РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русской литературе для учащихся 5 класса с родным языком обучения
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме
Рабочая програма составлена по учебнику русская литература под редакцией Ахметзянова. Программа состоит из 8 разделов : 1 раздел - пояснительная записка, 2 раздел - учебно-тематическое планирование, 3 раздел- содержание тем учебного курса, 4 раздел - календарно-тематическое планирование, которое состоит из 9 колонок (№, дата план. и факт. тема и содержание урока,кол-во часов, тип урока, характеристика деятельности учащихся, виды контроля, планируемый результат), 5 раздел - требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы в 5 классе, 6 раздел - перечень литературы для учителя, 7 раздел - перечень литературы для учащихся, 8 раздел - нормы оценки ЗУН по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkoy_literatura_5_klass.docx | 91.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кутемелинская основная общеобразовательная школа» Сармановского муниципального района Республики Татарстан
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
руководитель ШМО
_______ /Р.М. Ахметбаев/
протокол №__________
от «____» ________ 2013г.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директор по УЧ
_______ /Н.А. Арсланова/
«____» ________ 2013 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
_______ /Р.М. Марданшин/
Приказ №______________
от «_____» ________ 2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русской литературе для учащихся 5 класса
Учитель русского языка и литературы Хусаенова Венера Рафизовна
Рассмотрено на педагогическом совете
Протокол № ____ от «____» ________ 2013г.
2013-2014 учебный год
РАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе для школ родным языком обучения,
- примерной программе по литературе,
- учебной программы МБОУ «Кутемелинская ООШ»;
- программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы. Русская литература. 5-11 классы / Под редакцией М.Г. Ахметзянова. – К.: Магариф, 2009,
- учебника: Учебник «Русская литература для 5 класса татарской средней общеобразовательной школы», часть первая, вторая под редакцией доктора педагогических наук М.Г. Ахметзянова, Казань, издательство «Магариф», 2010 г.
. Программа рассчитана на 70 учебных часов, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Уроки, которые приходятся на праздничные дни, сохранены и объединены за счет уплотнения материала на основании Приказа № ____ от «____» ________2013г.
учебно-методический комплект:
- Учебник-хрестоматия Ахметзянов М.Г. «Литература в 5 классе в 2-х частях» – Магариф, 2010.
- О.А. Ерёмина «Поурочное планирование 5 класс», издательство «Экзамен», 2009.
- Журналы «Литература в школе».
- Программа по литературе под редакцией М.Г. Ахметзянова., Магариф, 2005.
- Интернет – ресурсы
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
- приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы
- развить способности:
- воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни
- формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся
- осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;
- освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики
- анализировать и оценивать литературные произведения;
- получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;
- развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений
РАЗДЕЛ II. Учебно-тематическое планирование
Содержание | Количество часов | Количество внеклассного чтения | Развитие речи |
Введение. Литература как искусство слова | 1 | ||
Устное народное творчество | 10 | Из них 2 | 1(д) |
Литературные сказки: | 14 | Из них 4 | 1 (к) |
Русская литература 19 века (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов). | 10 | ||
Русские поэты 19 века о родной природе. | 1 | ||
Русская литература 19 века (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов). | 5 | Из них 1(к) | |
Русская литература 20 века (И.А. Бунин, А.И. Куприн). | 6 | ||
Русские поэты 20 века о природе. | 1 | ||
Русская литература 20 века (В.Г. Короленко, М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский, А.П. Платонов, Ю.М. Нагибин, Н.М. Рубцов, А.Я. Яшин, В.И. Белов, Ю.П. Казаков, В.П. Астафьев). | 21 | 2 | 2 (и) |
Итоговый урок по курсу литературы 5 класса | 1 | ||
Итого | 69 | 8 | 6 |
РАЗДЕЛ III. Содержание тем учебного курса
ВВЕДЕНИЕ
Начальное понятие о литературе как искусстве слова. Отражение в художественной литературе многообразия окружающего мира, духовной жизни человека, уроки литературы как школа читательского мастерства.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Русские народные сказки.
Волшебные сказки
Сказка «Царевна-лягушка» Прославление в сказке лучших качеств человека: доброты, верности, мудрости, трудолюбия, мастерства. Герои сказка: Василиса Премудрая и Иван-царевич, Баба-Яга и Кощей Бессмертный. Волшебные события в сказке. Язык сказки, ее композиция. Народные идеалы в сюжете и образах сказки.
Для внеклассного чтения: сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»; «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».
Сказки о животных. Бытовые сказки.
Сказка «Медведь и Лиса». Отражение реальной действительности в сказках о животных, герои сказки, их характеры. Художественные особенности сказок о животных.
Сказка «Как старик домовничал». Отражение народной жизни в бытовых сказках. Герои бытовых сказок. Поэтичность сказок, их язык и построение.
Для внеклассного чтения: сказки «Зимовье зверей», «Каша из топора».
Татарские народные сказки
Сказки «Гульчечек» (волшебная), сказка «Лиса и Волк» (о животных), сказка «Как наказали жадного бая» (бытовая). Герои татарских сказок. Волшебное и реальное в татарских народных сказках. Язык и построение сказок. Своеобразие русских и татарских народных сказок.
Для внеклассного чтения: татарская народная сказка «Тан-батыр»
Теория литературы. Сказка. Виды сказок.
Русские народные пословицы и поговорки
Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости. Богатство и разнообразие тематики, форм и способов включения пословиц и поговорок в разговорную речь. Краткость и выразительность пословиц и поговорок. Меткость и точность языка. Отличие пословиц и поговорок. Прямой и переносный смысл пословиц. Сопоставление русских народных пословиц и поговорок с пословицами татарского народа.
Теория литературы. Пословицы и поговорки. Их отличие.
Загадки.
Загадка как один из видов УНТ. Роль метафоры и сравнения в загадках. Загадка и отгадка.
Теория литературы . Загадка. Особенности её построения. УНТ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ
Сказки русских писателей
Александр Сергеевич Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...»
(Вступление к поэме «Руслан и Людмила»). Сказочная основа «Вступления...». Поэтичность и выразительность языка.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Близость «Сказки о мертвой царевне...» к народным сказкам. Душевная красота царевны, жестокость и предательство царицы. Волшебные события в сказке. Поэтичность и выразительность языка. Стихотворная форма сказки.
Сказки А. С. Пушкина в иллюстрациях художников.
Для внеклассного чтения:
А. С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане...», «Сказка о рыбаке и рыбке»; М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка);
Г. Тукай. Сказка «Шурале» и другие сказки по выбору учащихся.
Сергей Тимофеевич Аксаков. Детство и гимназические годы писателя. С. Т. Аксаков в Казани. «Аленький цветочек». «Аленький цветочек» — сказка о верности, долге, красоте души человека, о всепобеждающей силе любви, разрушающей препятствия на ее пути. Воспроизведение в сказке гуманной морали народа. Герои сказки: купец и его дочери; лесной зверь, чудо морское. Обличение в сказке коварства и предательства, осуждение зависти и жадности. Поэтика сказки. Выразительность языка сказки. Близость сказки к русским народным сказкам.
