урок - защита проектов
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Мандзяк Наталья Юрьевна

Урок русского языка по теме " Служебные части речи"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

19/04 2012г.

Открытый урок русского языка в 7а классе

Защита проектов по теме «Служебные части речи» как подготовка к сочинению на лингвистическую тему

Учебный проект – это результат самостоятельной творческой деятельности учащихся, имеющей социально значимую и образовательную цели, организованный  на основе использования информационных и коммуникационных технологий.

Защита проекта – это демонстрация результатов работы и один из главных этапов их обучения. Обучая других, обучаешься сам: понимая эту закономерность, ученик, изучив что –либо, стремится рассказать об этом другим, поэтому без этапа защиты проекта самостоятельное исследование школьников не может считаться завершенным. В ходе защиты школьники учатся излагать полученную информацию, учатся доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы. В нашем случае подготовка проектов и их защита рассматриваются как вариант подготовки к сочинению на лингвистическую тему.

Цель урока:

  1. Обобщение материала по теме «Служебные части речи» в виде защиты проектов.
  2. Развитие умения строить высказывание на лингвистическую тему через создание проектов в виде презентаций и публикаций; формирование навыков исследовательской работы.
  3. Воспитание любви и уважения к русскому языку.

Ход урока:

  1. Оргмомент: приветствие гостей, запись в тетрадях числа и темы, постановка цели урока.

  1. Просмотр и комментирование вводной презентации учителя «Пред вами громада – русский язык!»  

 

  3.Представление проекта «Предлог»  группой уч-ся предложение Публикаций.  ( В тетрадях  уч-ся – запись темы «Предлоги.  Какую службу они несут, и как они это делают?»)

Предлагаем принять участие в обсуждении проекта по принципу «черно-белого» оппонирования:

  • Перечислите наиболее сильные стороны презентации;
  • Перечислите моменты, требующие доработки;
  • Внесите свои предложения по усовершенствованию проекта (если таковые имеются);
  • Сделайте итоговый вывод («плохо», « слабо», «хорошо», «отлично»), исходя из следующих критериев:

          1) связь с программой и учебным планом;

          2) содержание;

          3) оригинальность;

          4) работа в группе;

          5) графический дизайн;

          6) возможность применения на уроках

        

  1. Представление проекта «Союз»  группой уч-ся и обсуждение его по принципу «черно-белого» оппонирования, предложение Публикаций. ( В тетрадях  уч-ся – запись темы

«Возможна ли речь без союзов?»)

  1. Представление проекта «Частица»  группой уч-ся и обсуждение его по принципу «черно-белого» оппонирования, предложение Публикаций. (В тетрадях  уч-ся – запись темы

«Нужны ли нам частицы?)

  1. Подведение итогов, запись домашнего задания: написать сочинение на одну из предложенных тем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Пред вами громада – русский язык!» Н.В. Гоголь Цель работы: анализ функций различных языковых явлений. Задача: научиться рассуждать на лингвистическую тему.

Слайд 2

В нашей работе важная роль принадлежит следующим группам: ТЕОРЕТИКИ ЭКСПЕРТЫ- ТЕОРЕТИКИ ЭКСПЕРТЫ- ХУДОЖНИКИ эксперты ПРАКТИКИ

Слайд 3

Задачи групп: Теоретики изучают справочную литературу Эксперты-теоретики выявляют роль данного языкового явления в предложенном тексте . Эксперты –художники анализируют изобразительно-выразительную роль данного явления в тексте . Эксперты –практики создают свои тексты, используя данное языковое явление .

Слайд 4

Композиция (тип текста – рассуждение) ВСТУПЛЕНИЕ (Тезис) Основная часть (функции языкового явления) и примеры из текста) Примеры из текста Заключение (вывод)

Слайд 5

Универсальная словесная модель сочинения на лингвистическую тему Определяем проблему в виде вопроса. Формулируем тезис (утверждение). Приводим доказательства.(Следует обратить внимание на использование вводных слов, организующих движение мысли.) Делаем вывод.

Слайд 6

РЕСУРСЫ: http://www.napravlenie.ru/ E-mail: school1_bgd@pochta.ru school1 Энциклопедия для детей.Том10.Языкознание.Русский язык;(Под редакцией М. Аксеновой и др.).-М., 2005 Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык. 2009\ФИПИ.-М.,2009 О.В. Зарубина. Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему. РЯШ№9 2009Г.

Слайд 7

Желаем успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Учите русский- годы кряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда- в нём самом.» Сабир Абдулла Союз – сцепление …; часть речи, частичка, связующая слова. В.И.Даль. Толковый словарь.

