Становление и развитие парадигмы сотрудничества методами и приемами системно-деятельностного подхода
статья по русскому языку на тему
Статья сочетает научно-методические положения и практический материал из опыта работы учителя русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stanovlenie_i_razvitie_paradigmy_sotrudnichestva.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Становление и развитие парадигмы сотрудничества методами и приемами системно-деятельностного подхода
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена общеобразовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иной педагогический менталитет.
Педагогическая парадигма сотрудничества - важнейшее проявление общей культуры человека современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности будущего первоклассного специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес. Парадигма реализуется, когда несколько осознающих свои потребности субъектов, обмениваются своими достижениями для оперативного распространения и применения полученных ими новых сведений и технологий.
Наиважнейшим компонентом парадигмы сотрудничества является коммуникативная культура. «Овладение культурой речевого общения в бытовой, учебной, официально-деловой и социокультурной сферах (формирование коммуникативной компетенции)» — в соответствии с принятыми образовательными федеральными стандартами первая из задач, конкретизирующих общую цель изучения школьного курса русского языка и литературы (ФГОС).
Актуальность темы связана с тем, что становление и развитие парадигмы сотрудничества как модели учебно-воспитательного процесса при реализации форм и приемов системно-деятельностного подхода должно дать эффективный результат, при достижении которого субъект будет способен к самостоятельной творческой, продуктивной деятельности как в индивидуальной, так и в коллективной работе. А это в современных условиях служит объективным фактором повышения мотивации учения и в дальнейшем принесёт несомненную пользу в выборе жизненного пути, реализации творческого личностного потенциала в общественно-полезной деятельности.
Необходимость данной работы обуславливается формированием у учащихся коммуникативной компетенции, основанной на общении и сотрудничестве в образовательном процессе, а главный его результат - развитие толерантности, ответственности за выполняемое дело, способности к коллективному решению учебных, социальных и личностно значимых проблем.
Новизна работы заключается в создании парадигмы сотрудничества при широте форм, методов, видов деятельности. Это творческое взаимодействие учителя и учеников должно быть направлено на формирование и становления творческой личности каждого школьника, на развитие его интеллектуального потенциала, интеллектуальных способностей.
Основная идея заключается в определении умений учащихся самостоятельно мыслить и в формировании навыков продуктивного интеллектуального труда. Задействование всех видов речевой деятельности, актуализация информационного материала, прогнозирование, актуализация, обобщение деятельности личности учащегося во взаимодействии учителем и учащимися, рефлексия произведенных деятельных операций, создание — обязательные составные учебно-познавательного, творчески-продуктивного процесса.
Основной принцип работы связан с внедрением в педагогическую деятельность основ коммуникативной компетенции:
- ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации;
- получать необходимую информацию;
- представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиции и уважительного отношения к ценностям других людей.
Основные направления работы. Формирование интеллектуальных навыков — процесс длительный, многоступенчатый, и сформировать за несколько уроков коммуникативные навыки деятельностного сотрудничества невозможно. Для начала нужно научить учащихся работать с информацией. Этот этап можно считать подготовительным и вести его с текстами как учебными, так и художественными.
Уроки, построенные с опорой на современные интерактивные технологии, открывают возможности для применения активно–деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать творческую активность.
Уроки, построенные с опорой на современные педагогические технологии, открывают возможности для применения активно–деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать творческую активность.
Практика показывает, что наилучших результатов для решения поставленных задач имеют нетрадиционные формы уроков: урок-мастерская, урок-проектирование, урок-путешествие, урок-поиск, урок-открытие, урок защиты позиции, урок-портрет; наряду с такими формами учитель создает свои авторские уроки (урок-экспрессия, урок-социально-речевая конференция, урок-признание, урок-коммуникация).
Использование современных образовательных технологий является одним из актуальных требований методики преподавания, в том числе филологических дисциплин.
На занятиях мной используется проблемное обучение и технология развития критического мышления. Учебные занятия организуются таким образом, что под руководством учителя создаются проблемные ситуации и обеспечивается активная самостоятельная деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Один из лучших способов для совмещения современных образовательных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся является проектная деятельность Проектная деятельность включает не только работу исследовательского характера, но и раскрывает творческий потенциал учителя и ученика.
