Методическая разработка урока по литературе в 10 классе по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
методическая разработка (10 класс) на тему

Сенчило Лариса Дмитриевна

Тема: И.С.Тургенев «Отцы и дети». Сила и слабость Базарова.

Цели:

- продолжать анализ романа, наблюдение за раскрытием характера главного героя во взаимоотношениях с другими персонажами;

- развивать у детей навыки работы с текстом произведения, их устную монологическую речь;

- воспитывать нравственные качества детей, уважение и сопереживание к другим;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_literature.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по литературе

в 10 классе

по роману И.С.Тургенева

«Отцы и дети»




Учитель русского языка

и литературы

Сенчило Л. Д.


Тема: И.С.Тургенев «Отцы и дети». Сила и слабость Базарова.

Цели:

- продолжать анализ романа, наблюдение за раскрытием характера главного героя во взаимоотношениях с другими персонажами;

- развивать у детей навыки работы с текстом произведения, их устную монологическую речь;

- воспитывать нравственные качества детей, уважение и сопереживание к другим;

Оборудование: портрет писателя, текст романа, запись с произведениями Моцарта.

Ход урока:

  • Оргмомент. Слово учителя:

И девятнадцатый, и двадцать первый век –

Вопросы жизни же одни и те же.

«Отцы и дети, - любой вам скажет человек,-

Они все спорят – и тогда, и ныне».


Давайте мы попробуем взглянуть

В тот мир, загадок полный и вопросов.

Хоть время вспять нам все же не вернуть,

Но чтения часы полезны очень.


Ребята! Пригласим наших гостей на один час в мир художественной литературы для вопросов и ответов по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Мы учимся внимательно читать произведение и пытаться находить то, что сокрыто почти в каждом из слов.

Итак, позвольте предоставить вам обозначить тему нашего урока, которая будет отражать черты характера, поведения нашего главного героя.(Ребята предлагают версии, учитель их принимает). Но какая версия будет ближе, мы решим вместе к концу урока.

Мы продолжаем анализировать роман, раскрывать своеобразие характера главного героя, развиваем навыки работы с текстом.

  • Беседа по главам романа. Взаимоотношения Базарова с другими героями романа. ( Открываем карточки на доске, где записаны имена героев, место их жительства).
  • Слово учителя:


- Давайте попробуем установить последовательность пребывания главного героя в местах, где он знакомится с другими персонажами. Что вы можете сказать о том, что выбираем сначала? ( Марьино, обсуждение живущих в нем).

2) Беседа + работа с текстом:

Марьино

- Что особенно выделил автор в портрете Базарова? Что дает портрет для понимания характера этого человека?

( Иронию и спокойствие выдает улыбка Базарова, самоуверенность и ум видны в его лице. Одежда говорит о простоте привычек, обнаженные красные руки – о трудной судьбе. Он не дворянин, человек другого круга в отличие от Кирсановых.)

- Знал ли что-нибудь о Кирсановых Базаров?

(Нет, только что «добрые люди»).

- Что мы можем сказать о Николае Петровиче?

( Выглядит более демократично, его не смущает Базаров, добрый, робкий, стремится не отстать от века).

- Каким мы видим Павла Петровича Кирсанова?

(Аристократ, изысканность вкусов, стремление к франтовству и желчность характера. Не порок красивая внешность, если за ней глубокий ум. Слишком преувеличенное внимание к своей одежде у П.П. Кирсанова).

- С каким героем в доме Кирсановых мы знакомимся как бы невзначай?

( С Фенечкой, которой даже походка вразвалку очень шла, она – мама малыша Мити, сына Н.П. Кирсанова).

- Как вы думаете, почему Аркадий сошелся с Базаровым?

( Аркадий называет Базарова приятелем, пытается проповедовать то, что и он, но спорит с ним, не следует за ним слепо, уважает его, восхищается им).

- А при чем тут дворовые мальчишки? (На доске видим)

( Базаров легко сходится с народом, в отличие от П.П.Кирсанова, хотя и подтрунивает над мужиками).

Город

-Для чего, как вы думаете, даны образы Кукшиной и Ситникова?

(Оба героя восприняли лишь внешнюю сторону нигилизма. Автор относится с уважением к Базарову и пренебрежительно к Кукшиной и Ситникову, они фальшивы, даже вульгарны.)

Никольское

- Для чего Анна Сергеевна пригласила двух студентов к себе в имение?

(Базаров – новый для нее человек, непосредственный, не зависящий ни от какого мнения, Аркадий – интересный молодой человек.).

- Какие наши впечатления об Анне Одинцовой?

( Одинцова появляется впервые на балу у губернатора. Она спокойна, снисходительна, холодна, строга, царственно прекрасна, в ней есть типичная русская величавость).