Для внеклассного чтения:П. П. Ершов. «Конек-Горбунок».
Константин Георгиевич Паустовский.
Для обсуждения:
«Рождение сказки», «Стальное колечко». Реальное и волшебное в сказке. Ее близость к народным сказкам. Герои сказки: Варюша, боец, дед Кузьма, воробей Сидор. Сердечность и отзывчивость Варюши. Доброта бойца. Поэтическое описание весны. Любовь к родной земле как основная идея сказки.
Для внеклассного чтения:К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб» и другие сказки по выбору учащихся.
Сказки зарубежных писателей
Шарль Перро. Биография писателя. «Золушка». (Литературная обработка Т. Габбе, И. Любарской.) Осуждение жестокости и коварства. Золушка, мачеха и ее дочери. Добрая фея. Близость сказки к русским народным сказкам. Выразительность языка. Тема всепобеждающей доброты. Сказки Шарля Перро в иллюстрациях художников.
Для внеклассного чтения:Шарль Перро. «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Мальчик с пальчик».
Ханс Кристиан Андерсен. Биография писателя. «Снежная королева» (перевод с датского А. Ганзен. В сокращении). Тема всепобеждающей дружбы и любви. Осуждение черствости, бездушия и эгоизма, воплощенных в образе Снежной королевы. Общее в сказках русских и зарубежных писателей (Х.-К. Андерсена и А. С. Пушкина). Сказка Х.-К. Андерсена в иллюстрациях художников и мультфильмах.
Теория литературы. Литературная сказка.
Для внеклассного чтения:Х.-К. Андерсен. «Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Новый наряд короля»;С. Лагерлеф. «Путешествие Нильса с дикими гусями»; Астрид Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»;Р. Киплинг. «Маугли».
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Русские писатели-классики XIX века. Литературные места России и Татарстана.
Василий Андреевич Жуковский. Биография поэта. Лирика. «Там небеса и воды ясны!..», «Песня», «Приход весны».
Воспевание поэтом красоты русской природы. Лиризм и музыкальность стихотворений. Поэт о неразрывной связи человека и природы.
Александр Сергеевич Пушкин. Детство поэта. Михайловская ссылка. «Унылая пора! Очей очарованье!..», «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро».
Биографические мотивы стихотворений. Образ няни. Особенности построения стихотворений, передающие чувства и настроения поэта. Мастерство Пушкина в передаче состояний природы и человека: звукопись, образность, ритм стихотворений. Радостное восприятие жизни.
Иллюстрации художников к стихотворениям А. С. Пушкина. П. И. Чайковский. «Времена года».
Стихотворения татарских поэтов о природе.
Теория литературы. Сравнение. Эпитет.
Для внеклассного чтения: А. С. Пушкин. «Зима!.. Крестьянин торжествуя...» (отрывок из романа «Евгений Онегин»), «Зимняя дорога».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Биография поэта. «Бородино». Изображение героического подвига народа в войне 1812 года. Монологическая форма построения стихотворения. Патриотизм русских солдат. Динамизм повествования. Изобразительность языка, звукопись.
Стихотворения М. Ю. Лермонтова в иллюстрациях художников.
Иван Сергеевич Тургенев. Детство писателя. «Муму» (в сокращении). Духовное богатство и красота простого русского человека. Жизненная основа рассказа. Образ крепостного крестьянина Герасима. Непримиримое отношение писателя к крепостному праву, жестокости, угнетению. Нравственный протест Герасима. Мастерство писателя в раскрытии характеров персонажей: портретные характеристики, их «живописность», речь героев. Искусство пейзажа. Изображение помещицы в рассказе.
Иллюстрации художников к рассказу И. С. Тургенева «Муму». Кинофильм «Муму».
Николай Алексеевич Некрасов. Детство поэта. «Саша» (отрывок). Поэт о красоте русской природы. Обаяние девочки Саши. Печальная картина вырубки леса. «Зеленый Шум» (отрывок). Описание весеннего сада. Художественно-изобразительные средства в стихотворении.
РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДНОЙ ПРИРОДЕ
Алексей Константинович Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Колокольчики мои...».
Аполлон Николаевич Майков. «Осень», «Ласточки», «Рассвет».
Иван Саввич Никитин. «Утро», «Ярко звезд мерцанье...».
Теория литературы. Развитие понятия о сравнении и эпитете.
Лев Николаевич Толстой. Детство писателя. Для обсуждения:
«Кавказский пленник». Исторические события, получившие отражение в рассказе. Интерес писателя к жизни горских народов, быту, окружающей природе. Нравственная основа произведения — противопоставление двух характеров: верность в дружбе, чувство долга, храбрость Жилина, пассивность и трусость Костылина. Дружба русского офицера Жилина с горской девочкой Диной.
Антон Павлович Чехов. Биография писателя. «Мальчики». Сюжет рассказа. Гимназисты «Монтигомо Ястребиный Коготь» и его друг Володя Королев. Их мечты и планы. Неудавшийся побег в Америку. Сестры Володи Королева.
Теория литературы. Сюжет литературного произведения.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Биография писателя. Рассказ “Косцы.” Поэтическое изображение природы, бескрайних простров русской земли. Воспевание силы и душевной красоты русских крестьян. Эстетическое и этическое в рассказе. Поэтическое воспоминание о родине. Лирика “Помню – долгий зимний вечер...”. Мир воспоминаний в лирике поэта. Лирический образ живой природы. Голос автора в стихотворении.
Александр Иванович Куприн. Биография писателя. “Белый пудель” (в сокращении). Сюжет рассказа. Трудная судьба бродячих артистов Мартына Лодыжкина – шарманщика и Сережи. Белый пудель Арто. Эгоизм и своеволие Трилли. Переживание Сережи. Приключения Арто. Пейзаж в рассказе.
“Тапер” (в сокращении). Сюжет рассказа. Новогодний праздник в семье Рудневых. Взрослые и дети. Юрий Азагаров – незаурячдный мальчик-пианист. Вниманиевеликого музыканта к мальчику.
РУССКИЕ ПОЭТЫ XX ВЕКА О РОДНОЙ ПРИРОДЕ
Александр Александрович Блок. «На лугу», «Ворона», «Там неба осветленный край …». Светлая любовь поэта к родной природе. Поэтически-одухотворенное описание начала весны и осенней поры. Выразительность слова, музыкальность стиха.
Сергей Александрович Есенин. «Поет зима - аукает…», «Черемуха». Песенно-напевный характер стихотворений Есенина. Народно-поэтические образы. Выражение любви поэта к родному краю.
Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе.
«Дети подземелья» (в сокращении). Картины нищеты и страдания бедных людей. Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства. Герои повести. Их дружба. История с куклой и ее значение в раскрытии характеров действующих лиц.
Повесть Короленко в иллюстрациях художников.
Теория литературы. Развитие понятия о сюжете
Внеклассное чтение А.П. Чехов «Ванька», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы».
