Доклад «Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы. Приемы и методы формирования УУД.»
статья на тему

Панова Светлана Владимировна

Материал для выступления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_1.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы. Приемы и методы формирования УУД.»

        Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю,

 я делаю – я усваиваю”.

Китайская мудрость

Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ Мушковичской ОШ Ярцевского района Смоленской области Панова Светлана Владимировна.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Результатом обучения должно стать формирование у учащихся “умения учиться”.

 Социальный заказ.

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»

(Национальная инициатива «Наша новая школа») 

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования)

Изменения в школьной деятельности.

  • от цели школьного обучения-усвоения знаний, умений, навыков к цели-формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
  •  от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
  • от стихийности учебной деятельности ученика к её целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;
  • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования 

Современные образовательные результаты.

  •   трактуются как изменения в личностных ресурсах (мотивационных, операциональных, когнитивных), которые могут быть использованы при решении значимых для личности и общества проблем;
  •  представляют собой многокомпонентную систему, в которой образовательную ценность представляет не только система знаний ученика, но и освоение способов их получения, способность выявлять потребность в новых знаниях, умение быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися восполнять имеющиеся пробелы

В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор)

Учиться знать, что подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы

Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного

Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество

Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал.

 По сути дела он определил глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.

Перед нами ставятся задачи:

научить получать знания (учить учиться)

научить работать и зарабатывать (учение для труда)

научить жить (учение для бытия)

научить жить вместе (учение для совместной жизни) .

ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно-ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД).. Универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Успешность педагогической деятельности учителя сегодня  определяется, прежде всего, его пониманием роли учеников в учебном процессе: именно ученики должны стать главными субъектами этого процесса. Самыми главными и самыми активными.

 

Мы все помним притчу :«Дай голодному рыбу - и ты накормишь его на один день.
Дай ему удочку, научи его ловить рыбу - и ты накормишь его на всю жизнь»
. Системно-деятельностный подход помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования.

Реализация деятельностного подхода  обучения  опирается на следующие методы:

- проектный

- ролевые \ деловые игры

- проблемный метод

- исследовательский метод

- метод решения практических задач

- коллективной творческой деятельности

- поисковый метод

- дискуссионный метод

Дидактические принципы системно-деятельностного подхода:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2.. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Эти дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме

Системно-деятельностный        подход     обеспечивает     достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы  и создает основу для самостоятельного  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,  видов и способов деятельности, формирует универсальные учебные действия.

В образовательной области «Филология» приоритетным является коммуникативное развитие  и формирование способности  и готовности  свободно осуществлять общение, овладение современными средствами коммуникации.

Деятельностный   подход   на  уроках осуществляется через:                                  .        1.Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;  

2.        Использование активных и интерактивных методик;                                                    3.        Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;                                                                                                            

4.        Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Технология системно-деятельностного подхода является механизмом
качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:

  • Мотивацию к учебной деятельности;
  •  Актуализацию знаний;
  •  Проблемное объяснение нового знания;
  •  Первичное закрепление во внешней речи;
  •  Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
  •  Включение нового знания в систему знаний и повторение;
  •  Рефлексию

Остановлюсь подробно на некоторых моментах.

На этапе мотивации применяю следующие упражнения:

1.«Фантазёр». На доске записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

2. Необычное начало урока

 «Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…

-Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее?

-Как вы думаете,  чему будет посвящено   сегодняшнее занятие?

Урок – знакомство с Причастиями:

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю.

Глагол по значению напоминаю.

Знаем ли мы с вами такую часть речи? Хотите ли вы узнать, что это за необычная часть речи.

3. Отсроченная отгадка.

В начале урока даю  загадку, отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Например, на уроке литературы в начале урока сообщается, что разговор наш пойдёт о стихах, вот только имя автора ребятам придётся угадать самим. Ученикам были предложены стихотворения, напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени поэта.

4.Прием «Эпиграф».

Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске и придумать, как он может быть связан с новой, учеником пока неизвестной, темой урока.

Например, на уроке изучения темы «Имя прилагательное» можно записать фразу Митрофанушки из комедии «Недоросль»: - Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

- Дверь, котора, дверь?

