Методическая разработка урока по теме "Обучение сочинению-рассуждению на примерах произведений И.С.Тургенева"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Данная методическая разработка позволяет менять тексты в зависимости от того, что изучается в данный момент по литературе в этом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turgenev_zapiski_okhotnika.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №4

                                                                               На конкурс

                                                                          «Урок Просвещения - 2014»

Методическая разработка урока по теме

«Обучение сочинению-рассуждению на примерах

произведений И.С. Тургенева (в плане подготовки к итоговой аттестации учащихся 9х и 11х классов)».

По учебникам:В.И. Коровина, Литература 10 класс в двух частях. Москва «Просвещение» 2009г.

В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Русский язык 10 – 11 классы. Москва «Просвещение» 2010г.

                                                                   Автор: учитель              

Iквалификационной категории

Шлыкова Валентина Николаевна

г. Ковров

2014г.

Методическая разработка урока по теме: «Обучение сочинению-рассуждению на примерах произведений И.С. Тургенева

(в плане подготовки к итоговой аттестации учащихся 9х и 11х классов)».

Цели занятия:

  1. Обобщить теоретические и практические знания, умения и навыки написания сочинения-рассуждения (в плане подготовки к итоговой аттестации).
  2. Формировать высокий уровень мыслительной деятельности старшеклассников (анализ, синтез, обобщение, систематизация), образное и ассоциативное восприятие литературных текстов и креативность.
  3. Вызвать интерес к творчеству И.С. Тургенева как к писателю, человеку и гражданину.

Оборудование и материалы к занятию:

  1. ИКТ (презентация).
  2. Распечатанные отрывки из рассказов И.С. Тургенева (сб. «Записки охотника»).
  3. Справочный материал по теории и практике написания сочинения-рассуждения.

Форма занятия: работа в группах.

Вид работы: исследовательская деятельность учащихся.

План занятия.

  1. Подготовительный этап.
  2. Презентация. (подготовленный учащийся)
  3. Работа в группах по заданию учителя.
  4. Выступления учащихся.
  5. Обобщение (учитель и ученики).
  6. Практическая деятельность по созданию вторичного текста.

Ход занятия.

  1. Описание подготовительного этапа.
  1. Учащиеся делятся на 3 группы:

  -     группа с отрывком из рассказа «Певцы»

  -     группа с отрывком из рассказа «Смерть»

  -     группа с отрывком из рассказа «Касьян с Красивой Мечи»

2.      На каждом столе материалы для исследования:

-     распечатанные отрывки из рассказов И.С Тургенева (сб. «Записки охотника»

                  -     справочный материал по теории и практике написания сочинения-рассуждения (определения композиционных частей, план композиции сочинения-рассуждения, клише).

                 -       распечатанные вопросы к текстам (из задания учителя).

II.          Подготовленный учащийся представляет презентацию истории создания сборника И.С. Тургенева «Записки охотника», тематики и проблематики рассказов, включенных в этот сборник.

III.         Учитель дает общее задание (всем трем группам), которое   учащиеся выполняют, используя тексты из рассказов И.С. Тургенева.

  1. Озаглавить текст.
  2. Определить тему и идею.
  3. Определить тип речи и стиль своих текстов.
  4. Определить проблематику своих текстов, выявить основную проблему.
  5. Прокомментировать основную проблему.
  6. Выявить позицию автора.
  7. Выразить свою позицию.
  8. Найти художественно-образные средства языка.
  9. Предложить краткую аргументацию.
  10. Сделать общий вывод от группы.

IV.         Выступления представителей от каждой группы с ответами на заданные вопросы, опираясь на свои тексты.

V.          Вывод учителя и учащихся о глубоком идейном содержании рассказов И.С. Тургенева, многообразии их тематики и проблематики; об их актуальности, важности, ценности; стилистическом, эстетическом и художественном богатстве языка, о значении изучения творчества И.С. Тургенева в современном обществе.

1 текст.

   Яков открыл свое лицо – оно было бледно, как у мертвого;  глаза едва мерцали сквозь опущенные ресницы. Он глубоко вздохнул и запел… Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату.

   Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, развивалась. Яковом, видимо,  овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более – он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы.