Михаил Михайлович Пришвин. Слово о писателе. «Этажи леса». Тема бережного отношения к природе. Любовь к родной земле как выражение патриотического чувства писателя. Поэтичность языка.
Константин Георгиевич Паустовский. Биография писателя. «Мещерская сторона» (в сокращении). Лирические картины родной природы. Свежесть, непосредственность и своеобразие поэтического чувства и настроения автора.
Андрей Платонович Платонов. Биография писателя. Рассказ «Никита». Реальное и фантастическое в рассказе. Главный герой рассказа Никита, одухотворенное восприятие им окружающего мира. Переживания мальчика: радость, грусть и страдание. Счастливый финал рассказа.
«Июльская гроза» (в сокращении). Сюжет рассказа. Герои рассказа: Наташа и Антошка. Смелость и находчивость Наташи. Бабушка Ульяна Петровна. Ее любовь к внукам. Забота родителей о детях. Описание ржаного поля и июльской грозы.
«Любовь к родине, или Путешествие воробья» (в сокращении). Сказочное происшествие. Реальное и сказочное в рассказе. Сюжет рассказа. Старый скрипач, его доброе отношение ко всему живому. Желание принести людям радость. Приключения воробья, тоска по родине в теплых краях.
Юрий Маркович Нагибин. Биография писателя. «Зимний дуб». Сюжет рассказа. Герои рассказа: любознательный мальчик Савушкин и учительница Анна Васильевна. Поэтические картины зимнего леса. Описание зимнего дуба.
Юрий Павлович Казаков. Биография писателя. Русский север в творческой судьбе писателя. «Арктур - гончий пес». Сюжет рассказа. Герои рассказа: доктор и рассказчик, Арктур – гончий пес. Призыв к доброте и состраданию. Роль пейзажа в рассказе. Печальный финал рассказа.
Для внеклассного чтения: Ю.П. Казаков. «Тедди».
Николай Михайлович Рубцов. Биография поэта. «Ласточка», «Первый снег», «Жеребенок». Глубокая связь поэта с окружающей его сельской природой. Радость восприятия естественной красоты жизни природы и человека.
Александр Яковлевич Яшин. Слово о писателе. «Журавли». (Сила слов) Писатель о бережном отношении к природе. Психологическая глубина произведения. Выразительность языка.
Василий Иванович Белов. Слово о писателе. Рассказ «Скворцы». Доброта и любовь к братьям меньшим как одна из основ нравственности, закладываемой с детства. Болезнь Павлуни, Забота семьи о нем. Воспитание стойкости характера.
«На родине». Выразительное описание ярких картин природы. Любовь писателя к «тихой родине». Грустные раздумья писателя о переменах в жизни и природе.
Теория литературы: Герой литературного произведения.
Виктор Петрович Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографическая основа рассказа. Живость и красота изображения природы Сибири. Васютка и рыбаки. Смелость и находчивость.
«Гирманча находит друзей». Описание суровой природы Сибири, жизни и быта людей. Гибель родителей мальчика. Гирманча и его новые друзья.
Гуманистический пафос рассказа.
РАЗДЕЛ IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема и содержание урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля | Планируемый результат | |
план | факт | |||||||
1 | Введение. Литература как искусство слова . Начальное понятие о литературе как искусстве слова. Отражение в художественной литературе многообразия окружающего мира, духовной жизни человека, уроки литературы как школа читательского мастерства. | 1 | вводный | 1) Работа с текстом; 2) «Как вы понимаете слова «труд писателя» и «труд читателя». | Ответы на вопросы | Начальное понятие о литературе как искусстве слова. Умение выражать свое отношение к прочитанным произведениям | ||
Русские народные сказки | ||||||||
2 | Устное народное творчество. Русские народные сказки. Сказка «Царевна-лягушка». Прославление в сказке лучших качеств человека: доброты, верности, мудрости, трудолюбия, мастерства. Герои сказка: Василиса Премудрая и Иван-царевич, Баба-Яга и Кощей Бессмертный. | 1 | Усвоение новых знаний | Ответ на 1 вопрос, объяснение сказочных выражений, выразительное чтение 1 главы | Фронтальный опрос | Знать жанры устного народного творчества. Содержание прочитанной сказки. Уметь чётко, логично и обоснованно отвечать на поставленные вопросы; формировать умение выразительно читать. | ||
3 | Волшебные события в сказке. Язык сказки, ее композиция. Народные идеалы в сюжете и образах сказки. | 1 | Комбинированный | Письмо по памяти (сказочных выражений), характеристика главных героев, защита нарисованных иллюстраций. Конкурс знатоков сказочных зачинов. Конкурс болельщиков. (сказочные загадки) | Работа в группах, проверка нарисованных иллюстраций | Знать содержание сказки. Сказочные зачины, концовки, сказочные выражения. Средства выразительности в сказках. Уметь анализировать прочитанное, составлять план к одной из глав. | ||
4 | Внеклассное чтение. Сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке». | 1 | Комбинированный | Ответы на вопросы. Коллективное обсуждение. Конкурс сказителей. | Оценка ответов на вопросы | Знать содержание прочитанных сказок. Уметь пересказывать. Выражать свое отношение к прочитанному.Уметь участвовать в диалоговом обсуждении | ||
5 | Сказка «Медведь и Лиса». Отражение реальной действительности в сказках о животных, герои сказки, их характеры. Художественные особенности сказок о животных | 1 | Комбинированный | Составление плана, отзыва о прочитанном. | Проверка плана, индивидуальный опрос | Знать содержание прочитанной сказки, знание ее героев , их характеров. Уметь выражать своё отношение к прочитанному, Уметь выразительно читать и пересказывать. | ||
6 | Сказка «Как старик домовничал». Отражение народной жизни в бытовых сказках. Герои бытовых сказок. Поэтичность сказок, их язык и построение. | 1 | Комбинированный | Пересказ, выразительное чтение по ролям, записи в тетрадях. | Проверка записи в тетрадях | Знать содержание сказки, уметь подробно пересказывать сказки. Умение определять род и жанр литературного произведения. | ||
7 | Внеклассное чтение. «Зимовье зверей», «Каша из топора». | 1 | комбинированный | Выставка книг – сказок; иллюстрирование понравившейся сказки Конкурс сказителей | Работа в тетрадях | Знать содержание сказок. Уметь высказывать свою точку зрения, участвовать в диалоговом обсуждении, умение пересказа | ||
Татарские народные сказки | ||||||||
8 | Сказка «Гульчечек» | 1 | обобщающий | Работа с текстом сказки. Составление плана, ответы на вопросы. Конкурс « Кто лучше?» | Фронтальный опрос, проверка записей в тетрадях | Знать содержание прочитанной сказки. Уметь аргументировать свои ответы, используя текст произведения. | ||
9 | Сказки «Лиса и Волк», «Как наказали жадного бая». | 1 | обобщающий | Выборочное чтение, пересказ. | Индивидуальный опрос | Знать содержание прочитанных сказок Уметь участвовать в диалоге по прочитанным произведениям. | ||
10 | Урок развития речи. Обучение домашнему сочинению «Почему я люблю читать народные сказки». | 1 | Урок закрепления и повторения | Письменная работа | Контроль за выполнением, сочинение | Знать содержание сказок. Уметь совершенствовать навыки написания сочинения по составленному плану | ||
