РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Данная рабочая программа расчитана на 3 часа/102 часа, ориентирована на подготовку к ГИА, УМК М. М. Разумовской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Яснинская СОШ №1
«Согласовано» Руководитель ШМО _____________/____________/ ФИО Протокол № ___ от «__»__________20__г. | Принята на заседании педагогического совета Протокол № ___ от «__»__________20__г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Яснинская СОШ №1 _____________/______________/ ФИО Приказ № ___ от «__»__________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
9 класс
Программу составила: Гусева А. П.
учитель русского языка и литературы
п. Ясная, 2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса разработана на основе Государственного стандарта общего образования 2004 года, Примерной программы МО РФ по русскому языку для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений ( авторы программы - М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов), учебника «Русский язык. 9 класс» под редакцией М. М. Разумовской, П.А. Леканта с учётом требований регионального образовательного стандарта Забайкальского края.
Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что в ней учитываются специальные и общепредметные задачи изучения русского языка в 9 классе.
- Формирование и развитие у учащихся коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение учащимися всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах, овладение основными нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения.
- Воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование умения работать с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
Содержание и структура рабочей программы определяются следующими целями:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
- обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Реализация указанных целей достигается в процессе выполнения календарно-тематического плана, который обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций. Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка и подготовки к ОГЭ.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9 класса:
знать/понимать
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей языка, языка художественной литературы и их жанры;
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему – основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая СМИ; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров: отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление;
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
- по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;
- по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слов по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т.п.); пользоваться этимологическими и словообразовательными словарями;
- по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическими словарями;
- по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
- совершенствовать и редактировать собственные тексты; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Данные знания и умения могут быть достигнуты вследствие системной работы по интенсивному речевому и интеллектуальному развитию учащихся, которая нашла отражение в содержании представленной рабочей программы.
В программе предусмотрены следующие виды и формы контроля:
- диктант (объяснительный, выборочный, графический, словарный, с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);
- комплексный анализ текста;
- сочинение по картине;
- сжатое изложение;
- тест;
- устное и письменное высказывание на лингвистическую тему.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане МБОУ ЯСОШ определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, предусматривающего обязательное изучение русского (родного) языка в 9 классе – 102часа/3 часа в неделю (с учётом регионального компонента), из них на развитие речи - 31час.
Содержание курса
Наименование раздела | Количество часов | Элементы содержания | Планируемые результаты | ||
предметные | надпредметные | личностные | |||
О языке Повторение и систематизация изученного в 5-8классах Синтаксис сложного предложения Речь Итоговое повторение и систематизация изученного в 5-9 классах | 2 10 51 31 8 | Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия. Орфоэпические и фонетические нормы русского литературного языка. Орфография и графика. Словарный состав русского языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски. Морфемика. Способы словообразования. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание разных частей речи с НЕ. Морфология и орфография. Служебные и знаменательные части речи. Знаки препинания при однородных членах предложения, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения. Классификация, значение и виды сложных предложений (ССП, СПП, БСП); средства связи и смысловые отношения между частями сложных предложений. Структурные особенности сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. Текст и его признаки. Стили речи и сфера их употребления, типы речи. Жанры публицистики (эссе, путевые заметки, рецензия). Особенности художественного стиля речи и языка художественной литературы. Особенности и жанры деловой речи. Приёмы компрессии текста. Комплексный анализ текста. | Знать особенности национального языка, его значение, образование и развитие. Знать основные единицы языка и их особенности; части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки; основные правила правописания самостоятельных и служебных частей речи; виды простых предложений