Урок - защита проектов «Промысловое и эстетическое значение рыб. Охрана рыбных богатств»
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Цель урока: раскрыть промысловое и эстетическое значение рыб, рассмотреть основные меры по охране рыбных богатств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_promyslovoe_i_esteticheskoe_znachenie_znachenie_ryb.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - защита проектов «Промысловое и эстетическое значение рыб. Охрана рыбных богатств»
Цель урока: раскрыть промысловое и эстетическое значение рыб, рассмотреть основные меры по охране рыбных богатств.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать знания учащихся о значении рыб как объекта промысла;
- раскрыть многообразие промысловых и аквариумных рыб;
- сформировать знания учащихся о биологических основах, достижениях и задачах рыборазведения.
Воспитательные:
- осуществить экологическое воспитание учащихся, показав влияние человека на численность рыб;
- воспитать бережное отношение к природе, рассмотрев основные меры по охране рыб, занесенных в Красную книгу РФ и Тульской области;
- сформулировать правила любительского рыболовства;
- раскрыть эстетическое значение рыб на примерах литературных произведений, картин известных художников;
- воспитать у учащихся чувство гордости за свой край, рассмотрев Кимовский район как крупное рыбное хозяйство.
Развивающие:
- развить у учащихся аналитико-синтетические умения: сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой;
- развить мыслительную активность учащихся;
- развить умение работать в группах при выполнении проектных заданий, умение работать в коллективе.
Оборудование: проекты учащихся, рабочие листы (см. приложение), компьютер, мультимедийный проектор.
План урока:
1. Организационный момент, сообщение темы, задач урока.
2. Проверка знаний по ранее изученному материалу: выполнение тестового задания в рабочих листах.
3. Изучение нового материала (защита проектов)
4. Закрепление материала, подведение итогов урока.
5. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
План изучения нового материала (защита проектов) записан на доске:
I. «Сокращение рыбных богатств и их охрана»
1) Причины сокращения рыбных богатств.
2) Охрана рыбных богатств.
3) Редкие рыбы России и Тульской области.
II. «Промысловое рыбоводство»
1) Что такое промысловое рыбоводство.
2) Особенности работы Кимовского рыбхоза.
III. «Аквариумное рыбоводство»
1) Особенности аквариумных рыб.
2) Влияние аквариумных рыбок на самочувствие людей.
IV. «Рыбы в произведениях искусства»
1 этап. Учитель. Сегодняшний наш урок пройдёт в не совсем обычной форме. Мы будем работать в группах, и каждая группа будет защищать подготовленный проект.
В качестве эпиграфа к этому уроку я взяла строки из стихотворения Ф.И. Тютчева: (слайд 1)
…Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой –
Они им чуют, слышат воды….
Ф. И. Тютчев.
Кому посвящены эти строки? Конечно же, рыбам, этим удивительным и таинственным животным! Сегодня мы продолжим изучение рыб; новый материал мы будем рассматривать в ходе защиты проектов по плану, записанному на доске (см выше).
Работать вы сегодня будете не в тетрадях по биологии, а в рабочих листах. . В них вы будете выполнять все задания, и в конце урока сдадите мне на проверку. Посмотрите на свои рабочие листы. В них прописаны все этапы работы (объяснить, как работать с листами). ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЙТЕ ПОЯСНЕНИЯ КО ВСЕМ ЗАДАНИЯМ!!!
Подпишите свои листы, запишите в них сегодняшнее число и тему урока (слайд )
«Промысловое и эстетическое значение рыб. Охрана рыбных богатств»
Цель и задачи урока у вас отражены в листах, давайте их еще раз прочитаем, чтобы настроиться на предстоящую работу:
Цель урока: раскрыть промысловое и эстетическое значение рыб, рассмотреть основные меры по охране рыбных богатств (слайд )
Задачи урока: (слайд )
- выяснить значение рыб как объектов промысла;
- рассмотреть многообразие промысловых и аквариумных рыб;
- рассмотреть влияние человека на численность рыб и возможные меры по охране рыбных богатств;
- изучить основные задачи и достижения рыборазведения;
- выяснить влияние аквариумных рыбок на самочувствие человека;
- рассмотреть эстетическое значение рыб на примерах литературных источников и картин.
2 этап. Прежде, чем мы перейдем к изучению нового материала, давайте вспомним, что изучали на прошлом уроке. Найдите в своих листах этап «Актуализация знаний» и выполните небольшой тест в течение 1 минуты (пояснения для выполнения см. в колонке №3)
Проверяем правильность выполнения: (СЛАЙД ) за каждую правильную букву вы ставите 1 балл, посчитайте общее число баллов и поставьте в графу «Оценка».
3 этап. Теперь давайте перейдем к нашей основной части – защите проектов, которые вы заранее готовили в группах. Начнем с первой группы, которая выполняла проект «Сокращение рыбных богатств и их охрана». Все внимательно слушают, т.к. потом вам предстоит выполнять задания по всем представленным проектам. Время выступления – 2-3 мин. (только самое основное по вашему вопросу).
