русский язык 10 класс
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Ильяшенко Евгения Александровна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_10_kl.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Завьяловская средняя общеобразовательная школа №1 Завьяловского района»

Алтайского края

Рассмотрено

Руководитель ШМО

________  Е.А.Ильяшенко

Протокол №___ от

 «____»___________2014 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР МБОУ «Завьяловская СОШ №1»

_________ О.Н. Саманчук

«____»___________2014 г.

Утверждаю

Директор

МБОУ «Завьяловская СОШ №1»

__________ В.Д. Ремпель .

Приказ № _____от

«___»____________2014 г.

     

Рабочая программа по русскому языку

образовательная область

ФИЛОЛОГИЯ

10  класс

Базовый уровень

срок реализации  1 год.

                       

Составители: Игнатьева М.В.

учитель  русского языка и литературы

высшей  квалификационной   категории,

Ильяшенко Е.А., учитель

учитель  русского языка и литературы

высшей  квалификационной   категории.

Завьялово 2014

Пояснительная записка

  1. Нормативные документы:

          Основными документами для составления рабочей программы являются:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012г.№ 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089);

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014/2015 учебный год;

-Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. Приказ Минобразования России от 09.03.2004г №1312

-Локальный акт «Положение о рабочей программе педагога МБОУ «Завьяловская СОШ №1 Завьяловского района»

- Учебный план  МБОУ»Завьяловская СОШ №1 Завьяловского района»

-  авторская программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой, Н.А. Николина (М.: Просвещение, 2011 г)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных школ (авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М.-«Просвещение» 2011) и построена с учетом принципов системности, научности и доступности, способности усвоения материала

Место предмета: на изучение предмета отводится 1 час в неделю. Итого 34 часа за учебный год.

  1. Цели и задачи обучения предмету:

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения;
  • Развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
  • Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
  • Применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Задачей обучения в 10 классах является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматриваются: углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.

Задачей обучения в 10 классах является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматриваются: углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные навыки:

            Коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);

Информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);

Организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода развиваются и совершенствуются языковая лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции. Программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.

Формы обучения:

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.

-обобщающая беседа по изученному материалу;

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

 - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-сочинения на основе текстов типа описания, рассуждения, повествования;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Содержание тем учебного курса

 Классы 10-А , 10-Б

Учителя: Ильяшенко Е.А., Игнатьева М.В.

Количество часов

Всего 34часа; в неделю  1час.

 Количество контрольных работ –     4                                

Количество уроков развития речи   -  4

Раздел

Кол-во часов

Р.Р.

Контрольные работы

1

Общие сведения о языке

5

1

2

Русский язык как система средств разных уровней

2

1

3

Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия

4

1

4

Лексика и фразеология

6

1

5

Состав слова (морфемика) и словообразование

4

6

Морфология и орфография

6

1

7

Речь, функциональные стили речи

3

1

8

Научный стиль речи

4

1

1

ИТОГО

34

4

4

Общие сведения о языке (5 ч)

Русский язык как система средств разных уровней – (2 ч)

Фонетика, орфоэпия, орфография (4 ч)

Лексика и фразеология (6 ч)

Морфемика (состав слова) и словообразование (4 ч)

Морфология и орфография (6 ч)

Речь, функциональные стили речи (3 ч)

Научный стиль речи (4 ч)

Содержание тем учебного курса:

Общие сведения о языке (5 ч)

      Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.      Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.      Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Фонетика, орфоэпия, орфография (4 ч)

      Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.       Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

      Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.  Фонетический разбор.

Лексика и фразеология (6 ч)

      Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

      Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

      Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

      Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

      Лексические и фразеологические словари.

      Лексико-фразеологический разбор.

Морфемика (состав слова) и словообразование (4 ч)

      Обобщающее повторение ранее изученного.

      Выразительные словообразовательные средства.

      Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография (6 ч)

      Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

      Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

      Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

      Морфологический разбор частей речи.

Речь, функциональные стили речи (3 ч)

      Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

      Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

      Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Научный стиль речи (4 ч)

      Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля.

Требования к уровню подготовки учащихся:

 В результате изучения русского языка ученик должен понимать:

Связь языка и истории, культуры русского народа;

Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

Основные единицы языка, их признаки и взаимосвязь;

Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения.

Осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;

Проводить лингвистический анализ текстов различных стилей;

Аудирование и чтение:

Использовать основные виды чтения;

Извлекать необходимую информацию из различных источников.

     Говорение и письмо:

Создавать устные и письменные монологические и диагностические высказывания различных типов и жанров;

Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;

Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка;

 Соблюдать нормы речевого поведения;

Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

Использовать приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Уметь:        

Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

Использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) В зависимости от коммуникативной задачи;

Осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;

Осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

Свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

Передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);

Создание устного и письменного речевого высказывания:

Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

Формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

Выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

Высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

Владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

создавать устное высказывание на лингвистические темы;

владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

Оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:

Проводить разные виды языкового разбора;

Опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

Анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

Соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

Эффективно использовать языковые единицы в речи;

Соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;

фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

 

Учебно-методическая литература:

Власенков, А.И. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2011

И.В.Золотарева , Л.П. Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку 10 класс», М.:ВАКО2008г.

Литература для учащихся:

Власенков, А.И. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2011

Интернет-ресурсы:

Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов ( 5 – 11 классы).

Электронные носители.

Готовимся к ЕГЭ. Русский язык.

Репетитор Русский язык. Весь школьный курс Репетитор. Тесты по пунктуации


Поурочно - тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Основное содержание

Планируемые предметные результаты

Основные виды деятельности

1

Повторение и углубление изученного.  Общие сведения о языке.(5ч) Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа

История русского языка. Нормы русского национального языка.  

Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке.

Уметь работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе - устное сообщение.

Использовать разные виды чтения с выборочным извлечением информации. Извлекать необходимую информацию из различных источников. Владеть приемами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов. Самостоятельно планировать работу по устранению пробелов

2

Русский язык в современном мире. Функции русского языка как учебного предмета

Международное, межнациональное общение. Функции русского языка. «Мировой язык». Государственный язык

Знать понятие “мировой язык; иметь представление о русском языке как родном и русском языке как государственном, понятие о функциях русского языка как государственного, его функциях в школьном изучении.

Уметь составлять план, тезисы статьи, готовить сообщение на их основе, Уметь толковать слова и обороты из текста.

Извлечение необходимой информации из источников, умение развернуто обосновывать суждения, давать определения

3

Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков

Язык. Культура. Взаимодействие языков

Знать: о взаимосвязи языка и культуры.

Уметь: выделять в тексте микротемы и передавать его основное содержание

Извлечение необходимой информации из текста, критическое оценивание информации, передача содержания адекватно поставленной цели, умение развернуто обосновывать суждения, создавать устный текст

 4   

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка

Культура русской речи. Развитие языка. Активная лексика

Знать активные процессы, происходящие в лексике, морфологии и орфоэпии (устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы).

Уметь: составлять текст по плану.

 Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации,

в том числе представленных в электронном виде.

5 Р/Р

Изложение лингвистического текста

Самостоятельно планировать работу по устранению пробелов в навыках правописания.

6

Русский язык как система средств разных уровней. (2 ч.) Русский язык как система средств разных уровней

Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке: фонетика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис

Знать уровни языка и их основные единицы.

Уметь выполнять основные виды разбора; создавать устное сообщение на лингвистическую тему; выполнять комплексный анализ текста; конструировать предложения.

Производить различные виды грамматического разбора, находить в тексте определённые языковые единицы, устанавливать связь между различными языковыми единицами.

Соблюдать в практике  письма основные правила орфографии и пунктуации.

7 Р/Р

Сжатое изложение с элементами сочинения

Владеть приемами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов.

8

Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия (4 ч) Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии

Фонема, открытый и закрытый слог, логическое ударение, особенности русского ударения. Фонетический разбор

Знать: разделы науки о языке; языковые единицы; порядок фонетического разбора; условия написания проверяемых и чередующихся гласных в корнях слов.

Уметь: выполнять фонетический разбор слов; различать буквы и звуки; транскрибировать слова; писать гласные в корнях слов в соответствии с орфографическими нормами.

Анализировать  основные орфоэпические нормы русского произношения.

 Соблюдать в практике письма основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка.

9

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

Орфоэпическая норма. Выразительные средства фонетики. Звукопись

Знать основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке, выразительные средства русской фонетики.

