Технологическая карта урока
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Технологическая карта открытого урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

                     Урок русского языка в 6 классе.

Тема: Систематизация и обобщение изученного о глаголе

Цель урока:

- систематизировать и обобщить полученные в 5 – 6 классах сведения о глаголе (вид, спряжение, переходность, наклонение глагола);

- проверить умение определять морфологические признаки глагола;

- вспомнить, какова синтаксическая роль глагола в предложении.

                                          Ход урока

Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы проведем необычный урок. Чтобы обобщить и систематизировать знания о глаголе, мы отправимся в лабиринт. А что это такое? (обращаемся к словарной статье)

   Лабиринт – это первоначально, большое здание со сложно организованными переходами в Древней Греции.

   Древнегреческому герою Тезею выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна. С давних времен выражение «нить Ариадны» означает – путеводная нить. Нашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, умения и практические навыки. Поэтому девизом нашего урока будут слова пословицы: «Мир освещается солнцем, а человек – знанием». Преодолев препятствия, мы выйдем из лабиринта.

   Итак, отправляемся в путь.

   Запишите в тетрадях дату, тему урока.

                                                  Препятствие 1.

Прежде чем преодолеть первое препятствие, надо вспомнить: «Что такое лексика? Что такое лексическое значение слова?» Отвечайте на заданный вопрос письменно, одним словом.

  1. Человек, совершающий полет в космос с целью испытания космической техники и ведения научных наблюдений
  2. Летчик – космонавт, первым взлетевший в космос
  3. Космический корабль, на котором был совершен первый в мире полет
  4. Летательный аппарат с реактивным двигателем
  5. Название космодрома, откуда стартовали космические корабли
  6. Подняться в воздух
  7.  Подняться стремительно кверху
  8. Управлять летательным аппаратом в качестве пилота
  9. Плотно соединяться концами, частями
  10. Приспособиться к новым или изменившимся условиям
  11. Опуститься на землю

     Задание: подчеркнуть в диктанте глаголы

  1. космонавт
  2. Ю.А.Гагарин
  3. «Восток»
  4. ракета
  5. Байконур
  6. взлететь
  7. взметнуться
  8. пилотировать
  9. состыковать
  10. адаптироваться
  11. приземлиться

                                                     Препятствие 2

Цель: повторить в комплексе отличительные признаки глагола как части речи.

Задание: заполните таблицу.

Какой частью речи являются подчеркнутые слова?

Какая часть речи называется глаголом?

Начальная форма

Постоянные морфологические признаки

Как изменяются глаголы?

Какова синтаксическая роль глагола в предложении

Какой частью речи являются подчеркнутые слова?

Глаголами

Общее грамматическое значение

Действие предмета

Начальная форма

Что делать? Что сделать?

Постоянные морфологические признаки

Вид, возвратность, переходность, спряжение

Как изменяются глаголы?

По наклонениям.

В изъявительном – по временам

(в наст. и буд. вр. – по лицам и числам,

в прош. вр. – по родам и числам).

В условном наклонении - по родам и числам.

В повелительном наклонении – в форме 2 лица, ед.числа

Какова синтаксическая роль глагола в предложении

Обычно сказуемым

                                                           Препятствие 3.

Объяснительный диктант. Один человек у доски: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания

Со…нце, луна и звезды – н…бесные  св…тила. Летней ноч…ю в небе свет…т яркие звезды, а в тр…ве бл…стят св…тляч(?)ки. Но вот начина…т светать. Взошло со…нце, и наступило в…селое светлое утро.

Задание:

- Сколько времен у глагола? Какие?

- Найдите в тексте глаголы прошедшего времени (взошло, наступило)

- Укажите род.

- Какой бывает суффикс прошедшего времени?(-л-). Выделите его.

                                                     Препятствие 4.

Цель: повторить наклонение глагола.

Работа по единому тексту.

Солнце – самая близкая звезда. Во все стороны от нее распространяется свет и тепло. Если бы солнце стало холодным, то земля погрузилась бы в темноту. Другие звезды располагаются далеко и кажутся маленькими точечками. Но как их много! Спрячьте однажды вечером учебники в стол, выберите удобное место у окна и приглядитесь к звездному небу. Вы заметите созвездие Лебедя, Рака, Полярную звезду.

Задание:

- Определите тему и основную мысль текста.(Тема – О звездах, о созвездиях. Основная мысль текста – Повествование о Солнце, о месте солнца в звездном созвездии).

- Озаглавьте текст. (Солнце. Близкая звезда. Тепло солнца).

- Какая наука изучает небесные тела, созвездия, планеты? (Астрономия. От греческого «астра» - звезда, «онима» - имя. Запомните: имена звезд).

