русский язык 10 класс
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Завьяловская средняя общеобразовательная школа №1 Завьяловского района»
Алтайского края
Рассмотрено Руководитель ШМО ________ Е.А.Ильяшенко Протокол №___ от «____»___________2014 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ «Завьяловская СОШ №1» _________ О.Н. Саманчук «____»___________2014 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Завьяловская СОШ №1» __________ В.Д. Ремпель . Приказ № _____от «___»____________2014 г. |
Рабочая программа по русскому языку
образовательная область
ФИЛОЛОГИЯ
10 класс
Базовый уровень
срок реализации 1 год.
Составители: Игнатьева М.В.
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
Ильяшенко Е.А., учитель
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории.
Завьялово 2014
Пояснительная записка
- Нормативные документы:
Основными документами для составления рабочей программы являются:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г.№ 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089);
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014/2015 учебный год;
-Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. Приказ Минобразования России от 09.03.2004г №1312
-Локальный акт «Положение о рабочей программе педагога МБОУ «Завьяловская СОШ №1 Завьяловского района»
- Учебный план МБОУ»Завьяловская СОШ №1 Завьяловского района»
- авторская программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой, Н.А. Николина (М.: Просвещение, 2011 г)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных школ (авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М.-«Просвещение» 2011) и построена с учетом принципов системности, научности и доступности, способности усвоения материала
Место предмета: на изучение предмета отводится 1 час в неделю. Итого 34 часа за учебный год.
- Цели и задачи обучения предмету:
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:
- Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения;
- Развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
- Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
- Применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачей обучения в 10 классах является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматриваются: углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
Задачей обучения в 10 классах является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматриваются: углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные навыки:
Коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
Информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
Организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода развиваются и совершенствуются языковая лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции. Программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.
Формы обучения:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
-обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-сочинения на основе текстов типа описания, рассуждения, повествования;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Содержание тем учебного курса
Классы 10-А , 10-Б
Учителя: Ильяшенко Е.А., Игнатьева М.В.
Количество часов
Всего 34часа; в неделю 1час.
Количество контрольных работ – 4
Количество уроков развития речи - 4
№ | Раздел | Кол-во часов | Р.Р. | Контрольные работы |
1 | Общие сведения о языке | 5 | 1 | |
2 | Русский язык как система средств разных уровней | 2 | 1 | |
3 | Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия | 4 | 1 | |
4 | Лексика и фразеология | 6 | 1 | |
5 | Состав слова (морфемика) и словообразование | 4 | ||
6 | Морфология и орфография | 6 | 1 | |
7 | Речь, функциональные стили речи | 3 | 1 | |
8 | Научный стиль речи | 4 | 1 | 1 |
ИТОГО | 34 | 4 | 4 |
Общие сведения о языке (5 ч)
Русский язык как система средств разных уровней – (2 ч)
Фонетика, орфоэпия, орфография (4 ч)
Лексика и фразеология (6 ч)
Морфемика (состав слова) и словообразование (4 ч)
Морфология и орфография (6 ч)
Речь, функциональные стили речи (3 ч)
Научный стиль речи (4 ч)
Содержание тем учебного курса:
Общие сведения о языке (5 ч)
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
Фонетика, орфоэпия, орфография (4 ч)
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.
Лексика и фразеология (6 ч)
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Лексические и фразеологические словари.
Лексико-фразеологический разбор.
Морфемика (состав слова) и словообразование (4 ч)
Обобщающее повторение ранее изученного.
Выразительные словообразовательные средства.
Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография (6 ч)
Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
Речь, функциональные стили речи (3 ч)
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Научный стиль речи (4 ч)
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения русского языка ученик должен понимать:
Связь языка и истории, культуры русского народа;
Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
Основные единицы языка, их признаки и взаимосвязь;
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения.
Осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
Проводить лингвистический анализ текстов различных стилей;
Аудирование и чтение:
Использовать основные виды чтения;
Извлекать необходимую информацию из различных источников.
