Открытый урок - проект (конференция) по ОБЖ для учащихся 10 класса по теме "Инфекционное заболевание. Грипп" , тип урока: "Защита проекта"
методическая разработка (основы безопасности жизнедеятельности, 10 класс) по теме
Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожилых людей. Эпидемии гриппа случаются каждый год обычно в холодное время года и поражают до 15% населения Земного шара. Образовательной задачей урока является
формирование представления об опасном инфекционном заболевании, распространяющимся воздушно-капельным путем - гриппе, его основных симптомах, механизмах передачи и способах профилактики. Урок-проект проходит в виде конференции, на котором учащиеся представляют свои материалы проектно-исследовательской деятельности по теме «Инфекционное заболевание. Грипп».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mou.doc | 198.5 КБ |
chto_takoe_gripp.doc | 163.5 КБ |
operativnaya_informaciya_o_zabolevaemosti_grippom_i_orvi_naseleniya_rossiyskoy_federacii_za_42_nedelyu_2007g.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Владимирская область
Суздальский район
МОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок - проект (конференция)
по Основам безопасности жизнедеятельности
для учащихся 10 класса
по теме «Конференция.
Инфекционное заболевание. Грипп.»
тип урока: Защита проекта .
Составила
Преподаватель-организатор ОБЖ
Хусаинова Е.Н.
2007 год
Цели урока:
1.Образовательные задачи:
- дать представление об опасном инфекционном заболевании, распространяющимся воздушно-капельным путем - гриппе, его основных симптомах, механизмах передачи и способах профилактики.
2. Развивающие задачи:
- Совершенствовать у учащихся умение проводить проектно-исследовательскую работу в области безопасности жизнедеятельности;
- Совершенствовать у обучаемых умение осуществлять поиск нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
- Развивать умение анализировать и обобщать изученный материал;
- Развивать творческие способности учащихся.
3.Воспитательные задачи:
-Способствовать развитию у ребят потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
-Способствовать воспитанию ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной , так и общественной ценности.
Оборудование:
-учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», под ред. А.Т.Смирнова, 10 класс;
-выставка книг с информацией по теме урока;
-выставка лекарственных препаратов (по назначению)
-материал для создания (выпуска) санбюллетеня по теме урока;
-СD-диск ,(подготовленный видеосюжет о закаливании);
-телевизор, DWD-плеер;
-плакат «Закаливание»;
-подставка для книжной выставки;
Ход урока:
1. Организационный момент.
Сегодня у нас урок-проект, который пройдет в виде конференции, на котором вы представляете свои материалы проектно-исследовательской деятельности по теме «Инфекционное заболевание. Грипп». Все учащиеся были разбиты на 9 групп, каждая группа получила задание, над которым работала немалое время и сегодня всем вам предстоит защита своей проектной работы.
11. Проверка домашнего задания.
(по материалу учебника «Основы безопасности
жизнедеятельности», параграф 3.2)
-На прошлом уроке мы познакомились с темой «Инфекционные заболевания», давайте вспомним, что называют инфекционным заболеванием?
(ответ учащихся)
-Большинству инфекционных заболеваний свойственна цикличность развития. Какие периоды развития болезней различают?
-Тяжесть течения, клинические особенности и исход инфекционной болезни в большей степени зависят от состояния организма человека, его физиологических особенностей и состояния иммунной системы. Люди, ведущие ЗОЖ, менее подвержены инфекционным болезням и более успешно их переносят.
Мы говорили, что все инфекционные болезни в зависимости от возбудителя подразделяются на классы. Давайте вспомним, сколько их и какие? Приведите примеры болезней каждого класса.
111. Изучение нового материала.
1.Результаты социологического опроса.
Из перечисленных заболеваний названия многих вам знакомы с детства. И если вас заинтересовала информация о каком-либо названном заболевании, вы можете обратиться к нашему школьному фельдшеру,
к фельдшеру сельского фельдшерско-акушерского пункта, поискать информацию в справочной медицинской литературе, зайти на сайт в Интернете.
1).Социологическое исследование.
В группах вы исследовали материалы о заболевании, эпидемию которого ожидают каждый год. Закончилась осень, похолодало, сейчас то самое время, когда легче всего подхватить вирус гриппа. Я надеюсь, что материал, полученный в ходе нашего урока, действительно пригодиться вам в жизни,
а для учащихся нашей школы мы выпустим санбюллетень по теме урока с полезной для них информацией- который и станет результатом нашей проектной работы.
1 группа наших ребят работала над социологическим исследованием,
они подробно познакомят нас с результатами своего исследования .
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
В результате социологического опроса мы опросили 28 человек. Вот вопросы, на которые предлагалось ответить.
-Знаете ли вы, что такое грипп?
-Чем опасно это заболевание?
-Болели ли вы гриппом? Сколько раз?
-Обращались ли вы к врачу?
-Делаете ли вы прививку от гриппа?
-Считаете ли вы ее необходимой? (поясните)
-Принимаете ли вы профилактические средства для защиты от гриппа?
(если да, какие?)
-Есть ли у вас свой проверенный способ защиты от гриппа? (какой?)
-Пользуетесь ли вы народными средствами для лечения гриппа? (какими?)
-Как вы считаете, что нужно делать, чтобы не заболеть гриппом?
Обобщив весь собранный материал, можно сказать, все 100% опрошенных знают, что грипп- это инфекционное заболевание, но, примерно половина, перечисляя симптомы гриппа, называли симптомы острого респираторного заболевания.
Все знают, что грипп опасен осложнениями, но только 4% назвали какими именно.
92% опрошенных переболели этим заболеванием.
Во время заболевания только 56% отвечающих обратились за помощью к врачу.
33% всех отвечающих не считают необходимым делать прививку от гриппа, 7% опрошенных не прививаются по противопоказаниям.
Практически все опрошенные знают о том, что существуют и другие профилактические средства против гриппа, но применяют их только половина отвечающих.
44% людей имеют свой проверенный способ защиты от гриппа, но на вопрос какой именно, ответ дали не все.
51% опршенных пользуются народными средствами лечения гриппа.
В результате опроса, проведенного среди учителей, родителей и учащихся 9 класса нашей школы стало понятно, что опрошенные недостаточно владеют информацией об этом заболевании.
Ребята хорошо справились со своим этапом проекта, мы действительно увидели с вами всю актуальность рассматриваемого вопроса.
После услышанной информации я думаю, первое, что мы должны сделать, это выяснить, чем же опасно это заболевание? Конечно, рассмотрим мы на уроке и меры профилактики. Но мне бы хотелось, чтобы информация, полученная сегодня вами, была оформлена в таблицу в тетрадь.
Признаки болезни | Источни-ки инфек- ции | Пути пере- дачи инфек- ции | Продол- житель- ность болезни | Меры профи- лактики и за-щиты | Меры в отноше-нии больных | Меры в отношении лиц, контактирующих с больными |
Грипп |
2.) Этиология заболевания.
2 группа ребят работала над этиологией заболевания.