- Выпишите из текста глаголы, распределив их по группам

Изъявительное наклонение

Условное наклонение

Повелительное наклонение

Изъявительное наклонение

Условное наклонение

Повелительное наклонение

Распространяется

Стало бы

Спрячьте

Располагаются

Погрузилось бы

Выберите

кажутся

Приглядитесь

       

                                                     Препятствие 5

Цель выборочного диктанта: повторить спряжение глагола

 Много легенд сложено о звездах. Вот одна из них. Послушайте.

    Давным – давно правил страной Аркадией царь Лаокоон. У него была дочь. Она была очень красивой. Рядом с ней померкла красота прекраснейшей из богинь – Геры. И тогда богиня Гера рассердилась на соперницу. Она превратила ее в безобразную медведицу. Хотел заступиться за беззащитную девушку всемогущий бог Зевс. Да не успел. Видит – вместо нее ходит мохнатый противный зверь.

     Жалко стало Зевсу красавицу. Взял он ее за хвост и потащил на небо. Тащил он долго, изо всей силы, поэтому хвост у Медведицы вытянулся. Дотащив до неба, Зевс превратил уродливую Медведицу в яркое созвездие. С тех пор мы любуемся им каждую ночь.

Задание: выпишите, распределив по столбикам глаголы 1 и 2 спряжения.

- Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

- Как определить спряжение глагола?

- Какое слово мы не выписали ни 1, ни во 2 столбик? (Хотел)

- Почему? (Это разноспрягаемый глагол)

- Почему он так называется?

- Устно проспрягайте его

- Почему глагол «видеть» записали во 2 столбик?

                   1 спряжение

                     2 спряжение

была

правил

померкла

рассердилась

успел

превратила

стало

заступиться

взял

видит

вытянулся

ходит

любуемся

потащил

тащил

превратил

             

                                                Препятствие 6

Цель: повторить синтаксическую роль глагола

Задание: Сделать синтаксический разбор предложения

Солнце уже заходило, и его лучи проникали сквозь рощу, светились на стволах.

                                               Препятствие 7.

Цель: систематизировать знания о глаголе при морфологическом разборе.

                   1 вариант                                                                  2 вариант

                     светят                                                                       взошло

                                                 Итог урока.

Цель: подведение итогов урока.

- Мы вышли из лабиринта. Путеводной нитью были наши знания, умения и практические навыки. Подводим итог урока..

1. Прочитайте цели урока. Как вы считаете, достигнуты ли вами цели урока?

2. Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:

А) я все понял(а), готов(а) к контрольной работе.

Б) для полного понимания мне нужно повторить тему.

В) я ничего не понял

Домашнее задание: Прочитать параграфы учебника 82-88, составить план о глаголе как части речи, привести свои примеры:

Написать сочинение – рассуждение «Зачем нужны правила орфографии?»

Спишите с доски. -  Когда спишете, проверьте.

   Подумайте, чем различаются выделенные глаголы в данных предложениях. Почему в одном из них – ИТЕ, а в другом – ЕТЕ? Обоснуйте свой ответ.

                Спасибо за работу!

                                                         Препятствие 2.

Какой частью речи являются подчеркнутые слова?

Какая часть речи называется глаголом?

Начальная форма

Постоянные морфологические признаки

Как изменяются глаголы?

Какова синтаксическая роль глагола в предложении

                                                      Препятствие 4

Солнце – самая близкая звезда. Во все стороны от нее распространяется свет и тепло. Если бы солнце стало холодным, то земля погрузилось бы в темноту. Другие звезды располагаются далеко и кажутся маленькими точечками. Но как их много! Спрячьте однажды вечером учебники в стол, выберите удобное место у окна и приглядитесь к звездному небу. Вы заметите созвездие Лебедя, Рака, Полярную звезду.

Изъявительное наклонение

Условное наклонение

Повелительное наклонение

                                              Препятствие 5

       Давным – давно правил страной Аркадией царь Лаокоон. У него была дочь. Она была очень красивой. Рядом с ней померкла красота прекраснейшей из богинь – Геры. И тогда богиня Гера рассердилась на соперницу. Она превратила ее в безобразную медведицу. Хотел заступиться за беззащитную девушку всемогущий бог Зевс. Да не успел. Видит – вместо нее ходит мохнатый противный зверь.

     Жалко стало Зевсу красавицу. Взял он ее за хвост и потащил на небо. Тащил он долго, изо всей силы, поэтому хвост у Медведицы вытянулся. Дотащив до неба, Зевс превратил уродливую Медведицу в яркое созвездие. С тех пор мы любуемся им каждую ночь.

                                              Препятствие 6

Солнце уже заходило, и его лучи проникали сквозь рощу, светились на стволах.

                                              Препятствие 7.

Цель: систематизировать знания о глаголе при морфологическом разборе.

                   1 вариант                                                                  2 вариант

                     светят                                                                       взошло


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...