и функции знаков препинания в них (отделяющие, разделяющие и выделяющие). Знать классификацию и значение сложных предложений, группы сочинительных и подчинительных союзов, виды придаточных в СПП, условия знаков препинания в БСП. Знать признаки публицистического стиля; жанра эссе, рецензии, их характерные языковые средства; образцы написания деловых бумаг (заявления, доверенности, расписки, автобиографии). Знать способы сжатия текста с сохранением его стилевых особенностей. Критерии оценивания изложения и сочинения на лингвистическую тему ОГЭ. Знать изученный в 5-9 классах материал из области фонетики, орфоэпии, орфографии, грамматики, культуры речи. | Уметь читать лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на лингвистические темы. Уметь производить различные виды разборов; работать с разными видами лингвистических словарей; применять орфографические и пунктуационные правила на письме. Уметь различать сложные предложения, производить синтаксический и пунктуационный анализ всех видов СП, конструировать различные виды СП, расставлять знаки препинания, составлять схемы, употреблять в речи ССП, СПП, БСП. Уметь выделять в тексте тему, осн. мысль, проблему, определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней; создавать собственное высказывание в жанре рецензии, эссе, путевых заметок, деловых бумаг, правильно строить рассуждение с точки зрения композиции, коммуникативных намерений, языковых норм, писать сжатое изложение. Уметь обобщать и систематизировать полученные знания и применять их в практике письма. | Воспитание любви к родному языку как духовной ценности нации. Воспитание уважения к культуре и истории России, потребности к речевому самосовершенствованию, культуры умственного труда. Воспитание культуры умственного труда, самооценки, контроля и коррекции знаний, отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности Воспитание коммуника тивной и культуровед ческой компетенций умения общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации. Воспитание интеллектуаль ных и творческих способностей ребенка, формирование навыков самостоятель ной учебной деятельности, самообразова ния и самореализа ции личности. |
Тематическое планирование
№ урока по п/п | Наименование темы | Формируемые знания и умения (для ФГОС – УУД) | мониторинг |
1-2. | О языке. (2+2) Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира. | Иметь представление об особенностях национального языка, о его значении, образовании и развитии. Развивать умение читать лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на лингвистические темы. | Анализ текстов о языке; собственное высказывание на лингвистическую тему. |
5-6. 7. 8-9. 10. 11-12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19- 20. 21- 22. 23. 24- 25. 26- 27. 28. 29. 30 31- 32. 33. 34. 35- 36. 37- 38. 39. 40. 41- 42. 43. 44. 45. 46- 47. 48- 49. 50. 51- 52. 53- 54. 55- 56. 57. 58- 59. 60. 61- 62. 63- 64. 65. 66- 67. 68- 71. 72. 73. 74- 75. 76- 77. 78. 79- 80. 81- 82. 83- 84. 85. 86. 87. 88- 89. 90- 92. 93- 94. 95- 96. 97. 98- 99. 100- 101. 102. | РР Обобщение изученного о тексте: тема и основная мысль текста. Стили речи, типы речи. Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах. (10+3) Фонетика. Орфография. Графика. Орфоэпия. Лексика. Лексическое значение слова. РР Обучение сжатому изложению. Изложение (по материалам ГИА). Морфемика и словообразование. Морфология и синтаксис. Части речи, их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии. Трудные случаи правописания. Обобщение по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах». Контрольная работа №1 по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах». Входной тест: материалы итоговой аттестации: А, В Анализ контрольной работы. РР Строение текста, способы и средства связи. Синтаксис и пунктуация. Сложные предложения (3 +2) Понятие сложного предложения. Типы сложных предложений и средства связи между их частями. РР Составление собственного речевого высказывания публицистического стиля (по материалам ГИА). Сложносочинённое предложение. (5+2). Понятие сложносочиненного предложения (ССП). Виды сложносочинённых предложений и знаки препинания в них. Средства связи в ССП. Сопоставление понятий «художественный стиль речи» и «язык художественной литературы». Виды ССП и знаки препинания в них. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. Контрольная работа №2. Тестовые задания по теме: «Сложносочиненные предложения». Сложноподчинённое предложение. (31+13). Понятие о сложноподчинённом предложении (СПП). РР Сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег». Виды сложноподчинённых предложений. РР Контрольная работа №3. Сжатое изложение (по материалам ГИА). Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. РР Эссе. Понятие о жанре. Итоговая контрольная работа в форме ГИА (части С1, А, В). (№4). Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными времени. РР Обучение сочинению типа рассуждения- размышления на лингвистическую тему по материалам ГИА. Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели. РР Публицистический стиль. Изложение текста данного стиля. Сложноподчинённые предложения с придаточными условия. РР Путевые заметки. Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия. РР Путевые заметки (продолжение). Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным. Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение». Зачетная работа №1 по теме «Сложноподчиненное предложение». РР Контрольная работа №5 Сжатое изложение ( по материалам ГИА). Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Контрольный диктант по теме « Сложноподчинённое предложение». (№6) Работа над ошибками. Бессоюзное сложное предложение.(9+ 7). РР Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему (по материалам ГИА). Понятие о бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. РР Рецензия. Понятие о жанре. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления или времени, условия и следствия. РР Рецензия на газетную статью. Зачетная работа №2 по теме «Бессоюзное сложное предложение». Анализ зачётной работы. РР Деловая речь. Написание деловых бумаг по образцу. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи ( 3+2 ) Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Подготовка к итоговой контрольной работе. Сжатое изложение. Сочинение на лингвистическую тему. Итоговое повторение и систематизация изученного в 5-9 классе ( 8 ) Пробная экзаменационная работа по материалам ГИА. (№7) Анализ итоговой контрольной работы. Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. Морфология и орфография. Заключительный урок. | Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде вторичного текста. Обобщить сведения из области фонетики; закрепить навыки фонетического разбора слова и работы с орфоэпическим словарем. Иметь представление о литературной норме и ее разновидностях. Обобщить сведения из области лексики и фразеологии; закрепить навыки лексического разбора слова и работы с толковым словарем. Знать способы сжатия текста (упрощение, обобщение, исключение) и уметь применять их при сохранении микротем текста и его структуры; знать критерии оценивания изложения ГИА. Обобщить сведения из области морфемики и словообразования; закрепить навыки морфемного и словообразовательного разбора слова и работы со словообразовательным словариком. Знать критерии распределения слов по частям речи; специфичные (постоянные) признаки частей речи; особенности изменения самостоятельных частей речи. Уметь производить морфологический разбор разных частей речи, выделять в тексте словосочетания, производить синтаксический разбор простого предложения. Знать и уметь применять правила орфографии: правописание личных окончаний глагола; гласных в корнях слов; приставок (неизменяемых на письме, на з—с, пре- и при-); букв н—нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, а также правописание не и ни в составе разных частей речи и словоформ, в составе предложений в качестве Знать отличие служебных частей речи и знаменательных, их грамматическое значение. Уметь производить морфологический, синтаксический, орфографический разбор. Проверить уровень владения ранее изученным материалом, выделенным для повторения и закрепления в 9 классе Уметь отрабатывать недостаточно усвоенные вопросы изученных тем. Знать признаки текста публицистического стиля. Уметь определять тему, находить основную мысль, микротемы, ключевые слова. Знать признаки разграничения простых и сложных предложений, понятие сложного предложения, иметь представление о средствах связи частей СП и соответствующих знаках препинания. Знать классификацию сложных предложений. Уметь на уровне первичных навыков разграничивать сложные предложения разных типов, ставить знаки препинания между частями на письме. Знать признаки публицистического стиля. Уметь выделять в тексте тему, основную мысль, проблему, определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней, наблюдать за использованием средств связи в тексте. Знать понятие сложносочиненного предложения (ССП), средства связи, смысловые отношения между частями ССП. Уметь ставить знаки препинания между частями ССП на письме. Знать разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочиненных предложений; понимать основные значения сложносочиненных предложений: соединительные (с их оттенками последовательности и одновременности протекающих событий, с оттенком причинно-следственных отношений), противительные, разделительные (со значением чередования событий или их взаимоисключения). Уметь правильно расставлять знаки препинания в ССП при письме. Знать особенности художественного стиля, средства художественной выразительности. Уметь отличать тексты разных стилей на основе анализа задачи высказывания, предметного содержания, типологической структуры и языковых особенностей текста. Знать понятие ССП как такого единства его предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи и разных смысловых отношений. Знать, какие знаки препинания употребляются в составе ССП, владеть навыками расстановки этих знаков при письме и синтаксического разбора, навыками употребления в речи ССП. Проверить уровень усвоения темы «Сложное предложение. Сложносочиненное предложение». Повторить сведения о видах сложного предложения. Знать, чем отличаются подчинительные союзы и союзные слова; уметь различать их в процессе проведения синтаксического анализа сложноподчиненного предложения. Понимать, чем отличаются вертикальные и горизонтальные синтаксические схемы; уметь их составлять. Знать особенности художественного стиля. Уметь грамотно употреблять в речи ССП, средства художественной выразительности. Знать классификацию СПП. Уметь определять вид придаточного на основе структурно-семантического анализа СПП: выделение главной и придаточной части; постановка вопроса; определение союза или союзного слова, а также указательных слов. Уметь конструировать СПП по заданным схемам. Владеть навыками синтаксического разбора СПП. Знать все способы сжатия текста с сохранением его стилевых особенностей. Уметь правильно строить текст с точки зрения композиции, коммуникативных намерений, языковых норм, редактировать собственный текст.