Готовясь к сегодняшнему уроку, они перелистали и в справочниках и в Интернете много материала об этом заболевании, беседовали нашим участковым педиатором , с фельдшером Павловского фельдшерско-акушерского пункта, но я просила представить изученный материал о механизмах передачи и симптомах гриппа очень компактно.
Представленный материал.
Что такое грипп
Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожилых людей. Эпидемии гриппа случаются каждый год обычно в холодное время года и поражают до 15% населения Земного шара.
Симптомы гриппа
Грипп - острое высоко контагиозное заболевание, которое отличается резким - токсикозом,
умеренными катаральными явлениями с наиболее интенсивным поражением трахеи и крупных бронхов. Клиника гриппа и острых респираторных заболеваний, вызываемых различными вирусами, из-за сочетания общетоксических симптомов и поражения дыхательных путей, имеет много сходных черт.
Обычно грипп начинается остро. Инкубационный период, как правило, длится 1-2 дня, но может продолжаться до 5 дней.
Вирус гриппа очень легко передается. Самый распространенный путь- воздушно-капельный. Также возможен бытовой путь передачи , например, через предметы обихода.
Обычно грипп начинается остро. Инкубационный период, как правило, длится 1-2 дня, но может продолжаться до 5 дней.Затем начинается период острых клинических проявлений. Тяжесть болезни зависит от многих факторов: общего состояния здоровья, возраста, от того, контактировал ли больной с данным типом вируса ранее. В зависимости от этого у больного может развиться одна из 4-х форм гриппа: легкая, среднетяжелая, тяжелая и гипертоксическая. Симптомы и их сила зависят от тяжести заболевания.
В случае легкой формы гриппа, температура тела может оставаться нормальной или повышаться не выше 38°С, симптомы инфекционного токсикоза слабо выражены или отсутствуют.
В случае среднетяжелой формы гриппа температура повышается до 38,5-39,5°С и отмечаются классические симптомы заболевания:
- Интоксикация
- Обильное потоотделение;
- Слабость;
- Светобоязнь;
- Суставные и мышечные боли;
- Головная боль;
- Катаральные симптомы
- Гиперемия мягкого неба и задней стенки глотки;
- Гиперемия конъюнктив;
- Респираторный симптомы
- поражение гортани и трахеи;
- Сухой (в ряде случаев - влажный) болезненный кашель;
- Нарушение фонации;
- Боли за грудиной;
- Ринит (насморк);
- Гиперемия, цианотичность, сухость слизистой оболочки полости носа и глотки.
- Синдром сегментарного поражения легких - динамично нарастающая (в течение нескольких часов) легочно-сердечная недостаточность с типичной сегментарной тенью в одном из легких; при благоприятном исходе клинико-рентгенологические изменения разрешаются (практически бесследно) в течение 2-3 дней (дифференциальное отличие от пневмонии). При гипертоксической форме возможен отек легких, обычно заканчивающийся геморрагической пневмонией.
При развитии тяжелой формы гриппа температура тела поднимается до 40-40,5°С. В дополнение к симптомам, характерным для среднетяжелой формы гриппа появляются признаки энцефалопатии (психотические состояния, судорожные припадки, галлюцинации), сосудистые расстройства (носовые кровотечения, точечные геморрагии на мягком небе) и рвота.
При гипертоксической форме гриппа возникает серьезная опасность летального исхода, особенно для больных из группы риска. Эта форма гриппа включает в себя (помимо вышеперечисленных) следующие проявления:
Если грипп протекает без осложнений, лихорадочный период продолжается 2-4 дня и болезнь заканчивается в течение 5-10 дней. Возможны повторные подъемы температуры тела, однако они обычно обусловлены наслоением бактериальной флоры или другой вирусной респираторной инфекции. После перенесенного гриппа в течение 2-3 недель могут сохраняться явления постинфекционной астении: утомляемость, слабость, головная боль, раздражительность, бессонница и др.
Осложнения в большинстве случаев определяются присоединением вторичной бактериальной флоры (пневмония, синусит, воспаление верхних дыхательных путей).
При лечении обязательно наблюдение у врача. Госпиталиацию проводят по жизненным и эпидеологическим показаниям. В течение всего лихорадочного периода больной должен соблюдать постельный режим , рекомендуется молочно-растительная диета, обогащенная витаминами.
- Да, действительно грипп- это очень серьезное заболевание, к которому нельзя относиться легкомысленно. Оно не жалеет никого - ни стариков, ни детей, ни молодых. 3 группе ребят, работающих над нашим проектом, для анализа статистики заболеваемости и количества вакцинированных пришлось также обратиться к Интернету, а также очень подробную информацию они получили от главного специалиста Федерального государственного учреждения «Центра гигиены и эпидемиологии Владимирской области» Куракиной Валентины Владимировны.
Оперативная информация о заболеваемости гриппом и ОРВИ населения Российской Федерации за 42 неделю 2007г. (состояние на 28.10.07г.)
Европейская часть России
Условные обозначения
- нет данных
- относительно стабильные уровни заболеваемости*
- рост заболеваемости*
- эпидемия, продолжающийся рост заболеваемости
- эпидемия, заболеваемость идет на спад
- снижение заболеваемости*
Статистика заболевания гриппом в России
Грипп и ОРВИ занимают первое место по частоте и количеству случаев в мире, и составляет 95% всех инфекционных заболеваний. Ежегодно в мире заболевает до 500 млн. человек, 2 миллиона из которых умирают. В России ежегодно регистрируют от 27,3 до 41,2 млн. заболевших гриппов и другими ОРВИ. х болезней составил 19,7%. Если считать, что в течение года грипп переносят в среднем 1 - 2 раза, то каждый шестой-седьмой россиянин бывает вовлечен в эпидемический процесс. Цифры эти, однако, сильно преуменьшены из-за неполной регистрации гриппа и ОРВИ.
В 1997 г. в РФ зарегистрировано 7,6 млн. случаев гриппа. Грипп в структуре инфекционных и паразитарны
В 2000 году в России грипп поразил 8% населения. 38 человек умерли. В Москве погибло 14 человек, из них 4 ребенка.
Более точные методы выявления гриппозных заболеваний с помощью выборочных медицинских обходов и опросов постоянных групп населения показали, что по опыту США, в среднем на одного человека приходится около 3 случаев заболеваний гриппом или ОРЗ.
