Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе В.В.Бабайцевой. 8 класс.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (авторы программы В.В.Бабайцева, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др.) Календарно-тематическое планирование состоит из следующих разделов: тема урока, тип урока,применяемые педтехнологии, формы и виды контроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_8_a_shapiyanova_g.u.doc | 260 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №3
г. Красный Кут Саратовской области
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководителем кафедры филологии Директор МОУ СОШ №3
__________________/С.А.Чиженькова/ _________________/ О.В.Наумовой/ Приказ № ____ от «___» ____2014 г
Протокол МО № _____ от «___» ______ 2014 г
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР:
_________________ / Е.Н.Симон/
«__» _______________2014 г.
Рабочая программа по русскому языку
8 «А» класс
Учитель: Шапиянова Г.У.,высшая категория
г. Красный Кут Саратовская область
2014-2015 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования и программы по русскому языку к учебному комплексному для 5-9 классов (авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, и др.)
Актуальность курса
Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина, он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.
Основная идея курса
Доминирующая идея курса – интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, организация работы по овладению учащимися прочных и осознанных знаний.
Главные цели:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
- формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи изучения:
- дать понятие о словосочетании и предложении, научить выделять словосочетания из предложения, выделять грамматическую основу предложения, разбирать предложения по членам; научить целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказывания; научить соблюдать порядок расположения главных и второстепенных членов предложения в зависимости от характера текста;
- дать понятие об односоставных предложениях, научить различать односоставные и двусоставные предложения; научить использовать различные виды предложений как синтаксические синонимы; научить использовать назывные предложения как средство сжатого описания экспозиции рассказа;
- дать понятие о полных и неполных предложениях, научить их различать, а также отличать неполных предложения от односоставных; научить умело использовать неполные предложения в речи;
- дать понятие о предложениях с однородными членами и обобщающих словах при них; научить видеть в предложении распространенные однородные члены и разные ряды однородных членов; научить правильно составлять предложения с однородными членами в соответствии с нормами согласования и управления, а также с логическими нормами речи;
- развивать правильную интонацию при обособленных членах; научить заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями; научить уместно использовать предложения с обособленными членами в тексте;
- дать понятие о вводных словах, словосочетаниях, предложениях и обращении; научить соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями и вводными словами, словосочетаниями, предложениями; научить использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложения с учетом содержания и стиля высказывания;
- научить опознавать слова-предложения.
Содержание тем учебного курса
Введение
Понятие государственного языка. Русский язык как язык РФ. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран содружества независимых государств.
Повторение основных разделов науки о языке
Морфемика и морфология
Синтаксис и пунктуация
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции. Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи. Способы подчинительной связи.
Словосочетание
Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные. Цельные словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Строение предложения. Грамматическая основа предложения. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Простое предложение, основные виды простого предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Риторический вопрос как средство выразительности.
Синтаксические средства выразительности – анафора, эпифора, параллелизм предложений.
Главные члены предложения
Подлежащее, способы его выражения. Сказуемое, основные типы сказуемого. Согласование глагольного сказуемого с подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические средства выразительности – однородные члены и композиционный стык.
Второстепенные члены предложения
Определение. Приложение. Дефис при приложении. Дополнение. Основные виды обстоятельств. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.
Антитеза как средство выразительности.
Односоставные предложения
Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению. Знаки препинания в конце назывных предложений.
Обращение как средство связи предложений в тексте.
Полные и неполные предложения
Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений. Тире в неполном предложении.
Предложения с однородными членами
Понятие об однородных членах предложения. Союзы при однородных членах. Запятая между однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
Предложения с обособленными членами
Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи. Общие условия обособления определений. Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными с зависимыми от них словами. Знаки препинания при согласованных обособленных определениях. Обособленные приложения. Обособленные дополнения. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с предлогом несмотря на. Обособленные уточняющие члены предложения.
Предложения с вводными словами и обращениями
Вводные слова (словосочетания) как средство выражения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте. Основные смысловые разряды вводных слов. Вводные предложения. Выделение на письме вводных слов, словосочетаний, предложений. Обращение, его роль в речи. Знаки препинания при обращениях. Особенности слов-предложений, их пунктуационное оформление.
Повторение изученного в 8 классе
Требования к уровню подготовки обучающихся по русскому языку
за курс VIII класса.
