Урок – зачет по теме «Имя числительное», 7 класс Заочная экскурсия по городу Мурманску. (Реализация игровой технологии на уроках русского языка).
план-конспект урока (7 класс) по теме
Конспект итогового урока по теме "Имя числительное" в 7 классе. На уроке реализуется игровая технология: имя урока "Заочная экскурсия по городу Мурманску". Материал для урока взят из краеведчесткой литературы по истории города-героя Мурманска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-zachet_imya_chislitelnoe.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Лишина Августа Дмитриевна,
МБОУ г. Мурманска СОШ №1
учитель русского языка и литературы
Урок – зачет по теме «Имя числительное», 7 класс
Заочная экскурсия по городу Мурманску.
(Реализация игровой технологии на уроках русского языка).
.
Цель и задачи урока:
- Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя числительное».
- Формирование умений и навыков в склонении и правописании имен числительных; определение их морфологических и синтаксических признаков.
- Познакомить с интересными фактами из истории родного города.
Оборудование
- «Путевой лист экскурсовода» (классная работа учащихся).
- Тексты экскурсии.
- Презентация.
- Опорные таблицы по теме «Имя числительное».
Ход урока
I. 1.Организационный момент.
2. Сообщение темы, целей и задач урока.
Слово экскурсовода (учителя). Сегодня мы совершим заочную экскурсию по городу – герою Мурманску. В ходе нашей экскурсии вы узнаете об уникальном географическом положении города, его историю, совершим маршрут от площади Пять углов через Привокзальную площадь до памятника Защитникам Советского Заполярья.
Кроме этого, мы вспомним об имени числительном: о его морфологических и синтаксических особенностях. Еще раз убедимся в том, что эта часть речи очень важна. Поэтому наша экскурсия носит образовательный характер.
Вы получили путевые листы: это ваша зачетная работа. Ее заполните по ходу нашей экскурсии.
II. Актуализация опорных знаний.
- Слово экскурсовода. Текст №1. Город был заложен около современных зданий д.к. им. Корова и Думы. Мурманск – это первый по численности город за Полярным кругом. На рубеже XIX – XX веков стратегическое и геополитическое значение Мурмана возросло. В сентябре 1915 года к временной пристани в Семеновской бухте пришвартовался первый океанический корабль – пароход «Дротт». Официальное же открытие города Романов – на – Мурмане состоялось 4 октября 1916 года. Город был назван в честь 300-летия царствующей династии. С апреля 1917 года город переименован в Мурманск. В 2013 году ему исполнится 97 лет.
Итак. Экскурсовод начал свой рассказ. Вы, конечно, обратили внимание на большое количество имен числительных в этом тексте.
Задание №1. Рассказать об имени числительном: дать определение; назвать разряды, рассказать об их особенностях.
Задание №2. Занесите в свои «Путевые листы» встреченные в тесте словосочетания «существительное + числительное» в соответствующие графы, записав числительное прописью.
III. Зачетные задания.
Задание. Рассказать о склонении порядковых числительных. Просклоняйте одно числительное в «Путевых листах».
Слово экскурсовода. Текст №2. Каков же был план застройки города? Сколько предполагалось улиц и площадей? Сейчас вы об этом узнаете.
План 1916 года выглядел следующим образом. Застраивалась вторая терраса – ныне район от вокзала до улицы Софьи Перовской. На первой террасе остались порт и железная дорога. Улицы и дома располагались к востоку от вокзала до склона третьей террасы. Предусмотрено было 17 проспектов и улиц. Четыре улицы или почти параллельно железной дороге, 10 расходились веером от центральной площади, остальные лежали у подножия третьей террасы. Но план был не осуществлен из-за гражданской войны.
В 1925 году 22 июля принимается новое постановление о названиях улиц. Всего было перечислено 41 улица, 8 переулков, 4 площади, 5 садов и скверов. Перед войной в городе насчитывалось 93 улицы. Спустя 80 лет в наше время в Мурманске более 100 улиц: 12 переулков, 4 проспекта, 12 проездов, 41 непосредственно улиц, 1 бульвар.
Окончательный современный вид города сложился в 80-х годах XX века благодаря пятерым архитекторам: Н. Брусникину, Р. Грязнову, В. Гуцало, Е. Ранневу, А. Сафронову.
Задание.
1.Сделайте вторую запись.
- Вспомните, в каких числительных пишется мягкий знак в середине? Приведите примеры из текста.
- Расскажите
- Об особенностях склонения числительных 40,90,100.
- Об особенностях склонения числительного один.
- Об особенностях склонения числительных 2,3,4.
Слово экскурсовода. Текст №3. С чего же начинается город для гостей? Конечно, с вокзала. Недаром мурманский вокзал расположен на Привокзальной площади и является символом города. Его изображение мы обязательно встретим на сувенирных панно, тарелках, магнитах, в наборах открыток, в календарях.
Нынешнее здание вокзала не первое по счету. Первый вокзал был построен в 1916 году. Он видел много и многих: царских министров, купца Г. Елисеева, премьера А.Ф. Керенского.
Выглядело здание вокзала так: приземистый и продолговатый, обшитый досками. Неудивительно, что 16 ноября 1922 года в здании вспыхнул пожар и через 2 часа вокзал сгорел.