- Котора дверь! Вот эта.

- Эта? Прилагательна.

- Почему же?

- Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешана: так та покамест существительна.

5.Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Использую прием «Верные-неверные утверждения», предлагаю  ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В конце урока возвращаемся и анализируем, что угадано правильно, а что нет. Упражнение Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.

6.

     На этапах актуализации знаний, открытия новых знаний создаю проблемные ситуации. Например: При изучении темы «Слитное, раздельное, дефисное написание наречий» предлагаю слова:

Во(?)первых, в(?)двое, в(?)старину

- Достаточно ли имеющихся знаний, чтобы написать эти слова?  

Интересен прием « Лови ошибку». Учащимся предлагается текст по теме урока с ошибками. Задача учащихся найти ошибки, обосновать свое решение.

Использую лингвистические почемучки. Это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок вопросов по форме и нешаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие "открытия" в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому.

За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить "научным языком". Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, т.е. формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.

1. . Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика - за их сына?

2. Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются?

Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь. В пенье птиц - в пении птиц. В "Песне о Соколе" - в "Песни о вещем Олеге".

Часто использую приемы технологии критического мышления. Например: ребята составляют кластер по теме «Имя прилагательное». Также организуется самостоятельная исследовательская деятельность. Например, при изучении темы «Слитное, раздельное и дефисное написание наречий», учащиеся самостоятельно распределяют слова и определяют, почему они так пишутся. В результате получают самостоятельно составленную таблицу.      

Очень трудно приучить учащихся читать внимательно и вдумчиво. При изучении некоторых произведений предлагаю учащимся создать паспорт литературного героя. Для его создания необходимо хорошо знать текст, обращать внимание на детали.

Нарисуй линию жизни героя и отметь на ней самые важные события в его жизни.

Одной из форм деятельностного подхода является проектная  и исследовательская деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений), регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат), познавательные (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями), личностные (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях). Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и межпредметные  связи.  

Проекты использую и на уроках литературы, и  на уроках русского языка. Чаще всего краткосрочные. Например, « Слово о словах» ( о словах мама. папа и т.д. в 5 классе), составление сборника иллюстраций к стихотворению или книге, составление сборника рассказов на определенную тематику , презентаций, кроссвордов и викторин по теме урока и т.д.)

Систематически на уроках русского языка и литературы использую  такое средство формирования УУД, как создание учащимися литературных произведений (сказок, рассказов, басен, баллад), в том числе и лингвистических. Это способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, помогает ученику и учителю оценить качество образования, развивать рефлективные способности учащихся. Это средство формирования универсальных учебных действий в учебной практике можно тесно связать с проектной деятельностью, оно иллюстрирует системно-деятельностный подход, на который опирается современное образование.

Прием «Мозговой штурм» способствует развитию творческого типа мышления детей.  Этот прием может быть использован при решении конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос.

Классу сообщается тема урока, а учащиеся вспоминают, что им уже известно по данному поводу и определяют цели урока. При заслушивании ответов возникают несовпадающие точки зрения. Это замечательно!

Например, в 7 классе урок подготовки к написанию сочинения по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа» начинаю с вопросов:

  • Как вы понимаете слово «репортер»?
  • Что значит написать репортаж? Каким он должен быть?
  • Какие цели должен ставить перед собой журналист?

В ходе обсуждения определяются основные черты репортажа:

  • Простота и выразительность
  • Точность и конкретность
  • Умеренная эмоциональность
  • Грамотность.

      Очень важный этап – рефлЕксия. На этом этапе ребята дают самооценку проделанной работе.

Например:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания?    

Для подведения итогов урока использую  упражнения «Плюс-минус-интересно». Это упражнение  можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо,  по мнению ученика,  могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Синквейн» - это интересное и увлекательное упражнение, замаскированное под свободное творчество и заставляющее размышлять на заданную тему. Составление синквейна требует от учащегося умение находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Его строгие правила заставляют анализировать  и чётко формулировать свои мысли, использовать емкие понятия, учат обобщать, выделять главное.

