Рабочая программа по родному(татарскому) языку 7-9 классы
рабочая программа
Рабочая программа по родному (татарскому) языку 7-9 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с.Нигматуллино
муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель ШМО Зам.директора школы по УВР Директор МБОУ ООШ
_____ Кабирова Г. М . МБОУ ООШ с.Нигматуллино с.Нигматуллино
Протокол №1 от ________ Исхакова Г.Ф. _________ Ахметов Ш.М.
27. 08._2019г. 28.08. 2019г. Приказ № ___ от ___.08.2019г.
Рабочая программа
на уровень
основного общего образования
по родному (татарскому) языку
7-9 классы
Составил учитель:
Кабирова Гульчачак Минулловна
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету родной (татарский) язык разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закона РБ «Об образовании в Республике Башкортостан» №696-з от 01.07.2013г.;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1644;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897»;
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию»;
- Положения о рабочей программе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа с. Нигматуллино муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан.
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ с. Нигматуллино.
- Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» Принят Законодательной Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан 21 января 1999 года. Одобрен Палатой Представителей Государственного собрания Республики Башкортостан 5 февраля 1999 года. Подписан Президентом Республики Башкортостан 15 февраля 1999 года. Настоящий Закон определяет условия сохранения и равноправного развития языков народов Республики Башкортостан. Основные статьи Закона, которыми руководствуется отдел национального образования Министерства образования РБ при организации своей работы: Статьи .№2, №3, №8, №9, №14.
- Примерной программы по родному(татарскому) языку- 5-11 классы.
- Программы по татарскому языку для общеобразовательных организаций основного общего образования. 5- 9 классы. Сагдиева Р. К., Гарапшина Р. М.
Для реализации программного содержания используются учебники:
Хабибов Л. Г., Алчина Н. М. Татарский язык. 7 класс.- Китап, Уфа, 2014г.
Сагдиева Р. К., Хайруллина Г. И. Татарский язык- 8 класс. Магариф- Вакыт, 2017г.
Сагдиева Р. К., Кадырова Э. Х. Татарский язык 9 класс, Магариф- Вакыт, Казань, 2016г.
По учебному плану МБОУ ООШ с. Нигматуллино на изучение родного языка в 7-9 классах выделяется 109 часов из расчета 68 часов в учебный год в 7 классе (2 часа в неделю из них 1 час из части, формируемой участниками образовательного процесса) , 34 часа в 8 классе( 1 час в неделю), 17 часов (0,5 часов в неделю) в 9 классе.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса родной язык.
Личностные результаты:
- понимание родного (татарского) языка как одной из основных национально-культурных ценностей татарского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- формирование представлений о мире, как о многоязычном, поликультурном, разнообразном и вместе с тем едином сообществе, открытом для дружбы, взаимопонимания, толерантности и уважения людей друг к другу;
- формирование чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к истории и культуре своего народа;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- умение работать в материальной и информационной среде общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- усвоение общеучебных умений и универсальных познавательных действий, к которым относится извлечение информации из материалов на печатных и электронных носителях, преобразование информации из графической формы в текстовую, использование справочной литературы и словарей, поиск информации с использованием ИКТ, индивидуальный поиск решения, парное и групповое взаимодействие в познавательных целях, преобразование информации в целях понимания, коммуникация информации;
- сохранение познавательной цели при выполнении учебных заданий с компонентами учебно-познавательного комплекта и перенос сформированных умений, а также универсальных познавательных действий на новые учебные ситуации.
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Башкортостана, России, о языке как основе национального самосознания;
- совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
3) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
4) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
5) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
6) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
7) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
8) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
9)формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
10) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.
11) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
12) формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
РАЗДЕЛ. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
Ученик научится:
-различать звуки и буквы;
-группировать звуки по их характеристике, дополнять группы звуков с помощью ориентиров таблицы;
-соотносить количество звуков и букв в словах, объяснять причины расхождения количества звуков и букв;
-составлять слова из слогов, звуков, букв;
-отличать особенности гласных и согласных, твердых и мягких звуков;
- различать ударные и безударные слоги, звуки и буквы;
-использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения звуков;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарем, свободно пользуясь алфавитом;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
-наблюдать за ролью словесного ударения, правильно произносить слова (в соответствии с акцентологическими нормами), осознавать смыслоразличительной роли ударения.
-понимать то, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека.
-проводить фонетический анализ слова;
-соблюдать основные орфоэпические правила татарского литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности;
-различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; -
-обозначать мягкость согласных на письме;
-верно, употреблять прописную букву.
