Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб интеллектуальных игр «Мы и наш мир» (дебаты)»
рабочая программа (7, 8 класс)
Цель программы: Активизация интеллектуальных интересов учащихся; развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых социальных условиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._debaty.docx | 43.02 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Клуб интеллектуальных игр «Мы и наш мир» (дебаты)»
7 - 8 класс
Учителя русского языка
и литературы Захарченко О.А.
Москва
2020
Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб интеллектуальных игр «Мы и наш мир» (дебаты)» была разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897);
Примерной программы внеурочной деятельности. Под. ред. В.А. Горского. – М: Просвещение, 2014 (Стандарты второго поколения);
технологии «Дебаты» (Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Том 1. – М: НИИ школьных технологий, 2006; стр.251-260;
технологии современного проектного обучения (кейс-стадии) (Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Том 1.– М: НИИ школьных технологий, 2006; стр.237);
Учебного плана ГБОУ Школа № 2075 на 2020-2021учебный год.
Программа реализуется в течение 2 лет. На изучение отводится 68 часов: 7класс – 34 часа; 8 класс – 34 часа; по 1 часу в неделю.
Цель программы:
Активизация интеллектуальных интересов учащихся;
развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых социальных условиях.
Задачи программы:
- Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся.
- Расширение кругозора, приобретение школьниками знаний о мире, в котором живем.
- Освоение формата «Дебаты».
- Формирование знаний о правилах групповой работы.
- Пробуждение потребности к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности.
- Совершенствование коммуникативной культуры учащихся.
- Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; навыков позитивного коммуникативного общения.
- Воспитание трудолюбия, целеустремленности и настойчивости для достижения результата.
Рабочая программа
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- умения оценивать поступки людей,
- умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- умения выражать свои мысли и эмоции.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- способности извлекать информацию из разных источников; свободно пользоваться справочной литературой;
- умение отбирать и систематизировать материал на определенную тему;
- умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
- умение определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).
Коммуникативные:
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст;
- умение создавать устные и письменные тексты (презентации) разных типов, стилей речи и жанров;
- умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение владения разными видами монолога и диалога;
- умение оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией.
Рефлексивные:
- умение адекватно оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме;
- умение адекватно оценивать результаты своей деятельности и деятельности товарищей, формулировать новые цели.
Предметные результаты:
- умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и исследовательских задач;
- самоопределение в области своих познавательных интересов;
- умение работать с информацией из разных источников;
- начальный опыт работы в проектно-исследовательской деятельности;
- умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;
- начальный опыт участия в общественно значимых делах.
В результате освоения программы обучающиеся научатся:
- работать в команде через участие в игре «Дебаты»;
- отстаивать свою позицию и вникать в позицию оппонента;
- терпимо относиться к различным взглядам;
- готовить публичное выступление и представлять его слушателям;
- самостоятельно работать с информацией из периодических изданий, книг, Интернета;
получат возможность научиться:
- составлять кейсы: отличать данные от информации,
- выделять существенную и несущественную информацию, анализировать и представлять её;
- вести дискуссию, убеждать окружающих, оппонентов;
- защищать собственную точку зрения, составлять убедительный отчёт;
- оценивать поведение людей, слушать их;
- поддерживать чужое мнение в дискуссии или аргументировать своё.
Учебная цель и ожидаемый результат курса – освоение учащимися технологии дебатов («школьный формат» - формат Карла Поппера). Участие в городских соревнованиях игр «Дебаты».
Итог работы - проведение чемпионата по дебатам.
Содержание курса:
- Знакомство с правилами игры в «Дебаты».
- Обучение роли спикеров.
- Построение сюжета доказательств.
- Составление аргумента.
- Обучение умению выделять аспекты при выдвижении аргументов.
- Рассмотрение стратегии утверждения и отрицания.
- Судейство в дебатах.
- Организация и проведение соревнований.
Тематический план 7 класс.
