Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в хореографии.
статья
Задача педагога заключается в том, чтобы не дать знания обучающемуся, а научить его учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в хореографии.
Система- это совокупность цели, задач, содержания и результатов взаимосвя-заннойдеятельности педагогов и обучающихся.
Деятельность- это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.
Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь между педагогом и воспитанником. Задача педагога заключается в том, чтобы не дать знания обучающемуся, а научить его учиться. В попытке преодолеть негатив-ные процессы в обществе возникла насущная потребность совершенствования такой системы дополнительного образования, которая бы формировала разностороннюю личность ребенка и была бы ориентирована на духовное совершенствование каждого человека.
Именно поэтому педагог должен готовить своих обучающихся к той жизни, о которой сам еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал.
Главное в работе с детьми- это систематичность, доступность, последователь-ность, учет психологических и возрастных особенностей, индивидуализация, наглядность, сознательность, активность, результативность, практического «сотворчества» педагога и ученика, не «над учениками, а вместе рядом с ними».
Сегодня главной целью образования становится не передача знаний и социаль-ного опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов он и положен системно-деятельност-ный подход.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять обучающимися, развивать их познавательную деятельность.
Перед образованием ставятся новые цели. Мы часто слышим: « Хорошо учится тот, кто хочет учиться». А многие педагоги говорят: «Дайте нам тех, кто хочет учиться, — мы научим их всему». Нужно заметить, что ребята не просто учить-ся не хотят. Они не хотят учиться так, как это им предлагают сделать в боль-шинстве общеобразовательных учреждениях. Отсюда вытекают новые цели образования в основе которого лежит системно-деятельностный подход.
Известный русский педагог К.Д. Ушинский отмечал: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самосто-ятельным процессом и давал для него материал». Эти слова в точности отражают суть современного занятия, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Педагог призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем обучающихся.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
— ставить цели,
— решать задачи,
— отвечать за результаты.
Так вот, музыка и танец- незаменимое действенное средство в решении этой задачи. На моих занятиях очень легко отследить эту методику, так как, если ребенок сам не захочет заниматься, результат не получится. Часто я повторяю своим детям фразу «можно поставить над ребенком 100 педагогов, но у них не выйдет чему-то его научить, если он этого не захочет сам», объясняя детям, что нет возможности постоянно уделять внимание одному ребенку, так как это не индивидуальные занятия. Есть возможность направить и подсказать, как верно и правильно выполнять данное упражнение. Каждый раз объясняя для чего нужно это упражнение, что развивает это упражнение, что будет, если непра-вильно его исполнять и т.д. Теперь предлагая детям новое, они всегда интересу-ются, для чего мы это делаем, что развивает и т.д. Исходя из этого, я вижу заинтересованность и желание развиваться. Занятие хореографией-это слож-ный процесс включающий в себя, как эмоциональную нагрузку, как и конечно физическую, без боли и травм не получится добиться результата. Заставить ребенка испытывать боль во благо, достаточно сложно (особенно когда возраст обучающегося составляет 4-5 лет), поэтому приходиться подбирать нужные слова, говоря о том, что если вам больно или не комфортно, то именно в этот момент и идет ваше развитие, что благодаря этому мы сюда пришли, чтобы стать лучше. Отсев детей происходит не маленький, понимая сейчас почему, могу с уверенность сказать, если ребенка привела мама, так как она в детстве всегда мечтала стать балериной, а ребенку это совсем не интересно и он уж очень хотел бы пойти на каратэ, толк будет нулевой.
Могу привести пример, ходит ко мне на занятие воспитанница, безумно целеустремленная девочка, гиперстарательная уже 4 год, пропустила несколько занятий, звоню ее маме, чтобы уточнить где ребенок, мама отвечает, а что сегодня занятие? Я говорю, что да, а Вы разве не знали и она мне отвечает, а что я должна знать все расписания ребенка? Понимаю, что маме совсем не интересно, чем и как занимается ее ребенок, но суть не в этом, а в том, что это яркий пример системно – деятельностного подхода, когда ребенок максимально заинтересован своим занятием, не смотря на окружающие факторы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированные задания как основа реализации системно-деятельностного подхода курса Естествознания (диплом)
В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения,...
Анализ методической недели по теме «Освоение новых подходов к образованию: компетентностного, системно-деятельностного как основного способа совершенствования качества образования».
В материале дается подробный анализ проведенный в Доме детского творчества недели дополнительного образования....
Практико-ориентированные задания как основа реализации системно-деятельностного подхода к изучению естествознания
По-прежнему изучение естествознания занимает лидирующую позицию.Естественнонаучное образование является одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни.Естествознание ц...
Создание условий для внедрения в образовательный и воспитательный процесс интерактивного подхода как основы ФГОС
Презентация содержит описание основных технологий интерактивного обучения,а также ссылки на рекомендуемые сайты для учителей английского языка...
Особенности современного урока при реализации требований ФГОС системно-деятельностный подход
Особенности современного урока при реализации требований ФГОС: системно-деятельностный подход...
Доклад на МО по теме «Системно-деятельный подход как основа ФГОС в обучении на уроках физики»
Доклад основан на конкретном примере, уроке, по теме "Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха" (8 кл.), где указаны осуществление и реализация системно-деятельного под...
Теоретическая основа реализации системно-деятельностного подхода на уроках
Эта теоретическая основа позволит увидеть практическую реализацию СДП....