Методическая разработка урока по теме "Обучение сочинению-рассуждению на примерах произведений И.С.Тургенева"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Данная методическая разработка позволяет менять тексты в зависимости от того, что изучается в данный момент по литературе в этом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turgenev_zapiski_okhotnika.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №4
На конкурс
«Урок Просвещения - 2014»
Методическая разработка урока по теме
«Обучение сочинению-рассуждению на примерах
произведений И.С. Тургенева (в плане подготовки к итоговой аттестации учащихся 9х и 11х классов)».
По учебникам:В.И. Коровина, Литература 10 класс в двух частях. Москва «Просвещение» 2009г.
В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Русский язык 10 – 11 классы. Москва «Просвещение» 2010г.
Автор: учитель
Iквалификационной категории
Шлыкова Валентина Николаевна
г. Ковров
2014г.
Методическая разработка урока по теме: «Обучение сочинению-рассуждению на примерах произведений И.С. Тургенева
(в плане подготовки к итоговой аттестации учащихся 9х и 11х классов)».
Цели занятия:
- Обобщить теоретические и практические знания, умения и навыки написания сочинения-рассуждения (в плане подготовки к итоговой аттестации).
- Формировать высокий уровень мыслительной деятельности старшеклассников (анализ, синтез, обобщение, систематизация), образное и ассоциативное восприятие литературных текстов и креативность.
- Вызвать интерес к творчеству И.С. Тургенева как к писателю, человеку и гражданину.
Оборудование и материалы к занятию:
- ИКТ (презентация).
- Распечатанные отрывки из рассказов И.С. Тургенева (сб. «Записки охотника»).
- Справочный материал по теории и практике написания сочинения-рассуждения.
Форма занятия: работа в группах.
Вид работы: исследовательская деятельность учащихся.
План занятия.
- Подготовительный этап.
- Презентация. (подготовленный учащийся)
- Работа в группах по заданию учителя.
- Выступления учащихся.
- Обобщение (учитель и ученики).
- Практическая деятельность по созданию вторичного текста.
Ход занятия.
- Описание подготовительного этапа.
- Учащиеся делятся на 3 группы:
- группа с отрывком из рассказа «Певцы»
- группа с отрывком из рассказа «Смерть»
- группа с отрывком из рассказа «Касьян с Красивой Мечи»
2. На каждом столе материалы для исследования:
- распечатанные отрывки из рассказов И.С Тургенева (сб. «Записки охотника»
- справочный материал по теории и практике написания сочинения-рассуждения (определения композиционных частей, план композиции сочинения-рассуждения, клише).
- распечатанные вопросы к текстам (из задания учителя).
II. Подготовленный учащийся представляет презентацию истории создания сборника И.С. Тургенева «Записки охотника», тематики и проблематики рассказов, включенных в этот сборник.
III. Учитель дает общее задание (всем трем группам), которое учащиеся выполняют, используя тексты из рассказов И.С. Тургенева.
- Озаглавить текст.
- Определить тему и идею.
- Определить тип речи и стиль своих текстов.
- Определить проблематику своих текстов, выявить основную проблему.
- Прокомментировать основную проблему.
- Выявить позицию автора.
- Выразить свою позицию.
- Найти художественно-образные средства языка.
- Предложить краткую аргументацию.
- Сделать общий вывод от группы.
IV. Выступления представителей от каждой группы с ответами на заданные вопросы, опираясь на свои тексты.
V. Вывод учителя и учащихся о глубоком идейном содержании рассказов И.С. Тургенева, многообразии их тематики и проблематики; об их актуальности, важности, ценности; стилистическом, эстетическом и художественном богатстве языка, о значении изучения творчества И.С. Тургенева в современном обществе.
1 текст.
Яков открыл свое лицо – оно было бледно, как у мертвого; глаза едва мерцали сквозь опущенные ресницы. Он глубоко вздохнул и запел… Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату.
Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, развивалась. Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более – он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы.
