Урок русского языка в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка в 5 классе по теме «Буквы з и с на конце приставок» и компьютерная презентация к нему разработаны для использования в общеобразовательном классе учителями, преподающими русский язык по УМК Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Целью методической разработки является:
- оказание помощи учителю в организации деятельности учащихся по изучению правописания приставок, умению применять правило на практике,
- развитие мыслительных операций, умений осуществлять анализ, классификацию.
Актуальность и новизна данной работы в том, что на уроке используются: 1) компьютерная презентация, которая представляет собой интерактивное пособие;
2) технологии деятельностного типа: урок основан на комплексном применении технологий ОС «Школа2100»: оценивания образовательных результатов, проблемно-диалогической, продуктивного чтения. Он формирует и развивает УУД: познавательные, личностные, , представленные в Приложении-кодификаторе УУД.
Использование на уроке презентации делает урок ярким, информативным. Слайды презентации связаны между собой, что позволяет многократно обращаться к одним и тем же информационным объектам, провести обучающегося по заранее определенному маршруту усвоения знаний
Компьютерная презентация используется на всех этапах урока и способствует повышению эффективности урока, активизирует процессы восприятия, мышления, воображения и памяти.
Урок соответствует требованиям ФГОС второго поколения, он учит ребёнка применять свои знания и умения, самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимую информацию, анализировать её, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и реализовывать их, адекватно оценивать свою деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy_s_i_z_na_kontse_pristavok.ppt | 652.5 КБ |
tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прочитайте ключевые слова урока. Приставка, орфограмма – буква согласного, глухой согласный, звонкий согласный. Определяем проблему урока На основе ключевых слов спрогнозируйте цель урока. Узнать новую орфограмму – букву согласного в приставке; научиться правильно писать слова с новой орфограммой в приставке.
Подберите к каждому отрезку слова подходящую для него приставку. Прочитайте получившиеся слова. …дельник, …порядок, …трепенуться, …конечный, …жалобить, …чезнуть А если бы нужно было записать слова, с какой проблемой вы бы столкнулись? Почему? Уточните главный вопрос урока. Какую букву – з или с – нужно писать на конце приставок? Обсудите в парах. Сравните. бе з/с дельник, бе з/с порядок, в з/с трепенуться, бе з/с конечный, ра з/с жалобить, и з/с чезнуть
Проанализируйте следующий за приставками звук и установите закономерность в выборе буквы на конце приставки. (Подсказка: вспомните ключевые слова урока.) Сравните. Чем отличаются приставки в парах слов? безбрежный – бессильный вздохнуть – вспорхнуть возрождение - восклицание избежать – истолковать раздать – распустить низвергать – нисходить Решаем проблему, открываем новые знания без - ( бес -) вз - ( вс -) воз - ( вос -) из - ( ис -) раз - ( рас -) низ - ( нис -) без б режный – бес с ильный вз д охнуть – вс п орхнуть воз р ождение – вос к лицание из б ежать – ис т олковать раз д ать – рас п устить низ в ергать – ни с ходить Запишите обобщённую графическую модель орфограммы.
Назовите основное условие выбора букв з и с на конце приставок. Сделайте вывод о правописании букв з и с на конце приставок и сравните с правилом в учебнике. √ √ … . З звон.согл. …. С глух.согл. Различай приставки! С ….. З / С от гл./зв. согл . не зависит зависит с д елать раз д елить с ш ить бес к райний
Выполните задания. Сравните с ответом. 1. Какую букву выбрать: з или с ? а) разгрызть, б) чересполосица * , в) исчерпать, г) безголосый Выпишите только слова с с . 2. Найдите « лишнее » слово. а) сбросить, б) взрастить, в) возмужать, г) распушить 1. б) чере с полосица*; в) и с черпать. 2. Найдите « лишнее » слово. а) сбросить ; б) взрастить; в) возмужать; г) распушить. Рефлексия * Чересполосица – расположение земельных участков одного хозяйства полосами вперемежку с чужими участками.
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. учителя: Мандрыченко Наталья Александровна,
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Тема урока: Буквы з и с на конце приставок.
УМК: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова.
Класс: 5 класс.
Цели:
- содержательные:
1) Формирование представления о правописании букв з и с на конце приставок.
2)Развитие орфографической зоркости обучающихся.
- деятельностные:
1) Развитие мыслительных операций, умений осуществлять анализ, классификацию.
