Игровые технологии. Урок-игра "Следствие ведут знатоки" (повторение темы "Имя числительное").
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ЗАПАДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 12
города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
Адрес: 446023, Самарская область г. Сызрань, ул. Декабристов, 436, тел. 995708
УРОК-ИГРА
«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ»
(ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»
6 КЛАСС).
Автор методической разработки
Ившина Тамара Александровна,
учитель русского языка и литера-
туры ГБОУ СОШ№12 г.Сызрани
г.Сызрань, ул.Декабристов, д.159, кв.8
Урок задуман в нетрадиционной форме – форме игры. Тема объявляется заранее, так как уроку предшествует большая подготовительная работа, привлекаются учащиеся старших классов.
Урок запланирован как повторительный по теме «Имя числительное». Тема довольно трудна для шестиклассников, мотивация к обучению невысока, поэтому выбрана форма урока-игры.
Цель урока:
- Выявить способность учащихся к универсальным учебным действиям:
1)выдвижение и обоснование гипотезы;
2)нахождение путей доказательства гипотезы(проблемы), проверка правильности её решения;
- умение осуществлять логические операции;
- повысить мотивацию к обучению;
- проверить знания учащихся по данной теме.
ХОД УРОКА.
Звучит фонограмма песни «Дважды два – четыре».
Слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Хочу вам сообщить, что традиционный урок русского языка отменяется. Сегодня от вас потребуется умение отгадывать, сопоставлять, вспоминать, размышлять, словом – вести следствие, а помогут вам в этом знатоки. Разрешите мне представить их.
- Шерлок Холмс и доктор Ватсон!
- Эркюль Пуаро и его верный друг Гастингс!
- Знаменитый сыщик Мегрэ!
Итак, с помощью знатоков сегодня ведут следствие команды: (идет представление команд).
Теперь осталось выяснить, что же будет предметом нашего исследования? Об этом вам расскажут ребята.
Выступление детей (об имени числительном).
1-ый.
Везде и во всем человека окружают числа. Без чисел немыслима наука и сама жизнь так же, как и без слов, обозначающих эти числа.
2-ой.
Знаете ли вы, что большую роль в жизни человека играют слова, называющие числа первого десятка? Всем известно, например, слово два, которое приносит немалое огорчение ученикам. Ведь именно от него образованы слова двойка и двоечник.
3-ий.
А я знал, что когда хотят сказать о большом количестве, то употребляют слово «тьма», а иногда приговаривают «тьма тьущая», но не догадывался, что это слово на древнем языке обозначало десять тысяч.
4-ый.
А когда мне было пять лет, я недоумевал, почему было четыре года, а стало пять лет? Откуда взялось слово лет и почему пропало слово года? Совсем недавно я узнал об этом, когда изучал одну из частей речи. Читайте!
Учащиеся читают тему на доске: «Имя числительное».
Слово учителя.
Ребята, знатоки подготовили для вас вопросы, требующие немалых знаний об имени числительном. Ваши ответы будут оцениваться жетонами. Все данные вам задания проецируются на доске.
Задание 1.
Эркюль Пуаро.
Для начала я хочу проверить внимательность игроков команд. В самом начале игры звучала песня. Вспомните слова этой песни, а также имена числительные, которые там упоминаются. А вы что скажете, Гастингс?
Гастингс.
А я попрошу написать эти числительные, найти слова с орфограммой и проверить их.
Ответ: два, четыре (четверть), пять, шесть, девять (девятка), двадцать пять, три, семь.
Команды приступают к выполнению задания (на выполнение заданий даётся две минуты).
Задание 2.
Мегрэ.
Моё задание куда сложнее! Попрошу вас вспомнить имена числительные, которые пишутся с удвоенными согласными.
Ответ: одиннадцать, миллион, миллиард.
Задание 3.
Шерлок Холмс.
А я давал домашнее задание командам – подобрать пословицы, проговорки, крылатые выражения, содержащие имена числительные. Сейчас проведём перекличку. На чьей команде остановимся, та и победила!
Ответ: Семь раз отмерь – один раз отрежь. Один в поле не воин. Не имей сто рублей, а имей сто друзей и т.д.
Задание 4.
Гастингс.
Для моего задания нужны помощники!
Выходят помощники: буква А, Ь, Ъ.
- Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.-
Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак мягкий твердому на это отвечал.
- Ты твёрд и груб, как сучковатый дуб,
Давным-давно пора, как букву ять,
Тебя из азбуки изъять…
- Друзья! – наш разговор – никчемные слова,-
Услыша этот спор, сказала буква А.
- Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте!
Вы догадались, что речь пойдёт о знаках? Мой вопрос: «Какой знак употребляется в именах числительных? В каком падеже числительное может содержать два и даже три знака? Приведите примеры».
Ответ: Мягкий знак. Творительный падеж (семьюдесятью пятью и т.д.)
Задание 5.
Доктор Ватсон.
Я предлагаю игрокам исправить ошибки в употреблении имен числительных:
1.Летом в нашем лагере работают трое студенток.
2.В городе открыто сорок семеро детских садов.
3.По обоим сторонам дороги возвышались горы.
Ответ:
1.Летом в нашем лагере работают три студентки.
2.В городе открыто сорок семь детских садов.
3.По обеим сторонам дороги возвышались горы.
Задание 6.
Мегрэ.
Моё задание на сообразительность. Вот оно! Вы видите, что в некоторых словах пропущены буквы. Командам нужно найти по одному числительному, которые надо поставить вместо точек тогда без труда прочтете стихи. Победит та команда, которая быстрее сможет прочитать текст!
Текст1.
Есть у нас … сес…цы,
Вы не знаете их?
Как бы мне ухи…ться
Рассказать о троих.
У одной, что в С…жове,
Над окошком жил с…ж.
С…чь она мастерица,
Приходи к ней, малыш!
У другой, что в Ус…цах,
Никаких ус…ц нет,
Но зато осе…ну
Подают на обед.
А у третьей в Быс…це,
Быс…на на реке
И резвятся …тоны
По ночам на песке.
Текст2.
У про…го …рожа
Непро…рный дом.
Ча… в нем …ножка
Бродит под …лом.
Дорожит …ножка
Чи…тою ног
И …личной ваксой
Чистит … сапог.
Вме… двух непро…
Вычистить все …
Сразу …лько обуви
Не носил никто.
У про…й …ножки
…ит по…ять
И у той …ножки
Опыт перенять!
Ответ: три, сто.
Подведение итогов урока.
Урок завершается подсчетом жетонов у каждой команды, выявляется и награждается победитель. Дети под музыку покидают класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой
Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...
Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"
Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Урок – зачет по теме «Имя числительное», 7 класс Заочная экскурсия по городу Мурманску. (Реализация игровой технологии на уроках русского языка).
Конспект итогового урока по теме "Имя числительное" в 7 классе. На уроке реализуется игровая технология: имя урока "Заочная экскурсия по городу Мурманску". Материал для урока взят из краеведчесткой ли...
Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.
Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование ...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «Профессия- Родину защищать!» (с использованием элементов диалоговой технологии, технологии критического мышления, информационно-коммуникационных и игровых технологий, технологии рефлекс
Министерство обороны Российской ФедерацииФедеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставр...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...