Ученик получит возможность научиться:
-опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
- выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
РАЗДЕЛ. Лексикология.
Ученик научится:
-проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
- группировать слова по тематическим группам;
-подбирать к словам синонимы, антонимы;
-опознавать фразеологические обороты;
-соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
-использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
-пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
-объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
-аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
-опознавать омонимы разных видов;
-оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
-извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;
-соблюдать произносительные нормы в собственной речи; подбирать слова при выражении чувств и мыслей; оценивать уместность использования слов в тексте.
РАЗДЕЛ. Состав слова и словообразование.
Ученик научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
-выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
-подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
-пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.
Ученик получит возможность научиться:
-характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
-опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
- извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
-использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
-выяснять сущность и роль понятия «суффикс», приставка, корень, окончание, отличать суффикс от других частей слова.
РАЗДЕЛ. Морфология.
Ученик научится:
- опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
-анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
-употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
-применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
-распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
-выделять окончания в именах существительных.
-подбирать примеры имён существительных собственных.
-составлять предложения с именами прилагательными;
-правильно образовывать степени сравнения имён прилагательных;
-выполнять устный и письменный морфологический разбор имён прилагательных.
-составлять предложения с числительными;
-отрабатывать навыки правильного произношения числительных, записанных цифрами;
-выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного;
-выполнять устный и письменный морфологический разбор имён числительных.
-различать способы образования наречий;
- различать разряды наречий: наречия образа действия, меры и степени, времени, сравнения,места, цели и причины;
-выполнять устный и письменный морфологический разбор наречий.
-определять морфологические признаки местоимения,как часть речи;
-списывать предложения, вставляя местоимения; подчёркивать местоимения как члены предложения;
-склонять местоимения по падежам;
-определять грамматические и морфологические признаки глагола;
-выполнять морфологический разбор глагола, различать глаголы совершенного и несовершенного вида, подбирать начальную форму глагола, определять спряжение.
-обозначать способы образования глаголов; указывать спрягаемые и неспрягаемые глаголы в предложениях;
-выделять глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени; глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;
-определять наклонение глаголов;
-понимать особенности употребления в предложении глагола;
- склонять причастия, правильно писать окончания причастий;
-находить причастия в предложенном тексте, определять синтаксическую роль причастий;
-определять правописание деепричастий.
-выполнять устный и письменный морфологический разбор глагола.
-определять морфологические признаки предлогов;
-определять разряды: пространственные, временные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные; отличие непроизводных и производных предлогов;
-правильно употреблять предлоги, выписывать словосочетания с предлогами;
-выполнять устный и письменный морфологический разбор предлога.
-определять союз как часть речи;
-выделять морфологические особенности союзов; функции союзов; правило написания союзов;
-распознавать союзы, отличать их от предлогов; пользоваться разными союзными конструкциями в речевой практике, правильно расставлять знаки препинания.
-определять частицы как части речи; морфологические признаки частиц;
-составлять предложения с частицами; преобразовывать текст с частицами;
-применять правило, составлять предложения с частицами, исправлять ошибки в написании частиц.
-определять грамматические особенности междометий;
-видеть междометия в тексте;
-отличать междометия от других частей речи;
-различать производные и непроизводные междометия.
Ученик получит возможность научиться:
-определять имя существительное как самостоятельную часть речи; число, склонение, падеж имён существительных.
-определять имена существительные собственные и нарицательные;
-характеризовать морфологические признаки имени существительного, имени числительного, имени прилагательного, наречия, местоимения, глагола, предлога, союза, частицы;
-анализировать синонимические средства морфологии;
-анализировать словосочетания, предложения и тексты с именами прилагательными.
-определять качественные и относительные имена прилагательные;
-определять количественные, порядковые, разделительные, приблизительные, собирательные числительные при выполнении упражнений;
-определять степени сравнения наречий;
-выписывать наречия в словосочетаниях с другими словами.
