Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок по теме "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа" предназначен для обучающихся 5 класса, занимающихся по УМК Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Учитель: Писковцева Елена Николаевна.
Класс: 5.
Предмет: русский язык.
Тема урока: Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
УМК: Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.
Цели урока:
Содержательные:
- обеспечить усвоение понятия об именах существительных, имеющих форму только множественного числа;
- отрабатывать умение находить имена существительные, имеющие форму только множественного числа, определять принадлежность к тематическим группам, использовать их в речи.
Деятельностные:
- формировать у обучающихся умения реализовывать новые способы действия;
- развивать навыки работы в группе;
- вырабатывать способность анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, интерактивная доска, раздаточный материал для групповой работы, учебник.
Этап урока | Цель этапа | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I.Этап мотивации к учебной деятельности. | Включение обучающихся в деятельность. | Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха. | Отвечают на приветствие учителя, определяют свою готовность к уроку, включаются в деловой ритм. | Самоопределение. Самооценка готовности к уроку (Л). | |
II. Этап актуализации и пробного учебного действия. | Актуализация знаний учащихся о написании гласных в суффиксах -ик, -ек имен существительных с последующим выходом на проблемную ситуацию урока. | Линейный диктант:
| Диктует слова. | Записывают слова, подчеркивают гласные в суффиксах имен существительных (е, и). Осуществляют самопроверку и взаимопроверку, воспроизводя способ действия, выставляют отметки. | Находить и исправлять ошибки, оценивать (Р), осуществлять самопроверку, взаимопроверку (К). Технология оценивания образовательных достижений обучающихся. |
III. Этап выявления места и причины затруднения. | Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения. |
1.Как слова, которые мы писали в диктанте, связаны с большой темой, которую мы сейчас изучаем? (Имена существительные). 2. Что мы узнали нового на прошлом уроке, изучая тему «Имя существительное»? (Имеют форму единственного и множественного числа). 2. Игра «Верни слово». Учитель называет слово во множественном числе, а ученики – в единственном: Тетрадь – тетради, мальчик – мальчики, компьютер – компьютеры, брюки -…, ножницы - … - Почему не могли назвать слово? - К чему можно обратиться за помощью? 3. Анализ материала для наблюдений и формулировки проблемного вопроса (слайд №1). - Обсудите в парах и сформулируйте тему и проблему урока. -Какие слова сегодня у нас будут ключевыми? | Создает условия для проблемной ситуации в технологии проблемного диалога. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует игру, фиксирует затруднения. Организует наблюдение над материалом, способствующим выходу на тему и проблему урока. | Отвечают на вопросы в ходе проблемного диалога. В игровой форме образуют от существительных в форме множественного числа форму единственного числа, проговаривают затруднения, с которыми столкнулись. Анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы. Работают в парах, формулируют тему, проблему, ключевые слова урока, сравнивают с формулировкой в учебнике. | Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему и проблему урока (Р). |
Физминутка. | Предупреждение общего утомления обучающихся. | Использует ИКТ для проведения физминутки. | Выполняют повороты головы и туловища, приседания в соответствии с заданиями (ИКТ). | ||
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения. | Построение проекта достижения цели. Фиксация нового знания в речи. |
Сутки, сумерки, духи, шашки, каникулы (слайды 2,3). |
1.Прочитайте слова. 2.Что их объединяет? (Окончание мн. ч.). 3.Как мы будем отличать существительные, имеющие форму только множественного числа, от существительных, которые стоят в форме множественного числа, но при этом имеют форму единственного числа?
- Обсудите в парах, на какие тематические группы вы разделили бы эти слова. Дополните своими примерами. (Предлагает составить кластер). | Отвечают на вопросы, применяя выработанный на предыдущем уроке способ действия. После наблюдений в парах высказывают свои гипотезы. Составляют кластер «Тематические группы имен существительных, имеющих форму только множественного числа» (- Парные предметы. - Отрезки времени. - Вещества. -Явления природы.) | Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям (П.Р.). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (К). |
V. Этап реализации построенного проекта. | Выбор оптимального из предложенных детьми варианта решения проблемы. |
| Организует работу с текстом правила в технологии изучающего чтения. Отмечает степень вовлеченности детей в работу на уроке. | Формулируют правило, затем сравнивают с текстом в рамке учебника, читая его в технологии изучающего чтения. | Выделять главное, свертывать информацию до ключевых понятий. Владеть технологией изучающего чтения (П). |
Физминутка. | Предупреждение общего утомления обучающихся. | Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения с глаз. | Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз. | ||
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Организация усвоения детьми способа действия при различении существительных, имеющих формы обоих чисел и только мн. ч. Применение полученных знаний для решения жизненных ситуаций. | Ситуация: группа туристов собирается в поход. Цель: помочь туристам собрать все вещи, необходимые для похода, сходить в магазин, приобрести продукты. продумать маршрут похода на выходные дни. | Уточняет понимание задания. Отмечает степень вовлеченности детей в работу на уроке. Осуществляет индивидуальный контроль. | Выполняют задания в группах в соответствии с выбранной ролью, необходимой для решения жизненной ситуации. Представляют выполненные работы. | Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям (П.Р). Работать в группе, участвовать в выработке решения (К). |
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия. | Игра «Найди четвертое лишнее»: 1.Брюки, джинсы, блузки, шорты. 2.Макароны, соки, супы, котлеты. 3.Шахматы, шашки, викторины, прятки. 4. Заморозки, сумерки, сутки, потемки. (Слайд 4). | Уточняет понимание задания. Осуществляет индивидуальный контроль. Осуществляет проверку работ с помощью интерактивной доски. | Выполняют задание, определяя в каждом ряду лишнее слово. | Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям, оценивать свою работу (П.Р). |
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения. | Включение в систему знаний и повторения. | Составьте предложение со словом каникулы (1 вариант), шахматы (2 вариант). Произведите морфологический разбор указанных слов. | Выявляет и фиксирует границы применимости нового знания. | Составляют предложения, производят морфологический разбор. | Использовать схему морфологического разбора (П), Оценивать свою работу (Р). |
IХ. Этап рефлексии. | Организация оценивания обучающимися собственной деятельности и деятельности одноклассников. | Организует рефлексию через подводящий диалог: - Какой была тема урока? - Какую проблему мы решали? - Как её решили? - Чему научились на уроке? - Что следует доработать? - Кому поставим отметки? Оценивает работу обучающихся. | Отвечают на вопросы, проводят самооценку деятельности на уроке. | Соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы (Р). | |
Х, Домашнее задание. | Параграф 45, Упр. 398. Сочинить сказку по теме урока (дифференцированное задание). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока русского языка. 6 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...