Говорение и письмо:
Создавать устные и письменные монологические и диагностические высказывания различных типов и жанров;
Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка;
Соблюдать нормы речевого поведения;
Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
Использовать приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
Уметь:
Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
Использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) В зависимости от коммуникативной задачи;
Осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
Осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
Свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
Передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
Создание устного и письменного речевого высказывания:
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
Формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
Выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
Высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
Владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
Оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:
Проводить разные виды языкового разбора;
Опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
Анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
Соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
Эффективно использовать языковые единицы в речи;
Соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Учебно-методическая литература:
Власенков, А.И. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2011
И.В.Золотарева , Л.П. Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку 10 класс», М.:ВАКО2008г.
Литература для учащихся:
Власенков, А.И. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2011
Интернет-ресурсы:
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов ( 5 – 11 классы).
Электронные носители.
Готовимся к ЕГЭ. Русский язык.
Репетитор Русский язык. Весь школьный курс Репетитор. Тесты по пунктуации
Поурочно - тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Основное содержание | Планируемые предметные результаты | Основные виды деятельности |
1 | Повторение и углубление изученного. Общие сведения о языке.(5ч) Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа | История русского языка. Нормы русского национального языка. | Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке. Уметь работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе - устное сообщение. | Использовать разные виды чтения с выборочным извлечением информации. Извлекать необходимую информацию из различных источников. Владеть приемами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов. Самостоятельно планировать работу по устранению пробелов |
2 | Русский язык в современном мире. Функции русского языка как учебного предмета | Международное, межнациональное общение. Функции русского языка. «Мировой язык». Государственный язык | Знать понятие “мировой язык; иметь представление о русском языке как родном и русском языке как государственном, понятие о функциях русского языка как государственного, его функциях в школьном изучении. Уметь составлять план, тезисы статьи, готовить сообщение на их основе, Уметь толковать слова и обороты из текста. | Извлечение необходимой информации из источников, умение развернуто обосновывать суждения, давать определения |
3 | Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков | Язык. Культура. Взаимодействие языков | Знать: о взаимосвязи языка и культуры. Уметь: выделять в тексте микротемы и передавать его основное содержание | Извлечение необходимой информации из текста, критическое оценивание информации, передача содержания адекватно поставленной цели, умение развернуто обосновывать суждения, создавать устный текст |
4 | Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка | Культура русской речи. Развитие языка. Активная лексика | Знать активные процессы, происходящие в лексике, морфологии и орфоэпии (устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы). Уметь: составлять текст по плану. | Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде. |
5 Р/Р | Изложение лингвистического текста | Самостоятельно планировать работу по устранению пробелов в навыках правописания. | ||
6 | Русский язык как система средств разных уровней. (2 ч.) Русский язык как система средств разных уровней | Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке: фонетика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис | Знать уровни языка и их основные единицы. Уметь выполнять основные виды разбора; создавать устное сообщение на лингвистическую тему; выполнять комплексный анализ текста; конструировать предложения. | Производить различные виды грамматического разбора, находить в тексте определённые языковые единицы, устанавливать связь между различными языковыми единицами. Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. |
7 Р/Р | Сжатое изложение с элементами сочинения | Владеть приемами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов. | ||
8 | Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия (4 ч) Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии | Фонема, открытый и закрытый слог, логическое ударение, особенности русского ударения. Фонетический разбор | Знать: разделы науки о языке; языковые единицы; порядок фонетического разбора; условия написания проверяемых и чередующихся гласных в корнях слов. Уметь: выполнять фонетический разбор слов; различать буквы и звуки; транскрибировать слова; писать гласные в корнях слов в соответствии с орфографическими нормами. | Анализировать основные орфоэпические нормы русского произношения. Соблюдать в практике письма основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка. |