- Какие чувства испытывают Базаров и Аркадий, находясь рядом с Одинцовой?

( Аркадий проникнут откровенным «счастием находиться в ее близости», что касается Базарова, то его цинизм естествоиспытателя не выглядит ничем неожиданным; «Это что за фигура? На остальных баб не похожа».)

- Как понимают любовь Базаров и Одинцова?

( По-разному. Одинцова считает, что нужно знать себе цену, а Базаров – надо уметь отдаться чувству и, конечно, другому человеку).

- Могла ли Одинцова пойти за Базарова?

(Нет, он нарушил бы ее спокойствие, их разделяют и материальные, и политические, и социальные отношения).

Дом родителей

- Как относятся к Евгению его отец и мать?

(Тургенев показывает, с какой любовью родители Базарова относятся к сыну. Мать ласково называет его «Енюшкой». При встрече старик глубоко дышал и щурился пуще прежнего, мать чуть не упала от волнения. Детали играют большую роль, показывая душевное состояние родителей.)

-Как же Евгений относится к родителям?

( Базаров любит своих родителей, прямо говорит Аркадию: «Люблю, Аркадий!» - а это немало значит в его устах. О бесчувственности Базарова нельзя говорить, особенно при расставании с родителями. Он не хочет их огорчать, поэтому об отъезде не сразу сказал – это тоже далось ему не просто.).

  • Итоги беседы.

Учитель: Мы убедились, что характер главного героя своеобразный, поэтому должны выбрать правильную версию темы нашего урока, которая бы это раскрывала. (После небольших прений подходим к выводу).

Молодцы! Верно решили, что обсудили сегодня слабые и сильные стороны Базарова.

-Так где же мы видим силу и слабость Евгения Базарова?

( В спорах с Павлом Петровичем он одерживал победы, спокойно относился к проявлению «романтизма» У Николая Петровича. Прямо делал замечания о вульгарном поведении Кукшиной и Ситникова.

Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нем значительного, необыкновенного, мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве и при этом становящегося еще более сильным. Как трудно будет даваться ему чувство к Одинцовой! В нем начинает происходить что-то не базаровское: «что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал». Он любил ее, и таил свою любовь, и мечтал… о нежности!

И у родителей он не допускает того, что может себе позволить с Павлом Петровичем – споры и нравоучения, иначе он бы их огорчил).

  • Игра- определение на знание текста.
  • О ком идет речь?
  • «Должен был, подобно брату, поступить на военную службу, но переломил себе ногу в самый тот день, когда прибыло известие об его определении, и, пролежав два месяца в постели, на всю жизнь остался «хроменьким».(Н.П.Кирсанов)
  • «Молодая женщина…, вся беленькая и мягкая, с темнными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками». (Фенечка)
  • «Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны;…любила покушать – и строго постилась; спала до десяти часов в сутки – и не ложилась вовсе, если…( у Василия Ивановича заболевала голова)» (Арина Власьевна).
  • Кто говорит?
  • « Нет, бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». (Одинцова)
  • «Нравится тебе женщина – старайся добиться толку; а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля не клином сошлась». (Базаров)
  • «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа…» (Базаров)
  • «Вот и господин нигилист к нам жалует». (П.П.Кирсанов)
  • Прослушивание музыки Моцарта.

-Как вы думаете, ребята, к какому эпизоду могли бы соответствовать эти произведения Моцарта?

(Симфония №40 – более радостные события, Реквием – нарастание трагизма).

  • Итоги урока.

Учитель: «Благодарю вас за урок, но вы знаете, что события в романе еще не закончены. Впереди героя ждет второй круг испытаний. Желаю успехов в чтении произведения».

  • Домашнее задание. Чтение 22-24 глав романа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема поколений (урок литературы в 10 классе по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Урок литературы в 10 классеПроблема поколений(по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)...

Разработка урока по теме: Евгений Васильевич Базаров (роман И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Цель данного урока:    обобщение образа Е.В.Базарова в системе других образов, т.е. в отношениях с родителями, любимой женщиной, в его отношениях с братьями Кирсановыми, а особенно...

Конспект урока литературы в 10 классе по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети". Испытание любовью.

На уроке используются приемы технологии творческих мастерских....

Разработка урока литературы в 10 классе по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Представлена методическая разработка обобщающего урока по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" в форме игры "Суд над Базаровым"...

Методическая разработка открытого урока по теме "Базаров -нигилист?" по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Технологическая карта открытого урока подготовлена для студентов 1 курса. Урок проводился в рамках методической недели, с целью обощения опыта работы и изучения различных методик проведения уроков. Ст...