Технологическая карта урока
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта открытого урока русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе.
Тема: Систематизация и обобщение изученного о глаголе
Цель урока:
- систематизировать и обобщить полученные в 5 – 6 классах сведения о глаголе (вид, спряжение, переходность, наклонение глагола);
- проверить умение определять морфологические признаки глагола;
- вспомнить, какова синтаксическая роль глагола в предложении.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы проведем необычный урок. Чтобы обобщить и систематизировать знания о глаголе, мы отправимся в лабиринт. А что это такое? (обращаемся к словарной статье)
Лабиринт – это первоначально, большое здание со сложно организованными переходами в Древней Греции.
Древнегреческому герою Тезею выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна. С давних времен выражение «нить Ариадны» означает – путеводная нить. Нашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, умения и практические навыки. Поэтому девизом нашего урока будут слова пословицы: «Мир освещается солнцем, а человек – знанием». Преодолев препятствия, мы выйдем из лабиринта.
Итак, отправляемся в путь.
Запишите в тетрадях дату, тему урока.
Препятствие 1.
Прежде чем преодолеть первое препятствие, надо вспомнить: «Что такое лексика? Что такое лексическое значение слова?» Отвечайте на заданный вопрос письменно, одним словом.
- Человек, совершающий полет в космос с целью испытания космической техники и ведения научных наблюдений
- Летчик – космонавт, первым взлетевший в космос
- Космический корабль, на котором был совершен первый в мире полет
- Летательный аппарат с реактивным двигателем
- Название космодрома, откуда стартовали космические корабли
- Подняться в воздух
- Подняться стремительно кверху
- Управлять летательным аппаратом в качестве пилота
- Плотно соединяться концами, частями
- Приспособиться к новым или изменившимся условиям
- Опуститься на землю
Задание: подчеркнуть в диктанте глаголы
- космонавт
- Ю.А.Гагарин
- «Восток»
- ракета
- Байконур
- взлететь
- взметнуться
- пилотировать
- состыковать
- адаптироваться
- приземлиться
Препятствие 2
Цель: повторить в комплексе отличительные признаки глагола как части речи.
Задание: заполните таблицу.
Какой частью речи являются подчеркнутые слова? | |
Какая часть речи называется глаголом? | |
Начальная форма | |
Постоянные морфологические признаки | |
Как изменяются глаголы? | |
Какова синтаксическая роль глагола в предложении |
Какой частью речи являются подчеркнутые слова? | Глаголами |
Общее грамматическое значение | Действие предмета |
Начальная форма | Что делать? Что сделать? |
Постоянные морфологические признаки | Вид, возвратность, переходность, спряжение |
Как изменяются глаголы? | По наклонениям. В изъявительном – по временам (в наст. и буд. вр. – по лицам и числам, в прош. вр. – по родам и числам). В условном наклонении - по родам и числам. В повелительном наклонении – в форме 2 лица, ед.числа |
Какова синтаксическая роль глагола в предложении | Обычно сказуемым |
Препятствие 3.
Объяснительный диктант. Один человек у доски: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания
Со…нце, луна и звезды – н…бесные св…тила. Летней ноч…ю в небе свет…т яркие звезды, а в тр…ве бл…стят св…тляч(?)ки. Но вот начина…т светать. Взошло со…нце, и наступило в…селое светлое утро.
Задание:
- Сколько времен у глагола? Какие?
- Найдите в тексте глаголы прошедшего времени (взошло, наступило)
- Укажите род.
- Какой бывает суффикс прошедшего времени?(-л-). Выделите его.
Препятствие 4.
Цель: повторить наклонение глагола.
Работа по единому тексту.
Солнце – самая близкая звезда. Во все стороны от нее распространяется свет и тепло. Если бы солнце стало холодным, то земля погрузилась бы в темноту. Другие звезды располагаются далеко и кажутся маленькими точечками. Но как их много! Спрячьте однажды вечером учебники в стол, выберите удобное место у окна и приглядитесь к звездному небу. Вы заметите созвездие Лебедя, Рака, Полярную звезду.
Задание:
- Определите тему и основную мысль текста.(Тема – О звездах, о созвездиях. Основная мысль текста – Повествование о Солнце, о месте солнца в звездном созвездии).
- Озаглавьте текст. (Солнце. Близкая звезда. Тепло солнца).
- Какая наука изучает небесные тела, созвездия, планеты? (Астрономия. От греческого «астра» - звезда, «онима» - имя. Запомните: имена звезд).