Уметь использовать в собственной речи. Уметь видеть произносительные недочеты и индивидуальные нарушения орфоэпической нормы и исправлять их.

Современные принципы русской орфографии, уметь их определять, и лексические, синтаксические признаки.

 На практике применять фонетический разбор слова, позиционные изменения у гласных и согласных звуков

Владеть  культурой речи, навыками редактирования

10

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому  и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор

Принципы русской орфографии. Фонетический разбор

Знать морфологический, фонетический, традиционный принципы русской орфографии.

Уметь комментировать орфограммы, определять принципы написания.

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять полученные знания на практике.

11 К/Р

Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»

Уметь воспроизводить текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы русского языка; выполнять фонетический разбор слов, давать развернутые ответы на теоретический вопросы по теме, верно расставлять ударения в словах, делить слова на слоги.

12

Лексика и фразеология (6 ч).Лексическая система русского языка

Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Исконно русская лексика, старославянизмы, заимствованная лексика.

Знать: основные понятия лексики.

Уметь6 выполнять лексический разбор слов;  анализировать лексические средства выразительности речи.

Анализировать  лексическое и грамматическое значение слова, типы омонимов.

Знать основные понятия в разделе, уметь производит лексический анализ слова, в том числе и  этимологический, производить лексический анализ текста, работать со словарями.

13

Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления. Активный и пассивный словарный запас

Диалектизмы, специальная лексика, арготизмы. Межстилевая, разговорно-бытовая, книжная лексика. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования

Знать: системные отношения в лексике, сферы употребления.

Уметь: выполнять лексическо – грамматический разбор слов, пользоваться толковыми словарями

Знать понятие «заимствованные слова», пути проникновения заимствованных слов в речи.

Уметь определять заимствованные слова в тексте, уместно употреблять заимствованные слова в речи.

14

Русская фразеология

Свободные и несвободные словосочетания. Крылатые слова, пословицы, поговорки. Лексическая и стилистическая синонимия

Знать: фразеологические единицы русского языка; источники происхождения фразеологизмов. Уметь: выполнять лексический разбор слов; анализировать лексические средства выразительности; различать свободные и несвободные сочетания; использовать фразеологизмы в устной и письменной речи в соответствии с лексическими нормами.

Знать сферы употребления русской лексики.

Уметь извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

15

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов

Синонимы, антонимы, паронимы, омонимы. Градация. Антитеза

Знать лексическое и грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, русская лексика с точки зрения ее происхождения, изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.

Уметь видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики в речи.

Уметь определять принадлежность слов с точки зрения их происхождения

16

Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический анализ слова

Словарь. Лексико-фразеологический анализ

Знать: виды словарей, их назначение и использование

Уметь: пользоваться разными видами словарей, выполнять лексический разбор слов

Знать определение фразеологизма и идиомы, знать значение часто употребляемых фразеологизмов и идиом

17 К/Д

Контрольный диктант с лексико-грамматическим заданием

Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками

Дать толкование слов, составить антонимический ряд

18

Состав слова (морфемика) и словообразование (4 ч.)Обобщение ранее приобретенных учащимися знаний о составе слова и словообразовании.  «

Морфема, морфемика, многозначность морфем, морфемная синонимия и антонимия. Способы словообразования

Знать: виды морфем, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.

Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; различать однокоренные слова и формы слова; различать слова с омонимичными корнями по значению.

Анализировать состав слова, выполнять словообразовательный разбор.

19

Выразительные словообразовательные средства

Словообразование. Способы словообразования. Стилистические, изобразительно-выразительные свойства морфем

Знать: основные выразительные средства словообразования.

Уметь: осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Знать  основные понятия в разделе, уметь производить морфемный и словообразовательный анализ слов, находить в тексте слова по определённым морфемным и словообразовательным моделям, определять на уровне морфемики  синонимию и антонимию, работать со словарями.

20

Словообразовательный разбор

Приставка, корень, суффикс

Знать: основные способы образования слов.

Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; расшифровывать сложносокращённые слова и определять их род; подбирать однокоренные слова с чередующимися гласными или согласными в корне.

Уметь определять способы морфологического словообразования

21

Практическая работа по теме «Морфемика и словообразование»

Выполнять: морфемный и словообразовательный разбор

Знать основные выразительные средства словообразования.

Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

22

Морфология и орфография (6 ч.) Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные части речи. Служебные части речи.

Самостоятельные, служебные части речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы, синтаксические функции

Знать: классификацию частей речи; критерии выделения частей речи; переходные явления в области частей речи.

 Уметь: определять части речи и обосновывать свой выбор.

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять полученные знания на практике.

23

Нормативное употребление форм слова

Норма, форма слова, окончание, суффикс

Знать: основные нормы употребления форм слов в русскому языке. Уметь: находить и исправлять ошибки в образовании форм слов

Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм.

24

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм

Изобразительно-выразительные средства. Форма слова

Знать : изобразительные возможности морфологии.

Уметь: анализировать роль средств выразительности.

Знать языковые единицы, проводить различные виды анализа.

Уметь определять части речи, находить требуемые части речи в тексте.

25

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения

Орфограмма, тип орфограммы, орфографическое правило, принцип орфографии

Знать морфологический, фонетический, традиционный принципы русской орфографии.

Уметь при помощи лексического и грамматического разбора комментировать орфограммы.

Уметь производит морфологический анализ слов, находить в тексте определённые языковые единицы по заданным морфологическим критериям

26

Морфологический разбор частей речи

Самостоятельные, служебные части речи, признаки частей речи, их синтаксическая роль

Знать: отличительные признаки самостоятельных и служебных частей речи, способы выражения грамматического значения.

Уметь: производить морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, анализировать их словообразование и правописание.

Выполнять морфологический разбор

27 К/Д

Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография»

Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками.

Знать основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь обосновывать свой выбор. Руководствоваться алгоритмом действий при решении орфографических задач.

28

Речь, функциональные стили речи (3 ч.) Язык и речь. Основные требования к речи

Язык, речь, правильность, точность, выразительность, уместность, языковые средства, устная и письменная речь, диалог, полилог, монолог, текст, аннотация, план, тезисы, выписки, конспект, реферат, рецензия

Знать: научные трактовки разграничения языка и речи, типы речи: повествование, описание, рассуждение, их отличительные признаки.

Уметь:

производить речеведческий анализ художественного и научно-популярного текстов; создавать тексты разных типов речи, редактировать написанное.

Иметь представление об основных классификационных признаках выделения функциональных разновидностях языка. Различать речь книжную и разговорную

29

Функциональные стили речи, их общая характеристика

Стили речи, сфера использования, речевые жанры, стилевые особенности

Знать о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых особенностях.

Уметь определять стиль текста

Адекватно понимать и анализировать основную и дополнительную, явную и скрытую информацию текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности.

30 Р/Р

Сочинение

Знать: структуру написания сочинения- рассуждения на основе прочитанного текста.

Уметь: последовательно излагать мысли, приводить аргументы.

31

Научный стиль речи (4 ч.) Назначение научного стиля, его признаки  и разновидности (подстили).

Научный стиль, его признаки, лексика, морфология, синтаксис

Знать: признаки научного стиля речи, его разновидности и жанры.

Уметь: определять жанр текста научного стиля.

Распознавать тексты научного стиля по признакам.

32

Лексика научного стиля Словари, использование средств научного стиля.

Нейтральная, общенаучная, специальная лексика, термин, терминология, профессионализмы

Знать: лексические особенности научного стиля речи.

Уметь: распределять слова по сферам употребления; определять способ образования терминов; определять предмет по его описанию, толкованию.

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов; способы и средства связи между частями текста; основные типы речи, их признаки. Сопоставлять и сравнивать научные тексты

33 Р/Р

Изложение с продолжением темы, затронутой в тексте (или выражением собственных суждений по теме, оценки описываемого в тексте факта, события, изображенного в нем персонажа)

Знать: основы написания изложения с последующим сочинением на основе прочитанного текста.

Уметь: последовательно излагать мысли, приводить аргументы.

Уметь выполнять комплексный анализ текста, определять проблему, авторское отношение и средства и приёмы его выражения.

Создавать текст с учетом внеязыковых требований.

34 К/Р

Итоговая контрольная работа

Уметь воспроизводить текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку Класс 5

Планирование  составлено  на  основе  Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...