- Начнем с вопроса, причины сокращения рыбных богатств (ученик рассказывает, вывешиваются на доске карточки, на которых записаны основные причины сокращения численности рыб)
(СЛАЙД )
- Следующий вопрос – меры по охране рыбных богатств (ученик рассказывает, вывешиваются наглядные знаки по мерам охраны).
- А теперь послушаем про рыб, которые нуждаются в охране и занесены в Красную книгу России и Тульской области (ученик рассказывает, сопровождая рассказ изображениями редких рыб) (СЛАЙД )
Спасибо, ребята. Итак, мы заслушали отчет по проекту первой группы. Теперь вам предстоит оценить работу всей группы (критерии оценки есть у вас в листах).
Учитель: Рыбы являются неотъемлемой частью нашего питания, т.к. содержат много белка; из рыб получают жир, богатый витаминами. Рыбы – богатейший источник витаминов и минеральных веществ. Рыбные блюда рекомендуются гипертоникам, больным язвой желудка, страдающим избыточным весом. Кроме этого рыбу используют для производства кормовой муки для скота. Из отходов рыбной промышленности изготавливают удобрения. Таким образом, роль рыб в жизни человека неоценима, поэтому они являются объектами промысла. Одним из направлений по увеличению рыбных запасов является рыбоводство. Что это такое, нам сейчас расскажут ребята, готовившие проект «Промысловое рыбоводство».
- 1 ученик - рассказывает о том, что такое промысловое рыбоводство, как оно осуществляется, каких рыб разводят в прудовых хозяйствах, демонстрирует схему прудового хозяйства.
(СЛАЙД )
Учитель: Наш Кимовский район тоже славится в области своим рыбным хозяйством. Что это за хозяйство, как оно осуществляет свою деятельность, нам тоже сейчас расскажет представитель этой группы. Ребятам было дано задание узнать о работе Кимовского рыбхоза, побеседовав с его работниками (позвонили).
- 2 ученик – рассказывает о работе рыбхоза, о разводимых рыбах, о содержании рыб. (СЛАЙД)
Спасибо, ребята. Оцените работу этой группы по подготовке своего проекта.
Учитель: Кроме промыслового значения, рыбы в нашей жизни выполняют еще и эстетическую функцию. У многих людей дома имеются аквариумы, а вот кого в них разводят и с какой целью, нам расскажут ребята третьей группы, которые выполняли проект «Аквариумное рыбоводство»
- 1 ученик – рассказывает о том, что такое аквариумное рыбоводство, какие виды рыб чаще всего содержат в аквариумах (демонстрирует изображения этих рыб) (СЛАЙД)
Аквариумы дома часто размещают не просто так, а с определенной целью. Следующий ученик расскажет о влиянии аквариумных рыбок на самочувствие человека.
- 2 ученик – рассказывает о влиянии аквариума на самочувствие людей.
Спасибо, ребята. Оцените работу группу по 5-бальной шкале.
У нас остался еще один очень интересный проект, который отражает связь биологии и литературы. Это проект «Рыбы в произведениях искусства». Ребята оформили выставку литературных произведений, где встречаются изучаемые нами животные.
- 1 ученик – делает обзор по подобранной литературе. (СЛАЙД - изображения картин)
Спасибо. Выставите оценку этой группе за их проектную работу.
4 этап. Учитель: Вы прослушали все выступления по подготовленным проектам, а теперь вам предстоит самостоятельно выполнить задания по изученной теме, за которые оценки буду выставлять вам я. В рабочих листах найдите этап «Закрепление материала» и выполните задания по всем представленным проектам.
А теперь пришло время подвести итоги сегодняшнего урока: из выступлений ребят сегодня на уроке вы узнали следующее: (СЛАЙД)
Всем ребятам большое спасибо за проделанную работу, результат стоил того, так как сегодня на уроке были раскрыты вопросы, выходящие за рамки школьного учебника биологии, очень интересные и познавательные.
5. Запишите в дневник задание на дом из рабочих листов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Значение и охрана птиц. Происхождение птиц"
Данный урок является заключительным по теме "Птицы". Используется вместе с презентацией....
Разработка урока «Атмосфера: строение, значение, изучение, охрана».
Разработка урока географии для 6 класса «Атмосфера строение, значение, изучение, охрана».Цель урока: сформировать знания учащихся об атмосфере; дать представление о ее составе, строении, з...
Урок биологии 7 класс. Тема: Значение и охрана птиц. Обобщение знаний по теме.
Урок повторения и обобщения материала....
Урок биологии в 7 классе "Многогобразие рыб, их промысловое значение и охрана "
Комбинированный урок с применением групповой, индивидуальной работы, частично-поисковый....
Разработка урока по биологии для 7 класса "Многообразие птиц. Их значение и охрана."
На данном уроке целесообразно отойти от традиционного изложения материала , сделать его ярким , запоминающимся . Для этого можно...
Урок по информатике 11 класс, 1 час Тема урока: «Защита информации. Правовая охрана программ и данных».
АннотацияУрок по информатике 11 класс, 1 часТема урока: «Защита информации. Правовая охрана программ и данных».Цель:ознакомление учащихся с возможностям...