Второй открылся 27 марта 1923 года. Долгое время вокзал играл для горожан роль главного источника информации. Особенно много людей собиралось, когда прибывал вагон – «синематограф» - передвижной кинотеатр. Но и это здание вокзала со временем устарело.
Новый вокзал, точнее центральная его часть, вступил в строй в мае 1954 года. Архитектором его был А. Мишбаревич. В 1959 году на куполе здания установили 15-метровый шпиль со звездой. «Крылья» вокзала пристроили к центральной части в 1960-61 годах. Тогда же сформировалась и Привокзальная площадь.
Задание.
- Сделайте третью запись.
- Расскажите о склонении числительных от 50 до 80. выберите из текста такое числительное и просклоняйте его.
Слово экскурсовода. Текст №4. Мы приближаемся к сопке Зеленый мыс, на которой установлен памятник Защитникам Советского Заполярья.
Мурманск никогда не снимал шинели. На его долю за короткое время выпало 2 войны: советско-финская и Великая Отечественная война.
В годы ВОв мурманчане выдержали невероятно тяжелые испытания. В первые же часы войны над городом появились немецкие бомбардировщики. Гитлеровское командование намеревалось закончить военные операции на Севере за 7-8 дней. Перевес немцев в живой силе был в 1,5-2 раза, их превосходство явно ощущалось и на море.
Только первые 2 года войны город выдержал 792 воздушных налета, во время которых на кварталы и улицы обрушились 181.000 зажигательных бомб и более 4.000 фугасных. В среднем на каждого жителя города пришлось по 31 килограмму взрывчатки и по 7 бомб.
А символом несгибаемой стойкости защитников Заполярья стала величественная фигура воина. Памятник был открыт в октябре 1974 года на Зеленом мысу. Воин в каске и плащ-палатке встал высоко над Кольским заливом. Автор памятника – архитектор Д. Покровский.
Задание.
1.Сделайте четвертую запись.
2. Расскажите
- о склонении числительных от 500 до 900.
- О склонении числительного 1,5
- О склонении составных числительных. Выберите из текста такое числительное и просклоняйте его.
Слово экскурсовода. Текст №5. Сколько же в Мурманске жителей?
Мурманск становился многолюднее буквально день ото дня. В 1920 году в нем насчитывалось 2.487 жителей. Дальнейшая статистика такова: начало 1926 года – 7.000, конец того же года – 8.880 человек.
За 6 лет мурманчан стало в 3,5 раза больше. На начало XXI века в Мурманске насчитывалось 381,8 тысяч человек, что составляло 37,5% от общей численности населения области.
Растет и уровень образования горожан:
Людей с высшим образованием – 13,7%
Со среднем – 36,9%
Со среднем (полным) общим образованием – 32%.
Все мурманчане – добрые, открытые, терпеливые, устремленные в будущее люди.
Задание.
1.Сделайте пятую запись.
2. Расскажите
- о склонении дробных числительных. Выберите из текста такое числительное и просклоняйте его.
- Выполните морфологический разбор имени числительного (на выбор учителя или учащихся).
Дополнительное задание.
В текстах встретились слова, имеющие в своем составе числительное. Выпишите их, определите часть речи и морфемный состав.
IV. Заключительный этап.
На этом наша заочная экскурсия по городу Мурманску подошла к концу. Просим сдать ваши «Путевые листы».
Использованные материалы.
- Киселев А.А., Тулин М.А. Улицы Мурманска. – Мурманск: Книжное издательство, 1991.
- Мой Мурманск. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов школ города Мурманска. – Мурманск,-1998.
- Мой Мурманск. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов.- Мурманск: НИЦ «Пазори»:2000.
Приложение.
Путевой лист.
Имена числительные | Количественные | Порядковые | ||
целые | дробные | собирательные | ||
Простые | ||||
Сложные | ||||
Составные |
Склонение имени числительного.
Порядковые числительные | 40,90,100 | 2,3,4 | 5-20,30 | 50-80 | 1,5 | собирательные | составные | |
И.П. | ||||||||
Р.П. | ||||||||
Д.П. | ||||||||
В.П. | ||||||||
Т.П | ||||||||
П.П. | ||||||||
Дополнительное задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в преподавании русского языка
Цели, задачи и теоретико-методологические основы игровой технологии. Сущность игровой технологии, ее компоненты. Организация игровых технологий.Как повысить эффективность урока? Какими способами...
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
урок-зачет по теме "Имя числительное" 7 класс
урок в форме зачета по теме "имя числительное" в 7 классе...
Реализация игровых технологий на уроках химии в 8 классах
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится ...
Конспект урока русского языка: « Обобщающий урок – зачет по теме: «Имя числительное». («Технология КСО при обобщении знаний по теме: «Имя числительное».) (6 класс)
Цели:1) обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме;2) повторить разряды числительных;3) вспомнить особенности склонения числительных; 4) ...
Выступление на ШМО учителей математики по теме ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 ых КЛАССАХ
quot;Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости...
Применение игровых технологий в преподавании русского языка и литературы в соответствии с ФГОС.
Применение игровых технологий в преподавании русского языка и литературы в соответствии с ФГОС....