Тема раздела | Дата |
Тема 1. Введение в дебаты. | 2 |
Тема 2. Технология «Дебаты». | 2 |
Тема 3. Построение кейса. | 4 |
Тема 4. Позиции в игре. | 1 |
Тема 5. Знакомство с регламентом игры. | 7 |
Тема 6. Аргументация и контраргументация. | 11 |
Тема 7. Игровые ситуации | 4 |
Тема 8. Заключение | 1 |
Резерв. | 2 |
Итого | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ п/п | Тема раздела | Дата | |
Тема 1. Введение в дебаты. | |||
Актуальность курса, история дебатов. Общая характеристика интеллектуальной игры «Дебаты». Навыки, которые необходимы для ведения дискуссии. Цели и принципы игры, роли участников, утверждающая и отрицающая сторона. Ключевые термины: дебаты, принципы дебатов, таймкипер, команда, спикер, кейс, тема, актуальность, тезис, аспект, критерий, оппоненты, утверждающая сторона, утверждение, отрицающая сторона, отрицание, аргументы, поддержки и доказательства, перекрестные вопросы, судьи, судейские протоколы, тьютор. | |||
Спор, дискуссия, дебаты?! Какие бывают дебаты. (различные форматы, их сходства и отличия) Действующие лица: игроки, оппоненты, судьи. | |||
Тема 2. Технология «Дебаты». | |||
Правила. Кодекс. Нормы. Форматы дебатов. Дебаты Карла Поппера. | |||
Тема дебатов. Определение и формулировка темы. Анализ темы дебатов. Сбор и обработка информации по теме дебатов. | |||
Тема 3. Построение кейса. | |||
Кейс и схема его построения, определение понятий, позиция (философия) команды и выдвижение критериев. | |||
Практическая работа №1 по выбору критерия в дебатах: роль критерия, требования к его формулировке. | |||
Практическая работа №2.Аргументы и контраргументы. Создание аргумента, логическая целостность выступления, связь аргумента и критерия, контраргументы. | |||
Практическая работа №3. Факты, сбор и обработка информации, роль фактов при построении речи. Правила сбора и оформления материала. | |||
Тема 4. Позиции в игре. | |||
Роли спикеров, стратегия утверждения и отрицания. Три типа выступлений (речи спикера): Конструктивная речь: У1, О1. Опровергающая (развивающая) речь: У2, О2. Заключительная речь (подведение итогов): У3, О3 | |||
Тема 5. Знакомство с регламентом игры. | |||
Подготовка роли первых спикеров: приветствие аудитории, формулировка темы, раскрытие актуальности темы, выдвижение критерия. Представление аргументов. Роль команды в подготовки речи первого спикера. | |||
Практическая работа №4. Подготовка и произнесение речи первых спикеров (утверждения и отрицания). Работа команды по поиску материала, поддержек, доказательств для своей линии. | |||
Особенности подготовка речей вторых спикеров. Роль команды в подготовки речи второго спикера. | |||
Практическая работа №5. Подготовка и произнесение речи вторых спикеров (утверждения и отрицания). Речи первых и вторых спикеров. | |||
Роль третьего спикера. Способы «украшения» речи. Выявление областей столкновения позиций утверждения и отрицания. | |||
Практическая работа №6. Выявление областей столкновения позиций утверждения и отрицания. Подготовка и произнесение речи третьих спикеров (утверждения и отрицания). | |||
Мини-дебаты: игра по заданной теме, обсуждение. | |||
Тема 6. Аргументация и контраргументация. | |||
Аспекты, аргументы, критерий. | |||
Поддержки и доказательства. | |||
Техника публичных выступлений. | |||
Правила ведения дискуссии на дебатах. Культура речи, её роль в дебатах. | |||
Мастерская «Построение кейса» | |||
Мастерская «Стратегии утверждения». Здесь дебатёры учатся приветствовать аудиторию, формулировать тему, раскрывать её актуальность, выдвигать критерий, представлять аргументы. | |||
Мастерская «Стратегии отрицания». Здесь дебатёры учатся находить контраргументы и выстраивать линии отрицания. Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому чтению с последующим детальным анализом и обсуждением прочитанного. | |||
Мастерская «Сравнительный анализ позиций сторон». Цель: научить дебатёров сравнивать аргументы и находить в них слабые места. Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому мышлению. Учащимся выдается статья, в которой содержатся аргументы как в пользу, так и против некоторого тезиса, производится сравнение этих аргументов и оценка их убедительности в связи с тремя типичными недостатками аргументов. | |||
Мастерская «Подготовка поддержек». Цель: обучить дебатёров выявлять поддержки в тексте и использовать их при подготовке речи. Учащимся предлагается набор цитат, касающихся какой-либо проблемы, и кейс. Необходимо указать, к какому аргументу, либо вступлению, либо заключению речи относится каждая поддержка и как может быть применена при выступлении. | |||
Раунды вопросов. Какими бывают вопросы? Цель раунда перекрёстных вопросов. | |||
Мини-дебаты: игра по заданной теме, обсуждение. | |||
Тема 7. Игровые ситуации | |||
Игра 1 в «Дебаты» по заданной теме. Анализ игры. Подготовка ко второй игре. | |||
Игра 2 в «Дебаты» по заданной теме. Анализ игры. | |||
Практическая работа №7. Подготовка к итоговой игре (чемпионату). | |||
Итоговая игра (Чемпионат) в «Дебаты» по заданной теме. | |||
Тема 8. Заключение | |||
| Рефлексия прожитого года (оформление странички на сайте школы). Планирование следующего года. | ||
Резерв. | |||
Резерв. | |||
Итого | 34 часа |
Данный курс обеспечен следующими учебными и вспомогательными материалами:
1.Т.В. Светенко Путеводитель по дебатам. М: РОССПЭН, 2002, 2005 Фонд библиотеки, Интернет.
