Урок русского языка в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Данный урок представляет систематизацию знаний и умений учащихся по работе над сжатым изложением. Проведён в рамках районного семинара директоров школ. Отмечен Благодарностью комитета образования и науки Курской области в областном этапе Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста "За нравственный подвиг учителя".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_-tekst.doc | 25.5 КБ |
urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.doc | 624.5 КБ |
rabochiy_list_uchenika.doc | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧИТЕЛЬ.
Замечательный человек, встретившийся мне в начале жизненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. Он преподавал в нашей школе русский язык и литературу, и поразил нас учитель с первого взгляда чрезмерной близорукостью. Читая, учитель приближал бумагу к лицу, водил по ней носом и, ровно бы сам с собою разговаривая, тыкал в пространство указательным пальцем: «Чудо! Дивно! Только русской поэзии такое дано!»
«Ну, такого малохольненького мы быстро сшамаем!» - решил мой разбойный пятый «Б» класс.
Ан не тут-то было! На уроке литературы учитель заставил всех нас подряд читать вслух по две минуты из «Дубровского» и «Бородина». Послушав, без церемоний бросал, сердито сверкая толстыми линзами очков: «Орясина! Недоросль! Под потолок вымахал, а читаешь по слогам!»
На уроке русского языка учитель наш так разошёлся, что проговорил о слове «яр» целый час и, когда наступила перемена, изумлённо поглядев на часы, махнул рукой: «Ладно, диктант напишем завтра».
Я хорошо запомнил, что на том уроке в классе никто не только не баловался, но и не шевелился. Меня поразило тогда, что за одним коротеньким словом может скрываться так много смысла и значений, что всё-то можно постичь с помощью слова и человек, знающий его, владеющий им, есть человек большой и богатый.
Впервые за всё время существования пятого «Б» даже у отпетых озорников и лентяев в графе «поведение» замаячили отличные оценки. Когда у нас пробудился интерес к литературе, Игнатий Дмитриевич стал приносить на уроки свежие журналы, книжки, открытки и обязательно читал нам вслух минут десять – пятнадцать, и мы всё чаще и чаще просиживали даже перемены, слушая его.
Очень полюбили мы самостоятельную работу – не изложения писать, не зубрить наизусть длинные стихи и прозу, а сочинять, творить самим.
Однажды Игнатий Дмитриевич стремительно влетел в класс, велел достать тетради, ручки и писать о том, кто и как провёл летние каникулы. Класс заскрипел ручками.
Не далее месяца назад я заблудился в заполярной тайге, пробыл в ней четверо суток, смертельно испугался поначалу, потом опомнился, держался по-таёжному умело, стойко, остался жив и даже простуды большой не добыл. Я и назвал своё школьное сочинение «Жив».
Никогда ещё я так не старался в школе, никогда не захватывала меня с такой силой писчебумажная работа. С тайным волнением ждал я раздачи тетрадей с сочинениями. Многие из них учитель ругательски ругал за примитивность изложения, главным образом за отсутствие собственных слов и мыслей. Кипа тетрадей на классном столе становилась всё меньше и меньше, и скоро там сиротливо заголубела тоненькая тетрадка. «Моя!» Учитель взял её, бережно развернул – у меня сердце замерло в груди, жаром пробрало. Прочитав вслух моё сочинение, Игнатий Дмитриевич поднял меня с места, долго пристально вглядывался и наконец тихо молвил редкую и оттого особенно дорогую похвалу: «Молодец!»
Когда в 1953 году в Перми вышла первая книжка моих рассказов, я поставил первый в жизни автограф человеку, который привил мне уважительность к слову, пробудил жажду творчества.
( В.П. Астафьев)
Предварительный просмотр:
МОУ « Калиновская средняя общеобразовательная школа»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ
«СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ –
ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
(ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО)
РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
ФИРСОВОЙ ЕЛЕНЫ МИХАЙЛОВНЫ
КАЛИНОВКА 2010
Тема урока:
Сжатое изложение – одна из составляющих экзамена по русскому языку (повторение и систематизация изученного).
Цели урока:
1. Познавательные: повторить теоретические знания о приёмах компрессии текста; повторить через анализ текста следующие понятия: тема, основная мысль текста.
2. Практические: совершенствование умения использовать приёмы содержательной компрессии текста; совершенствование языковой и коммуникативной компетенций.
3. Общепредметные : развивать внимание, память, логическое мышление; развивать монологическую речь и творческие способности учащихся. Воспитывать уважительное отношение к учителю.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран; рабочий лист ученика; текст изложения; рабочие папки учащихся; книга произведений А. Платонова; листы бумаги; карточки с домашним заданием.
Ход урока.
I.Организационный этап.
Слово учителя.
- Сегодняшний урок русского языка станет ещё одной ступенью подготовки к ГИА по предмету. Урок пройдёт под девизом: «Повторяем то, что знаем. Вспоминаем, что забыли». Мы вспомним теоретические сведения, необходимые для написания сжатого изложения, и выполним практическую работу.
II. Теоретическая часть урока.
1. Изложение: взгляд со стороны ученика.
- Мы с вами провели анкетирование, в котором выразили своё отношение к изложению. Послушаем мнение некоторых учащихся. Итак, изложение: взгляд со стороны ученика.
( Демонстрация слайда 1.)
2.Изложение как жанр.
- Вспомним, что такое изложение.
Изложение – вид учебной работы.
- Что лежит в основе этой работы?