9 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке | Орфоэпическая норма. Выразительные средства фонетики. Звукопись | Знать основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке, выразительные средства русской фонетики. Уметь использовать в собственной речи. Уметь видеть произносительные недочеты и индивидуальные нарушения орфоэпической нормы и исправлять их. | Современные принципы русской орфографии, уметь их определять, и лексические, синтаксические признаки. На практике применять фонетический разбор слова, позиционные изменения у гласных и согласных звуков Владеть культурой речи, навыками редактирования |
10 | Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор | Принципы русской орфографии. Фонетический разбор | Знать морфологический, фонетический, традиционный принципы русской орфографии. Уметь комментировать орфограммы, определять принципы написания. | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять полученные знания на практике. |
11 К/Р | Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» | Уметь воспроизводить текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы русского языка; выполнять фонетический разбор слов, давать развернутые ответы на теоретический вопросы по теме, верно расставлять ударения в словах, делить слова на слоги. | ||
12 | Лексика и фразеология (6 ч).Лексическая система русского языка | Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Исконно русская лексика, старославянизмы, заимствованная лексика. | Знать: основные понятия лексики. Уметь6 выполнять лексический разбор слов; анализировать лексические средства выразительности речи. | Анализировать лексическое и грамматическое значение слова, типы омонимов. Знать основные понятия в разделе, уметь производит лексический анализ слова, в том числе и этимологический, производить лексический анализ текста, работать со словарями. |
13 | Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления. Активный и пассивный словарный запас | Диалектизмы, специальная лексика, арготизмы. Межстилевая, разговорно-бытовая, книжная лексика. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования | Знать: системные отношения в лексике, сферы употребления. Уметь: выполнять лексическо – грамматический разбор слов, пользоваться толковыми словарями | Знать понятие «заимствованные слова», пути проникновения заимствованных слов в речи. Уметь определять заимствованные слова в тексте, уместно употреблять заимствованные слова в речи. |
14 | Русская фразеология | Свободные и несвободные словосочетания. Крылатые слова, пословицы, поговорки. Лексическая и стилистическая синонимия | Знать: фразеологические единицы русского языка; источники происхождения фразеологизмов. Уметь: выполнять лексический разбор слов; анализировать лексические средства выразительности; различать свободные и несвободные сочетания; использовать фразеологизмы в устной и письменной речи в соответствии с лексическими нормами. | Знать сферы употребления русской лексики. Уметь извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой. |
15 | Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов | Синонимы, антонимы, паронимы, омонимы. Градация. Антитеза | Знать лексическое и грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, русская лексика с точки зрения ее происхождения, изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Уметь видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики в речи. | Уметь определять принадлежность слов с точки зрения их происхождения |
16 | Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический анализ слова | Словарь. Лексико-фразеологический анализ | Знать: виды словарей, их назначение и использование Уметь: пользоваться разными видами словарей, выполнять лексический разбор слов | Знать определение фразеологизма и идиомы, знать значение часто употребляемых фразеологизмов и идиом |
17 К/Д | Контрольный диктант с лексико-грамматическим заданием | Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками | Дать толкование слов, составить антонимический ряд | |
18 | Состав слова (морфемика) и словообразование (4 ч.)Обобщение ранее приобретенных учащимися знаний о составе слова и словообразовании. « | Морфема, морфемика, многозначность морфем, морфемная синонимия и антонимия. Способы словообразования | Знать: виды морфем, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; различать однокоренные слова и формы слова; различать слова с омонимичными корнями по значению. | Анализировать состав слова, выполнять словообразовательный разбор. |
19 | Выразительные словообразовательные средства | Словообразование. Способы словообразования. Стилистические, изобразительно-выразительные свойства морфем | Знать: основные выразительные средства словообразования. Уметь: осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. | Знать основные понятия в разделе, уметь производить морфемный и словообразовательный анализ слов, находить в тексте слова по определённым морфемным и словообразовательным моделям, определять на уровне морфемики синонимию и антонимию, работать со словарями. |
20 | Словообразовательный разбор | Приставка, корень, суффикс | Знать: основные способы образования слов. Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; расшифровывать сложносокращённые слова и определять их род; подбирать однокоренные слова с чередующимися гласными или согласными в корне. | Уметь определять способы морфологического словообразования |