2.Т.В. Светенко. «Путеводитель по дебатам». Учебное пособие для педагогов и учащихся. -М: РОССПЭН, 2005
3.Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории, -М: РОССПЭН, 2007
4.Петренко О.Л. Дебаты. Рабочая тетрадь по истории России. Задания для учащихся, -М: РОССПЭН, 2006
5.В.В.Петрусинский. Игры – обучение, тренинг, досуг. -М.,2004.
6.Польдяева О.В. Возможности технологии "Дебаты”. Школьные технологии. № 1, 2007.
7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Том 1.– М: НИИ школьных технологий, 2006; стр.237, 251-260.
8.Групповые занятия и тренинги со старшеклассниками: развитие внимания, воображения, логического мышления/авт. О.А.Вершинина. – Волгоград: Учитель, 2008.
9. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования. Педагогическая технология «Дебаты»: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. А. Турик, Д. П. Ефимченко; под общей редакцией Л. А. Турик. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019.
Приложение № 1
К рабочей программе
«Клуб интеллектуальных игр
«Мы и наш мир» (дебаты)»
Список документов.
1 Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. -М.: Педагогика, 2009
2 Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. -М.: Просвещение, 2012
3 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591
4 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621—10).
5 Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03
«Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».
6 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. -М.: Просвещение, 2011
7 Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В.А Горского. -М.: Просвещение, 2010
8 Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo
9 Система гигиенических требований к условиям реализации основной
образовательной программы основного общего образования: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru
10 Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.:
[Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/news/8286
11 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. -М.: Просвещение, 2010
12 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
13 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. -М.: Просвещение, 2010
14 Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. -М.: Просвещение, 2011
Интернет — ресурсы
Приложение № 2
РЕГЛАМЕНТ И ПРАВИЛА
Регламент и правила дебатов программы Карла Поппера следующие:
Выступающий | Время |
У1 | 6 мин. |
О3 к У1 | 3 мин. |
О1 | 6 мин. |
У3 к О1 | 3 мин. |
У2 | 5 мин. |
О1 к У2 | 3 мин. |
О2 | 5 мин. |
У1 к О2 | 3 мин. |
У3 | 5 мин. |
О3 | 5 мин. |
У1, У2, У3 - соответственно первый, второй и третий спикеры утверждающей команды,
О1, О2, О3 - отрицающей.
Каждая команда имеет право взять на протяжении игры не более 8 минут на подготовку к выступлениям (не более 2-х минут за игру)
Тайм-кипер предупреждает спикеров (команды) за 2, 1 и 0,5 минуты до окончания времени выступления (подготовки) спикеров и подает сигнал об окончании времени выступления (подготовки).
Приложение № 3
ОБЯЗАННОСТИ СПИКЕРОВ
Дебаты – это командная игра. И у каждого члена команды есть свои обязанности.
У1
- представляет утверждающую команду;
- представляет тему (утверждение), обосновывает ее актуальность;
- дает определение терминам (понятиям) входящим в тему;
- представляет точку зрения утверждающей команды;
- обосновывает аспекты рассмотрения данной темы;
- представляет аргументы утверждающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры (в соответствии заявленными командой аспектами);
- переходит к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности);
- заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;
- задает перекрестные вопросы О2 (второму спикеру отрицающей команды).
