Конспект урока "Не с существительными"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему
Урок "Не с существительными" был проведён в 6 классе. Структура соответствует требованиям организации урока усвоения нового материала. Чётко выделены этапы подготовки и организации урока. На уроке использовалась технология проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_ne_s_sushchestvitelnymi.doc | 391.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя образовательная школа» пст. Мадмас
План-конспект урока.
Тема: НЕ с существительными.
Учитель русского языка и литературы
Дмитриева О.В.
Мадмас 2013
Предмет: русский язык.
Тема урока: НЕ с существительными.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными.
Образовательная цель: усвоить навыки правописания НЕ с именами существительными; уметь применять полученные знания на практике.
Задачи:
-образовательная: создать учащимся условия для усвоения навыков правописания НЕ с именами существительными;
-развивающая: развитие памяти, внимания, развитие логического мышления, развитие способностей к самостоятельному труду, развитие познавательного интереса, развитие способностей анализировать, обобщать, делать выводы;
-воспитательная: воспитание интереса к получению знаний, воспитание коммуникативных качеств.
Формирование УУД.
Личностные действия: умение высказывать свою точку зрения, своё мнение.
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы).
Коммуникативные действия:(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнёра, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли.)
Этапы урока | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент. Цель: организация внимания, создание благоприятной рабочей атмосферы. | -Дорогие ребята! Давайте начнём сегодняшний урок с игры. Я,ты, он,она – Вместе дружная семья. Улыбнись соседу справа. Улыбнись соседу слева, Мы с тобой – друзья. -Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы. | Начинает урок с психологического настроя. | Слушают, понимают речь учителя | Личностные |
Повторение изученного материала. Цель: закрепление учащимися знаний в области орфографии и пунктуации. Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи. | -Ребята, какое время года на улице? (ответ детей) - В связи с этим мы с вами напишем небольшой диктант на тему «Зима» Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Припорошила зима землю снежной шубкой. Каждый хочет почувствовать свежесть морозца, сыграть в снежки. «Здравствуй, зима!»- радостно говорят люди. -Ребята, давайте сформулируем для себя задание к тексту. Варианты ответов детей. (1.Указать и объяснить орфограммы и пунктограммы. 2.Выписать имена существительные. 3.Озаглавить текст. 4.Продолжить текст и т.д). -Ребята, обратите внимание на выписанные вами имена существительные, подумайте, какое слово может быть лишним? Почему? (предполагаемый ответ – непогода). Почему по-вашему оно лишнее? -Так, как будет звучать тема нашего урока? (Не с сущ.) -Давайте попробуем поставить цель нашего урока. -Хорошо. А теперь поставим задачи урока. -Молодцы! А как мы будем работать? Где будем искать информацию? | Предлагает написать небольшой диктант. Предлагает ученикам сформулиро- вать задание к тексту, поддерживает диалог. Пробуждает интерес учащихся к знаниям. Предлагает ученикам игровое задание «Найди лишнее слово». Подводит учеников к определению темы урока. -Итак, как же будет звучать тема нашего урока? Побуждает к диалогу. Направляет действия учащихся на постановку цели и задач урока, помогает. | Пишут диктант. Формулируют для себя задание к диктанту.
Из выписанных существительных ученики предлагают свои варианты ответов, приводят доказательства. В итоге находят лишнее слово- это НЕПОГОДА, объясняя свои предположения тем, что все орфограммы, встречающиеся в словах известны, а орфограмма в слове НЕПОГОДА ещё не знакома. Таким образом, ученики определят для себя проблему слитного или раздельного написания Не с Формулируют тему урока: «НЕ с существительными» Предлагают цель: -изучить материал по теме «НЕ с существительными» для того, чтобы уметь правильно действовать при выборе слитного и раздельного написания НЕ с существительными. Формулируют задачи: научиться правильно писать НЕ с существительными, уметь различать слова, в которые НЕ входит в приставку, в корень, НЕ-частица. Предлагают разные варианты поиска информации (учитель, родители, справочники, учебник, интернет) | Познавательные: -логические -анализ объектов с целью выделения признаков; -выбор оснований и критериев для сравнения; -классификация объектов. Регулятивные: -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Познавательные •логические: построение логической цепи рассуждений; -доказательство;
Регулятивные: -умение проводить наблюдения. -определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. -выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению. Коммуникативные: -умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Познавательные. •постановка и решение учебной проблемы; общеучебные. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. -выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: -целеполагание; -прогнозирование. Коммуникативные: -умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |
Открытие новых знаний (построение проекта). Первичное закрепление. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Рефлексия. Домашнее задание. | -Хорошо. Разделитесь на группы. Одна группа работает с учебником, другая со справочником, третья – с интернетом. Результатом работы должно быть либо схема, либо таблица, либо кластер. -Молодцы, ребята! А сейчас давайте вместе создадим алгоритм действий при определении написания НЕ с существительными. -Каким образом мы будем действовать при затруднении? (алгоритм действий): 1.употребляется ли слово без НЕ? 2.можно ли подобрать синоним? 3.Есть ли противопоставление с союзом А? 4.Это слово- отрицание? Задание1: из предложенных слов выпишите те, которые не употребляются без НЕ. НЕВНИМАНИЕ, НЕВЕЖА, НЕНАСТЬЕ, НЕСЧАСТЬЕ, НЕЗАВИСИМОСТЬ, НЕРЯХА. Задание2. Замените выделенные слова близкими по значению с приставкой НЕ. Ложью не проживёшь______ Его угнетало рабство____ В решение примера вкралась ошибка________ Слова для справок: неточность, неправда, неволя. Задание3: Подберите синонимы к словам, объясните написание НЕ с существительными. Горе_______, ложь______, враг________. Задание4. Упр. 241 (устно). Тест: 1.Он мне (не)друг, а враг. •слитно •раздельно 2.Мой друг мне напоминает (Не)знайку. •слитно •раздельно 3.Этот ученик настоящий (не)вежа. •слитно •раздельно 4.Их ждёт большое ο(не)счастье. •слитно •раздельно 1.На уроке я работал •активно •пассивно 2.Своей работой на уроке я •Доволен •Не доволен 3.Урок для меня показался •Коротким •Длинным 4.За урок я •Устал •Не устал 5.Моё настроение •Стало лучше •Стало хуже 6.Материал урока был •Понятен •Не понятен. | Предлагает ученикам разделиться на группы. Одна группа работает с учебником, другая со справочником, третья – с интернетом. Наблюдает, консультирует. Оценивает, помогает. Помогает ученикам с помощью наводящих вопросов создать алгоритм действий. Предлагает задания. Предлагает ученикам оценить свою деятельность на уроке. Предлагает домашнее задание на выбор. 1.упражнение №242 Либо. 2.Написание лингвистической сказки «НЕ с существительными». | Работают с источниками. Определяют конечный результат продукта. Создают кластер. Защищают свой продукт деятельности. Создают алгоритм действий при написании НЕ с существительными. Выполняют задания, проверяют по эталону, оценивают себя. Работают с тестом. Оценивают свою работу на уроке. | Познавательные. •общеучебные: -поиск и выделение необходимой информации; •логические: -подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; -построение логической цепи рассуждений; -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: •планирование -определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; -составление плана и последовательности действий. Коммуникативные: -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -контроль, коррекция действий партнёра. Познавательные: -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: -сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные: -управление поведением Познавательные: -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные. -определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; -сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. -определение цели, функций участников, способов взаимодействий. -управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий. Личностные Регулятивные Коммуникативные. |
Приложение1
Результат продукта.
Приложение2.
Диктант.
Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Припорошила зима землю снежной шубкой. Каждый хочет почувствовать свежесть морозца, сыграть в снежки. «Здравствуй, зима!»- радостно говорят люди.
Задание1: из предложенных слов выпишите те, которые не употребляются без НЕ.
НЕВНИМАНИЕ, НЕВЕЖА, НЕНАСТЬЕ, НЕСЧАСТЬЕ, НЕЗАВИСИМОСТЬ, НЕРЯХА.
Задание2. Замените выделенные слова близкими по значению с приставкой НЕ.
Ложью не проживёшь______
Его угнетало рабство____
В решение примера вкралась ошибка________
Слова для справок: неточность, неправда, неволя.
Задание3: Подберите синонимы к словам, объясните написание НЕ с существительными.
Горе_______, ложь______, враг________.
Задание4.
Упр. 241 (устно).
Приложение 3.
Тест:
1.Он мне (не)друг, а враг.
•слитно
•раздельно
2.Мой друг мне напоминает (Не)знайку.
•слитно
•раздельно
3.Этот ученик настоящий (не)вежа.
•слитно
•раздельно
4.Их ждёт большое ο(не)счастье.
•слитно
•раздельно
Приложение4.
Алгоритм действий при выборе правильного написания НЕ с существительными:
1.употребляется
ли слово без НЕ?
2.можно ли
подобрать синоним?
3.Есть ли
противопоставление
с союзом А?
4.Это слово-
отрицание?
Слитно. Раздельно.
Алгоритм написания сказки:
1.Выберите объект, о котором будете писать.
2.Найдите литературу, желательно выйти за рамки учебника. Порой мимоходом прочитанный отрывок о живом существе или природном объекте наталкивает на тему сказки.
3. В сказке полагается быть зачину, кульминации и развязке. Не забывайте о связи зачина и развязки.
4.Продумайте сказочный сюжет.
а) используйте термины;
б) не забудьте о волшебных предметах и волшебных превращениях;
в)не забудьте, что в сказке всегда торжествует добро, а зло бывает наказано
5.Продумайте характеры героев и постарайтесь быть последовательными в их изображении.
Предупреждение об ошибках:
1.Не заменяйте сказку простым пересказом правила или описанием объекта.
2.Не забывайте, что имена героев пишутся с заглавной буквы.
Дерзайте! Творческих успехов!
Приложение 5.
Рефлексия.
1.На уроке я работал
•активно
•пассивно
2.Своей работой на уроке я
•Доволен
•Не доволен
3.Урок для меня показался•Коротким
•Длинным
4.За урок я
•Устал
•Не устал
5.Моё настроение
•Стало лучше
•Стало хуже
6.Материал урока был
•Понятен
•Не понятен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Имя существительное как часть речи"
Конспект урока-путешествия "Имя существительное как часть речи" 5 классе по учебнику Львовой. Используется интерактивная доска, раздаточный материал (карта путешествия), цветик-семицветик, индив...
Конспект урока "Имена существительные собственные и нарицательные"
Конспект урока для 5 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, учебник под. редакцией А.К.Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой. Тип урока - изучение нового материала....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Несклоняемые существительные"
урок с требованиями ФГОС. Был проведён на конкурсе "Учитель Года-2014" г.о. Тольятти...
Конспект урока «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» 7 класс
Обобщить знания учащихся об имени существительном: определение имен существительных, род имен существите...
План-конспект урока "Имя существительное" 5 класс
В плане даны разнообразные формы работы на уроке....
Конспект урока "Имя существительное"
Конспект открытого урока по русскому языку....
конспект урока Имена существительные собственные и нарицательные
план-конспект...