.

Рефлексивные:

  • умение адекватно оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение адекватно оценивать результаты своей деятельности и деятельности товарищей, формулировать новые цели.

Предметные результаты:

  • умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и исследовательских задач;
  • самоопределение в области своих познавательных интересов;
  • умение работать с информацией из разных источников;
  • начальный опыт работы в проектно-исследовательской деятельности;
  • умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;
  • начальный опыт участия в общественно значимых делах.

В результате освоения программы обучающиеся научатся:

  • работать в команде через участие в игре «Дебаты»;
  • отстаивать свою позицию и вникать в позицию оппонента;
  • терпимо относиться к различным взглядам;
  • готовить публичное выступление и представлять его слушателям;
  • самостоятельно работать с информацией из периодических изданий, книг, Интернета;

получат возможность научиться:

  • составлять кейсы: отличать данные от информации,
  • выделять существенную и несущественную информацию, анализировать и представлять её;
  • вести дискуссию, убеждать окружающих, оппонентов;
  • защищать собственную точку зрения, составлять убедительный отчёт;
  • оценивать поведение людей, слушать их;
  • поддерживать чужое мнение в дискуссии или аргументировать своё.

Учебная цель и ожидаемый результат курса – освоение учащимися технологии дебатов («школьный формат» - формат Карла Поппера). Участие в городских соревнованиях игр «Дебаты».

Итог работы - проведение чемпионата по дебатам.

Содержание курса:

  • Знакомство с правилами игры в «Дебаты».
  • Обучение роли спикеров.
  • Построение сюжета доказательств.
  • Составление аргумента.
  • Обучение умению выделять аспекты при выдвижении аргументов.
  • Рассмотрение стратегии утверждения и отрицания.
  • Судейство в дебатах.
  • Организация и проведение соревнований.

Тематический план 7 класс.

Тема раздела

Дата

Тема 1. Введение в дебаты.

2

Тема 2. Технология «Дебаты».

2

Тема 3. Построение кейса.

4

Тема 4. Позиции в игре.

1

Тема 5. Знакомство с регламентом игры.

7

Тема 6. Аргументация и контраргументация.

11

Тема 7. Игровые ситуации

4

Тема 8. Заключение  

1

Резерв.

2

Итого

34 часа

Календарно-тематическое планирование 7 класс

п/п

Тема раздела

Дата

Тема 1. Введение в дебаты.

Актуальность курса, история дебатов. Общая характеристика интеллектуальной игры «Дебаты». Навыки, которые необходимы для ведения дискуссии. Цели и принципы игры, роли участников, утверждающая и отрицающая сторона.  Ключевые термины: дебаты, принципы дебатов, таймкипер, команда, спикер, кейс, тема, актуальность, тезис, аспект, критерий, оппоненты, утверждающая сторона, утверждение, отрицающая сторона, отрицание, аргументы, поддержки и доказательства, перекрестные вопросы, судьи, судейские протоколы, тьютор.

Спор, дискуссия, дебаты?!        Какие бывают дебаты.

(различные форматы, их сходства и отличия)

Действующие лица: игроки, оппоненты, судьи.

Тема 2. Технология «Дебаты».

Правила. Кодекс.  Нормы.  Форматы дебатов.

Дебаты Карла Поппера.  

Тема дебатов. Определение и формулировка темы. Анализ темы дебатов. Сбор и обработка информации по теме дебатов.

Тема 3. Построение кейса.

Кейс и схема его построения, определение понятий, позиция (философия) команды и выдвижение критериев.

Практическая работа №1 по выбору критерия в дебатах: роль критерия, требования к его формулировке.

Практическая   работа №2.Аргументы и контраргументы. Создание аргумента, логическая целостность выступления, связь аргумента и критерия, контраргументы.

Практическая работа  №3. Факты, сбор и обработка информации, роль фактов при построении речи. Правила сбора и оформления материала.

Тема 4. Позиции в игре.

Роли спикеров, стратегия утверждения и отрицания. Три типа выступлений (речи спикера): Конструктивная речь: У1, О1. Опровергающая (развивающая) речь: У2, О2. Заключительная речь (подведение итогов): У3, О3

 Тема 5. Знакомство с регламентом игры.

Подготовка роли первых спикеров: приветствие аудитории, формулировка темы, раскрытие актуальности темы, выдвижение критерия. Представление аргументов. Роль команды в подготовки речи первого спикера.

Практическая работа №4.  Подготовка и произнесение речи первых спикеров  (утверждения и отрицания). Работа команды по поиску материала, поддержек, доказательств  для своей линии.

Особенности подготовка речей вторых спикеров. Роль команды в подготовки речи второго спикера.

Практическая работа №5.   Подготовка и произнесение речи вторых спикеров (утверждения и отрицания). Речи первых и вторых спикеров.

Роль третьего спикера. Способы «украшения» речи. Выявление областей столкновения позиций утверждения и отрицания.

Практическая работа №6. Выявление областей столкновения позиций утверждения и отрицания. Подготовка и произнесение речи третьих спикеров  (утверждения и отрицания).

Мини-дебаты: игра по заданной теме, обсуждение.