11 | Русские народные пословицы и поговорки. Загадки | 1 | Усвоение новых знаний | Самостоятельная работа с учебником. Иллюстрирование содержания загадок. | Написать загадки в парах: на русском и татарском языках. | Знать пословицы и поговорки русского и татарского народа Разновидности загадок. Уметь рассуждать, сравнивать. Отгадывать загадки, выразительно их читать. | ||
Литературные сказки. Сказки русских писателей | ||||||||
12 | Литературная сказка. А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…» | 1 | Усвоение новых знаний | Составление плана, ответы на вопросы, устное словесное рисование, выразительное чтение пролога, словарная работа | Художественный пересказ с элементами повествования. Ответы на вопросы. | Знать факты из биографии А. С. Пушкина, содержание поэмы. Развивать воображение учащихся. Воспринимать и анализировать художественный текст. | ||
13 | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Близость «Сказки о мертвой царевне...» к народным сказкам | 1 | комбинированный | Составление плана, устное иллюстрирование, ответы на вопросы. | Тестовые задания. | Знание содержания сказки Выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного | ||
14 | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 1 | комбинированный | Характеристика царицы и царевны. Ответы на вопросы. Чтение наизусть. | Фронтальный опрос | Знание содержания сказки. Умение выразительного чтения, пересказа понравившейся главы | ||
15 | Внеклассное чтение. А.С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 | Урок закрепления | Характеристика главных героев, чтение по ролям. Конкурс сказителей. | Контрольное тестирование | Знать краткое содержание сказок. Уметь составлять сравнительную характеристику героев, навыки выразительного чтения, навыки пересказа. | ||
16 | С.Т. Аксаков. Сказка «Аленький цветочек». С.Т. Аксаков и Казань. | 1 | Урок усвоения нового материала | Чтение по ролям, выборочное чтение, записи в тетрадях, словарная работа. Составление сценария мультфильма к сказке. | Работа в группах (конкурс сценаристов | Знать биографию писателя, содержание сказки. Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы. Совершенствовать навыки выразительного чтения. Умение правильно отбирать нужные эпизоды, картины. | ||
17 | С.Т. Аксаков. Сказка «Аленький цветочек». Обличение в сказке коварства и предательства, осуждение зависти и жадности) | 1 | Комбинированный урок | Пересказ содержания сказки, характеристика лесного зверя, дочери купца | Словесное рисование характера героев. | Знать содержание сказки. Уметь находить основную идею сказки. | ||
18 | Внеклассное чтение. П.П. Ершов «Конек-горбунок». Ершов и Казань. | 1 | Комбинированный урок | Чтение по ролям, выборочное чтение, ответы на вопросы. Литературная игра. | Тесты на компьютере. | Знать содержание сказки. Уметь участвовать в диалоговом обсуждении. | ||
19 | К.Г. Паустовский. «Рождение сказки», «Стальное колечко». Реальное и волшебное в сказке. Ее близость к народным сказкам. Герои сказки: Варюша, боец, дед Кузьма, воробей Сидор. Сердечность и отзывчивость Варюши. Доброта бойца. Поэтическое описание весны. Любовь к родной земле как основная идея сказки. | 1 | Урок усвоения нового материала | Характеристика главных героев, чтение по ролям, ответы на вопросы учебника. | Фронтальный опрос. | Знать содержание сказки. Уметь выделять смысловые части художественного текста, определять реальное и фантастическое, составлять тезисы и план прочитанного | ||
20 | Шарль Перро. «Золушка». Осуждение жестокости и коварства. Золушка, мачеха и ее дочери. Добрая фея | 1 | Урок усвоения нового материала | Чтение сказки, выборочное чтение, ответы на вопросы. | Защита рисунков | Знать факты из биографии автора, содержание произведения. Уметь охарактеризовать героев, анализировать их поступки. | ||
21 | Внеклассное чтение. Шарль Перро «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Мальчик с пальчик». | 1 | Урок обобщения материала | Работа в группах по индивидуальным заданиям, устное словесное рисование. Литературная игра. | Основные критерии написания сказок. | Знание содержания сказок Умение характеризовать героев, анализировать их поступки. Умение сравнивать сказки А.С.Пушкина и Шарль Перро. | ||
22 | Х.К. Андерсен. «Снежная королева». Тема всепобеждающей дружбы и любви. Осуждение черствости, бездушия и эгоизма, воплощенных в образе Снежной королевы | 1 | Урок усвоения нового материала | Работа с текстом по вопросам, подробный пересказ понравившейся главы, выборочное чтение, устное словесное рисование. | Ответы на вопросы | Знать основные факты из биографии писателя, содержание сказки. Волшебные события в сказках. Виды сказок. Уметь выражать свое отношение к прочитанному; умение понимать тему, идею сказки. | ||
23 | Х.К. Андерсен. «Снежная королева». Общее в сказках русских и зарубежных писателей (Х.-К. Андерсена и А. С. Пушкина). Сказка Х.-К. Андерсена в иллюстрациях художников и мультфильмах. | 1 | Комбинированный урок | Беседа, диалоговое обсуждение поступков герое, выборочное чтение. | Ответы на вопросы | Знать содержание сказки, отличие народной сказки и литературной Уметь сравнивать эпизоды произведения, выявить авторскую позицию, развёрнуто ответить на вопросы. | ||
24 | Внеклассное чтение. Х.К. Андерсен. «Дюймовочка», «Дикие лебеди» и другие сказки. | 1 | Урок обобщения и закрепления материала | Беседа, диалоговое обсуждение поступков героев, выборочное чтение, устное словесное рисование . | Фронтальный опрос | Знать содержание сказок. Уметь совершенствовать навыки пересказа, навыки выразительного чтения, умение участвовать в диалоге. | ||
25 | Урок развития речи. Обучение домашнему сочинению по сказкам А.С. Пушкина | 1 | Урок развития речи | Составление плана, выписывание цитат | Проверка записей в тетрадях | Знать содержание сказки Уметь собирать материалы к сочинению | ||
Литература 19 века | ||||||||
26 | Русская литература 19 века. Русские писатели-классики 19 века. Писатели России и Татарстана. Заочная экскурсия по литературным местам Казани, используя открытки, Интернет | 1 | Урок усвоение нового материала | Выступления учащихся, самостоятельная работа | Индивидуальный опрос | Знать литературные места России и Татарстана Уметь самостоятельно работать над справочниками, дополнительным материалом | ||
27 | В.А. Жуковский. Лирика. «Там небеса и воды ясны!...», «Песня», «Приход весны». | 1 | Урок усвоение нового материала | Выразительное чтение, ответы на вопросы, определение средств выразительности | Чтение наизусть, ответы на вопросы | Знать основные факты жизни и творчества. Уметь выразительно читать лирические произведения, анализировать стихотворный текст | ||