Знать особенности СПП с придаточным определительным. Уметь пользоваться синтаксическими синонимами: СПП с придаточными определительными заменять на простое предложение с обособленным определением. Уметь находить СПП с придаточным в художественных текстах. Знать особенности СПП с придаточным изъяснительным. Уметь употреблять синтаксические синонимы (СПП с придаточным изъяснительным — предложение с прямой речью, бессоюзное предложение и т. п.). Уметь находить СПП с придаточным изъяснительным в художественных текстах. Знать признаки жанра эссе. Уметь определять жанр эссе (на основе анализа задачи высказывания, предметного содержания, типологической структуры и языковых особенностей текста). Знать ранее изученный материал. Уметь применять полученные знания при работе с текстом. Проверить уровень подготовки к ОГЭ. Знать классификацию СПП с придаточными обстоятельственными. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные обстоятельственные с главным. Уметь различать СПП с придаточными обстоятельственными места с использованием таблицы, давать характеристику такому типу предложений. Знать особенности союзов придаточных обстоятельственных времени. Уметь давать характеристику. Знать признаки публицистического и научного стилей. Критерии оценивания задания С2 ОГЭ. Уметь правильно строить рассуждение с точки зрения композиции, коммуникативных намерений, языковых норм, редактировать собственный текст. Знать способы выражения в языке значения сравнения (сравнительный оборот, творительные сравнения, сочетание сравнительной формы прилагательного и существительного, придаточное сравнения); уметь пользоваться приемом синонимической замены. Уметь конструировать СПП с придаточным сравнения; находить СПП с придаточным сравнения и сравнительными оборотами в художественных текстах; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции Знать грамматические особенности СПП с придаточными образа действия и степени. Конструировать их. Уметь находить в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным цели. Конструировать СПП. Уметь находить СПП с придаточным цели в текстах разных стилей речи, уместно использовать в своей речи. Знать все способы сжатия текста с сохранением его стилевых особенностей. Уметь сохранять элементы публицистического стиля. Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным условия. Конструировать СПП. Уметь находить СПП с придаточным условия в текстах разных стилей речи, уместно использовать в своей речи. Познакомиться с речевым жанром путевые заметки, его характерными чертами и речевыми особенностями. Опознавать жанр на основе анализа задачи высказывания, предметного содержания, типологической структуры и языковых особенностей текста. Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным причины и следствия. Конструировать СПП с этими придаточными. Уметь находить СПП с придаточным причины и следствия в текстах разных стилей речи, уместно использовать в своей речи. Знать материал параграфа. Уметь составлять текст данного жанра. Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным уступительным. Уметь конструировать СПП с придаточным уступительным. Знать признаки СПП разных видов. Уметь оценивать правильность построения СПП разных видов, исправлять нарушения построения СПП. Знать особенности использования СПП в текстах разных стилей и жанров. Уметь моделировать по заданным схемам и использовать в своей речи синтаксические синонимы СПП. Проверка уровня усвоения по теме «Сложноподчиненное предложение». Уметь применять все способы сжатия текста, сохранять микротемы. Проверить усвоение изученного материала. Знать особенности СПП с несколькими придаточными. Уметь анализировать и характеризовать синтаксическую структуру СПП с одной и несколькими придаточными частями, правильно ставить знаки препинания. Знать виды подчинительной связи: соподчинение и последовательное подчинение; опознавать эти виды связи в СПП с несколькими придаточными. Уметь составлять схемы таких конструкций и конструировать предложения такого вида по схемам. Проверить уровень усвоения темы «Сложноподчиненное предложение». Уметь отрабатывать недостаточно усвоенные вопросы изученных тем. Знать особенности, структуру, основные композиционные элементы (тезис, аргументы из данного текста, вывод) рассуждения. Уметь правильно строить рассуждение с точки зрения композиции, коммуникативных намерений, языковых норм, редактировать собственный текст. Знать понятие о БСП как такого единства его предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов. Понимать особенности БСП (по сравнению