Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Урок по теме "Имена существительные, имеющие  форму только множественного числа" предназначен для обучающихся 5 класса, занимающихся по УМК Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА  РУССКОГО  ЯЗЫКА  В   5  КЛАССЕ

Учитель: Писковцева Елена Николаевна.

Класс: 5.

Предмет: русский язык.

Тема урока: Имена существительные, имеющие  форму только множественного числа.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

УМК: Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.

Цели урока:

Содержательные:

- обеспечить усвоение понятия об именах существительных, имеющих  форму только  множественного числа;

- отрабатывать умение находить имена существительные, имеющие  форму только  множественного числа, определять принадлежность к тематическим группам, использовать их в речи.

Деятельностные:

- формировать у обучающихся умения реализовывать новые способы действия;

- развивать навыки работы в группе;

- вырабатывать способность анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, интерактивная доска,  раздаточный материал для групповой  работы, учебник.

Этап урока

Цель этапа

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.Этап мотивации к учебной деятельности.

Включение обучающихся в деятельность.

Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха.

Отвечают на приветствие учителя, определяют свою готовность к уроку, включаются в деловой ритм.

Самоопределение.

Самооценка готовности к уроку (Л).

II. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Актуализация знаний учащихся о написании гласных в суффиксах  -ик, -ек имен существительных с последующим выходом на проблемную ситуацию урока.

Линейный диктант:

  1. Колокольчик
  2. Камешек
  3. Карасик
  4. Снежочек
  5. Кораблик
  6. Мячик
  7. Грибочек
  8. Тигрёночек
  9. Орешек
  10. Цветочек

Диктует слова.

Записывают слова, подчеркивают гласные в суффиксах имен существительных  (е, и).  Осуществляют самопроверку и взаимопроверку, воспроизводя способ действия, выставляют отметки.

Находить и исправлять ошибки,  оценивать (Р), осуществлять самопроверку, взаимопроверку (К).

Технология оценивания образовательных  достижений обучающихся.

III. Этап выявления места и причины затруднения.

Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения.

  1. Подводящий диалог:

1.Как слова, которые мы писали в диктанте, связаны с большой темой, которую мы сейчас изучаем? (Имена существительные).

2. Что мы узнали нового на прошлом уроке, изучая тему «Имя существительное»? (Имеют форму единственного и множественного числа).

       2. Игра «Верни слово».

Учитель называет слово во множественном числе, а ученики – в единственном:

Тетрадь – тетради, мальчик – мальчики, компьютер – компьютеры, брюки -…, ножницы - …

- Почему не могли назвать слово?

- К чему можно обратиться за помощью?

3. Анализ материала для наблюдений и формулировки проблемного вопроса (слайд №1).

- Обсудите в парах и сформулируйте тему и проблему урока.

-Какие слова  сегодня у нас будут ключевыми?

Создает условия для проблемной ситуации в технологии проблемного диалога. Проводит параллель с ранее изученным  материалом.

Организует игру, фиксирует затруднения.

Организует наблюдение над материалом, способствующим выходу на тему и проблему урока.

Отвечают на вопросы в ходе проблемного диалога.

В игровой форме образуют  от существительных в форме множественного числа форму единственного числа, проговаривают затруднения, с которыми столкнулись.

Анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы.

Работают в парах, формулируют тему, проблему, ключевые слова урока, сравнивают с формулировкой в учебнике.

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать тему и проблему урока (Р).

 Физминутка.

Предупреждение общего утомления обучающихся.

Использует ИКТ для проведения физминутки.

Выполняют повороты головы и туловища, приседания в соответствии с заданиями (ИКТ).

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Построение проекта достижения цели.

Фиксация нового знания в речи.

  1. Анализ материала для наблюдений и формулировки  правила:

Сутки, сумерки, духи, шашки, каникулы

(слайды 2,3).

  1. В технологии проблемного диалога организует наблюдение:

1.Прочитайте слова.

2.Что их объединяет? (Окончание мн. ч.).

3.Как мы будем отличать существительные, имеющие форму только множественного числа, от существительных, которые стоят в форме множественного числа, но при этом имеют форму единственного числа?

  1. Организует парную работу по анализу материала для наблюдений о побуждает к высказыванию своего мнения:

- Обсудите в парах, на какие тематические группы вы разделили бы эти слова. Дополните своими примерами.

(Предлагает составить кластер).

Отвечают на вопросы, применяя выработанный на предыдущем уроке способ действия.

После наблюдений в парах  высказывают свои гипотезы.

Составляют кластер

«Тематические группы имен существительных, имеющих форму только множественного числа»

(- Парные предметы.

- Отрезки времени.

- Вещества.

-Явления природы.)

Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям (П.Р.).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (К).

V. Этап реализации построенного проекта.

Выбор  оптимального из предложенных детьми варианта решения проблемы.

  1. Сравнение с текстом правила в учебнике.
  2. Дополнение предложенного детьми кластера.

Организует работу с текстом правила в технологии изучающего чтения. Отмечает степень  вовлеченности детей в работу на уроке.

Формулируют правило, затем сравнивают с текстом в рамке учебника, читая его в технологии изучающего чтения.

Выделять главное, свертывать  информацию до ключевых понятий. Владеть технологией изучающего чтения (П).

Физминутка.

Предупреждение общего утомления обучающихся.

Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения с глаз.

Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз.

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Организация усвоения детьми способа действия при различении существительных, имеющих формы обоих чисел и только мн. ч.

Применение  полученных знаний  для решения жизненных ситуаций.

Ситуация: группа туристов собирается в поход.

Цель: помочь туристам собрать все вещи, необходимые для похода, сходить в магазин, приобрести продукты. продумать маршрут похода на выходные дни.

Уточняет понимание задания. Отмечает степень  вовлеченности детей в работу на уроке. Осуществляет  индивидуальный контроль.

Выполняют задания в группах в соответствии с выбранной ролью, необходимой для решения жизненной ситуации.

Представляют выполненные работы.

Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям (П.Р).

Работать в группе, участвовать в выработке решения (К).

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой  по эталону.

Организация  самостоятельного выполнения задания на новый способ действия.

Игра «Найди четвертое лишнее»:

1.Брюки, джинсы, блузки, шорты.

2.Макароны, соки, супы, котлеты.

3.Шахматы, шашки, викторины, прятки.

4. Заморозки, сумерки, сутки, потемки.

 (Слайд 4).

Уточняет понимание задания. Осуществляет  индивидуальный контроль.

Осуществляет проверку работ с помощью интерактивной доски.

Выполняют задание, определяя в каждом ряду лишнее слово.

Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям, оценивать свою работу (П.Р).

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.

Включение в систему знаний и повторения.

Составьте предложение со словом каникулы (1 вариант),  шахматы (2 вариант). Произведите морфологический разбор указанных слов.

Выявляет и фиксирует границы применимости нового знания.

Составляют предложения, производят морфологический разбор.

Использовать  схему морфологического разбора (П),

Оценивать свою работу (Р).

IХ. Этап рефлексии.

Организация оценивания обучающимися собственной деятельности и деятельности одноклассников.

Организует рефлексию через подводящий диалог:

- Какой была тема урока?

- Какую проблему мы решали?

- Как её решили?

- Чему научились на уроке?

- Что следует доработать?

- Кому поставим отметки?

Оценивает работу обучающихся.

Отвечают на вопросы, проводят самооценку деятельности на уроке.

Соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы (Р).

Х, Домашнее задание.

Параграф 45,

Упр. 398.

Сочинить сказку по теме урока (дифференцированное задание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...