-определять виды местоимений: личные, притяжательные, указательные, определительные, неопределенные, вопросительные и отрицательные местоимения; - различать грамматические омонимы;
-правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста;
- различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
-опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;
-объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
-извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
РАЗДЕЛ. Синтаксис
Выпускник научится:
-опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
-употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами татарскоголитературного языка;
-выделять словосочетания в предложении;
-составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по за данной схеме;
- выполнять синтаксический разбор словосочетаний;
-выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
-находить второстепенные члены предложения(определения, дополнения, приложения, обстоятельства), определять способы их выражения;
- правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов;
-опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
-владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
- производить синтаксический разбор простых двусоставных и односоставных предложений;
- находить однородные члены в предложениях, ставить необходимые знаки препинания; выделять обобщающие слова в тексте;
- видеть вводные слова и предложения в тексте, выделять их знаками препинания на письме;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные обособленными членами, обращениями и вводными словами(предложениями);
- правильно употреблять в речи прямую и косвенную речь, уметь составлять с ними предложения;
-создавать тексты различных функциональных стилей и жанров,
- определять тип и стиль текста;
- объяснять поставленные знаки препинания;
- подробно и сжато излагать повествовательные тексты;
- составлять план исходного и собственного текста;
- правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания;
- писать сочинения по данному плану;
-писать изложение с элементами сочинения;
- выполнять упражнения по переводу с татарского на русский и с русского на татарский язык;
-составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
Выпускник получит возможность научиться:
-анализировать синонимические средства синтаксиса;
-определять главное и зависимое слово;
-использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания,
- анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- определять тему и основную мысль текста, его стиль;
-опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
-характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
-анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи;
-писать рецензии, рефераты, резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
- анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
РАЗДЕЛ. Пунктуация
Выпускник научится:
-соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
-обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
-извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
-демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
- извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
«Стилистика»
Выпускник научится:
- определять функциональные стили, выделив их жанровые особенности;
- выступать перед аудиторией, определив тему, цель и задачи своего выступления;
- выбирать языковые средства с учетом возрастных, психологических особенностей и соответствия темы уровню знаний слушателей.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать и объяснять особенности устной и письменной речи;
- работать с текстами в различных стилях и жанрах;
- переводить различные тексты с татарского языка на русский, учитывая нормы устной и письменной речи.
«Язык и культура»
Выпускник научится:
- распознать языковые единицы с национально-культурным компонентом на примерах устного народного творчества, исторических и художественных произведений;
- находить примеры подтверждающие мысль о том, что изучение языка помогает лучше знать историю и культуру страны;
- грамотно пользоваться правилами культуры татарской разговорной речи в повседневной жизни: в учебе и во внеклассных мероприятиях.
Выпускник получит возможность научиться:
- показать тесную связь языка с культурой и историей народа через определенные примеры;
- сравнивать нормы культуры татарской речи с правилами культуры речи других народов, живущих в России.
2. Содержание учебного предмета, курса родной язык.
7 класс
Повторение пройденного в V-VI
Повторение фонетики, морфологии
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание.
- Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
- Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение.
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Простые двусоставные предложения
Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Модальные части предложения
Повторение изученного об обращении.Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях. Одиночные и парные знаки препинания.Текстообразующая роль обращений, вводных слов. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Порядок слов в предложениях
Обособленные члены предложения
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Однородные члены предложения
I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Полные и неполные предложения
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Односоставные предложения
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Междометия и звукоподражательные слова в структуре предложения
Роль междометий и звукоподражательных слов в предложениии
Синтаксический разбор предложений.
8класс
Повторение изученного в 7 классе. Роль слова и языка в жизни человека. Повторение значимых частей слова.
Синтаксис простого предложения и пунктуация. Синтаксические и речевые единицы языка. Типы связи слов в предложений. Сочинительная и подчинительная связь. Особенности словосочетаний. Анализ словосочетаний.
Главные члены предложения. Согласование подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения. Определение. Связь между определением и определяемым словом. Однородные и неоднородные определения.
Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.
Обстоятельство. Обстоятельство места, времени, образа действия,меры и степени,причины и цели, условия и уступки.
Обособленные члены предложения . Обособление обстоятельств и пунктуация. Уточнение. Обособленные уточняющие члены предложения и знаки препинания при них.
Модальные члены предложения. Обращения и знаки препинания при них. Вводные слова и знаки препинания при них.
Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Простое предложение. Понятие о типах предложений по цели высказывания.
Двусоставные предложения . Распространенные и нераспространенные предложения.
Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях.Полные и неполные предложения. Понятие о полных и неполных предложениях.
9 класс
Повторение изученного в 8 классе материала. Предложение. Понятие о предложении. Простые и сложные предложения. Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений. Синтаксис простого предложения.
Сложное предложение. Общее понятие о сложном предложении. Средства связи простых предложений.
Сложносочиненное предложение. ССП, связанные при помощи сочинительных союзов и знаки препинания при них. Бессоюзная связь в ССП. Синтаксический анализ ССП.
Сложноподчиненное предложение. Сложноподчиненное предложение и их особенность. Главное и придаточное предложение. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным предложением. Указательные слова в главном предложении. СПП с аналитическим придаточным предложением. Знаки препинания в СПП с аналитическим придаточным. Знаки препинания в синтетических придаточных предложениях.