Я еще раз взглянул на Якова и вышел. Я не хотел остаться – я боялся испортить свое впечатление. Я добрался до сеновала и лег на только что скошенную, но уже почти высохшую траву. Долго я не мог задремать; долго звучал у меня в ушах неотразимый голос Якова… Когда я проснулся, подошел к окошку и приложился лицом к стеклу. Я увидел невеселую, хотя пеструю и живую картину: все было пьяно – все, начиная с Якова. С обнаженной грудью сидел он на лавке и, напевая осиплым голосом какую- то плясовую, уличную песню, лениво перебирал и щипал струны гитары. Я отвернулся и быстрыми шагами стал спускаться с холма, на котором лежит Колотовка.
(Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Певцы»)
2 текст.
Лес АрдалионаМихайлыча с детства был мне знаком. Весь этот лес состоял из каких-нибудь двух или трехсот огромных дубов и ясеней. Их статные, могучие стволы великолепно чернели на золотисто прозрачной зелени орешников и рябин; поднимаясь выше, стройно рисовались на ясной лазури и там уже раскидывал шатром свои широкие узловатые сучья; ястреба, кобчики, пустельги со свистом носились над неподвижными верхушками, пестрые дятлы крепко стучали по толстой коре; звучный напев черного дрозда внезапно раздавался в густой листве вслед за переливчатым криком иволги; внизу, в кустах, чирикали и пели малиновки, чижи и пеночки; зяблики проворно бегали по дорожкам.
А что за тень в лесу была! В самый жар, в полдень – ночь настоящая: тишина, запах, свежесть… Весело проводил я время в Чаплыгине, и оттого, признаюсь не без грустного чувства въехал я теперь в слишком знакомый мне лес.
Засохшие, обнаженные, кое-где покрытые чахоточной зеленью дубы, печально высились над молодой рощей, которая «сменила их, не заменив»… Иные, еще обросшие листьями внизу, словно с упреком и отчаянием поднимали кверху свои безжизненные, обломанные ветви; у других из листвы, еще довольно густой, хотя не обильной, не избыточной по-прежнему, торчали толстые, сухие, мертвые сучья; с иных уже кора долой спадала; иные наконец вовсе повалились и гнили, словно трупы, на земле. Кто бы мог это предвидеть – тени, в Чаплыгине тени нигде нельзя было найти! Что, думал я, глядя на умирающие деревья: чай, стыдно и горько вам?... Вспомнился мне Кольцов:
Где ж девалася
Речь высокая
Сила гордая,
Доблесть царская?
Где ж теперь твоя
Мочь зеленая
(Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Смерть»)
3 текст.
Долго не находил я никакой дичи; наконец из широкого дубового куста, насквозь проросшего полынью, полетел коростель. Я ударил; он перевернулся на воздух и упал. Услышав выстрел, Касьян быстро закрыл глаза рукой и не шевельнулся, пока я не зарядил ружья и не поднял коростеля. Когда же я отправился далее, он подошел к месту, где упала убитая птица, нагнулся к траве, на которую брызнуло несколько капель крови, покачал головой, пугливо взглянул на меня… Я слышал после, как он шептал: «Грех!.. Ах, вот это грех!»
Жара заставила нас наконец войти в рощу. Я бросился под высокий куст орешника, над которым молодой, стройный клен красиво раскинул свои легкие ветки. Касьян присел на толстый конец срубленной березы. Я глядел на него.
- Барин, а барин! – промолвил вдруг Касьян своим звучным голосом.
Я с удивлением приподнялся; до сих пор он едва отвечал на мои вопросы, а то вдруг сам заговорил.
- Что тебе? – спросил я.
- Ну, для чего ты пташку убил? – начал он, глядя мне прямо в лицо.
- Как для чего?.. Коростель – это дичь: его есть можно.
- Не для того ты убил его, барин: станешь ты его есть! Ты его для потехи своей убил.
- Да ведь ты сам небось гусей и куриц, например, ешь?
- Та птица богом определена для человека, а коростель – птица вольная, лесная. И не он один: много ее, всякой лесной твари, и полевой, и речной твари, и болотной, и луговой, и верховой, и низовой – и грех ее убивать, и пускай она живет на земле до своего предела… А человеку пища положена другая и другое питье: хлеб – божья благодать, да воды небесные, да тварь ручная от древних отцов.