С целью формирования культуры сотрудничества и личностных качеств учащихся на уроках русского языка и литературы использую диалоговое общение.
Важнейшим компонентом диалогового общения является поиск и постановка проблемы. При её возникновении и решении происходит формирование критичности мышления, обучающиеся свободно высказывают своё мнение, защищают свою позицию.
Один из приемов социального-деятельностного подхода - игровые технологии. Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, она отражает многомерность человеческого мира, человеческой деятельности, творчества, эмоций.
На уроке «Публицистика в современном мире» (11 класс) текст песни И.Талькова «Глобус» рассматривается как публицистический, с саркастически остро выраженной позицией автора. А внутренний монолог Митридата из романа «Внеклассное чтение» Б.Акунина в сочетании с увертюрой 1812 П.И.Чайковского активизирует гражданскую позицию ребят. Рождается проект «Что же такое Россия?..». Работы были оформлены в дизайне российского флага на стене Откровения, подборка оригинальных высказываний была напечатана в газете «Диагональ».
Урок-признание «Хочу признаться: я люблю…» (11 класс). «Я люблю тебя – это здорово» Н.Носкова, «Я люблю тебя, жизнь» М.Бернеса, последний монолог Я.Арлазорова после многопланового языкового, содержательного анализа подводят к выводу: «В мире подлости и предательства, на фронтах невидимой войны принципов невмешательства и бесполезности не уставая творить Добро с любовью, во имя Любви, ради жизни». И на стене Откровения расцветает большое сердце признаний.
Урок - социально-речевая конференция «Этикет и Интернет» (9 класс). Сильная группа провела лингвистические исследования интернет-форумов и выступила с сообщениями. Другая группа (несильная по предмету) провела в социальной сети опрос «Нормативы-ненормативы» и представила результаты в процентном отношении и с комментарием. Третья группа готовила интернет-участников Д.С.Лихачева о культуре и Максима Кронгауза о новообразованиях. Работа в команде придает уверенности каждому, а право выбора задания, убедилась, благотворно сказывается на результате.
(Методический и практический материал учителя представлен на личном сайте, сайте методического объединения учителей русского языка и литературы МОУ «СОШ № 36». (http://nsportal.ru/pahomova-svetlana-iosifovna; http://slovesa.jimdo.com).
Без интереса не может быть продуктивного обучения. Без продуктивного обучения нельзя говорить об эффективности урока и его оптимизации. Познавательный и поисковый интерес, а вследствие его и творческая активность школьников формируются и создаются содержанием учебного материала, методами и приемами обучения, личностью учителя и под влиянием внутренних потребностей, желания учиться.
Результативность
Анализ итоговой результативности за учебные годы показывает, что учащиеся имеют хорошую практическую и теоретическую подготовку: успеваемость - 100%, качество обученности по русскому языку - 52-64%, по литературе – 63-84%. Эффективность работы учителя подтверждают результаты ЕГЭ, средний балл работ моих выпускников за три последних года на уровне или выше городского. Так, выпускники 2011 года сдали ЕГЭ (русский язык) со средним баллом 62,40 при городском показателе 62,36. Все учащиеся, сдававшие ЕГЭ, годовые оценки подтверждают или показывают лучший результат.
Из года в год ученики педагога являются призерами школьных, муниципальных, республиканских олимпиад по русскому языку и литературе. Так, на муниципальном уровне в 2007-2008 учебном году - Царева А. (9 класс) – II место по литературе, Царева А.(9 класс) – III место по русскому языку, Игошина О. (10 класс) – III место по русскому языку, в 2008-2009 учебном году – Кудрявцева Е. – 4 место, участвовали трое учеников; в 2009 -2010 учебном году – Палкина Ю. (11 класс, 2 место, русский язык), Царева А. (11 класс, литература, 2 место); в 2010-2011 учебном году – Ландышева А.(11 класс, русский язык, лауреат). Фокина Е. – участница муниципального тура Всероссийской олимпиады по литературе, 2011, Сокорова Т.- лауреат муниципального тура Всероссийской олимпиады по русскому языку, 2012.