Тема 6. Аргументация и контраргументация.

Аспекты, аргументы, критерий.

Поддержки и доказательства.

Техника публичных выступлений.

Правила ведения дискуссии на дебатах. Культура речи, её роль в дебатах.

Мастерская «Построение кейса»

Мастерская «Стратегии утверждения». Здесь дебатёры учатся приветствовать аудиторию, формулировать тему, раскрывать её актуальность, выдвигать критерий, представлять аргументы.

Мастерская «Стратегии отрицания».  Здесь дебатёры учатся находить контраргументы и выстраивать линии отрицания.  Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому чтению с последующим детальным анализом и обсуждением прочитанного.

Мастерская «Сравнительный анализ позиций сторон». Цель: научить дебатёров сравнивать аргументы и находить в них слабые места. Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому мышлению. Учащимся выдается статья, в которой содержатся аргументы как в пользу, так и против некоторого тезиса, производится сравнение этих аргументов и оценка их убедительности в связи с тремя типичными недостатками аргументов.

Мастерская «Подготовка поддержек». Цель: обучить дебатёров выявлять поддержки в тексте и использовать их при подготовке речи. Учащимся предлагается набор цитат, касающихся какой-либо проблемы, и кейс. Необходимо указать, к какому аргументу, либо вступлению, либо заключению речи

относится каждая поддержка и как может быть применена при выступлении.

Раунды вопросов. Какими бывают вопросы? Цель раунда перекрёстных вопросов.

Мини-дебаты: игра по заданной теме, обсуждение.

Тема 7. Игровые ситуации

Игра 1 в «Дебаты» по заданной теме.

Анализ игры. Подготовка ко второй игре.

Игра 2 в «Дебаты» по заданной теме.

Анализ игры.

Практическая работа №7. Подготовка к итоговой игре (чемпионату).

Итоговая игра (Чемпионат) в «Дебаты» по заданной теме.

Тема 8. Заключение  

        

Рефлексия прожитого года (оформление странички на сайте школы).

Планирование следующего года.

Резерв.

Резерв.

Итого

34 часа

Данный курс обеспечен следующими учебными и вспомогательными материалами:

1.Т.В. Светенко Путеводитель по дебатам. М: РОССПЭН, 2002, 2005 Фонд библиотеки, Интернет.

2.Т.В. Светенко. «Путеводитель по дебатам». Учебное пособие для педагогов и учащихся. -М: РОССПЭН, 2005

3.Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории, -М: РОССПЭН, 2007

4.Петренко О.Л. Дебаты. Рабочая тетрадь по истории России. Задания для учащихся, -М: РОССПЭН, 2006

5.В.В.Петрусинский. Игры – обучение, тренинг, досуг. -М.,2004.

6.Польдяева О.В. Возможности технологии "Дебаты”. Школьные технологии. № 1, 2007.

7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Том 1.– М: НИИ школьных технологий, 2006; стр.237, 251-260.

8.Групповые занятия  и тренинги со старшеклассниками: развитие внимания, воображения, логического мышления/авт. О.А.Вершинина. – Волгоград: Учитель, 2008.

9. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования. Педагогическая технология «Дебаты»: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. А. Турик, Д. П. Ефимченко; под общей редакцией Л. А. Турик. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019.

Приложение № 1

К рабочей программе

«Клуб интеллектуальных игр

«Мы и наш мир» (дебаты)»

Список документов.

1 Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. -М.: Педагогика, 2009

2 Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. -М.: Просвещение, 2012

3 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591 

4 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621—10).

5 Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03

«Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».

6 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. -М.: Просвещение, 2011

7 Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В.А Горского.  -М.: Просвещение, 2010

8 Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo 

9 Система гигиенических требований к условиям реализации основной

образовательной программы основного общего образования: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru 

10 Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.:

[Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/news/8286 

11 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. -М.: Просвещение, 2010

12 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

13 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. -М.: Просвещение, 2010

14 Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. -М.: Просвещение, 2011

Интернет — ресурсы

http://www.metodkabinet.eu/

http://www.uroki.net/doc.htm

http://www.otrok.ru/

http://www.1september.ru/

http://www.moyashkola.net/

Приложение № 2

РЕГЛАМЕНТ И ПРАВИЛА

Регламент и правила дебатов программы Карла Поппера следующие:

Выступающий

Время

У1

6 мин.

О3 к У1

3 мин.

О1

6 мин.

У3 к О1

3 мин.

У2

5 мин.

О1 к У2

3 мин.

О2

5 мин.

У1 к О2

3 мин.

У3

5 мин.

О3

5 мин.

У1, У2, У3 - соответственно первый, второй и третий спикеры утверждающей команды,

О1, О2, О3 - отрицающей.

Каждая команда имеет право взять на протяжении игры не более 8 минут на подготовку к выступлениям (не более 2-х минут за игру)

Тайм-кипер предупреждает спикеров (команды) за 2, 1 и 0,5 минуты до окончания времени выступления (подготовки) спикеров и подает сигнал об окончании времени выступления (подготовки).

 Приложение № 3

ОБЯЗАННОСТИ СПИКЕРОВ

Дебаты – это командная игра. И у каждого члена команды есть свои обязанности.