- Выпишите из текста глаголы, распределив их по группам
Изъявительное наклонение | Условное наклонение | Повелительное наклонение |
Изъявительное наклонение | Условное наклонение | Повелительное наклонение |
Распространяется | Стало бы | Спрячьте |
Располагаются | Погрузилось бы | Выберите |
кажутся | Приглядитесь |
Препятствие 5
Цель выборочного диктанта: повторить спряжение глагола
Много легенд сложено о звездах. Вот одна из них. Послушайте.
Давным – давно правил страной Аркадией царь Лаокоон. У него была дочь. Она была очень красивой. Рядом с ней померкла красота прекраснейшей из богинь – Геры. И тогда богиня Гера рассердилась на соперницу. Она превратила ее в безобразную медведицу. Хотел заступиться за беззащитную девушку всемогущий бог Зевс. Да не успел. Видит – вместо нее ходит мохнатый противный зверь.
Жалко стало Зевсу красавицу. Взял он ее за хвост и потащил на небо. Тащил он долго, изо всей силы, поэтому хвост у Медведицы вытянулся. Дотащив до неба, Зевс превратил уродливую Медведицу в яркое созвездие. С тех пор мы любуемся им каждую ночь.
Задание: выпишите, распределив по столбикам глаголы 1 и 2 спряжения.
- Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
- Как определить спряжение глагола?
- Какое слово мы не выписали ни 1, ни во 2 столбик? (Хотел)
- Почему? (Это разноспрягаемый глагол)
- Почему он так называется?
- Устно проспрягайте его
- Почему глагол «видеть» записали во 2 столбик?
1 спряжение | 2 спряжение |
была | правил |
померкла | рассердилась |
успел | превратила |
стало | заступиться |
взял | видит |
вытянулся | ходит |
любуемся | потащил |
тащил | |
превратил |
Препятствие 6
Цель: повторить синтаксическую роль глагола
Задание: Сделать синтаксический разбор предложения
Солнце уже заходило, и его лучи проникали сквозь рощу, светились на стволах.
Препятствие 7.
Цель: систематизировать знания о глаголе при морфологическом разборе.
1 вариант 2 вариант
светят взошло
Итог урока.
Цель: подведение итогов урока.
- Мы вышли из лабиринта. Путеводной нитью были наши знания, умения и практические навыки. Подводим итог урока..
1. Прочитайте цели урока. Как вы считаете, достигнуты ли вами цели урока?
2. Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:
А) я все понял(а), готов(а) к контрольной работе.
Б) для полного понимания мне нужно повторить тему.
В) я ничего не понял
Домашнее задание: Прочитать параграфы учебника 82-88, составить план о глаголе как части речи, привести свои примеры:
Написать сочинение – рассуждение «Зачем нужны правила орфографии?»
Спишите с доски. - Когда спишете, проверьте.
Подумайте, чем различаются выделенные глаголы в данных предложениях. Почему в одном из них – ИТЕ, а в другом – ЕТЕ? Обоснуйте свой ответ.
Спасибо за работу!
Препятствие 2.
Какой частью речи являются подчеркнутые слова? | |
Какая часть речи называется глаголом? | |
Начальная форма | |
Постоянные морфологические признаки | |
Как изменяются глаголы? | |
Какова синтаксическая роль глагола в предложении |
Препятствие 4
Солнце – самая близкая звезда. Во все стороны от нее распространяется свет и тепло. Если бы солнце стало холодным, то земля погрузилось бы в темноту. Другие звезды располагаются далеко и кажутся маленькими точечками. Но как их много! Спрячьте однажды вечером учебники в стол, выберите удобное место у окна и приглядитесь к звездному небу. Вы заметите созвездие Лебедя, Рака, Полярную звезду.
Изъявительное наклонение | Условное наклонение | Повелительное наклонение |
Препятствие 5
Давным – давно правил страной Аркадией царь Лаокоон. У него была дочь. Она была очень красивой. Рядом с ней померкла красота прекраснейшей из богинь – Геры. И тогда богиня Гера рассердилась на соперницу. Она превратила ее в безобразную медведицу. Хотел заступиться за беззащитную девушку всемогущий бог Зевс. Да не успел. Видит – вместо нее ходит мохнатый противный зверь.
Жалко стало Зевсу красавицу. Взял он ее за хвост и потащил на небо. Тащил он долго, изо всей силы, поэтому хвост у Медведицы вытянулся. Дотащив до неба, Зевс превратил уродливую Медведицу в яркое созвездие. С тех пор мы любуемся им каждую ночь.
Препятствие 6
Солнце уже заходило, и его лучи проникали сквозь рощу, светились на стволах.
Препятствие 7.
Цель: систематизировать знания о глаголе при морфологическом разборе.
1 вариант 2 вариант
светят взошло
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...