28 | А.С. Пушкин. Детство поэта. Михайловская ссылка. Стихотворения «Унылая пора! Очей очарованье!», «Зимний вечер». | 1 | Комбинированный урок | Выразительное чтение, ответы на вопросы, устное словесное рисование, конкурс чтецов. | Работа в группах ( ответы на вопросы, выр. чтение и т. д.) | Знать детство поэта. Стихи, понятие о пейзаже. Картины художников на тему природы. Умение выразительно читать стихи поэта, анализировать стихотворный текст, правильно определять средства выразительности. | ||
29 | А.С. Пушкин. «Няне», «Зимнее утро». Биографические мотивы стихотворений. Образ няни. Особенности построения стихотворений, передающие чувства и настроения поэта. Мастерство Пушкина в передаче состояний природы и человека: звукопись, образность, ритм стихотворений. Радостное восприятие жизни. Иллюстрации художников к стихотворениям А. С. Пушкина. П. И. Чайковский. «Времена года». | 1 | Комбинированный урок | Выразительное чтение, ответы на вопросы, иллюстрировании, конкурс чтецов, литературная викторина | Фронтальный опрос, чтение наизусть | Знать пейзаж .Жанры стихотворения. Средства выразительности Умение выразительно читать стихи поэта, определять тему, идею стихотворений, улавливать настроение лирического героя | ||
30 | Стихотворения татарских поэтов о природе. | 1 | Урок обобщения знаний | Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы, конкурс выразительного чтения, устное словесное рисование. | Ответы на вопросы | Знание татарских поэтов, которые пишут о природе Совершенствовать навыки выразительного чтения, умение анализировать стихотворный текст, участвовать в диалоговом обсуждении. | ||
31 | М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Изображение героического подвига народа в войне 1812 года. Монологическая форма построения стихотворения. Патриотизм русских солдат. Динамизм повествования. Изобразительность языка, звукопись. Стихотворения М. Ю. Лермонтова в иллюстрациях художников. | 1 | Урок усвоения нового материала | Связь с историей (используя диски на компьютере), выборочное чтение, работа в тетрадках. | Фронтальный опрос | Знать детство поэта. Уметь анализировать поэтический текст, совершенствовать навыки выразительного чтения | ||
32 | И.С. Тургенев. «Муму». Духовное богатство и красота простого русского человека. Жизненная основа рассказа. Образ крепостного крестьянина Герасима. | 1 | Урок усвоения нового материала | Беседа, ответы на вопросы, выборочное чтение, устное словесное рисование | Ответы на вопросы. Конкурс рассказчиков | Знать содержание произведения. Знать определение изобразительных средств: сравнение, эпитет и уметь их находить в тексте. Уметь анализировать произведение и делать выводы, находить пейзажные зарисовки в рассказе, их роль . | ||
33 | И.С. Тургенев. «Муму». Образ помещицы Непримиримое отношение писателя к крепостному праву, жестокости, угнетению. | 1 | Комбинированный урок | Выборочное чтение, беседа, рассказ, составление плана. | Фронтальный опрос | Знать содержание рассказа . Уметь читать наизусть отрывка. Уметь выделять эпизод и определять его связь с последующими событиями | ||
34 | И.С. Тургенев. «Муму». Герасим и Татьяна. Нравственный протест Герасима. Мастерство писателя в раскрытии характеров персонажей: портретные характеристики, их «живописность», речь героев. Искусство пейзажа. Изображение помещицы в рассказе. Иллюстрации художников к рассказу И. С. Тургенева «Муму». Кинофильм «Муму | 1 | Урок обобщения знаний | Чтение по ролям диалогов, иллюстрации ко 2 части рассказа, беседа, составление плана 5 главы | Письменная работа | Знать содержание рассказа уметь совершенствовать навыки выразительного чтения диалогов, навыки краткого пересказа, уметь анализировать прочитанное. | ||
35 | Н.А.Некрасов. Детство поэта. «Саша». Поэт о красоте русской природы. Обаяние девочки Саши. Печальная картина вырубки леса. «Зеленый Шум» (отрывок). Описание весеннего сада. Художественно-изобразительные средства в стихотворении. | 1 | Урок усвоения нового материала | Выразительное чтение, работа в тетрадках, вопросно – ответная работа. | Контроль за выразительным чтением стихов. | Знать детство поэта. Уметь находить художественно- изобразительные средства в стихотворении, навыки выразительного чтения | ||
36 | Русские поэты 19 века о природе. Алексей Константинович Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Колокольчики мои...». Аполлон Николаевич Майков. «Осень», «Ласточки», «Рассвет». Иван Саввич Никитин. «Утро», «Ярко звезд мерцанье...». | 1 | Урок усвоения нового материала | Выразительное чтение, ответы на вопросы. | Конкурс выразительного чтения. Ответы на вопросы | Знать биографии поэтов, их стихи. Уметь выразительно читать стихи, умение анализировать стихотворения. | ||
37 | Л.Н. Толстой. Детство писателя «Кавказский пленник». Исторические события, получившие отражение в рассказе. Интерес писателя к жизни горских народов, быту, окружающей природе. | 1 | Урок усвоения нового материала | Выборочное чтение, ответы на вопросы, пересказ понравившегося эпизода, описание Жилина | Контроль за рассказом учащихся | Знать содержание произведения. Уметь вести беседу, отвечать на вопросы, выразительно читать | ||
38 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник» Нравственная основа произведения — противопоставление двух характеров: верность в дружбе, чувство долга, храбрость Жилина, пассивность и трусость Костылина. Дружба русского офицера Жилина с горской девочкой Диной. | 1 | Комбинированный урок | Выборочное чтение, ответы на вопросы, составление характеристики героя, рассказ, как Костылин попал в плен . | Индивидуальный опрос | Знать содержание произведения. Уметь давать характеристику герою произведения, сравнивать портреты и характерные черты героев. | ||
39 | Урок развития речи. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина | 1 | Урок обобщения знаний, развития речи | Работа над сочинением (составление плана, рассказ по плану). | Сочинение по предложенному плану на основе прочитанного | Знать содержание произведения. Совершенствовать умение писать сочинение на основе сравнительной характеристики. | ||
40 | А.П. Чехов. Биография писателя. Рассказ «Мальчики». Сюжет рассказа. Гимназисты «Монтигомо Ястребиный Коготь» и его друг Володя Королев. Их мечты и планы. Неудавшийся побег в Америку. Сестры Володи Королева. | 1 | Комбинированный урок | Выразительное чтение, ответы на вопросы, пересказ по плану | Контроль за правильным составлением рассказа | Знать биография писателя. Сюжет рассказа Умение выражать своё мнение о прочитанном, определять авторскую позицию по отношению к детям. | ||
Русская литература 20 века | ||||||||
41 | И.А. Бунин. Рассказ «Косцы». Поэтическое изображение природы, бескрайних простров русской земли. Воспевание силы и душевной красоты русских крестьян. Эстетическое и этическое в рассказе. Поэтическое воспоминание о родине Картины русских и татарских художников на тему природы. | 1 | Комбинированный урок | Чтение с комментарием, ответы на вопросы. Выразительное чтение, иллюстрирование. | Фронтальный опрос | Знать биографию писателя; художественно – выразительные средства. Уметь анализировать художественный текст, находить художественно – выразительные средства. | ||