Статистика годовой заболеваемости и смертности от гриппа в зарубежных странах
Страна | Количество жителей | Заболе- | Число госпита- | Число смертельных случаев |
США | 250 | 15 млн. - 30 млн. | 175,000 - 4,000,000 | 12,500 - 37,500 |
Австрия | 8 | 480,000 - 960,000 | 5,600 - 12,800 | 400 - 1,200 |
Бельгия | 10 | 600,000 - 1,2 млн. | 7,000 - 16,000 | 500 - 1,500 |
Франция | 56 | 3,36 млн. - 6,72 млн. | 39,200 - 89,600 | 2,800 - 8,400 |
Германия | 77 | 4,62 млн. - 9,24 млн. | 53,900 - 123,200 | 3,850 - 11,550 |
Италия | 55 | 3,3 млн. - 6,6 млн. | 38,500 - 88,000 | 2,750 - 8,250 |
Португалия | 10 | 60,000 - 120,000 | 7,000 - 16,000 | 500 - 1,500 |
Испания | 40 | 2,4 млн. - 4,8 млн. | 28,000 - 64,000 | 2,000 - 6,000 |
Швейцария | 7 | 420,000 - 840,000 | 4,900 - 11,200 | 350 - 1,050 |
Нидерланды | 15 | 0,9 млн. - 1,8 млн. | 10,500 - 24,000 | 750 - 2,250 |
Великобритания | 56 | 3,36 млн. - 6,72 млн. | 39,200 - 89,600 | 2,800 - 8,400 |
. Статистика заболеваемости по Суздальскому району.
По статистике за 2006-2007 год в Суздальском районе было зарегистрировано и подтверждено результатами анализов 18 случаев заболевания гриппом, причем 9 случаев заболевания гриппом типа А и 9 случаев гриппом типа В. В этом году слежение за ОРЗ и гриппом началось с 12 октября, причем случаев ОРЗ отмечается большое количество среди детей, случаев заболеваний гриппа не зарегистрировано. Так же нам сообщили, что по плану в соответствии с национальным проектом в Суздальском районе должно быть привито бесплатно 8668 человек, среди которых дети, посещающие детский сад, учащиеся 1-9 классов, граждане старше 60 лет, люди, имеющие хронические заболевания, рабочие таких специальностей, как учителя, врачи, милиционеры, военные, кондукторы и др. Иммунизация проводится отечественным препаратом Гриппол, который вырабатывает иммунитет на 8-10 день и имеет мало побочных действий, к тому же эта вакцина постоянно совершенствуется, ведь грипп постоянно мутирует.
Для детей детсадовского возраста, но неорганизованных, учащихся 10-11 классов, студентов вакцина также приобретена, на уже за счет Суздальской ЦРБ. Так же все желающие могут купить вакцину и привиться в поликлинике или на ФАП. На 27 ноября по Суздальскому району иммунизировано 3727 человек- это 43%, до Нового года будут привиты все желающие, как нас заверили, вакцины хватит на всех. Иммунизация рабочих на частных предприятиях проводиться за счет предприятия. Кого интересует более подробная информация о статистике заболеваемости и вакцинации, можно обратиться в Федеральное Государственное учреждение «Центр гигиены и эпидемиологии Владимирской области.
Сегодня на урок я пригласила школьного фельдшера, которая познакомит нас с аналогичными цифрами по нашей школе.(выступление фельдшера)
Каковы по вашему мнению причины отказа от вакцинации?
На доске:
Вакцина:
Гриппол (Россия)-180 рублей Каждый желающий может
Грипповак (Россия)-86 рублей самостоятельно приобрести
Ваксигрипп (Франция)-300 рублей любую из данных вакцин
Гриппал (Италия)-227 рублей в аптеке и привиться в
Инфлюфак (Бельгия)-290 рублей поликлинике.
4.) Конечно, надо сказать , что сегодня отношение к прививке против гриппа не однозначное
Между тем ,надо сказать, что для профилактики этого и ряда других
вирусных заболеваний можно использовать и другие лекарственные препараты.
Следующая группа ребят посещала фармацевта нашей Павловской аптеки и выясняла, какие противогриппозные препараты пользуются большей популярностью среди жителей нашего села.
(выставка лекарственных препаратов)
Лекарственные препараты для лечения может прописать только врач , учитывая особенности вашего возраста, состояния организма, результатов анализов и др.. Также может порекомендовать профилактические средства.
Но с некоторыми препаратами мы все же решили вас познакомить.
В последнее время для лечения гриппа и острых респираторных заболеваний успешно применяют так называемые иммунномодулирующие препараты. Они мобилизуют организм на самостоятельную борьбу с вирусами и микробами.
В нашей аптеке наибольшим спросом пользуются иммуномодулирующие препараты , как анаферон, арбидол, но в аптеке можно найти также инаферон, гриппферон, анаксин.
Для защиты свого организма существуют так называемые иммунностимуляторы, которые усиливают защитные силы нашего организма. Так в аптеке продается настойка эхинацеи, иммунал покупают реже- он подороже.
Для укрепления организма необходимо применять и витамины, а лучше поливитамины, как компливит, ревит, алфавит, гексавит и др. Все эти витамины можно приобрести в нашей аптеке.
Если вы почувствовали, что заболеваете , то для облегчения симптомов заболевания и своего состояния можете применить такие препараты , как антигриппин, феервекс, гриппофлю, Флюкоденс, риниколд.
И обязательно на прием к врачу.
И хотелось бы сказать, что покупая лекарственные препараты, даже выписанные врачом , внимательно прочитайте аннотацию и убедитесь, что не имеете противопоказании ,срок годности препарата.
Какой бы совершенной не была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней . Человек- сам творец своего здоровья. Ведь издавна известно, что на 50-70% на наше здоровье оказывает наш образ жизни. Прославленный русский полководец А.В. Суворов, будучи от рождения хилым и болезненным, благодаря неотступно проводимому на протяжении долгих лет закаливанию, сумел стать выносливым и стойким человеком, невосприимчивым к разным вирусам .
Следующая группа ребят изучала правила закаливания организма.
(снятый учащимися видеосюжет)
А мне хотелось бы добавить, что закаливание лучше начинать в детском возрасте. Каждый из вас может не только сам заняться укреплением своего организма, но и в будущем закаливать своего ребенка. И опять же консультацию вы можете получить у врача-педиатора.
5.) Из беседы с врачом- педиатором Кирилловой Л.В,. узнали, что существуют даже специальные упражнения для профилактики простудных заболеваний и осложнений гриппа. 6 группа ребят научит вас выполнять эти упражнения.
-Поглаживание и растирание кожи лба (10-15 раз)
-Интенсивное быстрое поглаживание и растирание крыльев носа и кожи по краям от них (10-15 раз)- профилактика гайморита
-Массаж кожи за ушными раковинами в течение 1 минуты- профилактика отита
-Массаж неба языком (10 движений) и сильное высовывание языка (2-3 раза)- профилактика ангины
Упражнения для улучшения носового дыхания:
Дыхание через нос более физиологично, чем ртом, поскольку воздух , проходя через полость носа, согревается, увлажняется и очищается.
-Плотно закрыть рот, прижать одну ноздрю пальцем, медленно вдыхать и выдыхать воздух через вторую ноздрю, затем также через правую.
-Вдох через одну ноздрю (вторая прижата), выдох- через другую (первая прижата).
-Медленный вдох ртом, сильный выдох через нос.
-Рот закрыт, длинный выдох через нос, на выдохе медленно произнести звук «м-м-м»
- Ежегодно гриппом заболевают более 500 млн. человек, а значит избежать попадания в поле действия опасного вируса крайне сложно. А поэтому в процессе работы над проектом и в результате анализа социологического исследования мы увидели необходимость проанализировать и обобщить материал о средствах профилактики гриппа, которые у нас всегда под рукой и с которыми вы знакомы с детства.