   Я еще раз взглянул на Якова и вышел. Я не хотел остаться – я боялся испортить свое впечатление. Я добрался до сеновала и лег  на только что скошенную, но уже  почти высохшую траву. Долго я не мог задремать; долго звучал у меня в ушах неотразимый голос Якова… Когда я проснулся, подошел к окошку  и приложился  лицом к стеклу. Я увидел невеселую, хотя пеструю и живую картину:  все было пьяно – все, начиная с Якова. С обнаженной грудью сидел он на лавке и, напевая осиплым голосом  какую- то плясовую, уличную песню, лениво перебирал и щипал струны гитары. Я отвернулся и быстрыми шагами стал спускаться с холма, на котором лежит Колотовка.

(Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Певцы»)

2 текст.

   Лес АрдалионаМихайлыча с детства был мне знаком. Весь этот лес состоял из каких-нибудь двух  или трехсот огромных дубов и ясеней. Их статные, могучие стволы великолепно чернели на золотисто прозрачной зелени орешников и рябин; поднимаясь выше, стройно рисовались на ясной лазури и там уже раскидывал шатром свои широкие узловатые сучья; ястреба, кобчики, пустельги со свистом носились  над неподвижными верхушками, пестрые дятлы крепко стучали по толстой коре; звучный напев черного дрозда внезапно раздавался в густой листве вслед за переливчатым криком иволги; внизу, в кустах, чирикали и пели малиновки, чижи и пеночки; зяблики проворно бегали по дорожкам.

   А что за тень в  лесу была! В самый жар, в полдень – ночь настоящая: тишина, запах, свежесть… Весело проводил я время в Чаплыгине, и оттого, признаюсь  не без грустного чувства  въехал я теперь в слишком знакомый мне лес.

Засохшие, обнаженные, кое-где покрытые  чахоточной зеленью дубы, печально высились над молодой рощей, которая «сменила их, не заменив»… Иные, еще обросшие листьями  внизу, словно с упреком и отчаянием поднимали  кверху свои  безжизненные, обломанные ветви; у других из листвы, еще довольно густой, хотя не обильной, не избыточной по-прежнему, торчали толстые, сухие, мертвые сучья;  с иных уже кора долой спадала; иные наконец вовсе повалились и гнили, словно трупы, на земле.  Кто бы мог это предвидеть – тени, в Чаплыгине тени нигде нельзя было найти! Что, думал я, глядя на умирающие деревья: чай, стыдно и горько вам?... Вспомнился мне Кольцов:

  Где ж девалася

                                                                        Речь высокая

                                                                        Сила гордая,  

         Доблесть царская?

       Где ж теперь твоя

                                                                        Мочь зеленая

(Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Смерть»)

3 текст.

   Долго не находил я никакой дичи; наконец из широкого дубового куста, насквозь проросшего полынью, полетел коростель. Я ударил; он перевернулся на воздух и упал. Услышав выстрел, Касьян быстро закрыл глаза рукой и не  шевельнулся, пока я не зарядил ружья и не поднял коростеля. Когда же я отправился далее, он подошел к месту, где упала убитая птица, нагнулся к траве, на которую брызнуло несколько капель крови, покачал головой, пугливо взглянул на меня… Я слышал после, как он шептал: «Грех!.. Ах, вот это грех!»

   Жара заставила нас наконец войти в рощу. Я бросился под высокий куст орешника, над которым молодой, стройный клен красиво раскинул свои легкие ветки. Касьян присел на толстый конец срубленной березы. Я глядел на него.

    - Барин, а барин! – промолвил вдруг Касьян своим звучным голосом.

   Я с удивлением приподнялся; до сих пор он едва отвечал на мои вопросы, а то вдруг  сам заговорил.

   - Что тебе? – спросил я.

   - Ну, для чего ты пташку убил? – начал он, глядя мне прямо в лицо.

   - Как для чего?.. Коростель – это дичь: его есть можно.

   - Не для того ты убил его, барин: станешь ты его есть! Ты  его для потехи своей убил.

   - Да ведь ты сам небось гусей и куриц, например, ешь?

   - Та птица богом определена для человека, а коростель – птица вольная, лесная. И не он один: много ее, всякой лесной твари, и полевой, и речной твари, и болотной, и луговой, и верховой, и низовой – и грех ее убивать, и пускай она живет на земле  до своего предела… А человеку пища положена другая и другое питье: хлеб – божья благодать, да воды небесные, да тварь ручная от древних отцов.