21 | Практическая работа по теме «Морфемика и словообразование» | Выполнять: морфемный и словообразовательный разбор | Знать основные выразительные средства словообразования. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. | |
22 | Морфология и орфография (6 ч.) Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. | Самостоятельные, служебные части речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы, синтаксические функции | Знать: классификацию частей речи; критерии выделения частей речи; переходные явления в области частей речи. Уметь: определять части речи и обосновывать свой выбор. | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять полученные знания на практике. |
23 | Нормативное употребление форм слова | Норма, форма слова, окончание, суффикс | Знать: основные нормы употребления форм слов в русскому языке. Уметь: находить и исправлять ошибки в образовании форм слов | Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. |
24 | Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм | Изобразительно-выразительные средства. Форма слова | Знать : изобразительные возможности морфологии. Уметь: анализировать роль средств выразительности. | Знать языковые единицы, проводить различные виды анализа. Уметь определять части речи, находить требуемые части речи в тексте. |
25 | Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения | Орфограмма, тип орфограммы, орфографическое правило, принцип орфографии | Знать морфологический, фонетический, традиционный принципы русской орфографии. Уметь при помощи лексического и грамматического разбора комментировать орфограммы. | Уметь производит морфологический анализ слов, находить в тексте определённые языковые единицы по заданным морфологическим критериям |
26 | Морфологический разбор частей речи | Самостоятельные, служебные части речи, признаки частей речи, их синтаксическая роль | Знать: отличительные признаки самостоятельных и служебных частей речи, способы выражения грамматического значения. Уметь: производить морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, анализировать их словообразование и правописание. | Выполнять морфологический разбор |
27 К/Д | Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография» | Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. | Знать основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач. Уметь обосновывать свой выбор. Руководствоваться алгоритмом действий при решении орфографических задач. | |
28 | Речь, функциональные стили речи (3 ч.) Язык и речь. Основные требования к речи | Язык, речь, правильность, точность, выразительность, уместность, языковые средства, устная и письменная речь, диалог, полилог, монолог, текст, аннотация, план, тезисы, выписки, конспект, реферат, рецензия | Знать: научные трактовки разграничения языка и речи, типы речи: повествование, описание, рассуждение, их отличительные признаки. Уметь: производить речеведческий анализ художественного и научно-популярного текстов; создавать тексты разных типов речи, редактировать написанное. | Иметь представление об основных классификационных признаках выделения функциональных разновидностях языка. Различать речь книжную и разговорную |
29 | Функциональные стили речи, их общая характеристика | Стили речи, сфера использования, речевые жанры, стилевые особенности | Знать о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых особенностях. Уметь определять стиль текста | Адекватно понимать и анализировать основную и дополнительную, явную и скрытую информацию текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности. |
30 Р/Р | Сочинение | Знать: структуру написания сочинения- рассуждения на основе прочитанного текста. Уметь: последовательно излагать мысли, приводить аргументы. | ||
31 | Научный стиль речи (4 ч.) Назначение научного стиля, его признаки и разновидности (подстили). | Научный стиль, его признаки, лексика, морфология, синтаксис | Знать: признаки научного стиля речи, его разновидности и жанры. Уметь: определять жанр текста научного стиля. | Распознавать тексты научного стиля по признакам. |
32 | Лексика научного стиля Словари, использование средств научного стиля. | Нейтральная, общенаучная, специальная лексика, термин, терминология, профессионализмы | Знать: лексические особенности научного стиля речи. Уметь: распределять слова по сферам употребления; определять способ образования терминов; определять предмет по его описанию, толкованию. | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов; способы и средства связи между частями текста; основные типы речи, их признаки. Сопоставлять и сравнивать научные тексты |
33 Р/Р | Изложение с продолжением темы, затронутой в тексте (или выражением собственных суждений по теме, оценки описываемого в тексте факта, события, изображенного в нем персонажа) | Знать: основы написания изложения с последующим сочинением на основе прочитанного текста. Уметь: последовательно излагать мысли, приводить аргументы. | Уметь выполнять комплексный анализ текста, определять проблему, авторское отношение и средства и приёмы его выражения. Создавать текст с учетом внеязыковых требований. | |
34 К/Р | Итоговая контрольная работа | Уметь воспроизводить текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы русского языка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по русскому языку Класс 5
Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...