Над этим материалом работала 7 группа ребят, попросим познакомить нас с изученным материалом.
(каждому для вкладыша в тетрадь)
Хотите защититься от напасти? Тогда не ленитесь в сезон вспышки
гриппа каждый день выполнять простые советы.
1.Почаще открывайте форточку в собственной квартире. Возьмите за правило перед сном хотя бы на 15-30 минут выходить на свежий воздух. 2.Имейте в виду: заболевание может «прицепиться» к вам не только через поцелуй или «чих» больного гриппом человека, но и через грязные руки. Поэтому мойте их как можно чаще! Во избежании самозаражения пользуйтесь не носовым платком, а одноразовыми бумажными платками.
3. Принимайте поливитаминные препараты, содержащие витамины А и С. Они сделают непроницаемыми для инфекции слизистые оболочки, принимающие на себя основной удар.
4. Не переохлаждайтесь, одевайтесь по погоде, которая осенью коварна. Перед выходом на улицу смажьте слизистую носа оксолиновой мазью, закапайте в каждый носовой ход по 3 капли интерферона или свежевыжатого сока грейпфрута. Выходя из дома, положите за щеку ломтик лимона и, перекладывая его из стороны в сторону, подержите во рту 10-15 минут. Находясь в транспорте, старайтесь прикрыть рот и нос чистым носовым платком, в крайнем случае - шарфом.
5.Избегайте людных мест, где легко подцепить возбудителя инфекции.
На работе и дома чаще проветривайте помещение. Придя с улицы, промойте нос соляным раствором или водой с небольшим количеством сока лимона. 6.Вечером подышите целебными ароматическими парами, которые обладают противовоспалительным и антибактериальным действием. В кипящую воду добавьте немного соли, эвкалиптового (лавандового, гвоздичного) масла. Осторожно вылейте в глубокую миску и подышите над ней.
7. Перед сном приготовьте антипростудный чай. Смешайте в равных пропорциях сухие листья черной смородины, мяты, липового цвета. 1 стол. ложку смеси заварите стаканом кипятка, настаивайте 5-10 минут. Выпейте маленьким глоточками с 1 чайн. ложкой гречишного меда.
8.Особое внимание в период инфекций гриппа следует уделить питанию. Меню должно включать овощи и фрукты. Регулярно ешьте квашеную капусту, грейпфруты, клюкву, черную смородину.
В профилактике важны витамины, особенно витамин С. Апельсины, лимоны, мандарины доступны и осенью, и зимой. Можно заменить их натуральными соками.
Будем есть лук и чеснок или вдыхать их ароматы.
Полезны натуральные кисломолочные продукты (кефир, ряженка, йогурт и др.)
Используйте отвары липы, лаванды, розмарина, черной бузины, шалфея. Они дезинфицируют горло и дыхательные пути. Укрепить здоровье можно с помощью имбиря и прополиса. Кусочек последнего просто кладите под язык.
- -Кто из людей рискует стать жертвой коварного недуга в первую очередь? (дети, старики, слабые физически люди, школьники, люди таких специальностей., как врачи, учителя, кондукторы, милиционеры и др. профессий)
100% гарантии от гриппа нет. Единственный эффективный способ–это носить маску, что не очень принято у нас в стране, но можно наблюдать в Японии, США. И коль уж мы заболели , то обязательно должны обратиться к врачу, ведь только он может назначить квалифицированное лечение, но мы и сами можем помочь своему выздоровлению. И для полноты картины на нашей конференции не хватает освещения этого вопроса. Правила выздоровления изучала 8 группа ребят. Пожалуйста, познакомьте нас с результатами работы.
(каждому для вкладыша в тетрадь)
-Строго соблюдайте предписания врача, соблюдайте постельный режим.
-Не пренебрегайте правилами личной гигиены: пользуйтесь отдельной посудой и полотенцем, чаще ополаскивайте лицо теплой водой. Общаясь с близкими , прикрывайте рот одноразовыми бумажными салфетками.
-Чаще проветривайте комнату, в которой находитесь.
-Чтобы быстрее очистить организм от продуктов интоксикации, пейте в день не менее 1,5-2 литров жидкости: теплый чай с малиной, медом, вареньем из черной смородины, брусничный, клюквенный морс, фруктовые соки (особенно цитрусовые), лимонный напиток. Это очистит организм от продуктов вирусной интоксикации и снабдит его необходимыми витаминами и минералами.
111.Обобщение.
Мы сегодня получили большую информацию об этом заболевании.
-Что же является возбудителем гриппа?
-Каким образом передается грипп?
-Какие симптомы характерны для этого заболевания?
-Чем опасен грипп?
Вы, ребята, добросовестно поработали над нашим проектом. Я надеюсь, что полученные знания, действительно пригодятся вам в жизни, и вы будете применять их на практике. И посмотрите, результатом работы над проектом стал выпуск санбюллетеня, с вашими исследованными вопросами. Санбюллетень я попрошу вас после урока вывесить на наш информационный стенд, чтобы все ребята, учителя, персонал и гости нашей школы могли ознакомиться с полезной для них информацией.
1111.Домашнее задание.
Закончить заполнение таблицы по теме урока.
Паспорт проектной работы
1. Название проекта- урок-конференция по теме « Грипп»
2. Руководитель проекта- преподаватель ОБЖ
3. Консультанты проекта- школьный фельдшер
гл.специалист ФГУ санитарии и эпидемиологии
фармацевт Павловской аптеки
участковый врач-педиатор
участковый фельдшер
зам.директора по уч.-воспитат.работе
4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту-ОБЖ
5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта- биология, основы медицинских знаний, физическая культура.
6. Возраст учащихся- 15-16 лет, ученики 10 класса.
7. Состав проектной группы: по реш. преподавателя
8.Тип проекта- частично-исследовательский, практико-ориентированный.
9. Заказчик проекта- школьный фельдшер
10. Цель проекта- выпуск санбиллютеня по теме «Инфекционное заболевание. Грипп.» (практическая)
-формирование знаний учащихся об инфекционном заболевании, передающихся воздушно-капельным путем- гриппе, его основных симптомах, пути передачи , способах профилактики.
11. Задачи проекта - совершенствовать у обучаемых умение осуществлять поиск нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
- совершенствовать у учащихся умение проводить учебно-исследовательскую работу в области безопасности жизнедеятельности ;
- способствовать развитию проектно-исследовательских умений;
-развивать умение анализировать и обобщать изученный материал.
12. Вопросы проекта- вопросы, рассматриваемые на уроке:
-чем опасно инфекционное заболевание- грипп?
-каковы пути передачи инфекции?
-какие меры профилактики гриппа может предпринять каждый человек?
-Какие правила необходимо соблюдать для быстрейшего выздоровления?
