Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.
проект по русскому языку (5 класс) на тему
Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование навыка грамотного письма с использованием игровых приемов; формирование коммуникативно-речевых умений, необходимых для обеспечения коммуникаций в различных ситуациях общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта
«Игровые технологии как средство формирования познавательных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи»
Введение
За последние годы интерес к игре особо возрос в педагогическом процессе.
Функции игровой деятельности значительно расширились:
-в обучении,
- социализации,
-развивающей деятельности,
-творческой, диагностической, коррекционной работе и других направлениях.
Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развития речи.
Актуальность
Стандарт устанавливает требования, согласно которым создается единое образовательное пространство, направленное на решение проблемы, как учить ребенка.
Тенденцией современного образования является внедрение личностно-деятельностного подхода в обучении, направленного на формирование базовых учебных действий с позиций ребенка. Основной принцип таков: активность, самостоятельность обучения; научиться познавать, активно, систематически работать и применять свои силы в какой-то отрасли.
Коммуникативный аспект, личностная адресованность образования должны обеспечить творческую деятельность. Для улучшения качества образования создаются адаптированные образовательные программы.
В соответствии с ФГОС определены образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью:
- систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;
- использование позитивных средств стимуляции деятельности;
- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей к обучению и социальному взаимодействию со средой;
- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру;
- овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой.
В основу Стандарта положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:
- признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью, обеспечивающего овладение ими содержанием образования и являющимся основным средством достижения цели образования;
- развитие личности обучающегося с умственной отсталостью в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
- личностное и познавательное развитие с учетом их особых образовательных потребностей;
- рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Программа ориентирована на достижение личных и предметных результатов:
- программа формирования базовых учебных действий;
- стандарт определяет дифференцированные требования к личным и предметным результатам.
Совокупность личных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.
Требования к личным результатам освоения АООП включают индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции обучающихся и ценностные установки.
Предметные результаты освоения АООП характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни. Требования к освоению русского языка в коррекционных школах включают следующее:
- формирование интереса к изучению русского языка;
- коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
- овладение основами грамотного письма;
- использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
Трудности, которые возникают при достижении стандарта:
Известна умственная пассивность, быстрая утомляемость и отвлекаемость обучающихся на уроке. У умственно отсталых выявляются затруднения в восприятии, понимании, усвоении языковых правил и норм русского языка. Они не могут соотнести правило с образцом рассуждения, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал. Дети страшатся многих грамматических категорий, необходимых для формирования навыков грамотного письма, возникает психологическая интерференция: наложение одного опознавательного признака на другой при освоении орфографии. В результате расторможенные дети чрезвычайно быстро отвлекаются и дезорганизуют других.
У нас обучаются дети с нарушением интеллекта, часто осложненным недоразвитием слухового и речедвигательного анализаторов, все это приводит к значительным затруднениям в овладении ими речью. Наибольшие трудности возникают в связи с работой по развитию связной письменной речи. У умственно отсталых детей чрезвычайно упрощенное изложение материала, бедность словаря, ошибки в построении предложений, нарушение логики, последовательности в изложении своих мыслей, большое количество грамматико-орфографических и лексико-стилистических ошибок.
Возникает проблема, как организовать работу по формированию базовых учебных действий, по развитию речи; как активизировать процесс внимания на уроке для успешного овладения требованиями стандарта: какие педагогические технологии дают более ощутимые результаты, какие методы и приемы работы возможно использовать, для того чтобы обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход в работе с умственно отсталыми обучающимися.
Для достижения учебных целей используются разнообразные методы и технологии. Умственно отсталые с трудом осваивают материал. Для повышения мотивации актуально использовать игровую технологию. Она поможет при достижении конкретного результата обучить навыкам планирования, стимулирует умственную деятельность. Играя, ребенок учится активно выступать, действовать в игре. Ему доставляет удовольствие проводить время на уроке в развлекательной форме, что снижает стресс и приносит пользу в обучении.
Игровые технологии – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Сущность игрового обучения: повышает познавательную активность; самостоятельную познавательную деятельность, направленную на поиск, обработку, усвоение учебной информации; привносит творческий интерес, занимательность.
Значение игровой деятельности:
В процессе игровой деятельности происходит:
- формирование и развитие личности;
- подготовка человека к жизни.