Печорин

Молодой, обаятельный

Разрушает, обольщает. Бросает

Безысходность

Печорин

Эгоистичный, жестокий

Играет, разъединяет, разоблачает

Игра судьбами других людей

Разочарование

Прием «Незаконченное предложение»

Интеллектуальный вид рефлексии:

  • Я узнал…..
  • Было интересно…
  • Особенно понравилось…
  • Оказалось неожиданным…
  • Вызвало затруднение…
  • Было сложно…
  • Я не понял…

Духовная рефлексия

  • Сегодня я обнаружил в себе…
  • Сегодня я сделал маленькое открытие…
  • Мне был интересен этот разговор тем, что…
  • Мне недостаёт такого качества, как…
  • Я буду работать над собою (в каком направлении)…
  • Я хотел бы в себе изменить…
  • Я хотел бы быть похожим на…, потому что…

Для того чтобы закончить урок на положительной ноте, использую одним из упражнение «Комплимент» (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода может строиться следующим образом:

1. Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока).

2. Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут).

3. Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все).

4. Сколько учеников получили оценки (должны все).

        

        Таким образом, осуществление системно-деятельностного подхода на каждом этапе урока позволяет работать над формированием  универсальных учебных действий.

Реализация  системно-деятельностного подхода  способствует успешному обучению школьников. Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе деятельности. Это способствует тому, что знания  и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. У детей  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе и в жизни.

 Ведущими характеристиками ученика становятся  его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения, наличие представлений  о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу.

А для учителя системно-деятельностный подход  является универсальным средством, предоставляющим инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

         Применение на каждом этапе урока методики отслеживания (инструментария) - сочинение, мини-размышления, уровень знания по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы позволяют получить объективную информацию о динамике формирования универсальных учебных действий. Отслеживание осуществляется по методике по методике Александровской Э.М. ,модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)

Показатели владения педагогом современными технологиями системно-деятельностного подхода 

  • Учит детей определять границы своего знания, ставить проблему,
  • Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями,
  • Организует учебное сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе,
  • Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета
  • Использует современные информационные технологии для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве
  • Организует проектные и событийные формы работы
  • Организует совместно-распределенную деятельность детей во внеучебной работе
  • Обеспечивает включение детей в социально-значимые проекты
  • Обеспечивает включение родителей в событийную и проектную деятельность детей
  • Применяет информационные технологии в образовательном процессе
  • Владеет иностранным языком и применяет его в образовательном процессе

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил один великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось.  Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями  и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о  мудрейший, - живая или мертвая? И  тогда мудрец, который действительно был умным человеком, сказал: «Всё в твоих руках…».

Действительно, уважаемые коллеги, всё в наших руках: какие приёмы и методы использовать на уроке, как найти «ключик» к каждому ребёнку, раскрыть заложенные  в нём возможности, как активизировать деятельность учащихся на уроке, сделать каждый урок продуктивным?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные подходы в преподавании русского языка и литературы как способ повышения качества образования»

Современная школа направлена на подготовку не только грамотных учеников, но и способных самостоятельно мыслить.Использование современных инновационных технологий (дебаты, «мозговой штурм», техно...

«Дифференцированный подход в преподавании русского языка и литературы для обучающихся в СКОУ VI вида. Использование ИКТ».

Введение.        Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей,  имеющих...

Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы

В работе показано отличие традиционного урока  от современного;основные этапы урока-исследования,методика работы с проектом;обозначены дидактические принципы деятельностного метода;критерии резул...

Доклад на тему «Методы и приёмы работы в рамках системно - деятельностного подхода при преподавании русского языка и литературы »

   Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет ак...

«Развитие профессиональной компетентности учителя через использование новых технологий на основе системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы»

Предлагаю вашему вниманию основные формы работы с текстом : «хочу поделиться», «кто что понял?», «читательская конференция», «свободный микрофон», &laqu...

Доклад на заседании РМО учителей русского языка и литературы "Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО".

Выступление   излагает основные принципы  современных  подходов  к преподаванию русского языка и литературы  в условиях введения ФГОС ООО  в школьное образование и в...

Статья "Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы: инновация - важное условие реализации ФГОС.

В статье рассматриваются основные принципы системно-деятельностного подхода. На практике предлагаются разные виды и приёмы работы в даннойтехнологии....