предложений с союзной связью). Уметь произносить БСП в соответствии со знаками препинания. Знать правило: запятая и точка с запятой в БСП. Уметь определять смысловые отношения между частями БСП разных видов (со значением перечисления) и выражать их с помощью интонации Знать признаки жанра рецензии. Уметь оценивать речевое высказывание с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Отличать рецензию от отзыва по большей аналитичности жанра, от эссе – по степени формальных признаков жанра. Знать правило: постановка двоеточия в БСП и способы проверки. Уметь определять смысловые отношения меду частями БСП разных видов (со значением причины, пояснения, дополнения) и выражать их с помощью интонации. Знать правило: постановка тире в БСП и способы проверки. Уметь определять смысловые отношения между частями БСП разных видов (со значением противопоставления или времени, условия и следствия) и выражать их с помощью интонации. Уметь создавать собственное высказывание в жанре рецензии; оценивать речевое высказывание с точки зрения соответствия коммуникативных требований, языковых норм. Уметь отличать БСП от СПП, ССП, ставить знаки препинания в нем, приводить синтаксические синонимы БСП, давать письменный ответ на вопрос: чем отличается БСП от его синтаксического синонима СПП? Уметь отрабатывать недостаточно усвоенные вопросы изученных тем. Знать образцы написания деловых бумаг (заявления, доверенности, расписки, автобиографии), уметь писать их по образцу упр.302 303, 306, 307. Иметь представление о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. Научиться опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знать алгоритм определения сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. Уметь проводить синтаксический анализ предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи, строить схемы предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи и употреблять их в речи. Знать все способы сжатия текста с сохранением его стилевых особенностей. Знать алгоритм написания сочинения. Уметь применять полученные знания на письме. Уметь применять все способы сжатия текста, сохранять микротемы, выполнять задания по тексту части А,В, правильно строить рассуждение. Уметь отрабатывать недостаточно усвоенные вопросы изученных тем. Знать сведения о звуках речи, особенностях произношения гласных и согласных звуков, уметь из вариантов ударения выбирать правильный, выразительно читать текст; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпической нормы; производить элементарный звуковой анализ текста; находить особенности звукописи текста (аллитерацию, ассонанс). Уметь распознавать изученные части речи на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли, использовать их в речи, соблюдая грамматические нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий. Подвести итоги. | Повторение признаков текста на примерах текстов ГИА (сб. Г.Т. Егораевой); абзацное членение текста на основе нахождения микротем и определения грамматических средств связи; сжатие текста. Фонетический разбор слов: сравнение произношения и написания с применением орфографического правила. Тесты по теме. Составление схемы «Лексический состав русского языка» с примерами Сжатое изложение по материалам ГИА. Работа с текстом: нахождение слов с заданным способом словообразования; восстановление словообразовательной цепочки; работа со словарём. Распределительный диктант; морфологический разбор частей речи; вычленение словосочетаний из текста разных видов; синтаксический разбор простого осложненного предложения. Объяснительный диктант. Анализ текста. Тестовые задания на основе анализа содержания прочитанного текста (ГИА): уровень А, В. Самостоятельная работа в группах. Анализ текста. Выполнение упражнений с нахождением в предложениях грамматических основ, определение их количества и вида связи. Графический диктант. Тест. Обучающее сочинение публицистического стиля. Работа с упражнениями учебника. Анализ ССП с разными типами связи частей. Самостоятельная работа. Анализ текстов художественного стиля. Восстановление знаков препинания в ССП, составление и чтение схем. Тест. Синтаксический анализ предложений. Построение схем СПП. Сочинение. 1) Конструирование СПП по заданным схемам. 