Виды СПП по значению придаточного предложения. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными места, времени, образа действия, меры и степени, причины и цели, условия и уступки. Придаточные вводные предложения. Сложные конструкции. Многокомпонентное ССП и СПП. Многокомпонентные смешанные предложения.
Понятие о тексте. Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении. Макро и микро тексты, абзац. Работа с текстом.
Прямая и косвенная речь. Понятие о прямой и косвенной речи. Диалог, знаки препинания при диалоге. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Стилистика и культура речи. Стили речи. Понятие об устной и письменной речи. Корректное использование в речи синонимов, антонимов и т.д. Роль синтаксических синонимов в развитии культуры речи и совершенствовании стиля.
Понятие о культуре речи. Общие сведения о требованиях, предъявляемых к устной и письменной литературной речи. Возможности использования в речи различных лексических средств (синонимы, антономы, слова-кальки, фразеологизмы, пословицы и поговорки).
3. Тематическое планирование с определением количества часов.
7 класс
№ | Тема урока | Количество часов |
1 | Значение слов в речи. Повторение материала 6 класса. | 1 |
2 | Виды словообразований. | 1 |
3 | Творческий диктант. | 1 |
4 | Самостоятельные части речи. | 1 |
5 | Изложение №1 | 1 |
6 | Синтаксис. | 1 |
7 | Словосочетания. | 1 |
8-9 | Сочинение «Описание природы родного края». | 2 |
10 | Виды предложений. | 1 |
11 | Виды предложений по цели высказывания. Повествовательные предложения | 1 |
12. | Вопросительные предложения. | 1 |
13 | Контрольный диктант №1 | 1 |
14 | Восклицательные предложения. | 1 |
15 | Описательное повествование по картине. | 1 |
16 | Двусоставные предложения. | 1 |
17 | Распространенные и нераспространенные предложения. | 1 |
18 | Главные члены предложений. Подлежащее | 1 |
19 | Простое сказуемое. | 1 |
20 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 |
21 | Повторение «Главные члены предложений» | 1 |
22 | Изложение №2. | 1 |
23 | Второстепенные члены предложений. Определение | 1 |
24 | Определение.Аергычның аерылмышы белән бәйләнеше. | 1 |
25 | Дополнение. | 1 |
26 | Пояснение. | 1 |
27 | Обстоятельства места и времени. | 1 |
28 | Обстоятельства цели и причины. | 1 |
29 | Обстоятельства образа действия | 1 |
30 | Обстоятельства уступки. | 1 |
31 | Контрольный диктант №2. | 1 |
32 | Обстоятельства условия | 1 |
33 | Обстоятельства меры и степени | 1 |
34 | Повторение «Обстоятельства» | 1 |
35 | Модальные части предложений. Обращения. | 1 |
36 | Вводные слова. | 1 |
37 | Сочинение «Кышнын кунелле мизгеллэре» | 1 |
38 | Порядок слов в предложении. | 1 |
39 | Прямой и обратный порядок слов в предложении. | 1 |
40 | Обособленные обстоятельства. | 1 |
41 | Обособленные обстоятельства. | 1 |
42 | Обособленные пояснения. | 1 |
43 | Повторение «Обособленные члены предложений». | 1 |
44 | Сочинение «Тукай безнен кунеллэрдэ» | 2 |
45 | Однородные члены. | 1 |
46 | Знаки препинания при однородных членах. | 1 |
47 | Обобщающие слова при однородных членах. | 1 |
48 | Знаки препинания при обобщающих словах. | 1 |
49 | Самостоятельная работа «Обобщающие слова» | 1 |
50 | Полные и неполные предложения. | 1 |
51 | Контрольное изложение №2. | 1 |
52 | Употребление неполных предложений в речи. | 1 |
53 | Односоставное глагольное предложение. | 1 |
54 | Односоставное именное предложение. | 1 |
55. | Междометия. | 1 |
56. | Звукопадражательные слова. | 1 |
57. | Изложение №3. | 1 |
58 | Самостоятельная работа по теме «Простые предложения» | 1 |
59 | Повторение «Виды предложений» | 1 |
60-61 | Повторение по теме «Двусоставные предложения». | 2 |
62 | Предупредительный диктант | 1 |
63 | Модальные члены предложений. | 1 |
64 | Повторение « Обособленные члены» | 1 |
65 | Однородные члены | 1 |
66 | Контрольный диктант № 3 . | 1 |
67 | Синтаксический разбор предложений. | 1 |
68 | Синтаксический разбор предложений. | 1 |
8класс.