Я с удивлением поглядел на Касьяна. Слова его лились свободно: он не искал их, он говорил с тихим одушевлением и кроткоюважностию, изредка закрывая глаза. Его речь звучала не мужичьей речью: так не говорят простолюдины, и краснобаи так не говорят. Этот язык, обдуманно-торжественный и странный… Я не слыхал ничего подобного.
(Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Касьян с Красивой Мечи»)
IV. Д/з. Создание индивидуального вторичного текста на основе отрывков из рассказов И.С. Тургенева, проанализированных на факультативном занятии (по типу заданий C в плане подготовки к ЕГЭ).
Методические рекомендации к уроку по теме
«Обучение сочинению-рассуждению на примерах
произведений И.С. Тургенева (в плане подготовки к итоговой аттестации
учащихся 9х и 11х классов)»
Обучение сочинению-рассуждению – очень сложная и кропотливая работа, этому нельзя научить за 2-3 занятия, но именно этот вид работы является основным на итоговой аттестации. Поэтому и учителя, и выпускники относятся к обучению написания сочинения-рассуждения достаточно серьезно и стараются воспользоваться и уроками русского языка и литературы, и факультативами, которые связаны с таким видом работы.
В последнее время много внимания на государственном уровне уделяется и недостаточному знанию отечественной литературы, что является показателем воспитания культурного человека в обществе.
В своей методической разработке я хотела показать , как можно хоть немного уменьшить две эти проблемы.
Ценность этой работы в том, что любой учитель может использовать этот вид работы и на уроках русского языка, и на уроках литературы, и на различных дополнительных занятиях, начиная с 5го класса.
Можно менять задания, насыщать их орфографическими, пунктуационными и лексическими вариантами, т.е. готовить учащихся и к тестовой части (А и В) итоговой аттестации.
Эта методическая разработка позволяет менять тексты в зависимости от того, что изучается в данный момент по литературе в этом классе.
Менять формы работы, т.е. использовать и коллективную, и групповую, и индивидуальную.
Это говорит об универсальности данной методической разработки, что поможет достичь более высоких результатов на итоговой аттестации учащихся.
Список использованной литературы.
- Арефьева С.А. Сочинения по прочитанному тексту Русский язык 2006г.
- Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах. 2011 год.
- Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. 2012г.
- И.С. Тургенев. «Записки охотника»
- В.И. Коровина, Литература 10 класс в двух частях. Москва «Просвещение» 2009г.
- В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Русский язык 10 – 11 классы. Москва «Просвещение» 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Сопоставление героев как прием характеристики" по произведению И.С.Тургенева "Бежин луг"
Комплекс включает в себя разработку урока, презентацию, планирование урока в соответствии с требованиями ФГОС...
Методическая разработка урока с применением технологии «Работа над музыкальным произведением на уроке МХК» по теме «Светская и духовная музыка эпохи барокко».
Данная методическая разработка может быть использована на уроках Мировой Художественной Культуры в 11 классах педагогами, работающими по программе Даниловой. Разработка определяет цель и задачи, реали...
Методическая разработка урока с использованием аутентичного материала (на примере детского мультика Lauras Stern).
Данная разработка предназначена для детей младшего школьного возраста школ с углублённым изучением немецкого языка....
Методическая разработка урока по литературе в 10 классе по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Тема: И.С.Тургенев «Отцы и дети». Сила и слабость Базарова.Цели:- продолжать анализ романа, наблюдение за раскрытием характера главного героя во взаимоотношениях с другими персонажами...
Разработка урока на тему: «Сочинение-рассуждение с заданиями ЕГЭ»
Цели:1. Познавательный аспект. Создать условия для закрепления знаний по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию сочинения-рассуждения по предложенному тексту в связи с ...
Методическая разработка урока литературы "Проблема нравственной памяти в литературных произведениях (на примере рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)".
План-конспект урока литературы в 8 классе проблемно-ориентированного обучения (PBL). (Урок в рамках экспериментальной деятельности. Сингапурская технология)Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочи...
Методическая разработка "Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Важным стало не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и ф...