42 | И.А. Бунин. Лирика «Помню – долгий зимний вечер». Мир воспоминаний в лирике поэта. Лирическийф образ живой природы. Голос автора в стихотворении. | 1 | Комбинированный урок | Выразительное чтение, ответы на вопросы, устное словесное рисование. | Фронтальный опрос, тестирование | Знать мотивы русской народной сказки, средства выразительности.( Эпитет. Сравнение) Навыки выразительного чтения и определения выразительных средств, умение анализировать поэтический текст и определять настроение лирического героя. | ||
43 | А.И. Куприн. Биография писателя. “Белый пудель” (в сокращении). Сюжет рассказа. Трудная судьба бродячих артистов Мартына Лодыжкина – шарманщика и Сережи. Белый пудель Арто. Эгоизм и своеволие Трилли. | 1 | Урок усвоения нового материала | Выборочное чтение, ответы на вопросы, рассказ о том, как спасли Арто. | Письменная работа. Рассказ о своей любимой собаке. | Знать биографию писателя; что такое сюжет рассказа; Умение определять сюжет рассказа, составлять план к рассказу, пересказ по плану | ||
44 | А.И. Куприн «Белый пудель». Переживание Сережи. Приключения Арто. Пейзаж в рассказе. | 1 | Урок закрепления и обобщения | Выразительное чтение, характеристика бродячих артистов | Ответы на вопросы | Знать содержание рассказа Уметь составлять характеристику, совершенствовать навыки пересказа | ||
45 | А.И.Куприн «Тапёр» (в сокращении). Сюжет рассказа. Новогодний праздник в семье Рудневых. Взрослые и дети. Юрий Азагаров – незаурячдный мальчик-пианист. Вниманиевеликого музыканта к мальчику. | 1 | Комбинированный урок | Чтение по ролям; устный рассказ на тему «Счастливая судьба маленького пианиста». | Тестирование | Знать содержание рассказа , что такое сюжет. Умение понимать прочитанное, определять сюжет рассказа; делить рассказ на смысловые части; озаглавливать части рассказа. | ||
46 | Контрольная работа по творчеству И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, А.И. Куприна | 1 | Урок контроля | Самостоятельная работа | Контроль за работой | Знать содержание произведений писателей, некоторые факты из их биографий. Совершенствовать умения и навыки понимания взаимосвязи событий, поступков и характеров персонажей. | ||
Русские поэты 20 века о родной природе. | ||||||||
47 | А.А. Блок. «На лугу», «Ворона», «Там неба осветлённый край». Светлая любовь поэта к родной природе. Поэтически-одухотворенное описание начала весны и осенней поры. Выразительность слова, музыкальность стиха | 11 | Комбинированный урок | Выразительное чтение, ответы на вопросы, иллюстрирование | Чтение наизусть | Знать биографию поэта. Приметы осени. Совершенствовать навыки выразительного чтения, умение анализировать стихотворение и находить средства выразительности | ||
48 | С.А. Есенин. «Поёт зима – аукает», «Черёмуха». Песенно-напевный характер стихотворений Есенина. Народно-поэтические образы. Выражение любви поэта к родному краю. | 1 | Комбинированный урок | Выразительное чтение; устное иллюстрирование; беседа по иллюстрациям; составление четверостишия о природе. | Выразительное чтение стихов С. Есенина. | Знать биографию поэта, наизусть стихи поэта. Навыки выразительного чтения. Находить художественно – выразительные средства; выражать свою точку зрения. | ||
49 | В.Г. Короленко «Дети подземелья». Картина нищеты и страдания бедных людей. Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства. | 1 | Урок усвоения нового материала | Комментированное чтение, словарная работа, выборочное чтение, наизусть понравившийся отрывок. | ответы на вопросы | Знать биографию писателя, содержание произведения. Уметь воспринимать и анализировать прочитанное, участвовать в диалоговом обсуждении, совершенствовать навыки выразительного чтения. Уметь высказывать свое отношение к прочитанному | ||
50 | В.Г. Короленко «Дети подземелья». Дружба героев в повести. Герои повести. Их дружба. История с куклой и ее значение в раскрытии характеров действующих лиц. Повесть Короленко в иллюстрациях художников. | 1 | Комбинированный урок | Ответы на вопросы, обсуждение иллюстраций к повести, чтение по ролям, устный рассказ о дружбе Васи, Валека и Маруси по плану. | Контроль за умением анализировать и пересказывать по плану | Знать содержание произведения. Понятие о сюжете. Уметь анализировать прочитанное и участвовать в диалоге, навыки выразительного чтения по ролям, составлять план и уметь пересказывать по плану. | ||
51 | Р.р. Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». | 1 | Урок развития речи | Составление плана, подбор цитат, рассказ по плану, записи в тетрадях. | Самостоятельная работа | Знать сюжет рассказа. Совершенствовать навыки написания сочинения | ||
52 | Внеклассное чтение. А.П. Чехов «Ванька», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы». | 1 | Комбинированный урок | Работа над средствами художественной выразительности, использованными А.П.Чеховым рассказе, выборочное чтение, ответы на вопросы. | Проверка тестов | Знать биографию писателей, содержание произведений. Уметь работать с текстом художественного произведения, понимать прочитанное, составление краткого или развернутого устного ответа на вопрос, | ||
53 | М.М. Пришвин. «Этажи леса». Тема бережного отношения к природе. Любовь к родной земле как выражение патриотического чувства писателя. Поэтичность языка. | 1 | Комбинированный урок | Пересказ, вопросно- ответная форма работы. | Ответы на вопросы | Знать биография писателя, содержание произведения. Уметь определять тему и основную мысль произведения, анализировать прочитанное. | ||
54 | К.Г. Паустовский. «Мещорская сторона». (в сокращении). Лирические картины родной природы. Свежесть, непосредственность и своеобразие поэтического чувства и настроения автора. | 1 | Комбинированный урок | Выборочное чтение, иллюстрирование, ответы на вопросы, устный рассказ « Каждую осень я провожу на Прорве». | Выборочное чтение | Знать биографию писателя, содержание произведения. Уметь определять сюжет рассказа; задавать вопросы собеседнику; выделять художественные средства языка, уметь находить лирические отступления. | ||
55 | А.П. Платонов «Никита». Реальное и фантастическое в рассказе. Главный герой рассказа Никита, одухотворенное восприятие им окружающего мира. Переживания мальчика: радость, грусть и страдание. Счастливый финал рассказа. | 1 | Комбинированный урок | Выборочное чтение ответы на вопросы, составление плана к рассказу | Записи в тетрадях | Знать биографию писателя, содержание произведения. Уметь давать характеристику главному герою; уметь различать реальное от фантастического | ||