№ | Тема урока | Количество часов |
1 | Вводный урок. Фонетический анализ слов.Вводный диктант. | 1 |
2 | Повторение по теме “Лексика и словообразование” | 1 |
3 | Повторение по теме “Самостоятельные части речи” | 1 |
4 | Синтаксис. Слово и предложение. Сочинительная и подчинительная связь слов. | 1 |
5 | Однородные члены предложений. Знаки препинания между однородными членами. | 1 |
6 | Обобщающие слова при однородных членах. | 1 |
7 | Подчинительная связь слов. Словосочетания. | 1 |
8 | Контрольный диктант №1. | 1 |
9 | Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. | 1 |
10 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 |
11 | Изложение №1 | 1 |
12 | Второстепенные члены предложений. Определение. Дополнение. | 1 |
13 | Обстоятельство места и времени. | 1 |
14 | Обстоятельство образа действия и меры и степени. | 1 |
15 | Обстоятельство причины и цели. | 1 |
16 | Контрольный диктант №2. | 1 |
17 | Обстоятельство условия и Обстоятельство условия | 1 |
18 | Уточнение. Знаки препинания при уточнениях. | 1 |
19 | Повторение по теме “Второстепенные члены предложения” | 1 |
20 | Изложение №2 | 1 |
21 | Модальные части предложений.Обращения. Вводное слово. | 1 |
22 | Виды грамматическиого анализа . | 1 |
23 | Диктант с заданием . | 1 |
24 | Виды предложений по цели высказываний. | 1 |
25 | Контроль изложение №3 | 1 |
26 | Утвердительное и отрицательное предложения | 1 |
27 | Односоставное и двусосотавное предложения. | 1 |
28 | Односоставное именное и глагольное предложения. | |
29 | Распространенные и нераспространенные предложения | 1 |
30 | Полные и неполные предложения. | 1 |
31 | Контрольное изложение № 4. | 1 |
32 | Синтаксический анализ простых предложений. | 2 |
33 | Синтаксический анализ простых предложений. | 1 |
34 | Итоговый урок. | 1 |
9 класс
№ |
Тема урока | Колич. часов |
1 | Повторение темы “Синтаксис простого предложения.” . Вводный диктант. | 1 |
2 | Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в союзных сложных предложениях. | 1 |
3 | Изложение №1. | 1 |
4 | Сложноподчиненные предложения. Аналитическое сложноподчиненное предложение. | 1 |
5 | Синтетическое сложноподчиненное предложение. | 1 |
6 | Синонимы сложноподчиненных предложений. | 1 |
7 | Контрольный диктант № 1. . | 1 |
8 | Придаточное именное и глагольное предложение | 1 |
9 | Сложноподчинённое предл-я с придаточной изьяснительной и определительной частью. | 1 |
10 | Сложноподчинённое предл-я с придаточной частью времени и места, образа и степени действия. | 1 |
11 | Сложноподчинённое предл-я с придаточной частью причины и цели, уступительной и условной частью | 1 |
12 | Контроль изложение. №2 | 1 |
13 | Синтаксис текста | 1 |
14 | Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой речи. | 1 |
15 | Стили речи. | 1 |
16 | Культура речи и кальки | 1 |
17 | Контрольный диктант №2 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному ( татарскому) языку
Рабочая программа учебного предмета «Родной (татарский) язык» для 4 класса создана на основе:• Федерального государственного образовательного стандарта начального о...
Рабочая программа по родному (татарскому) языку. 3 класс
3 нче сыйныф өчен туган телдән эш программасы түбәндәге документларга нигезләнеп төзелде: МБГБУ “Р.Ш.Фәрдиев исемендәге татар гимназиясе”нең башлангыч гомуми белемнең төп белем...

рабочая программа по родному (татарскому языку) для 5-го класса
Курсның эчтәлегеЯлгызлык һәм уртаклык исемнәре.Тартым һәм килеш белән төрләнгән исемнәрнең берлек һәм күплек сандагы кушымчаларын аера белү.Тамыр, кушма парлы, тезмә исемнәрнең ясалышы, аларның сөйләм...

Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 8 класса
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 8 класса разработана в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной...

Рабочие программы по родному(татарскому) языку и литературе
Рабочие программы по родному языку и литературе составлены на основе Образовательной программы МАОУ «Аромашевская СОШ им.В.Д.Кармацкого», учебного плана МАОУ «Аромашевская СОШ ...

Рабочая программа по родному (татарскому)языку для татарских школ, 6 класс
Рабочая программа по родному (татарскому)языку для 6 класс татарских школ соответствует ФОП 2023 года....