   Я с удивлением поглядел на Касьяна. Слова его лились свободно: он не искал их, он говорил с тихим одушевлением и кроткоюважностию, изредка закрывая глаза. Его речь звучала не мужичьей речью: так не говорят простолюдины, и краснобаи так не говорят. Этот язык, обдуманно-торжественный и странный… Я не слыхал ничего подобного.

(Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Касьян с Красивой Мечи»)

IV.         Д/з.   Создание индивидуального вторичного текста на основе отрывков из рассказов И.С. Тургенева, проанализированных на факультативном занятии (по типу заданий C в плане подготовки к ЕГЭ).

Методические рекомендации к уроку по теме

«Обучение  сочинению-рассуждению на примерах

произведений И.С. Тургенева (в плане подготовки к итоговой аттестации

учащихся 9х и 11х классов)»

Обучение сочинению-рассуждению – очень сложная и кропотливая работа, этому нельзя научить за 2-3 занятия, но именно этот вид работы является основным на итоговой аттестации. Поэтому и  учителя, и выпускники относятся к обучению написания сочинения-рассуждения достаточно серьезно и стараются воспользоваться и уроками русского языка и литературы, и факультативами, которые связаны с таким видом работы.

     В последнее время много внимания на государственном уровне уделяется и недостаточному знанию отечественной литературы, что является показателем воспитания культурного человека в обществе.

     В своей методической разработке я хотела показать , как можно хоть немного уменьшить две эти проблемы.

     Ценность этой работы в том, что любой учитель может использовать этот вид работы и на уроках русского языка, и на уроках литературы, и на различных дополнительных занятиях, начиная с 5го класса.
    Можно менять задания, насыщать их орфографическими, пунктуационными и лексическими вариантами, т.е. готовить учащихся и к тестовой части (А и В) итоговой аттестации.

     Эта методическая разработка позволяет менять тексты в зависимости от того, что изучается в данный момент по литературе в этом классе.

     Менять формы работы, т.е. использовать и коллективную, и групповую, и индивидуальную.

     Это говорит об универсальности данной методической разработки, что  поможет достичь более высоких результатов на итоговой аттестации учащихся.

Список использованной литературы.

  1. Арефьева С.А. Сочинения по прочитанному тексту Русский язык 2006г.
  2. Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах. 2011 год.
  3. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. 2012г.
  4. И.С. Тургенев. «Записки охотника»
  5. В.И. Коровина, Литература 10 класс в двух частях. Москва «Просвещение» 2009г.
  6. В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Русский язык 10 – 11 классы. Москва «Просвещение» 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Сопоставление героев как прием характеристики" по произведению И.С.Тургенева "Бежин луг"

Комплекс включает в себя разработку урока, презентацию, планирование урока в соответствии с требованиями ФГОС...

Методическая разработка урока с применением технологии «Работа над музыкальным произведением на уроке МХК» по теме «Светская и духовная музыка эпохи барокко».

Данная методическая разработка может быть использована на уроках Мировой Художественной Культуры в 11 классах педагогами, работающими по программе Даниловой. Разработка определяет цель и задачи, реали...

Методическая разработка урока с использованием аутентичного материала (на примере детского мультика Lauras Stern).

Данная разработка предназначена для детей младшего школьного возраста школ с углублённым изучением немецкого языка....

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Тема: И.С.Тургенев «Отцы и дети». Сила и слабость Базарова.Цели:- продолжать анализ романа, наблюдение за раскрытием характера главного героя во взаимоотношениях с другими персонажами...

Разработка урока на тему: «Сочинение-рассуждение с заданиями ЕГЭ»

Цели:1. Познавательный аспект. Создать условия для закрепления знаний по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию сочинения-рассуждения по предложенному тексту в связи с ...

Методическая разработка урока литературы "Проблема нравственной памяти в литературных произведениях (на примере рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)".

План-конспект урока литературы в 8 классе проблемно-ориентированного обучения (PBL). (Урок в рамках экспериментальной деятельности. Сингапурская технология)Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочи...

Методическая разработка "Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Важным стало не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и ф...