Целями игрового обучения школьников являются:
- развитие мышления;
- повышение мотивации изучения предмета;
- обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений;
- способствование совершенствованию умений активно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом.
Этапы реализации проекта:
№ п\п | Этап | Задачи | Деятельность | Результат |
1 | Аналитический | Проанализировать научно-методическую литературу по теме проекта; опыт коллег | -Анализ нормативно-правовой документации (ФГОС, АОПП и т.д.), публикаций, программ; - анализ психолого-педагогической литературы; - анализ опыта коллег | - Аналитическая справка - Элемент портфолио - Доклад на методобъединении, педсовете |
2 | Диагностический | - Отобрать диагностический инструментарий для образовательной среды; - Выявить особенности при освоении материала; - Проанализировать полученные результаты; - Оценка образовательной среды, направленной на формирование данной компетенции | - Диагностические процедуры: - Проанализировать программу, учебный план; -Оценить имеющийся дидактический материал - Аналитический отчет (оценка) образовательной среды | Аналитическая справка (оценить частоту использования игровых технологий в образовательном процессе); -Список используемой литературы; - Картотека игровых приемов, используемых в образовательном процессе |
3 | Моделирование | - Отобрать технологии, методы, приемы - Адаптировать - Систематизировать - Включить игровую технологию в образовательный процесс и определить ее продуктивность | Дидактический материал Включить игровую технологию в урок | |
4 | Апробирующий | - Применить игровую технологию в образовательном процессе; - Оценить эффективность игровых технологий на уроке | Включить игровые приемы в урок | Освоение технологии: - разработка программы, картотеки игр, - презентация на м\о; - тематический план с играми; |
Формирование навыков чтения у детей с недостатками интеллекта на уроках письма и развития речи с использованием игровых приемов
«Кто самый внимательный?»
Учащимся предъявляют пары слов, различающиеся одной-двумя буквами, их количеством, расположением (зима — земля, потемнело — потеплело). Дается определенное время на прочтение каждой пары. Школьники должны сказать, какие два слова они прочитали.
«Шепни на ушко»
На доске записываются слова и закрываются полосками. Полоски снимают поочередно на короткий промежуток времени и возвращают на место. Ученики должны прочитать и шепнуть на ухо учителю, какое слово они прочитали. Правильно назвавшим слово вручают игровые жетоны.
«Бегущая лента».
Слова записываются на полоске бумаги. Лента постепенно разворачивается. Школьники должны успеть прочитать и запомнить слова (не более двух-трех).
Данные игры способствуют не только формированию навыков правильного чтения, но и наращиванию его темпа, развитию умения прогнозировать слова.
Заключение
Одной из актуальных проблем современной педагогики, характерной для всего мира, является проблема трудностей в обучении, и в частности – обучения русскому языку.
Было изучено состояние проблемы в общей и специальной методической литературе, при этом были выявлены особенности воспитания навыков русского языка у обучающихся с недостатками интеллекта
Специфика работы в СКОУ VIII вида постоянно заставляет искать новые и совершенствовать уже имеющиеся формы и методы работы и с этой точки зрения, можно предположить, что игровые технологии является одним из ресурсов формирования познавательных интересов умственно отсталых обучающихся.
Источники:
1) Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с: ил.
2) Федеральный Государственный образовательный Стандарт специального образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии как средство формирования познавательного интереса на уроках математики в условиях ФГОС.
Методический семинар. Игровые технологии как средство формирования познавательного интереса на уроках математики в условиях ФГОС....
Статья «Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры»
Cтатья посвящена проблемам формирования универсальных учебных действий по требованиям ФГОС на уроках физкультуры с помощью игровых технологий....
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ
Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья. В содержании статьи представлены способы и приемы работы с младшими школьниками по формированию здорового образа жизни....
Методические рекомендации "Мониторинг развития познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся"
В методические рекомендациях "Мониторинг развития познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся" представлены задания для диагностики уровня сформированность позн...
Методические рекомендации "Мониторинг развития познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся"
В материале представлены диагностические материалы для проведения диагностики сформированности познавательных учебных действий обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (5-6 клас...
Квест технология, как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры
В свете последних тенденций, когда вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт образования. Одним из ключевых понятий стандарта являются общие и профессиональные компетенции.Ра...
Методические рекомендации "Мониторинг развития познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся"
В материале представлены диагностические материалы для проведения диагностики сформированности познавательных учебных действий обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (7 - 8 кл...