56 | А.П. Платонов «Июльская гроза». Сюжет рассказа. Герои рассказа: Наташа и Антошка. Смелость и находчивость Наташи. Бабушка Ульяна Петровна. Ее любовь к внукам. Забота родителей о детях. Описание ржаного поля и июльской грозы. | 1 | Комбинированный урок | Работа над средствами художественной выразительности, использованными при описании природы, составление плана, рассказ по плану, ответы на вопросы. | Письменная работа «Какой я запомнил июльскую грозу?» | Знать биографию писателя, содержание рассказа. Уметь определять сюжет рассказа, находить выразительно- художественные средства. | ||
57 | А.П. Платонов «Любовь к родине, или Путешествие воробья». Сказочное происшествие. Реальное и сказочное в рассказе. Сюжет рассказа. Старый скрипач, его доброе отношение ко всему живому. Желание принести людям радость. Приключения воробья, тоска по родине в теплых краях. | 1 | Урок обобщения | Выразительное чтение, пересказ понравившегося эпизода, ответы на вопросы, иллюстрирование, | Тестовые задания по произведениям А.П. Платонова, используя ИКТ | Знать содержание рассказа. Уметь определять реальное и сказочное в рассказе, выразительно читать, логически и последовательно отвечать на вопросы. | ||
58 | Ю.М. Нагибин «Зимний дуб». Сюжет рассказа. Герои рассказа: любознательный мальчик Савушкин и учительница Анна Васильевна. | 1 | Комбинированный урок | Ответы на вопросы, пересказ понравившегося эпизода, выразительное чтение | Ответы на вопросы | Знать биографию писателя; знать содержание рассказа. Уметь понимать и анализировать прочитанное, определять сюжет рассказа. | ||
59 | Ю.М.Нагибин «Зимний дуб». Поэтические картины зимнего леса. Описание зимнего дуба. | 1 | Комбинированный урок | Подробный пересказ, выразительное чтение, устное словесное рисование. | Проверка тестов | Знать определение пейзажи, содержание рассказа, средства выразительности. Уметь передавать сюжет рассказа, навыки выразительного чтения, уметь описывать зимний дуб, лесную тропинку. | ||
60 | Ю.П. Казаков. Биография писателя. Русский север в творческой судьбе писателя. «Арктур - гончий пес». Сюжет рассказа. Герои рассказа: доктор и рассказчик, Арктур – гончий пес. Призыв к доброте и состраданию. Роль пейзажа в рассказе. Печальный финал рассказа. | 1 | Комбинированный урок | Ответы на вопросы, защита рисунков, тестирование. | Письменная работа. Рассказ о своей любимой собаке. | Знать биографию писателя, сюжет рассказа. Уметь рассказывать, участвовать в диалоговом обсуждении, давать устное словесное рисование. | ||
61 | Внеклассное чтение. . Ю.П. Казаков «Тедди». | 1 | Урок обобщения | Подробный пересказ понравившегося эпизода, главы. Словарная работа. | Проверка тестов. | Знать сюжет рассказа. Уметь давать характеристику главному герою | ||
62 | Н.М. Рубцов «Ласточка», «Первый снег», «жеребёнок». Глубокая связь поэта с окружающей его сельской природой. Радость восприятия естественной красоты жизни природы и человека. | 1 | Комбинированный урок | Выразительное чтение, ответы на вопросы | Проверка тестов | Биография писателя; знать содержание рассказа. Находить выразительно – художественные средства языка, умение анализировать поэтический текст. | ||
63 | А.Я. Яшин «Журавли». Писатель о бережном отношении к природе. Психологическая глубина произведения. Выразительность языка. | 1 | Комбинированный урок | Выразительное чтение, ответы на вопросы, защита рисунков.. | Проверка тестов | Биография поэта, его стихотворения. Средства выразительности. Умение анализировать, находить выразительно – художественные средства языка; выразительно читать стихи. | ||
64 | В.И. Белов. Рассказ «Скворцы». Доброта и любовь к братьям меньшим как одна из основ нравственности, закладываемой с детства. Болезнь Павлуни, Забота семьи о нем. Воспитание стойкости характера. | 1 | Комбинированный урок | Выборочное чтение, чтение по ролям, словарная работа; ответы на вопросы. | Ответы на вопросы | Звукопись, образность, средства выразительности. Сюжет рассказа. Умение определять тему произведения, основную мысль, участие в диалоговом обсуждении, составлять рассказ о прилете птиц. | ||
65 | В.И. Белов. Рассказ «На родине» . Выразительное описание ярких картин природы. Любовь писателя к «тихой родине». Грустные раздумья писателя о переменах в жизни и природе. | 1 | Урок обобщения | Выборочное чтение, ответы на вопросы, тесты. | Письменная работа. Рассказ о своих родных местах. | Понятие о литературном герое. Средства выразительности. Умение анализировать прочитанное, отвечать на вопросы, высказывать свое мнение. | ||
66 | В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» Автобиографическая основа рассказа. Живость и красота изображения природы Сибири. | 1 | Комбинированный урок | Выразительное чтение устное словесное рисование, составление рассказа по плану | Письменная работа. Изложение по одному из понравившихся отрывков. | Биография писателя, содержание произведения. Понятие о литературном герое. Умение анализировать прочитанное, составлять словесное иллюстрирование, рассказ, совершенствовать навыки выразительного чтения. | ||
67 | В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Васютка и рыбаки. Смелость и находчивость. | 1 | Комбинированный урок | Выразительное выборочное чтение, защита иллюстраций, характеристика героя | Тестирование | Теория литературы. Изобразительные средства. Сюжет рассказа Умение составлять подробный пересказ, характеристику героя, совершенствовать на-выки выразительного чтения. | ||
68 | В.П. Астафьев «Гирманча находит друзей». Описание суровой природы Сибири, жизни и быта людей. Гибель родителей мальчика. Гирманча и его новые друзья.Гуманистический пафос рассказа. | 1 | Урок обобщения | Чтение, ответы на вопросы, выборочная работа по иллюстри-рованию, конкурс рассказчиков. | Работа с тестами | Содержание рассказа. Передавать содержание рассказа, отвечать на вопросы. | ||
69 | Развитие речи. «В стране литературы» | 1 | Урок обобщения, повторения пройденного | Литературная викторина. Работа с тестами. Список литературы для внеклассного чтения на лето | Самостоятельная работа. | Содержание прочитанных произведений Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, высказывать свое мнение. | ||
70 | Итоговая контрольная работа по произведения 5 класса | 1 | Урок контроля | Работа с тестами | Контрольное тестирование | Знания по теории литературы, содержание прочитанных книг. Умение отвечать на вопросы, высказывать свое мнение. |
РАЗДЕЛ V. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАССА.
К концу 5 класса учащиеся должны:
Знать/понимать:
- Знать содержание изученных литературных произведений.
- Иметь представление об отличии письменной литературы от произведений устного народного творчества.
- Определять тему прочитанного текста.
- Выделять эпизод и определять его связь с предыдущими и последующими событиями.
- Пользоваться справочным аппаратом книги, словарями.
- Выразительно читать изученные произведения или их фрагменты.
- Читать наизусть.