К концу 8 класса учащиеся должны уметь:
- произносить предложения с правильной интонацией с учетом знаков препинания, находить смысловой центр предложения;
- правильно ставить и объяснять знаки препинания на изученные правила;
- находить грамматическую основу предложения;
- различать основные типы сказуемого;
- различать виды второстепенных членов предложения;
- определять многозначные члены предложения;
- использовать синонимику согласованных и несогласованных определений;
- различать виды односоставных предложений, правильно использовать их в речи;
- правильно строить предложения с однородными членами и обособленными членами;
- изменять предложения с однородными членами, обособленными членами, синонимическими конструкциями;
- правильно интонировать простые осложненные предложения;
- анализировать и строить тексты всех типов, учитывая художественно-выразительные возможности изученных синтаксических единиц;
- составлять тезисные планы.
Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 8 классе языковых, явлений, речеведческих понятий.
Речевая деятельность:
аудирование:
- Дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
- Фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
- Определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
- Рецензировать устный ответ учащегося;
- Задавать вопросы по прослушанному тексту;
- Отвечать на вопросы по содержанию текста;
- Слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
чтение:
- Прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицу на основе текста;
- Используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты, по оглавлению и заголовкам статей;
- При необходимости переходить на изучающее чтение;
- Читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
говорение:
- пересказывая текст, отражать сове понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- ввести репортаж о школьной жизни;
- строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
- создавать связанное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста доказательства, текста-описания;
- составлять инструкции по применению того или иного правила;
- принимать участие в диалогах различных видов;
- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение поддержать или заканчивать разговор и т.п.
письмо:
- пересказывать фрагмент прослушанного текста;
- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
- создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис: расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);
- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
текст:
- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
- разъяснить значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
лексикология и фразеология:
- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т.п.) ;
- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
- распознавать части речи и их морфемы;
- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
орфография:
- применять орфографические правила, объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
синтаксис и пунктуация:
- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
- правильно и уместно употреблять предложения с водными конструкциями и однородными, обособленными, членами;
- правильно строить предложения с обособленными членами;
- проводить интонационный анализ простого предложения;
- выразительно читать простые предложения изученных конструкций
- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- владеть правильным способом действия при проведении изученных правил пунктуации, устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно, подбирать примеры на пунктуационные правила.
Место Программы в образовательном процессе предмета
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в базовом 8 классе 102 часов, то есть 3 часа в неделю.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Серия учебных таблиц. Грамматика русского языка. А.О. Орг. Москва. Учебная книга БИС, 2007
- Серия учебных таблиц по русскому языку. Л.А.Тростенцова. Москва, Учебная книга БИС, 2007
- Наглядные пособия по русскому языку. М.Ю.Дмитриева Москва, «Спектр-М», 2008
- Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.
- Русский язык. Орфография. Синтаксис и пунктуация.ШмуренкоТ.Н
- Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия.
Список литературы
для учащихся:
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2006 и далее
- Русский язык. Практика. 8 класс/ под ред. Пименовой С.Н. – М.: Дрофа,2008
- Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 8 класс. – М.: Дрофа,2008
Учебно-методический комплект учителя:
- М.Е.Кривоплясова. Поурочные планы по учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой Волгоград, «Учитель», 2005
- Г.А.Богданова Уроки русского языка в 8 классе. Книга для учителя Москва, «Просвещение», 2000
- Н.В.Егорова. Русский язык. Контрольно-измерительные материалы.-М.: «Вако», 2011
- А.Б.Малюшкин. Комплексный анализ текста.-М.: Творческий центр «Сфера», 2010
- Н.С.Раилко. 5-9 классы. М.: «Вако», 2011
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе: | |
Развитие речи | Контрольные работы | |||
1. | Общие сведения о русском языке | 2 | ||
2. | Систематизация изученного в 5-7 классах | 9 | 2 | 1 |
3. | Синтаксис и пунктуация | 24 | 4 | 1 |
4. | Второстепенные члены | 10 | 2 | 1 (тест) |
5. | Односоставные предложения | 12 | 1 | 1 (зачёт) |
6. | Простое осложненное предложение | 43 | 10 | 2+1(комплексный анализ текста) |
7. | Повторение и обобщение пройденного в 8 классе | 1 | ||