У1

- представляет утверждающую команду;

- представляет тему (утверждение), обосновывает ее актуальность;

- дает определение терминам (понятиям) входящим в тему;

- представляет точку зрения утверждающей команды;

- обосновывает аспекты рассмотрения данной темы;

- представляет аргументы утверждающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры (в соответствии заявленными командой аспектами);

- переходит к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности);

- заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;

- задает перекрестные вопросы О2 (второму спикеру отрицающей команды).

О1

- представляет отрицающую команду;

- отрицает тему (отрицает тезис, заявленный утверждающей стороной), формулирует тезис отрицания;

- принимает определения, представленные утверждающей стороной;

- представляет позицию отрицающей стороны;

- принимает аспекты утверждающей стороны или представляет другие аспекты;

- представляет кейс отрицающей стороны (стратегию отрицания т.е. аргументы отрицающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры);

- опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые У1;

- заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;

- представляет - задает перекрестные вопросы У2 (второму спикеру утверждающей команды).

У2

- восстанавливает точку зрения утверждающей стороны с помощью гипотез, примеров, и доказательств;

- восстанавливает утверждающий кейс, позицию за позицией,

следуя первоначальной структуре;

- приводит новые доказательства (новые доказательства приветствуются);

- повторяет важные аспекты (критерии) предыдущих доказательств;

- подробно развивает утверждающую позицию и подробно развивает утверждающий кейс;

- опровергает отрицающий кейс;

- новые аргументы не приводятся;

- заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;

- отвечает на перекрестные вопросы О1.

О2

- восстанавливает отрицающую позицию, используя гипотезы, примеры, и доказательства;

- подробно развивает отрицающую позицию, обосновывая отрицающий кейс;

- продолжает опровергать утверждающую позицию;

- приводит новые доказательства;

- не приводит новых аргументов;

- заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды;

- отвечает на перекрестные вопросы У1.

У3

- еще раз акцентирует узловые моменты дебатов (для судьи обозначает самые важные вопросы);

- следует структуре утверждающего кейса;

- возвращается к критериям (аспектам), выдвинутым У1 и объясняет, как они подтверждают позицию утверждающей команды;

- выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе;

- сосредотачивается на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими аргументами и объясняет почему аргументы утверждения более убедительны;

- не приводит новых аргументов;

- завершает линию утверждения (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других);

- задает вопросы О1.

О3

- еще раз акцентирует узловые моменты (для судьи обозначает самые важные вопросах);

- следует структуре отрицающего кейса;

- возвращается к критериям (аспектам) выдвинутым О1 и объясняет, как они подтверждают позицию отрицания;

- выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе;

- сосредотачивается в этой речи на сравнении отрицающих аргументов с утверждающими и объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны;

- завершает линию отрицания (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других);

- не приводит новых аргументов;

- задает вопросы У1.

Приложение № 4

В дебатах Карла Поппера мы различаем три типа выступлений (речи спикера):

Конструктивная речь: У1, О1

В этих речах представляются и выдвигаются аргументы. Утверждающая сторона дает первичное представление кейса, которое обусловит структуру всего раунда. Отрицающая сторона вступает в противоречие с утверждающей и представляет свой кейс. В этих двух речах должны быть представлены все аргументы.

Опровергающая (развивающая) речь: У2, О2.

В этих речах вы опровергаете аргументы и восстанавливаете свою систему аргументов после «атаки» оппонентов. Здесь важную роль играют детали, важно ответить на все аргументы оппонентов и прокомментировать, насколько эффективно они подтверждают или опровергают тему. В этих речах не допускаются новые аргументы. Участники должны развить существующие аргументы с помощью доказательств и рассуждений.

Заключительная речь (подведение итогов): У3, О3.

В этих речах должно быть обращено внимание на основные противоречия позиций. Эти речи как бы подводят итоги дебатам. Для этого У3 и О3 должны представить себе, что они как бы рассказывают своим друзьям о том, как проходили дебаты и в чем их сильные стороны и почему победа за ними. В этой речи не должно быть новых аргументов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Клуб «Занимательная грамматика»

I. Пояснительная записка               Успешное овладение знаниями во время обучения в основной общей школе невозможно без интерес...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб любителей английского языка"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб любителей английского языка" предназначена для учащихся 6 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб знатоков английского языка"

Рабочая программа внеурочной деятельности  направлена на  развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций совреме...

Рабочая программа внеурочной деятельности Клуб ГТО 10 КЛАСС

Рабочая программа внеурочной деятельности Клуб ГТО 10 КЛАСС...

Рабочая программа внеурочной деятельности клуб "Полиглот", 7 класс

Программа  внеурочной деятельности  клуба «Полиглот» составлена  на основе Федерального государственного образовательного  стандарта общего образования и рекомендаций а...

Рабочая программа внеурочной деятельности клуб «Подготовка молодежи к семейной жизни» для обучающихся 10-х классов

Данная рабочая программа составлена на основе программы:  ″Подготовка молодежи к семейной  жизни″ Н.Ф. Карельцевой,  заведующей отделением помощи гражданам, находящимся ...