2) Конструирование СПП: с опорой на табл. с.60-61 Контрольное сжатое изложение. Работа с синт. синонимами СПП: замена конструкций простыми предл-ми с причастными оборотами и наоборот. Разбор предл. по схеме: с.65 План параграфа с последующим лингвистическим рассказом. Эссе «О времени и о себе» (№287, с.195). КИМы ГИА. Конструирование предложений с опорой на с.60-61 (таблица). Графический диктант. Конструирование предложений с опорой на с.60-61 (таблица). Сочинение по данному тексту. Конструирование СПП. Объяснительный диктант. Диктант с творческим заданием: продолжить сложноподчиненное предложение придаточным образа действия или степени. Конструирование предл. по заданным схемам; самостоятельная работа. Сжатое изложение. Графический диктант. Составление тезисов или плана п.33, с.199 (на выбор). Составление модели СПП с придат. прич. и следств. с опорой на теор. материал с.109-111. Сочинение. Выборочное списывание с последующей взаимопроверкой по вариантам; составление схем предложений. Комплексная работа с текстом: набл. над особенностью употребления СПП различных стилях речи. Задания: «Сложноподчиненное предложение». Контрольное изложение. Самостоятельная работа: индивидуальные задания с последующей проверкой. Диктант. Тест. Сочинение. Графическая работа (составить схемы); анализ предложений: смысловые отношения между частями (карточки, УМК). Работа с текстом: восст. знаки препин., разобрать по чл. предл, подчеркнуть в БСП грам. Основы. Доказательство принадлежности текста к данному жанру (опора на клише с.207-209). Преобр. СПП в БСП: обосн пост. знаков препинания (способы проверки). Конструирование БСП на основе смысловых отношений по схемам. Сочинение. Выполнение заданий по индивидуальным картам: знаки препинания в БСП . Отличие БСП от СПП, ССП. Рассуждение на лингвистическую тему. Работа по картам. Заявление о приеме на работу, объявление, автобиография. Дома: автобиография по примерному образцу. Инд-ые карточки для синтакс. анализа предложений с союзной и бессоюзной связью Преобразование предложений простых в предложения с разными видами связи в тексте: моделирование. Анализ текстов по материалам ГИА. КИМ ГИА. Тесты. Звуковой анализ небольшого текста с нахождением фонетического изобразительно-выразительного средства (аллитерация, ассонанс). Тест. Мониторинг. |
Критерии оценивания знаний обучающихся
Часть I . Оценка устных ответов
Балл | Степень выполнения учащимися общих требований к ответу |
«5» | 1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. |
«4» | ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
«3» | ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. |
«2» | ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал |
Часть II. Оценка письменных работ
I. Рекомендуемые нормы оценки за диктант
Балл | Число ошибок (орфографических и пунктуационных) |
«5» | 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) |
«4» | 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) |
«3» | 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые) |
«2» | 7/7, 6/8, 5/9, 8/6 |
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл | Степень выполнения задания |
«5» | ученик выполнил все задания верно |
«4» | ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий |
«3» | выполнено не менее половины заданий |
II. Контрольный словарный диктант
Балл | Количество ошибок |
«5» | ошибки отсутствуют |
«4» | 1 – 2 ошибки |
«3» | 3 – 4 ошибки |
№ | Критерии оценивания сжатого изложения | Баллы | |
ИК1 | Содержание изложения (см. таблицу 1) |
| |
| Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1 | 2 | |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему | 1 | ||
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы | 0 | ||
ИК2 | Сжатие исходного текста |
| |
| Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста | 3 | |
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста | 2 | ||
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста | 1 | ||
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста | 0 | ||
ИК3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
| |
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | 1 | ||
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста | 0 | ||
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3 | 7 |
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения | Баллы |
С1К1 | Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос |
|
| Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет | 2 |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса, или экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне, но рассуждение построил на анализе или только лексических, или только грамматических явлений. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса (его части), нет | 1 | |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне | 0 | |
С1К2 | Наличие примеров-аргументов |
|
| Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, иллюстрирующиходно лексическое и одно грамматическое явление, верно указав их роль в тексте. | 3 |
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, иллюстрирующиходно лексическое и одно грамматическое явление, но не указал их роль в тексте, или привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий или лексическое, или грамматическое явление, указав его роль в тексте. | 2 | |
Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий или лексическое, или грамматическое явление, не указав его роль в тексте. | 1 | |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста | 0 | |
С1К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения |
|
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
С1К4 | Композиционная стройность работы |
|
| Работа характеризуется композиционной стройностью | 2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью но допущена 1 ошибка в построении текста | 1 | |
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям | 9 |
№ | Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого | Баллы |
ГК1 | Соблюдение орфографических норм |
|
| Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки | 2 |
Допущено 2–3 ошибки | 1 | |
Допущено 4 и более ошибки | 0 | |
ГК2 | Соблюдение пунктуационных норм |
|
| Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | 2 |
Допущено 3–4 ошибки | 1 | |
Допущено 5 и более ошибок | 0 | |
ГК3 | Соблюдение грамматических норм |
|
| Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка | 2 |
Допущено 2 ошибки | 1 | |
Допущено 3 и более ошибок | 0 | |
ГК4 | Соблюдение речевых норм |
|
| Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | 2 |
Допущено 3–4 ошибки | 1 | |
Допущено 5 и более ошибок | 0 | |
ФК1 | Фактическая точность письменной речи |
|
| Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет | 2 |
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов | 1 | |
Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4 | 10 |
При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.
Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.
Если суммарный объём сочинения и изложения составляет
70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше
1 балла:
ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
– если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице 7;
– если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится более 1 балла (см. выше);
– если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 42.
Рекомендуемая шкала пересчета первичного балла за выполнение
экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 0 – 17 | 18 – 27 | 28 – 36, из них не менее 4 баллов по критериям ГК1 - ГК4 | 37 – 42, из них не менее 6 баллов по критериям ГК1 - ГК4 |
График проведения контрольных работ
№ п/п | Наименование работы | Сроки |
1. | Контрольная работа по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах». Входной тест: материалы итоговой аттестации: А, В | октябрь |
2. | Контрольная работа. Тестовые задания по теме: «Сложносочиненные предложения». | ноябрь |
3. | Контрольная работа. Сжатое изложение (по материалам ГИА). | ноябрь |
4. | Итоговая контрольная работа в форме ГИА (части С1, А, В | декабрь |
5. | Зачетная работа №1 по теме «Сложноподчиненное предложение». | февраль |
6. | Контрольная работа. Сжатое изложение ( по материалам ГИА). | февраль |
7. | Контрольный диктант по теме « Сложноподчинённое предложение». | март |
8. | Зачетная работа №2 по теме «Бессоюзное сложное предложение». | апрель |
9. | Пробная экзаменационная работа по материалам ГИА. | апрель |
Список литературы
- Егорова Н. В. «Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. Универсальное пособие», М., Вако,2004.
- Егораева Г. Т. «Русский язык. ГИА 9 класс. 10 типовых тестовых вариантов», М., «Экзамен», 2014.
- Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 9 класс» под редакцией Разумовской М. М., М., Дрофа,2009.
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 9 класс, «Интеллект- центр», 2005.
- Учебник «Русский язык. 9 класс» под редакцией Разумовской М. М., М., Дрофа,2010.
- WWW.scool.edu.ru
- http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.
- htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
рабочая программапо математике 5 класс ФГОС
Рабочая программа по математике для 5 класса на уровень основного общего образования в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку9 класс
Рабочая программа составлена по учебнику Русский язык. 9 класс. Учеб.для общеобразоват. Организаций / (Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский)...