Всего: | 102 часов | |||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Применяемые педтехнологии | Формы и виды контроля | Дата проведения | |||
| план | факт | ||||||
1-2. | Понятие государственного языка. Русский язык как язык РФ. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран содружества независимых государств | Урок усвоения нового материала | Педагогика сотрудничества | Ответить на вопрос: в каких сферах деятельности русский язык используется как государственный; сколько гос-ых языков может быть в одной стране; какие вы знаете слова, вошедшие в русский язык из языков народов, населяющих Россию? |
| |||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ | ||||||||
3. | Лексика и фразеология. | Повторительно-обобщающий урок | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Анализ текстов. Упр.9 |
| |||
4. | Морфемика и словообразование. Орфография. | Повторительно-обобщающий урок. | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Распределительный диктант, работа по карточкам. |
| |||
5. | Морфемика и орфография. | Повторительно-обобщающий урок. | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Выборочный диктант. План устного сообщения «Правописание безударных гласных в корне», «Правописание согласных в корне». |
| |||
6. | Морфология и орфография. | Повторительно-обобщающий урок. | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Тест. Диктант «Проверяю себя» |
| |||
7. | Морфология и орфография. | Повторительно-обобщающий урок. | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Взаимодиктант. |
| |||
8. | Синтаксис и пунктуация. | Повторительно-обобщающий урок. | Педагогика сотрудничества | Объяснительный диктант. |
| |||
9. | Контрольная работа. | Урок контроля. | ДИКТАНТ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ. |
| ||||
Р/Р 10-11. | Р/Р. Изложение, близкое к тексту. К.Г.Паустовский «Михайловские рощи» | Урок развития речи. | Написание изложения, близкого к тексту, составление простого и сложного плана текста изложения. |
| ||||
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ | ||||||||
12. | Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. | Урок усвоения нового материала. | Проблемное обучение | Синтаксический разбор предложений. Работа с текстом. |
| |||
13. | Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции. | Урок усвоения нового материала. | Проблемное обучение | Пунктуационный разбор. Взаимодиктант. К.Паустовский сказал: «Знаки препринания –это как нотные знаки. Они твёрдо держат текси и не дают ему рассыпаться». Доказать, что верно расставленные знаки препинания действительно помогают правильно понять текст. |
| |||
14. | Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи. | Урок усвоения новых знаний. | Проблемное обучение | Самостоятельная работа (по вариантам). Творческая работа по сюжетным картинкам. Выразительное чтение поэтического и прозаического текстов. |
| |||
Р/Р 15. | Р/Р. Текст как единица синтаксиса. | Урок развития речи | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Проанализировать свои сочинения, определить, какие признаки текста в них присутствуют. |
| |||
16. | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова. | Урок усвоения новых знаний. | Проблемное обучение | Составление словосочетаний по схемам, распределение по группам в зависимости от главного слова. |
| |||
17. | Способы подчинительной связи. | Урок усвоения нового материала. | Проблемное обучение | Синонимичная замена словосочетаний. |
| |||
18. | Способы подчинительной связи. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. | Урок закрепления изученного. | Текст. Редактирование текста. |
| ||||
19. | Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания. | Урок усвоения нового материала. | Проблемное обучение | Записать текст, выделить предложения с цельными словосочетаниями, подчеркнуть их как члены предложения. |
| |||
Р/Р 20. | Р/Р Сочинение на грамматическую тему «Что я знаю о словосочетании» | Урок развития речи | Личностно-ориентированное развивающее обучение |
|
| |||
21. | Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание | Урок повторительно-обобщающий | Педагогика сотрудничества | Объяснительный диктант. Упр. 68, используя опорный материал, сделать вывод, какой признак предложения является для вас новым? |
| |||
22. | Основные виды простого предложения. | Урок усвоения нового материала. | Проблемное обучение | Комментированное письмо. Разбор предложений по членам. Конструирование предложений с заданной грамматической основой. |
| |||
23. | Логическое ударение и порядок слов в предложении. Интонация. | Урок закрепления изученного. | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Выразительное чтение текстов. Ответить на вопросы: как порядок слов влияет на смысловые оттенки каждого предложения, с какой целью используется интонация? |
| |||
Р/Р 24-25. | Р/Р Основные способы и средства связи предложений в тексте. | Урок развития речи | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Пересказ текста. Наблюдение над средствами и способами связи смысловых частей текста. Описать в художественном стиле какое-либо понятие, используя в качестве одного из средств связи предложений в тексте его заглавие (например «Что такое время?») |
| |||
26. | Повторим орфографию: орфограммы в корне. | Урок повторительно-обобщающий | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Объяснительный диктант. Устное сообщение о правописании гласных в корне. Иллюстрировать ответ собственными примерами. |
| |||
27. | Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. | Урок усвоения нового материала. | Педагогика сотрудничества | Конструирование предложений. Составить таблицу «Способы выражения подлежащего» |
| |||
28. | Сказуемое и его основные типы. Простое глагольное сказуемое, способы его выражения. | Урок усвоения новых знаний. | Педагогика сотрудничества | Составить план теоретического материала парагафа, подготовить устное сообщение «Способы выражения простого глагольного сказуемого». Составить предложения с глагольными фразеологизмами в роли сказуемых. |
| |||
Р/Р 29-30. | Р/Р Изложение с элементами сочинения | Уроки развития речи | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Изложение с элементами сочинения |
| |||
31. | Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. | Урок усвоения нового материала | Проблемное обучение | Составить план параграфа, проиллюстрировать каждый пункт плана своими примерами. |
| |||
32. | Составное именное сказуемое. Способы его выражения. | Урок усвоения нового материала. | Проблемное обучение | Устное сообщение «Способы выражения составного именного сказуемого». Комментированное письмо. |
| |||
33. | Тире между подлежащим и сказуемым. | Урок усвоения нового материала. | Проблемное обучение | Составление предложений со сказуемым с нулевой связкой. Диктант «Проверяю себя» |
| |||
34. | Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. | Урок повторительно-обобщающий. | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Конструирование предложений по определённым моделям. Осложнённое списывание. |
| |||
35. | Контрольная работа. | Урок контроля | ДИКТАНТ |
| ||||
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ||||||||
36. | Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определений | Урок усвоения нового материала | Творческая работа (подбор к определяемым словам нужных определений) |
| ||||
37. | Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определений | Урок закрепления изученного | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Творческое списывание |
| |||
38. | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении | Урок усвоения изученного | Составление плана теоретического материала. Каждый пункт плана проиллюстрировать своими примерами. |
| ||||
39. | Дополнение. Способы его выражения. | Урок усвоения нового материала | Осложнённое списывание. Разбор предложений по схемам. |
| ||||
Р/Р 40-41. | Сжатое изложение с элементами сочинения | Урок развития речи | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Сжатое изложение |
| |||
42. | Обстоятельство. Виды обстоятельств. Способы их выражения. | Урок усвоения нового материала | Выборочный диктант с творческим заданием (подбор к глаголам обстоятельств). Заполнить таблицу «Виды обстоятельств» своими примерами. |
| ||||
43. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Главные и второстпенные члены предложения» | Урок повторительно-обобщающий | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Взаимодиктант |
| |||
44. | Повторим орфографию. Орфограммы в приставках. | Повторительно-обобщающий урок. | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Выборочный диктант. Осложнённое списывание. |
| |||
45. | Контрольная работа | Урок контроля | Тест |
| ||||
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ||||||||
46. | Понятие об односоставных предложениях. Основные группы односоставных предложений. | Урок усвоения нового материала | Проблемное обучение | Взаимодиктант. Разбор предложений по теме. |
| |||
47. | Определённо-личные предложения. Их структура и смысловые особенности. | Урок усвоения нового материала | Проблемное обучение | Составить диалог, употребляя формы 1 и 2 лица глаголов, повестововательные, вопросительные и побудительные предложения |
| |||
48. | Неопределённо-личные предложения | Урок усвоения нового материала | Проблемное обучение | Зрительный диктант |
| |||
49. | Вопрос об обобщённо-личных предложениях. | Урок усвоения нового материала | Проблемное обучение | Конструирование предложений. Упр. 211 (вспомнить и записать 5 пословиц, включающих неопределённо-личные предложения с обобщающим значением) |
| |||
50. | Безличные предложения. | Урок усвоения нового материала | Проблемное обучение | Объяснительный диктант. Упр.219. Составить таблицу «Способы выражения сказуемого в безличном предложении», заполнить её своими примерами. |
| |||
51. | Безличные предложения. | Урок закрепления изученного. | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Включить в связный текст предложения, которые обозначают: 1) физическое и духовное состояние человека; 2) состояние природы; 3)стихийное проявление сил природы; 4)невозможность совершения действия |
| |||
52. | Назывные предложения. | Урок усвоения нового материала | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Анализ фрагментов из художественного произведения: определение роли назывных предложений. Упр. 231. Создать небольшие тексты ( темы зарисовок: «В лесу», «На стадионе» и др.), используя в них назывные предложения для того, чтобы кратко обрисовать время и место действия или назвать предмет мысли |
| |||
53. | Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. | Повторительно-обобщающий урок | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Анализ образцов текстов разных стилей. Составить предложения-ответы на подобранные учащимися вопросы |
| |||
54. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» | Повторительно-обобщающий урок | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Сочинения-миниатюры с включением односоставных предложений |