13. Необходимое оборудование:
-Выставка книг с информацией по теме урока
-Выставка лекарственных препаратов
-материал для создания (выпуска) санбюллетеня
-СD-диск (подготовленный видеосюжет о закаливании)
-телевизор, DWD-плеер, подставка для книжной выставки
-плакат «Закаливание», ароматическое эвкалиптовое масло.
14. Аннотация проекта: в результате проведенного социологического исследования выяснилось, что практически все опрошенные знакомы с этим заболеванием, но половина опрошенных путают симптомы гриппа с простудными заболеваниями и, примерно, такое же количество отвечающих не знают меры профилактики гриппа и правила защиты от этого заболевания; изучение этих вопросов позволит подготовить к защите от этого заболевания не только учащихся, но и позволит распространить информацию и среди родственников учащихся, а также вооруженные этими необходимыми знаниями, они смогут защитить от этого заболевания свою будущую семью и своих будущих детей,
15. Продукт проекта- санбюллетень по теме «Инфекционное заболевание.Грипп.»
- рекомендации по профилактике заболевания и правилам быстрого выздоровления.
16. Этапы работы над проектом:
1.Этап социологического исследования- вопросы анкеты,( 3 дня), опрос в школе и дома, изучение актуальности темы, выход- диаграмма с результатами исследования.
2. Этап теоретический - изучение этиологии заболевания по мед. Справочникам, в Интернете, (1 неделя), выход- сообщение о механизме передачи инфекции и осложнениях гриппа.
3. Этап статистический- изучение статистики заболеваемости гриппом и вакцинации населения по России, Владимирской области, Суздальскому району;
( 1,5 недели), через Интернет, медпункт, Государственное Федеральное учреждение «Центр санитарии и эпидемиологии Владимирской области»; выход- сообщение полученной информации.
- Этап «Наша аптека»- изучение иммуномодулирующих и противогриппозных препаратов, спроса этих препаратов жителями нашего села, Павловская аптека, ( 3 дня), выход- выставка лекарственных препаратов.
- Этап «Закаливание»- изучение методов закаливания организма, библиотека- справочный материал, (1,5 недели), подготовка материала через видеокамеру, выход- видеоролик о закаливании.
- Этап « Профилактический Массаж»- ознакомление со специальными упражнениями, укрепляющими носоглотку, медпункт,(3 дня), выход-тренировочное занятие с учащимися.
- Этап профилактики- анализ и обобщение народных профилактических средств против гриппа, библиотека( статьи журналов. Справочная литература), (1 неделя), медпункт, выход- рекомендации каждому учащемуся, профилактический стол (лечебный чай, фрукты, лук, чеснок, целебное масло, пирог с яблоками, кисло-молочные продукты; эвкалиптовое масло для ароматизации помещения).
- Этап выздоровления- изучение правил выздоровления при заболевании гриппом, медпункт, библиотека, мед.справочник, журналы, (1 неделя),
Выход- рекомендации быстрого выздоровления для каждого учащегося.
17. Распределение заданий:
1.Этап социологического исследования .
2. Этап теоретический .
3. Этап статистический.
4. Этап «Наша аптека».
5. Этап «Закаливание».
6. Этап « Профилактический Массаж».
7. Этап профилактики.
8. Этап выздоровления.
9 Этап « Профилактический стол».
Предварительный просмотр:
Что такое грипп
Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожилых людей. Эпидемии гриппа случаются каждый год обычно в холодное время года и поражают до 15% населения Земного шара.
Периодически повторяясь, грипп и ОРЗ уносят в течение всей нашей жизни суммарно около 1 года. Человек проводит эти месяцы в недеятельном состоянии, страдая от лихорадки, общей разбитости, головной боли, отравления организма ядовитыми вирусными белками.
Грипп и ОРЗ постепенно подрывают сердечно-сосудистую систему, сокращая на несколько лет среднюю продолжительность жизни человека. При тяжелом течении гриппа часто возникают необратимые поражения сердечно-сосудистой системы, дыхательных органов, центральной нервной системы, провоцирующие заболевания сердца и сосудов, пневмонии, трахеобронхиты, менингоэнцефалиты.
Термин "острое респираторное заболевание" (ОРЗ) или "острая респираторная вирусная инфекция" (ОРВИ) охватывает большое количество заболеваний, во многом похожих друг на друга. Основное их сходство состоит в том, что все они вызываются вирусами, проникающими в организм вместе с вдыхаемым воздухом через рот и носоглотку, а также в том, что все они характеризуются одним и тем же набором симптомов. У больного несколько дней отмечается повышенная температура тела, воспаленное горло, кашель и головная боль. Самым распространенным респираторным заболеванием является острый ринит (насморк); он вызывается целым рядом родственных вирусов, известных как риновирусы. При выздоровлении, все эти симптомы исчезают и не оставляют после себя никаких следов. Однако, было бы совершенно неправильным называть все ОРЗ и ОРВИ гриппом. Грипп вызывается непосредственно вирусом гриппа (Myxovirus influenzae), относящимся к семейству ортомиксовирусов.
Грипп и ОРВИ занимают первое место по частоте и количеству случаев в мире и составляет 95% всех инфекционных заболеваний. В России ежегодно регистрируют от 27,3 до 41,2 млн. заболевших гриппов и другими ОРВИ.
По поводу происхождения слова "инфлюэнца" (устаревшее название гриппа) существует несколько версий. По одной из них, оно родилось в Италии в середине 15 века, после серьезной эпидемии, которую приписывали воздействию (influence) звезд. По другим гипотезам – это слово произошло от латинского "influere" (вторгаться) или от итальянского "influenza di freddo" (последствие охлаждения). Голландское слово "griep", которое применяют в разговорном языке подобно английскому "flu", происходит от французского "gripper" и является собирательным понятием, обозначающим большое число респираторных заболеваний, вызываемых более, чем 100 вирусами, являющимися возбудителями инфекций верхних дыхательных путей.
История гриппа
Первые упоминания о гриппе были отмечены много веков назад - еще в 412 году до н.э. описание гриппо-подобного заболевания было сделано Гиппократом. Также гриппо-подобные вспышки были отмечены в 1173 году. Первая задокументированная пандемия гриппа, унесшая много жизней, случилась в 1580 году.
В 1889-1891 гг произошла пандемия средней тяжести, вызванная вирусом типа H3N2.
Печально известная "Испанка", вызванная вирусом H1N1 произошла в 1918-1920 гг. Это самая сильная из известных пандемий, унесшая по самым скромным подсчетам более 20 млн. жизней. От "испанки" серьезно пострадало 20-40% населения земного шара. Смерть наступала крайне быстро. Человек мог быть еще абсолютно здоров утором, к полудню он заболевал и умирал к ночи. Те же, кто не умер в первые дни, часто умирали от осложнений, вызванных гриппом, например, пневмонии. Необычной особенностью "испанки" было то, что она часто поражала молодых людей (обычно от гриппа в первую очередь страдают дети и пожилые лица).
