Разработка урока по теме "Золотой запас русского языка"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Урок русского языка в 11 классе по теме "Совершенствование коммуникативной компетентности учащихся через анализ изобразительно-выразительных средств"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_vyrazitelnym.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 11 классе .
Учитель Идиатуллова Ирина Борисовна.
Тема урока «Золотой запас языка».
Оборудование:
- мультимедийная презентация (слайдшоу с фотографиями учащихся класса с родителями);
- аудиозапись песни «Моя мама»;
- справочные материалы;
- распечатка текста;
- лист самоанализа.
Цели урока:
Ход урока.
- Эмоциональный настрой (Музыка и видеоролик)
- Учитель:
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», - сказал когда-то римский философ Сенека, поэтому я хотела бы узнать, а вы знаете, куда держите путь?
(к сдаче ЕГЭ)
Сегодня на уроке мы с вами обратимся к золотому запасу языка.
С какими средствами языка продолжим работу?
(С изобразительно-выразительными средствами)
Чтение текста (Приложение 1)
Вопросы после текста:
О чем текст?
Определите стиль текста.
Какое настроение появляется после прослушивания текста?
Чем это вызвано?
Для чего используются изобразительно-выразительные средства?
Какую проблему поднимает автор?
Что помогло вам сформулировать проблему?
Какова позиция автора?
А вы согласны с его мнением?
Учащиеся фиксирует в тетрадь ответы на вопросы.
Эти материалы помогут выполнить домашнее задание.
Учитель:
Дома вы напишете сочинение в формате ЕГЭ по сформулированной проблеме.
А сейчас обратитесь снова к тексту
Ваша задача найти изобразительно-выразительные средства, определить их роль в тексте и заполнить таблицу
Номер предложения | Изобразительно-выразительное средство | Роль в тексте |
Предъявление результатов .
Работа в листе самооценки. (Приложение 2)
Через полгода вы станете выпускниками школы. Хотелось бы, чтобы знание средств выразительности было для вас не только необходимостью сдать экзамен по русскому языку, но и потребностью говорить ярко, образно; чтобы вы использовали в своей речи весь арсенал изобразительно-выразительных слов, этот «золотой запас» нашего языка.
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения», - говорил К.Г
Я хочу пожелать вам всем поступить в университеты, колыбели знаний, и стать усердными тружениками науки в стенах лучших вузов страны. Это принесёт свои добрые плоды.
Спасибо за урок! Всем удачи.
Приложение 1.
(1)Что подарить бабушкам - мамам?(2) Перед каждым праздником один и тот же вопрос.(3) На прошлый Новый год я решила вместе с покупными подарками подарить…чашу детских воспоминании! (4)Села писать письма.(4) Письма-воспоминания.(5) От руки, не на компьютере. (6)Так увлек меня этот процесс, так унес он меня в детские дали, настолько увлекательным был, что захватило это действо меня с головой! (7)Но больше одного письма в день – трогательного и нежного – у меня не получалось.(8) Я писала своей маме, как я помнила ее запах и голос в раннем детстве, как ждала ее вечернего прихода за мной в детский сад.(9) Как я искала щедрые подарки под елкой и свято верила, что это Дед Мороз мне туда их положил. (10)Как мы ходили к папе в больницу на 8 марта и он подарил моей замечательной мамочке флакон «Рижской сирени». (11)Мама так растрогалась, что взяла флакон за верх коробочки… (12)Духи «рассыпались» на тысячи мелких молекул. (13)Сиренью пахла вся палата!(14) Как в свой день рождения папа подарил ей красивые дорогие серьги – и это был лучший подарок ему – ее восторг и счастливые глаза. (15)Много других трогательных и интимных воспоминаний. (16)И в каждом письме я писала о том, как я люблю ее, что она самый дорогой для меня человек.(17) Как я хочу, чтобы она всегда была с нами, чтобы болезни обходили ее стороной. (18)Писала, и светлые слезы застилали мои глаза, помогая мне вылить на бумагу всю свою трепетную нежность к самому дорогому человеку. (19)Как редко мы говорим нашим самым близким о любви…(20) К сожалению… (21)Суета и будни поглощают наше время.(22) А ведь нашим старикам нужно совсем немного: наше внимание и понимание, ощущение своей нужности.(23) Иногда надо просто их выслушать и услышать.(24) У них должен быть авторитет в семье. (25)И только мы можем поднять их значимость! (26)Думаю, что такие вот письма из детства – тому доказательство.(27) Письма написала, заклеила их в красивые конверты и подписала: «Вскрыть 1 января». (28)На другом – 2 января и так далее.(29) Затем перевязала их яркой атласной лентой и положила в чашу.(30) Мама просила ей красивую чашу подарить.(31) Сверху приклеила броскую этикетку: «Именная чаша воспоминаний». (32)И строго-настрого велела не открывать ее до вечера 1 января. (33)Отпраздновали Новый год по-семейному – с играми, розыгрышами и лотереями, с подарками и поздравлениями из разных стран. (34)Весело, шумно! (35)Разъехались по домам…(36) А вечером… (37)Я столько услышала в свой адрес нежности и признательности(38) Мама плакала и благодарила… (39)Вот как – обратная связь! (40)Мама хранит эти письма и иногда их перечитывает. (41)Говорит, что это ее шедеврики. (42)Так их и называет.(43) Попробуйте и вы побаловать своих старших родственников такими вот трогательными откровениями. (44)Это нужно не только им!
- (По Ж.Магиной)
Приложение 2.
Лист самоанализа и самооценки.
Какую цель поставил на уроке?
Достиг ли цели?
Что помогло в работе на уроке?
Что мешало работе на уроке?
Оцени свою работу на уроке от 1 до 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Грамматические нормы деловой речи". Разработка урока элективного курса «Деловой русский язык», 11 класс
Важность урока заключается в том, что он является необходимым для раскрытия специфики делового стиля, отличительной особенностью которого является стандартизация. Основной содержательный компоне...
Разработки уроков развития речи по русскому языку для 5 класса
Уроки развития речи разработаны по программе Ладыжинской для 5 класса....
Разработка урока развития речи по русскому языку в 5 классе на тему "Поздравление спасшего утопающего"
Цель урока: учить детей строить позравительную речь и произносить ее; пополнить словарный запас; воспитывать чувство коллективизма....
Методическая разработка урока №1. Методика преподавания русского языка как наука
Первый урок в системе. Группа Ш-21 школьного отделения. Современный учитель должен владеть научным подходом к профессиональной деятельности: понимать психофизиологические особенности младшего школьног...
Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"
Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...
Разработка урока и презентация по русскому языку по теме: "Неполные предложения" 8 класс
Разработка урока русского языка для обучающихся 8 класса по теме: "Неполные предложения". Данный урок разработан с применением системно-деятельностного подхода к обучению. Имеется презентация, в котор...
Разработка урока - КВН по предмету «Русский язык и культура речи» Тема: «Фразеология»
Цели: показать на примере фразеологизмов богатство и многообразие русского языка; закрепить умение определять фразеологизмы, отличать их от свободных сочетаний слов.Оформление: на доске - плакат...