| |||
55. | Особенности строения полных и неполных предложений | Урок усвоения нового материала | Преобразовать полные двусоставные предложения в неполные. Проанализировать язык комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (д.4, явл.8) с точки зрения использования в сцене неполных предложений. Ответить на вопрос: какие условия позволяют использовать в речи неполное предложение? |
| ||||
56. | Контрольная работа | Урок контроля | Зачёт |
| ||||
Р/Р 57. | Р/Р Риторический вопрос как средство выразительности речи | Урок развития речи | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Наблюдение над текстами. Творческое списывание. Запись по памяти |
| |||
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ | ||||||||
58. | Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах. | Урок усвоения нового материала | Педагогика сотрудничества | Выборочное письмо с составлением схем. Ответить на вопрос: что нового вы узнали об однородных членах? |
| |||
59. | Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них. | Урок усвоения нового материала | Педагогика сотрудничества | Комментированное письмо, составление схем. Конструирование предложений по схемам. |
| |||
60. | Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них | Урок закрепления изученного | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Составление предложений с данными рядами однородных членов. Графический диктант |
| |||
61. | Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них | Урок усвоения нового материала | Педагогика сотрудничества | Составить схемы, вставить в предложения обобщающие слова. Составить алгоритм применения правила |
| |||
62. | Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них | Урок закрепления изученного | Педагогика сотрудничества | Изменить взаиморасположение однородных членов и обобщающих слов. Составить связное высказывание, включив в него изученные синтаксические конструкции |
| |||
Р/Р 63. | Р/Р Разновидность рассуждения-сравнения | Урок развития речи | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Сочинение ( «В чём сходство и различие краткой формы прилагательного и причастия» и др.) |
| |||
Р/Р 64. | Р/Р Однородные члены предложения как средства выразительности речи | Урок развития речи | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Выборочный диктант, творческая работа: описание картины |
| |||
65. | Однородные и неоднородные определения | Урок усвоения нового материала | Проблемное обучение | Списывание с грамматическим заданием. Структурировать теоретический материал параграфа 189 (схема, план, конспект) |
| |||
66. | Однородные и неоднородные определения | Урок закрепления изученного | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Предупредительный диктант |
| |||
67. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения» | Повторительно-обобщающий урок | Педагогика сотрудничества | Графический диктант, взаимодиктант |
| |||
68. | Контрольная работа | Урок контроля | Комплексный анализ текста |
| ||||
69. | Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах | Повторительно-обобщающий урок | Педагогика сотрудничества | Устные сообщения на основе обобщающих таблиц ( упр.299, 300,302, 306), самостоятельная работа в гркппах |
| |||
Р/Р 70-71 | Р/Р Рассуждение на литературную тему | Урок развития речи | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Составление композиционной схемы фрагмента из статьи С.Я.Маршака «Слово в строю». Отбор материала к сочинению «Почему на суде Гринёв перестал доказывать свою невиновность?» |
| |||
72. | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения | Урок усвоения нового материала | Проблемное обучение | Комментированное письмо |
| |||
73 | Обособление согласованных определений | Урок усвоения изученного | Педагогика сотрудничества | Конструирование предложений. Замена необособленных определений обособленными |
| |||
74. | Обособление согласованных определений | Урок закрепления изученного | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Выразительное чтение примеров. Оценка случаев обособления и необособления определений |
| |||
75. | Обособление несогласованных определений | Урок усвоения нового материла | Педагогика сотрудничества | Объяснительный диктант, полный синтаксический разбор предложения. Составить план устного сообщения «Условия обособления согласованных и несогласованных определений» |
| |||
Р/Р 76-77. | Р/Р Изложение с грамматическим заданием. Заглавие как средство связи предложений в тексте | Урок развития речи | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Изложение с грамматическим заданием |
| |||
78. | Обособление определений с обстоятельственным оттенком | Урок закрепления изученного | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Сформулировать вывод об общих правилах обособления согласованных и несогласованных определений. Диктант «Проверяю себя» |
| |||
79. | Обособленные приложения | Урок усвоения нового материала | Педагогика сотрудничества | Цифровой диктант, выборочный диктант |
| |||
80. | Обособленные приложения | Урок закрепления изученного | Личностно-ориентированное развивающее обучение | На основе опорных словосочетаний составить предложения с обособленными и необособленными приложениями. Взаимодиктант. |
| |||
81. | Обособление дополнений | Урок усвоения нового материала | Проблемное обучение | Распределительный диктант |
| |||
82. | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | Урок усвоения нового материала | Проблемное обучение | Объяснительный диктант |
| |||
83. | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | Урок закрепления изученного | Педагогика сотрудничества | Придумать и записать предложения, используя в них одиночные деепричастия, фразеологические обороты |
| |||
84. | Отсутствие и наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот. | Повторительно-обобщающий урок | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений |
| |||
85. | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | Урок усвоения нового материала | Проблемное обучение | Творческий диктант |
| |||
Р/Р 86-87. | Р/Р Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения | Урок развития речи | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Составление фрагмента киносценария на основе 5 главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (составление текста для закадрового голоса, диалогов, определения состава действующих лиц) |
| |||
88. | Обособление уточняющих членов предложения | Урок усвоения нового материала | Проблемное обучение | Выразительное чтение предложений. Составление предложений. Синтаксический разбор. |
| |||
89. | Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность | Урок закрепления изученного | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Диктант «Проверяю себя» |
| |||
90. | Повторим орфографию. Слитное, раздельное и дефисное написание слов | Повторительно-обобщающий урок | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Сформулировать правило на основе примеров (упр.406, 408, 411). Осложнённое списывание |
| |||
91. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения» | Повторительно-обобщающий урок | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Предупредительный диктант. Редактирование текста |
| |||
92. | Контрольная работа | Урок контроля | Диктант |
| ||||
93. | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями | Урок усвоения нового материала | Проблемное обучение | Заполнить таблицу «Значения вводных слов» своими примерами. Упр.416. Записать слова Л.В.Щербы, включив их в предложение с прямой речью. Ответить на вопрос: почему известный лингвист считает филологию не только наукой, но и искусством? |
| |||
94. | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями | Урок закрепления изученного | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Взаимодиктант |
| |||
95. | Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. | Урок закрепления изученного | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Составление связных текстов на заданные темы с включением вводных слов, предложений, определяющих отношения между отдельными мыслями и отдельными частями |
| |||
96. | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении | Урок усвоения нового материала | Проблемное обучение | Предупредительный диктант, выразительное чтение |
| |||
97. | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении. Наблюдение за употреблением обращения в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле | Урок закрепления изученного | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Упр. 443. Прочитать стих-е А.С.Пушкина «Няне». Записать текст. Объяснить постановку знаков препинания в предложениях с обращениями. Ответить на вопрос: какие ещё языковые средства служат средством выражения авторского отношения? |
| |||
Р/Р 98. | Р/Р Обращение как средство связи предложений в тексте. Публичное выступление на общественно значимую тему | Урок развития речи | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Подготовка рабочего материала (выбор темы, определение аудитории, цели своего выступления) |
| |||
Р/Р 99.. | Р/Р Психологический портрет. Сочинение -описание | Урок развития речи | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Сочинение-психологический портрет на основе репродукции |
| |||
100. | Систематизация и обобщение изученного за курс 8 класса | Повторительно-обобщающий урок | Личностно-ориентированное развивающее обучение | Взаимодиктант |
| |||
101. | Контрольная работа | Урок контроля | Диктант |
| ||||
102. | Систематизация и обобщение изученного за курс 8 класса Синтаксис и пунктуация. Орфография. | Повторительно-обобщающий урок | Педагогика сотрудничества |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе Бунеева, 5 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе Бунеева, 5 класс....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе Бабайцевой В.В. 5 класс
КТП по русскому языку по программе Бабайцевой В.В. 5 класс предназначено для общеобразовательных школ....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку (УМК Разумовской М.М.) 6 класс 2013-14 уч.год ФГОС
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс УМК Разумовской М.М. 2013-2014 уч.год ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе М.М. Разумовской, П.А. Леканта 5 класс
Данное календрано-тематическое планирование рассчитано на 6 часов русского языка в неделю....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе В.В.Бабайцевой. 6 класс.
Календарно-тематическое планирование состоит из разделов: тема урока, тип урока, применяемые педтехнологии, формы и виды контроля. Перед каждым разделом имеются "Планируемые результаты" (предмет...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе Т.А.Ладыженской 5 класс
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по программе Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова на 204 ч( 6 уроков в неделю) и календарно-тематическое планирование....