В основе лежит воспроизведение содержания чужого текста, создание
вторичного текста.
(Демонстрация слайда 2. )
- Запишите определение изложения в рабочих листах.
- С чем нельзя путать изложение? Почему?
У сочинения и изложения разные задачи и разная специфика.
Поэтому ничего, чего нет в исходном тексте в изложении быть не
должно. Запишите этот вывод в рабочих листах.
3.Способы сжатия текста.
-Что значит «сжать» текст?
(Демонстрация слайда 3)
- Запишите вывод в рабочих листах.
- Назовите основные способы сжатия текста.
- Какие действия выполняем при исключении, обобщении, упрощении?
(Демонстрация слайда 4,5.)
- Запишите данную информацию в рабочий лист.
- Какой способ сжатия использовать, будет зависеть от особенностей текста. Но необходимо правильно применить не менее 2 разных приёмов сжатия текста или 1 приём на протяжении всего текста. Запишите эту информацию в рабочий лист.
III. Презентация «Спасибо Вам, учитель, за урок !»
1.Вступительное слово учителя.
- Ребята, вы знаете, что 2010 год – это Год учителя. Многие из вас принимали участие в церемонии открытия Года учителя.
А к сегодняшнему уроку Юлия Брынцева подготовила небольшую презентацию «Мои учителя». Предлагаю посмотреть презентацию.
2. Просмотр презентации.
- Презентацию было интересно смотреть. Спасибо, Юля, за доставленную радость.
IV. Практическая часть урока.
- Переходим к практической части урока.
1. Работа с текстом.
А) Установка перед слушанием.
- Текст, с которым мы будем работать, называется «Учитель». Что отражает заголовок?
Автор данного текста – В.П. Астафьев, известный писатель. Текст имеет особенность: он автобиографичен. Что значит «текст автобиографичен»?
Б) Слушание текста.
- Послушайте текст «Учитель» и постарайтесь представить то, о чём пишет автор. Укажите количество микротем.
В) Запись микротем.
- Сколько микротем в тексте? Запишите их.
(Самостоятельная работа учащихся)
- Прочитайте записанные вами микротемы текста.
(Демонстрация слайда 6,7)
- Прочитай те микротемы, которые демонстрируются на экране. Сравните с теми, что составили вы. Какой вывод можете сделать?
- Если микротемы записать развёрнуто, то впоследствии легче будет воспроизвести содержание исходного текста.
Запишите этот вывод в рабочий лист.
Г) Этап определения темы и идеи текста.
- Тему текста мы определили по заголовку. Её также можно определить по началу текста, по ключевым словам, эпизодам, по поступкам и размышлениям героев или автора.
Определим идею (основную мысль) текста. Сформулировать идею нам помогает общий тон звучания текста, настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям.
- Зачем В. П. Астафьев написал текст? Какую мысль он хотел выразить?
- Хорошо, что в жизни В. П. Астафьева был такой учитель, как И. Д. Рождественский, который привил ученикам уважительность к слову, пробудил жажду творчества.
2. Этап моделирования сжатого изложения.
- Я прочитаю вторично 1 часть текста, а вы запишите ключевые слова.
- Перескажите сжато, опираясь на записанные ключевые слова, 1 часть текста. Какой приём сжатия текста применили?
- Прочитайте 4 предложение. Перестройте данное предложение, применив упрощение.
- 2,3 части текста проанализируем коллективно по плану:
- прочитать часть вслух;
- определить способ сжатия;
- «сжать» текст;
- пересказать.
- 4 -7 части текста проанализируйте самостоятельно по группам (групповая работа).
Перескажите сжато эти части.
Какие приёмы сжатия применяли, готовя пересказ? Достаточно ли этого, чтобы получить за этот критерий самый высокий бал?
-Перескажите сжато весь текст.
Чтение сжатого текста учителем.
V.Чтение учителем стихотворения И. Д. Рождественского «Мои ученики».
Мои друзья, мои ученики,
Мои питомцы, вечно дорогие,
О если б знали, как вы мне близки,
Встречаю вас в любом краю России.
(…)
Тетрадки ваши с давних лет храню
И сочиненья, словно талисманы,
Я в вас нашёл любимую родню,
Я к вам иду сквозь ливни, сквозь бураны.
Вы запевалы самых главных дел,
Мне с вами никогда не разлучиться,
Я счастлив тем, что в вас вдохнуть сумел
Своей души горячую частицу.
- Дети, спустя много лет мне бы хотелось вам сказать именно эти слова. Верю, что так и будет.
VI. Итог урока.
- Чему сегодняшний урок научил каждого из вас? Поделитесь своими мыслями.
VII. Домашнее задание.
- Прочитайте рассказ А. Платонова «Ещё мама». Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Почему Апполинария Николаевна стала дорогим человеком для первоклассника?» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного рассказа, подтверждающие ваши рассуждения.
VIII. Заключительный этап. Анкетирование.
(Демонстрация слайда 8)
Если бы вам предложили выбрать самостоятельно форму экзамена по русскому языку, вы бы выбрали:
- сочинение;
- изложение с творческим заданием;
- устный экзамен;
- тестирование;
- ГИА;
- диктант.
Всех благодарю за работу!
Предварительный просмотр:
РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА
1. Изложение – вид учебной работы, в основе которой лежит ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. «Сжать» текст - ____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Основные способы сжатия текста ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Необходимо правильно применить ____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Запишите микротемы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....