Оборудование:
Учебник, интерактивная доска, презентация к уроку.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Цель этапа: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Творческий диктант. Учитель диктует словосочетания, а ученики должны так изменить первое слово, чтобы в нём была изученная орфограмма : (Пре)интересный фильм, (при)остановить движение,(при)уральские растения, не(пре)одолимые преграды, красивый (пре)красный вид, (пре)спокойно отнестись,(при)щуриться на солнце. | Ученики записывают, изменяя первое слово так, чтобы в нём была изученная орфограмма,
Работают в парах: проверяют работы друг друга по ключу, оценивают. | П7,П9 К3,К5,К9 Р1,Р2 Л7,Л9,Л11 |
| Учитель предлагает выполнить морфемный разбор слов: бесшумный, бездельник и ответить на вопрос: Чем сходны записанные слова? Чем отличаются приставки данных слов? | Двое учащихся работают у доски (разбирают слова), класс проверяет работу и включается в беседу по предложенному вопросу, отмечая, что сходство слов-в наличии у них приставки, но приставки-разные (раз- и рас-) | П3, П10, П14 К5,К12, Р1,Р7 Л9 |
3. Этап выявления места и причины затруднения. | Учитель обращает внимание учащихся на ключевые слова: ПРИСТАВКА, ОРФОГРАММА-БУКВА СОГЛАСНОГО, ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ СОГЛАСНЫЙ и предлагает спрогнозировать цель урока, использует для этого презентацию и учебник (п.16) СЛАЙД 2 | Ученики работают в парах,сравнивают свои результаты, формулируют проблемный вопрос урока (Узнать новую орфограмму-букву согласного в приставке, научиться писать слова с новой орфограммой в приставке.) | П4, П7, Р1, Р2, К5,К9, К12 |
| Учитель предлагает организовать работу в парах: подобрать к каждому отрезку слова подходящую для него приставку и прочитать получившиеся слова, проанализировать следующий за приставками звук и установить закономерность в выборе буквы на конце приставки …дельник, …порядок, …трепенуться, …конечный, …жалобить ,…чезнуть С какой проблемой вы столкнулись? | Учащиеся работают в парах, ищут пути решения проблемы, делают вывод | П4,П14 К2,К5,К13 Р1 Л9 |
Физминутка | Беседа на углубление понимания: -Каков опознавательный признак для орфограмм-букв согласных в приставках? -Приведите примеры приставок, в которых встречается орфограмма-буква З или С. - Подходит ли под это правило приставка С-? Почему? СЛАЙДЫ 4-5 На зарядку, пятый класс. Мы присядем восемь раз. Высоко поднимем руки, Будем жить всегда без скуки. Повернёмся вправо, влево, Вновь работать будем смело. | Ответы на вопросы Работа с графической моделью орфограммы (слайд презентации) Выполняют зарядку. | П3,П7 К1,К3 Р4 |
| Учитель предлагает поработать с учебником ( упр.169) | -Выполнение упр.169 Проверка осуществляется с помощью презентации: на слайде появляются необходимые выделения:ПРИСТАВКИ, БУКВЫ З,С. Ученики под руководством учителя формулируют основное условие выбора букв З,С на конце приставок. -Чтение правила по учебнику и сравнение выводов учеников с правилом в рамке. | П4, Р2 К5 |
| Учитель нацелил детей на самостоятельную работу | -Самостоятельная работа с учебником: -работа в парах: составление алгоритма написания букв З,С на конце приставок с последующей проверкой. -упр.172 ( выборочно) -Свободный диктант (выборочный по упр.175), самопроверка по учебнику | П5 П8 Р8 |
| Учитель предлагает составить предложения, употребив в них слова с изученной орфограммой | Ответы учащихся, проговаривание нового правила. | П5 П8 Р6 |
| 1 Организация беседы с классом по вопросам: -Какую проблему мы решили на уроке? -Сформулируйте правило, которое мы вывели на уроке. -Было ли вам сегодня трудно? -Дайте совет младшим по вопросу рациональной организации работы на уроке.СЛАЙД 6 2 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ -Составить кроссворд или тест по теме « Правописание приставок на З и С», -Уметь воспроизвести правило в виде схемы, модели, таблицы (на выбор) 3Оценивание | Отвечают на вопросы Записывают задание на дом Самооценка собственной работы на уроке | К12 Л6, Л8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....