Слайд 2

С союзом мы в дружбе, С союзом мы в мире. Такие хорошие а, но, и, или. И с ними стихи сочиняем, былины, Нет лучше союза в писательском мире. Да здравствует русский язык и союз! Возможна ли речь без союзов ? Авторы проекта : Дружинина Настя, Гурова Илона, Надольный Артём, Литвиненко Настя, Достовалов Лёша, Мамошин Женя. 7 «А»класс, п.г.т. Ерофей Павлович

Слайд 3

Цели исследования: Познакомиться с грамматическими характеристиками союзов, их семантикой, ролью в организации предложения и текста. Осмыслить и оценить накопленный речевой опыт, выявить роль союзов в художественной и разговорной речи, уточнить оттенки значений союзов.

Слайд 4

Этап 1,теоретический: СОЮЗ – ( от др.-р. со- «вместе», юз- «связь» )служебная часть речи, соединяющая однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного. По значению выделяют: Сочинительные : соединительные, противительные, разделительные. Подчинительные : изъяснительные, временные, причинные, целевые, условные, сравнительные.

Слайд 5

Этап 2, экспертно- теоретический: Над речкою Уркой, где голубые сопки И жгучее дыхание ветров, Живёт посёлок, Ерофей любимый, Горя в зелёном пламени лесов.

Слайд 6

Исследуя текст, выполним задания и ответим на вопросы: 1. Укажем в тексте все союзы, их разряды по значению. 2. Подумаем: союзы связывают части предложения, его однородные члены или целые предложения?

Слайд 7

Делаем выводы: Назначение союзов в языке состоит в том, чтобы связывать члены предложения или части сложного предложения. Если союзы убрать, эта связь утратится-возникнет бессмыслица: Над речкою Уркой, … голубые сопки … жгучее дыхание ветров, Живёт посёлок, Ерофей любимый, Горя в зелёном пламени лесов.

Слайд 8

Поработаем как эксперты-художники: Оказывается, существует такое средство выразительности, как многосоюзие (полисиндетон).Это стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них , создается единство перечисления, усиливается выразительность речи.

Слайд 9

Прочтите текст, обратите внимание на использование данного приема Люблю я утренние зори На речке на Урке встречать, Когда они начнут узоры Над водной гладью вышивать. Живой природы пробужденье Люблю смотреть и слушать тут, И первое пернатых пенье, И дятла первый дробный стук, И пируэты первой птички, И всплески рыбы на реке, Квакуш горластых переклички, Кукушки голос вдалеке.

Слайд 10

Незаменим союз как средство связи предложений в тексте и как средство выражения смысловых отношений между ними Прочтите высказывания А.П. Чехова: Говорите вы высоко, и умны вы, и в чинах, рукой до вас не достанешь. Но , голубчик, у вас душа не настоящая. Силы в ней нет. 2. Поглядите все на эту книгу. Она давно уже прочитана, заскорузла, растрепана, валяется в пыли, как ненужная вещь. Но раскройте ее , и она заставит вас побледнеть и заплакать. Попробуйте убрать союз но – текст сразу же утратит очень важное значение противопоставления, выраженное данным союзом, станет менее выразительным!

Слайд 11

Подведем итоги наших наблюдений Речь без союза невозможна. Это важнейшее средство связи однородных членов, частей сложного предложения и предложений в тексте. Это незаменимый инструмент, служащий для выражения смысловых отношений . Союзы экспрессивны, поэтому используются как средство выразительности .

Слайд 12

Литература: festival@1september.ru РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ И ДОМА, № 8, 2007 год. Новейший СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА, 5-11 классы, гуманитарные науки. Москва. Eksmo Education , 2008 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-защита проекта

Урок-защита проекта "Реклама-двигатель торговли\'7 класс, Обществознание...

Урок-защита проекта «Письмо Огиньскому». Музыка. 7 класс.

Урок-защита проекта «Письмо Огиньскому». Музыка. 7 класс....

Урок- защита проектов "Идеальное государство"

Разработка урока по теме" Идеальное государство"Класс: 10УМК: Кузовлев В.П....

Открытый урок - проект (конференция) по ОБЖ для учащихся 10 класса по теме "Инфекционное заболевание. Грипп" , тип урока: "Защита проекта"

Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожил...

Урок-защита проектов "Решение уравнений высших степеней" 9 класс

Конспект урока по алгебре в 9 классе "Решение уравнений высших степеней", на котором учащиеся защищали свои проекты.Презентации учащихся: Решение биквадратных уравнений, Решение возвратных уравнений, ...

Урок - защита проектов «Промысловое и эстетическое значение рыб. Охрана рыбных богатств»

Цель урока: раскрыть промысловое и эстетическое значение рыб, рассмотреть основные меры по охране рыбных богатств....

Проектная работа по обществознанию на тему: Использование метода проектов в процессе обучения истории и обществознания. Урок – защита проектов по теме: «Права ребенка».

1. В докладе дается характеристика типа проекта, предполагающий максимальную степень свободы проектанта в отборе информации, оформлении и презентации продукта. 2. Отмечается, что проект можно тра...