Возбудитель заболевания, вирус гриппа, был открыт Richard Shope в 1931 году. Вирус гриппа А впервые был идентифицирован английскими вирусологами Smith, Andrews и Laidlaw (National Institute for Medical Research, Лондон) в 1933 году. Тремя годами позже Francis выделил вирус гриппа В.
В 1940 году было сделано важное открытие - вирус гриппа может быть культивирован на куриных эмбрионах. Благодаря этому появились новые возможности для изучения вируса гриппа.
В 1947 году Тейлором был впервые выделен вирус гриппа С.
В 1957-1958 гг случилась пандемия, которая получила название "азиатский грипп", вызванная вирусом H2N2. Пандемия началась в феврале 1957 года на Дальнем Востоке и быстро распространилась по всему миру. Только в США во время этой пандемии скончалось более 70000 человек.
В 1968-1969 гг произошел средний по тяжести "Гонконгский грипп", вызванный вирусом H3N2. Пандемия началась в Гонконге в начале 1968 года. Наиболее часто от вируса страдали пожилые люди старше 65 летнего возраста. Всего число погибших от этой пандемии составило 33800 человек.
В 1977-1978 гг произошла относительно легкая по степени тяжести пандемия, названная "русским" гриппом. Вирус гриппа (H1N1), вызвавший эту пандемию уже вызывал эпидемию в 50-х гг. Поэтому в первую очередь пострадали лица, родившиеся после 1950 г.
Симптомы гриппа
Грипп - острое высоко контагиозное заболевание, которое отличается резким токсикозом, умеренными катаральными явлениями с наиболее интенсивным поражением трахеи и крупных бронхов.
Клиника гриппа и острых респираторных заболеваний, вызываемых различными вирусами, из-за сочетания общетоксических симптомов и поражения дыхательных путей, имеет много сходных черт.
Обычно грипп начинается остро. Инкубационный период, как правило, длится 1-2 дня, но может продолжаться до 5 дней.
Затем начинается период острых клинических проявлений. Тяжесть болезни зависит от многих факторов: общего состояния здоровья, возраста, от того, контактировал ли больной с данным типом вируса ранее. В зависимости от этого у больного может развиться одна из 4-х форм гриппа: легкая, среднетяжелая, тяжелая и гипертоксическая. Симптомы и их сила зависят от тяжести заболевания.
В случае легкой (включая стертые и субклинические) формы гриппа, температура тела может оставаться нормальной или повышаться не выше 38°С, симптомы инфекционного токсикоза слабо выражены или отсутствуют.
В случае среднетяжелой (манифестной) формы гриппа температура повышается до 38,5-39,5°С и отмечаются классические симптомы заболевания:
- Интоксикация
- Обильное потоотделение;
- Слабость;
- Светобоязнь;
- Суставные и мышечные боли;
- Головная боль;
- Катаральные симптомы
- Гиперемия мягкого неба и задней стенки глотки;
- Гиперемия конъюнктив;
- Респираторный симптомы
- поражение гортани и трахеи;
- Сухой (в ряде случаев - влажный) болезненный кашель;
- Нарушение фонации;
- Боли за грудиной;
- Ринит (насморк);
- Гиперемия, цианотичность, сухость слизистой оболочки полости носа и глотки.
- Синдром сегментарного поражения легких - динамично нарастающая (в течение нескольких часов) легочно-сердечная недостаточность с типичной сегментарной тенью в одном из легких; при благоприятном исходе клинико-рентгенологические изменения разрешаются (практически бесследно) в течение 2-3 дней (дифференциальное отличие от пневмонии). При гипертоксической форме возможен отек легких, обычно заканчивающийся геморрагической пневмонией.
- Абдоминальный синдром:
- боли в животе,
- Диарея - отмечается в редких случаях и, как правило, служит признаком других инфекций. То, что известно под названием "желудочный грипп", вызывается совсем не вирусом гриппа.
При развитии тяжелой формы гриппа температура тела поднимается до 40-40,5°С. В дополнение к симптомам, характерным для среднетяжелой формы гриппа появляются признаки энцефалопатии (психотические состояния, судорожные припадки, галлюцинации), сосудистые расстройства (носовые кровотечения, точечные геморрагии на мягком небе) и рвота.
При гипертоксической форме гриппа возникает серьезная опасность летального исхода, особенно для больных из группы риска. Эта форма гриппа включает в себя (помимо вышеперечисленных) следующие проявления:
- Гипертермический синдром;
- Менингизм (единичные или сочетанные менингеальные признаки при отсутствии достоверных воспалительных изменений со стороны мягких мозговых оболочек);
- Энцефалопатия в сочетании с гемодинамическим расстройствами у детей (объединяют термином нейротоксикоз) - наиболее частая причина летального исхода при тяжелом гриппе;
- Возникновение отечного геморрагического синдрома, развитие в различной степени выраженности дыхательной недостаточности, вплоть до отека легких (геморрагическая пневмония), а также отека мозга у отдельных больных.
Если грипп протекает без осложнений, лихорадочный период продолжается 2-4 дня и болезнь заканчивается в течение 5-10 дней. Возможны повторные подъемы температуры тела, однако они обычно обусловлены наслоением бактериальной флоры или другой вирусной респираторной инфекции. После перенесенного гриппа в течение 2-3 недель могут сохраняться явления постинфекционной астении: утомляемость, слабость, головная боль, раздражительность, бессонница и др.
Основные симптомы гриппа и их локализация
Орган | Название воспалительного процесса | Симптомы |
Нос | ринит | насморк |
Зев | фарингит | боль в горле |
Гортань | ларингит | хрипота |
Трахея | трахеит | кашель |
Бронхи | бронхит | кашель |
Как происходит заражение
Вирус гриппа очень легко передается. Самый распространенный путь передачи инфекции - воздушно-капельный. Также возможен (хотя и более редок) и бытовой путь передачи - например, заражение через предметы обихода.
В течение суток через дыхательные пути человека проходит около 15 000 л воздуха, микробное содержание которого фильтруется и оседает на поверхности эпителиальных клеток. Микробная контаминация воздуха приобретает опасность лишь при наличии в ней болезнетворных вирусов и бактерий, рассеиваемых больными и носителями респираторных инфекций.
При кашле, чихании, разговоре из носоглотки больного или вирусоносителя выбрасываются частицы слюны, слизи, мокроты с болезнетворной микрофлорой, в том числе с вирусами гриппа. На короткий промежуток времени вокруг больного образуется зараженная зона с максимальной концентрацией аэрозольных частиц. Частицы размером более 100 мкм (крупнокапельная фаза) быстро оседают. Дальность их рассеивания обычно не превышает 2-3 м.
Разброс аэрозольных частиц при чихании
Степень концентрации вируса гриппа и длительность его пребывания во взвешенном состоянии в воздухе в первую очередь зависят от величины аэрозольных частиц. Последнее определяется силой и частотой физиологических актов - чихания, кашля, разговора. Эти данные наглядно подтверждают необходимость конкретной санитарной пропаганды соблюдения больными гриппом и другими ОРЗ элементарных гигиенических правил. Стоит убедить больного чихать с закрытым ртом, как количество выбрасываемых в воздух аэрозольных частиц может быть уменьшено в 10-70 раз, а значит снижена концентрация в воздушной среде вируса гриппа. Если учесть, что 80 % выбрасываемых при этом частиц размером свыше 100 мкм, значит они быстро будут оседать и иметь эпидемиологическое значение главным образом для лиц, находящихся в непосредственной близости от больного.