Уметь:
- Воспринимать и анализировать художественный текст;
- Выделять смысловые части художественного текста, составлять план к прочитанному;
- Выделять и формировать тему, идею, давать характеристику героям;
- Выражать своё отношение к прочитанному;
- Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.
РАЗДЕЛ VI. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Учебник-хрестоматия Ахметзянов М.Г. «Литература в 5 классе в 2-х частях» – Магариф, 2005.
- О.А. Ерёмина «Поурочное планирование 5 класс», издательство «Экзамен», 2009.
- Поурочное планирование по литературе.
- Программа по литературе под редакцией М.Г. Ахметзянова., Магариф, 2005.
- КИМ. Литература. 5 класс.
- Биографический словарь в двух частях
- Интернет.
- Сайт «Открытый урок».
- Журнал “Литература в школе”
- 2001 год номера: 6-7
- 2002 год номера: 1-8
- Журнал “Русский язык и литература для школьников”
- № 5-8 2011
РАЗДЕЛ VII. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Учебник-хрестоматия Ахметзянов М.Г. «Литература в 5 классе в 2-х частях» – Магариф, 2005.
- Литературоведческий словарь юного литеротуроведа
- Биографический словарь в двух частях.
- Журнал “Русский язык и литература для школьников”
- № 5-8 2011
- Художественная литература для внеклассного чтения из школьной библиотеки
- Интернет-ресурсы
РАЗДЕЛ VIII. НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Устные ответы учащихся в ходке текста и разбора произведения (пересказы, самостоятельные наблюдения, ответы на вопросы, анализ образа, эпизода сцены, в старших классах – доклады учащихся и рефераты с целью углубления литературных знаний и др.), во время опроса на уроке. При этом в зависимости от материала проводится фронтальный, групповой или индивидуальный опрос.
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
- Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
- Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
- Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
- Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
- Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
Одним из видов устных ответов в национальной школе является чтение по книге (художественного текста или учебника), а также выразительное чтение небольших произведений или отрывков из них наизусть.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ
Письменные работы делятся на обучающие и контрольные. В процессе учебных занятий обучающие и контрольные работы чередуются в соответствии с общим число запланированных на четверть, полугодие, год с учетом изученного материала по отдельному художественному произведению (или целиком по всему творчеству писателя). На пять-шесть работ обучающего характера приходится одна проверочная (контрольная).
Наиболее приемлемыми видами контрольных письменных работ по литературе в нерусских школах являются следующие:
- Изложения
- Сочинения
- Конспектирование, составление планов.
Примерное число изложений и сочинений по литературе рассчитано на средний уровень
класс | Количество изложений | Количество сочинений | ||
всего | классных | домашних | ||
5 | 3-4 | 3 | 2 | 1 |
Нормы оценки письменных ответов на вопросы по литературе
Оценка «5» ставится за правильные, содержательные, полные ответы на все вопросы, изложенные на русском литературном языке. Допускается не более одной речевой ошибки.
Оценка «4» за правильные ответы на все вопросы, но недостаточно подробные, допускается 1-2 ошибки в содержании ответа и также 2-3 речевые ошибки.
Оценка «3» ставится за неполные и нечеткие ответы, наличие четырех-пяти ошибок в содержании ответа и 4-5 речевых ошибок
Оценка «2» ставится за половину не ответивших вопросов, наличие более5 ошибок в содержании ответа, более 5 речевых ошибок.
Оценка «1» ставится за полное неумение отвечать на вопросы и строить предложения на русском языке.
СОЧИНЕНИЯ
Каждая тема сочинения, связанная с уроками литературы, должна содержать творческий элемент, способствовать выявлению эстетических идеалов, вкусов, интересов учащихся. Примерный объем контрольного классного сочинения (в страницах) при двухчасовом уроке для 5 класса от 0, 5, до 1,5. При меньшем, чем 2 часа, количество времени, отведенного на работу, объем сочинения будет меньше указанных норм.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5 классе. После проверки сочинения учитель проводит беседу в классе с анализом выполненных работ и чтением лучших из них.
Последним этапом работы учащихся над сочинением должно быть самостоятельное домашнее исправление его в соответствии с пометками учителя.
Нормы оценки за сочинение по литературе.
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
- правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
- Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
- глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
- в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
- не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
- совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
- содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2»
ТЕСТИРОВАНИЕ
Тестирование по русскому языку и литературе весьма актуально в последнее время, когда от учащихся требуется не только хорошее знание по предмету, но и умение использовать целый комплекс понятий в своем ответе. Тесты – это задания с известным решением (в основном из предложенных вариантов ответов необходимо выбрать один правильный). Тест позволяет быстро и эффективно определить всю сумму знаний учащихся и выявить, на сколько эти умения соответствуют требованиям государственной программы.
Такая система контроля позволяет учителю не только объективно оценить полученные учащимися знания, но и оживить урок, придать ему характер игры, викторины.
Оценивание теста
№ | Количество правильных ответов, % | Оценка знаний |
1 | 75 – 100 | Отлично |
2 | 60-70 | Хорошо |
3 | 45-60 | Удовлетворительно |
4 | 0-40 | Плохо |
Нормы оценки знаний, умений и навыков по литературе учащихся 5 класса национальной татарской школы.
При оценке устных ответов и письменных работ учащихся (развернутый ответ на вопрос, пересказ, рассказ о герое и др.) учитываются:
- правильность отбора эпизодов, картин, деталей для решения поставленной учителем задачи;
- понимание взаимосвязи событий, поступков и характеров персонажей и важнейших средств их изображения (в соответствии с требованиями программы);
- композиционная стройность и логика построения ответа;
- речевая грамотность, культура произношения (сохранение орфоэпических норм, интонация).
Поощряется самостоятельность мысли учащихся, оригинальность подхода к решению задачи, эмоциональность ответа, выразительность и образность языка.
Оценивая достижения школьников в изучении русской литературы, учителю желательно иметь в виду:
- методические параметры взаимодействия и сотрудничества учителя и учащихся;
- возрастные особенности и возможности воспитанников.
Учитель стимулирует интерес к литературным произведениям, названным в списке для дополнительного чтения, контролируя чтение и время от времени обсуждая некоторые из них.
Техника чтения контролируется и оценивается каждую четверть (критерии – степень беглости и осмысленности, правильное интонирование).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русской литературе для 5 класса. по учебнику Ахметзяновой
Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику Ахметзяновой для школ с нерусским языком обучения....
Рабочая программа по русской литературе в 6 классе.
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы для татарских средних общеобразовател...
Рабочая программа по русской литературе для 8 класса
Эта рабочая программа составлена для учащихся 8 класса, основываясь на программу под редакцией Ахметзянова М.Г....
Рабочая программа по русской литературе для 7 класса
Рабочая программа по русской литературе для 7 класса разработана на основе программ Ахметзянова М.Г., она также включает календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по русской литературе для 5 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по литературе, программы «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной 2006...
Рабочая программа по русской литературе для 9 класса
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. ...
Рабочая программа по русской литературе в 9 классе
Данная программа составлена к учебнику В.Я.Коровиной в 9 классе...