О1
- представляет отрицающую команду;
- отрицает тему (отрицает тезис, заявленный утверждающей стороной), формулирует тезис отрицания;
- принимает определения, представленные утверждающей стороной;
- представляет позицию отрицающей стороны;
- принимает аспекты утверждающей стороны или представляет другие аспекты;
- представляет кейс отрицающей стороны (стратегию отрицания т.е. аргументы отрицающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры);
- опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые У1;
- заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;
- представляет - задает перекрестные вопросы У2 (второму спикеру утверждающей команды).
У2
- восстанавливает точку зрения утверждающей стороны с помощью гипотез, примеров, и доказательств;
- восстанавливает утверждающий кейс, позицию за позицией,
следуя первоначальной структуре;
- приводит новые доказательства (новые доказательства приветствуются);
- повторяет важные аспекты (критерии) предыдущих доказательств;
- подробно развивает утверждающую позицию и подробно развивает утверждающий кейс;
- опровергает отрицающий кейс;
- новые аргументы не приводятся;
- заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;
- отвечает на перекрестные вопросы О1.
О2
- восстанавливает отрицающую позицию, используя гипотезы, примеры, и доказательства;
- подробно развивает отрицающую позицию, обосновывая отрицающий кейс;
- продолжает опровергать утверждающую позицию;
- приводит новые доказательства;
- не приводит новых аргументов;
- заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды;
- отвечает на перекрестные вопросы У1.
У3
- еще раз акцентирует узловые моменты дебатов (для судьи обозначает самые важные вопросы);
- следует структуре утверждающего кейса;
- возвращается к критериям (аспектам), выдвинутым У1 и объясняет, как они подтверждают позицию утверждающей команды;
- выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе;
- сосредотачивается на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими аргументами и объясняет почему аргументы утверждения более убедительны;
- не приводит новых аргументов;
- завершает линию утверждения (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других);
- задает вопросы О1.
О3
- еще раз акцентирует узловые моменты (для судьи обозначает самые важные вопросах);
- следует структуре отрицающего кейса;
- возвращается к критериям (аспектам) выдвинутым О1 и объясняет, как они подтверждают позицию отрицания;
- выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе;
- сосредотачивается в этой речи на сравнении отрицающих аргументов с утверждающими и объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны;
- завершает линию отрицания (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других);
- не приводит новых аргументов;
- задает вопросы У1.
Приложение № 4
В дебатах Карла Поппера мы различаем три типа выступлений (речи спикера):
Конструктивная речь: У1, О1
В этих речах представляются и выдвигаются аргументы. Утверждающая сторона дает первичное представление кейса, которое обусловит структуру всего раунда. Отрицающая сторона вступает в противоречие с утверждающей и представляет свой кейс. В этих двух речах должны быть представлены все аргументы.
Опровергающая (развивающая) речь: У2, О2.
В этих речах вы опровергаете аргументы и восстанавливаете свою систему аргументов после «атаки» оппонентов. Здесь важную роль играют детали, важно ответить на все аргументы оппонентов и прокомментировать, насколько эффективно они подтверждают или опровергают тему. В этих речах не допускаются новые аргументы. Участники должны развить существующие аргументы с помощью доказательств и рассуждений.
Заключительная речь (подведение итогов): У3, О3.
В этих речах должно быть обращено внимание на основные противоречия позиций. Эти речи как бы подводят итоги дебатам. Для этого У3 и О3 должны представить себе, что они как бы рассказывают своим друзьям о том, как проходили дебаты и в чем их сильные стороны и почему победа за ними. В этой речи не должно быть новых аргументов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Клуб «Занимательная грамматика»
I. Пояснительная записка Успешное овладение знаниями во время обучения в основной общей школе невозможно без интерес...
рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб виртуальных путешественников"
Программа на 35 ч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб любителей английского языка"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб любителей английского языка" предназначена для учащихся 6 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб знатоков английского языка"
Рабочая программа внеурочной деятельности направлена на развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций совреме...
Рабочая программа внеурочной деятельности Клуб ГТО 10 КЛАСС
Рабочая программа внеурочной деятельности Клуб ГТО 10 КЛАСС...
Рабочая программа внеурочной деятельности клуб "Полиглот", 7 класс
Программа внеурочной деятельности клуба «Полиглот» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и рекомендаций а...
Рабочая программа внеурочной деятельности клуб «Подготовка молодежи к семейной жизни» для обучающихся 10-х классов
Данная рабочая программа составлена на основе программы: ″Подготовка молодежи к семейной жизни″ Н.Ф. Карельцевой, заведующей отделением помощи гражданам, находящимся ...