Количество и соотношение частиц бактериального аэрозоля при чихании и кашле
Физиологические акты | Количество образуемых частиц тыс. | Соотношение частиц. % | |
более 100 мкм | менее 100 мкм | ||
Чиханье (сильное, с открытым ртом) | 100-800 | 50 | 50 |
Чиханье (задержанное, с закрытым ртом) | 10-15 | 80 | 20 |
Кашель средней силы | 50—10 | 85-90 | 20-15 |
После заражения вирусные частицы задерживаются на эпителии дыхательных путей. Обычно клетки слизистой оболочки носа, горла и респираторного тракта "выметают" вирусов, таким образом предотвращая инфекцию. Однако в некоторых случаях, частицы вируса попадают прямо в альвеолы, обходя первичные защитные механизмы организма.
В дыхательных путях вирусы прикрепляются к клетке при помощи гемагглютинина. Фермент нейраминидаза разрушают клеточную мембрану слизистой и вирус проникает внутрь клетки путем клеточного включения (эндоцитоза). Затем вирусная РНК проникает в клеточное ядро. В результате, в клетке нарушаются процессы жизнедеятельности и она сама, используя собственные ресурсы, начинает производить вирусные белки. Одновременно происходит репликация вирусной РНК и сборка вирусных частиц. Новые вирусы высвобождаются (одновременно происходит разрушение клетки, ее лизис) и поражают другие клетки.
Схема взаимодействия вируса и клетки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Размножение вирусов протекает с исключительно высокой скоростью: при попадании в верхние дыхательные пути одной вирусной частицы уже через 8 часов количество инфекционного потомства достигает 103, а концу первых суток -1023. Высочайшая скорость размножения вируса гриппа объясняет столь короткий инкубационный период -1-2 суток. Быстроте репродукции вируса благоприятствует распространение многих сотен вирионов, подготовленных лишь одной зараженной клеткой.
В дальнейшем вирус попадает в кровь и разносится по всему организму. Активация вирусом всей системы протеолиза и повреждение клеток эндотелия капилляров приводит к повышенной проницаемости сосудов, кровоизлияниям и дополнительному повреждению ткани. Вирус, попадая в кровь, вызывает угнетение кроветворения и иммунной системы, развивается лейкопения и другие осложнения.
В процессе своей жизнедеятельности вирус гриппа поражает мерцательный эпителий респираторного тракта. Физиологической функцией мерцательного эпителия является очищение дыхательных путей от пыли, бактерий и т.д. Если мерцательный эпителий разрушается, он уже не может в полной мере выполнять свои функции, и бактерии с большей легкостью проникают в легкие. Таким образом появляется опасность развития бактериальной суперинфекции (например, пневмонии и бронхита).
Схема воздействия вируса на мерцательный эпителий
A. Соединительная ткань
B. Базальная мембрана
C. Поврежденный участок эпителия
D. Окружающая среда
Описанная активность вируса гриппа представляет собой основное отличие между вирусной гриппозной инфекцией и другими ОРЗ, которые не всегда вызывают подобного рода поражения, или вообще не вызывают их. С другой стороны, симптоматика вирусной гриппозной инфекции и других ОРЗ приблизительно одинакова.
Защитные механизмы против вирусной инвазии и репликации
Защитные факторы организма | Антивирусные эффекты | Действие вируса |
Слизь на поверхности эпителия дыхательного тракта | Предупреждение фиксации и перемещения вируса до достижения им эпителия | Нейраминидаза позволяет вирусу проникать сквозь мукозальную защиту |
Очистка организма от вируса | Быстрая репликация вируса до эффективной зашиты интерферона | |
Деструкция вирус-инфицированных клеток | Быстрая репликация вируса до необходимой активации клеточного иммунитета | |
Антитела против вирусных белков | Нейтрализация вируса | Антигенный дрейф |
Предварительный просмотр:
Оперативная информация о заболеваемости гриппом и ОРВИ населения Российской Федерации за 42 неделю 2007г. (состояние на 28.10.07г.)
Европейская часть России
Условные обозначения
- нет данных
- относительно стабильные уровни заболеваемости*
- рост заболеваемости*
- эпидемия, продолжающийся рост заболеваемости
- эпидемия, заболеваемость идет на спад
- снижение заболеваемости*
Осложнения и последствия гриппа
Вирус гриппа, размножаясь в респираторном тракте, вызывает разрушение мерцательного эпителия, физиологической функцией которого является очищение дыхательных путей от пыли, бактерий и т.д. Если мерцательный эпителий разрушается, он уже не может в полной мере выполнять свои защитные функции, и бактерии с большей легкостью проникают в легкие. Таким образом, появляется опасность развития бактериальной суперинфекции.
- Наиболее частым осложнением гриппа является пневмония, причем, как правило, это вторичная бактериальная инфекция (вызванная Streptococcus pneumoniae, Haemophilus influenzae, или Staphylococcus aureus). Более редко встречается комбинированная инфекция (вирусная и бактериальная пневмония). Первичная вирусная пневмония - это редкое осложнение, характеризующееся высокой смертностью. Она возникает в случае, если грипп вызван вирусом высочайшей вирулентности. При этом развиваются "молниеносные" смертельные геморрагические пневмонии, продолжающиеся не более 3-4 дней. Истинная первичная гриппозная пневмония может наблюдаться, прежде всего, у больных, страдающих хроническими заболеваниями сердца и легких, сопровождающимися застойными явлениями в легких.
- Другие вторичные бактериальные инфекции, часто возникающие после гриппа - ринит, синусит, бронхит, отит.
- Осложнение в виде синдрома Рейе встречается практически исключительно у детей (в основном после заболевания гриппом В) после употребления салицилатов (в том числе ацетилсалициловой кислоты) и проявляется сильной рвотой, которая может привести к коме в связи с отеком мозга.
- Осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы чаще встречается у лиц пожилого возраста. Может развиться миокардит и перикардит (воспалительное заболевание мышц сердца, которое может привести к сердечной недостаточности).
- После гриппа типа В могут развиться мышечные осложнения, выражающиеся в миозите и других мышечных заболеваниях. Такие осложнения чаще бывают у детей и выражаются в мышечных болях в течение нескольких дней. Также происходит повышение миоглобина в моче (миоглобинурия), что может привести к острому нарушению функции почек.
- Иногда отмечается острый поперечный миелит
- Менингит и энцефалит.
- Бактериальная суперинфекция. На ослабленный гриппом организм часто садится бактериальная инфекция (пневмококковая, гемофильная, стафилококковая).