Учащиеся добиваются высоких результатов: Царева А. участвовала во Всероссийской научно-практической конференции «Мой род – мой народ» (г. Обнинск), она же стала лауреатом городского конкурса «Ученик года-2010», лауреатом Х НПК «Школьники города – науке ХХI века» и дипломантом II степени Х республиканского конкурса исследовательских и проектных работ «Интеллектуальное будущее Мордовии», Скипальская В. – дипломантом I степени этого конкурса, Кудрявцева Е. вышла в финал Всероссийского форума «Одаренные дети. Секция «Юный журналист». 10 ее учеников вошли в сотню лучших по региону во Всероссийском лингвистическом конкурсе «Русский Медвежонок- языкознание для всех».
В 2009-2010 учебном году трое учащихся класса, руководителем которого я являлась, Алехина А., Алехина Н., Царева А. стали Стипендиатами Главы Администрации городского округа Саранск в конкурсе талантливой молодежи в рамках национального проекта «Образование». В том же учебном году учащиеся моего гуманитарного класса стали победителями в предметных олимпиадах школьного тура по русскому языку, литературе, биологии, экономической географии, физике, обществознанию, а затем участвовали на республиканском уровне и стали лауреатами: Царева А. (литература), Новиков А. (физика), Ярлушкин Д.(обществознание), Алехина А. и Алехина Н. (биология и экология).
Подборки творческих работ моих учеников «Россия – это… мы!», «Новогоднее пожелание себе и миру», «Хочу признаться: я люблю…», «Жизнь без наркотиков»», «Рассказ о ветеране» были напечатаны в газетах «Жизнь», «Диагональ».
Продуктом парадигмы сотрудничества являются разного рода внеклассные мероприятия. Речь идёт об интерактивных собраниях учащихся и их родителей по семейным проблемам, творческих встречах детей и взрослых, тематических программах («Рай там, где ступает нога матери», новогодняя феерия «Сказочные герои в поисках ключей времени», защита генеалогического древа «Помни родство свое», «Мой город»). И это всё в системе.
Вывод:
Парадигма сотрудничества, осуществляемая через приемы и формы системно-деятельностного подхода, формирует духовно богатую, гармонично развитую личность с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями, гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием.
Формированию всесторонне развитой личности способствуют предметные олимпиады, конкурсы, исследовательская работа, проектная деятельность; ориентация на общечеловеческие ценности, воспитание осознанного поведения в системе «человек-общество-государство», формирование демократической культуры; инсценирование фрагментов художественных произведений, речевые ролевые ситуации на уроках описания картин, монологи-пересказы от имени неавторских персонажей, режиссирование, экспрессивные и логические ассоциации, сопоставление музыкальных и художественных вариаций, творческое осмысление иллюстративного материала.
Поэт О.Мандельштам сказал: «Ум не есть знание и совокупность знаний, а есть хватка, прием, метод». Это особо верно для постижения мира литературы. Главное в изучении литературы не готовые ответы на вопросы, а сам путь движения к истине, умение идти к постижению художественного мира писателя. Опыт показывает, что умение мыслить рано или поздно становится желанием мыслить. И наша задача – вооружить ученика подходами к процессу и результату мыслительной деятельности, научить желать и любить думать.
Литература
1. Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. – 2007.- №4.
2. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. - М.: МАКС Пресс, 2010. - 80 с.
3.Деятельность: теории, методология, проблемы, М., 1990.
4.Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
5.Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов как системно-деятельностный подход в обучении географии.
Статья о проектной деятельности на уроках географии. Работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не...
Метод проектов как один из эффективных методов системно- деятельностного подхода.
Данная статья буден полезна всем, кто использует в своей работе современные методы обучения....
Доклад «Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы. Приемы и методы формирования УУД.»
Материал для выступления....
Внедрение и развитие системно-деятельностной парадигмы на уроках физики в условиях реализации ФГОС.
Внедрение и развитие системной деятельном иной парадигмы на уроках физики в условиях реализации ФГОС....
Презентация к мастер-классу по теме: Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун»
Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом....
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в хореографии.
Задача педагога заключается в том, чтобы не дать знания обучающемуся, а научить его учиться....
Методичка приемов в рамках системно - деятельностного подхода
В пособии представлены (собранные из разных технологий) приёмы введения учащихся в тему урока и выхода из урока, которые повышают мотивацию учащихся к получению знаний. Эти приемы используются мною пр...