- После гриппа часто наблюдаются обострения хронических заболеваний, таких как: бронхиальная астма и хронический бронхит, сердечно-сосудистые заболевания, нарушения обмена веществ, заболевания почек и др.
Госпитализация и смертность при гриппе
Во время эпидемий уровень госпитализаций возрастает в 2-5 раз. Особенно высокий уровень госпитализации у маленьких детей (в возрасте до 5 лет), и у пожилых людей (старше 65 лет):
- Дети в возрасте от 0-4 лет - 500 случаев госпитализации на 100000 населения в группах высокого риска осложнений от гриппа и 200 случаев на 100000 населения вне группы риска;
- Дети 5-14 лет - 200 случаев госпитализации на 100000 среди группы риска и 20 случаев на 100000 населения вне группы риска;
- Лица 15-44 лет - 40-60 случаев на 100000 населения среди группы риска и 20-30 случаев на 100000 населения вне группы риска;
- Лица 44-64 года - 80-400 случаев на 100000 населения среди группы риска и 20-40случаев на 100000 населения вне группы риска;
- Пожилые лица 65 лет и старше - 200-1000 случаев на 100000 населения, независимо от принадлежности к группе высокого риска осложнений от гриппа.
Каждую эпидемию гриппа сопровождает повышенная смертность. Показатели смертности от гриппа в мире составляют 0,01-0,2%, а средние ежегодные потери достигают в масштабах разных стран десятков тысяч человек, включающих в основном, детей первых лет жизни (до 2-х лет) и пожилых людей (старше65 лет). Смертность среди лиц 5-19 лет составляет 0,9 на 100000 человек, среди лиц старше 65 лет - 103,5 на 100000 человек.
Наибольшие жертвы грипп собирает среди пожилых групп населения, страдающих хроническими болезнями (лица "высокого риска"). Смерть при гриппе может наступить от интоксикации, кровоизлияний в жизненно важные центры (головной мозг) , от легочных осложнений (пневмония, эмпиема плевры), сердечной или сердечно-легочной недостаточности.
Наибольшее количество смертных случаев от гриппа связано не непосредственно с этим заболеванием, а с осложнениями после гриппозной инфекции. Чаще всего это осложнения, касающиеся заболеваний легких и сердца (в частности, острая пневмония). Всего, в общей структуре смертности смерть от гриппа и его осложнений занимает долю 40%.
Потери от глобальных эпидемий гриппа (пандемий) значительно уступают в настоящее время масштабам прошлых десятилетий. Пандемия гриппа 1918 -1919 годов, получившая название " испанки", унесла более 20 млн. жизней, т.е. в 2 раза больше, чем первая мировая война, а по последним данным (1998 года) эти потери оцениваются в 40-50 млн. человек.
Статистика заболевания гриппом в России
Грипп и ОРВИ занимают первое место по частоте и количеству случаев в мире, и составляет 95% всех инфекционных заболеваний. Ежегодно в мире заболевает до 500 млн. человек, 2 миллиона из которых умирают. В России ежегодно регистрируют от 27,3 до 41,2 млн. заболевших гриппов и другими ОРВИ.
В 1997 г. в РФ зарегистрировано 7,6 млн. случаев гриппа. Грипп в структуре инфекционных и паразитарных болезней составил 19,7%. Если считать, что в течение года грипп переносят в среднем 1 - 2 раза, то каждый шестой-седьмой россиянин бывает вовлечен в эпидемический процесс. Цифры эти, однако, сильно преуменьшены из-за неполной регистрации гриппа и ОРВИ.
В 2000 году в России грипп поразил 8% населения. 38 человек умерли. В Москве погибло 14 человек, из них 4 ребенка.
Более точные методы выявления гриппозных заболеваний с помощью выборочных медицинских обходов и опросов постоянных групп населения показали, что по опыту США, в среднем на одного человека приходится около 3 случаев заболеваний гриппом или ОРЗ.
Статистика годовой заболеваемости и смертности от гриппа в зарубежных странах
Страна | Количество жителей | Заболе- | Число госпита- | Число смертельных случаев |
США | 250 | 15 млн. - 30 млн. | 175,000 - 4,000,000 | 12,500 - 37,500 |
Австрия | 8 | 480,000 - 960,000 | 5,600 - 12,800 | 400 - 1,200 |
Бельгия | 10 | 600,000 - 1,2 млн. | 7,000 - 16,000 | 500 - 1,500 |
Франция | 56 | 3,36 млн. - 6,72 млн. | 39,200 - 89,600 | 2,800 - 8,400 |
Германия | 77 | 4,62 млн. - 9,24 млн. | 53,900 - 123,200 | 3,850 - 11,550 |
Италия | 55 | 3,3 млн. - 6,6 млн. | 38,500 - 88,000 | 2,750 - 8,250 |
Португалия | 10 | 60,000 - 120,000 | 7,000 - 16,000 | 500 - 1,500 |
Испания | 40 | 2,4 млн. - 4,8 млн. | 28,000 - 64,000 | 2,000 - 6,000 |
Швейцария | 7 | 420,000 - 840,000 | 4,900 - 11,200 | 350 - 1,050 |
Нидерланды | 15 | 0,9 млн. - 1,8 млн. | 10,500 - 24,000 | 750 - 2,250 |
Великобритания | 56 | 3,36 млн. - 6,72 млн. | 39,200 - 89,600 | 2,800 - 8,400 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по биологии "КРОВЬ=ЖИЗНЬ" для учащихся 8 классов
Открытый урок ПРЕДМЕТ: БИОЛОГИЯ КЛАСС: 8 ТЕМА:СОСТАВ И ФУНКЦИИ КРОВИ. «КРОВЬ = ЖИЗНЬ»(в рамках аттестации педагога на высшую категорию в должности...
Открытый урок на тему "Развитие технических возможностей учащихся младших классов фортепианного отделения музыкальных школ".
Предлагаю вашему вниманию свой открытый урок, в котором показаны упражнения для развития технических навыков начинающих пианистов. Это - моя авторская разработка, основанная на собственном 30 - ...
Методическая разработка открытого урок в 9А классе по теме "London - the Capital of Great Britain" c презентацией проекта "Sights of London"
Методическая разработка открытого урок в 9А классе по теме "London - the Capital of Great Britain" c презентацией проекта "Sights of London"...
Открытый урок по физической культуре класса для учащихся 6
Раздел программы: Баскетбол.Тема урока: Обучение основам игры в баскетбол.Задачи урока.Образовательные:- совершенствование технике ведения мяча;- обучение согласованному движению рук и ног при ловле и...
презентации к открытым урокам и конференциям
презентации к открытым урокам и конференциям...
Открытый урок " Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке русского языка в 5 классе по теме «Словообразование. Основные способы образования слов".
Тема «Словообразование. Основные способы образования слов»Тип урока: открытие нового знания...
Конспект открытого урока по информатике и ИКТ для учащихся 11 класса.
Тема: «Создание многотабличной базы данных»Цели урока:Обучающая: освоить новые возможности СУБД MS Access, приблизить овладение СУБД MS Access к профессиональному уровнюРазвивающая: ...