Урок русского языка в 8 классе
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему

Якимова Ирина Михайловна

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе по теме "Стили речи" (Умк С.И.Львовой и В.В.Львова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_stili_rechi.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОУ  «Московский кадетский корпус « Пансион  воспитанниц                Министерства обороны Российской Федерации»»

                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

                                     Руководитель отдельной дисциплины

 (русский язык и литература)

Савичева Т.В.____________

«       »                      20     г.

Урок русского языка в 8 «А»  классе «Повторение и обобщение по теме

«Стили речи. Речевая ситуация»

преподавателя русского языка и литературы Якимовой И.М.

План – конспект

урока  русского языка

 «Повторение и обобщение по теме

«Стили речи. Речевая ситуация».

Класс: 8

Тип урока: повторительно-обобщающий. 

Вид урока: комбинированный урок.

Материальное обеспечение:  презентация;

Методы работы: частично-поисковый (работа с текстами различных жанров), метод проблемного изложения материала,  метод критического мышления, аналитический и практические методы.

Организационная форма  урока: работа в парах

 Оборудование:

  1. Наглядный материал

     Таблица « Стили речи».

  1. Раздаточный материал

Схемы « Стили речи».

  1. Дидактический материал

Ксерокопии текстов для   работы.

Время проведения урока: 40 минут.

Место проведения: кабинет литературы  № 218.

Цели урока: формирование коммуникативной компетенции;

Задачи урока:

1) способствовать систематизации знаний, умений и навыков о стилях речи и речевой ситуации, закрепить навык составления текстов различных жанров и стилей;

2) способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся при решении лингвистической проблемы, развитию языкового чутья, выразительности речи в процессе работы с текстами различных жанров; развивать коммуникативные навыки воспитанниц;

3) продолжить работу по воспитанию бережного, чуткого, эстетического отношения к родному языку и родной природе; воспитывать чувство коллективизма; способствовать формированию этики поведения в условиях соревновательной деятельности.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Мотивация познавательной деятельности. Введение в проблему урока.

Преподаватель:  Итак, начнем урок русского языка. Эпиграфом к уроку служит восточная мудрость.

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь.

3. Целеполагание.

Запишем число и тему урока. Цель нашего  урока: систематизировать  знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения темы»Стили речи. Речевая ситуация»,   закрепим навык составления текстов различных жанров и стилей.

4. Актуализация знаний и умений.

- Сегодня предмет нашего изучения – стиль. Скажите, когда мы встречаемся с этим понятием в жизни? ( Когда говорим о стиле в одежде, в моде,

о стиле поведения, стиле вождения, о стиле речи, о стиле эпохи,о стиле руководства, о  стиле художника, стиле в искусстве, о высоком и низком стиле).

- Таким образом, стиль - это то, что отличает одного человека, одно направление от другого, т.е. лицо, особенность. Сегодня мы работаем со  стилями речи.

     - Чтобы определить проблематику нашего урока, я предлагаю вам посмотреть видеоролик.

(Просмотр видеоролика)

- Место за компьютером скоро освободится?

- На заданный тобою вопрос отвечаю отрицательно, ибо передо мной стояла дилемма: выполнение домашнего  задания  за компьютером  или отдых.

Но я приняла решение произвести работу за компьютером и настроена на долгосрочное пользование. На основании вышеизложенного предлагаю  предоставить  мне  возможность  осуществить работу за компьютером.

- В связи с твоим решением в отношении пользования компьютером уведомляю тебя, что место вакантно.

Преподаватель:

- Итак, какую языковую проблему мы будем сегодня рассматривать?

(Проблему стилистического соответствия речевой ситуации). (Слайд)

- Верно. Давайте вспомним, что такое стили речи.

(Стили речи – это исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения). (Слайд)

 - Какая речевая ситуация была показана в видеофрагменте? (Бытовая)

 - Какого языка она требует? (Обыденного, простого, разговорного)

 - Чем определяется выбор языковых средств? Что необходимо учитывать в речевой ситуации? (Выбор  языковых средств определяется темой, жанром, целевой установкой  адресата. Необходимо учитывать возраст, соц. положение адресата, культурный и образовательный уровень, употреблять языковой материал в зависимости от ситуации общения, стиля высказывания.  Стилистически  немотивированное употребление языковых  средств  приводит к нарушению уместности речи.)

       -   Какому стилю речи должна соответствовать эта ситуация?          (Разговорному).    

        -Назовите остальные функциональные стили языка. (слайд)

     -Каждый стиль имеет свои характерные особенности, черты.   Чтобы вспомнить их, я предлагаю вам из общего числа карточек, лежащих на столе, выбрать только те, которые соответствуют заданному стилю, и расположить их на маркерной доске.

………… .-  разговорный

……. …. – научный

…………– официально-деловой

………… - публицистический

……… …– художественный.

-Посмотрим, что у вас получилось. Вы справились с заданием.

 5. Работа по развитию речи.

 -А теперь проверим, насколько хорошо вы научились составлять тексты, принадлежащие стилям речи, помня  задачу каждого из стилей речи,  выбирая жанр высказывания и языковые средства. Каждому из вас будет задана определенная ситуация.

 Ваша задача – попытаться определить стиль, уместный в данной ситуации, определить правила, которых нужно придерживаться для построения высказывания в этой ситуации. Можете воспользоваться таблицей «Стили речи». У вас 7 минут на составление текстов. Тема общая для всех – «Пансион».

     Выберите жанр  и тип речи сочинения.

Ситуация 1. Вам нужно рассказать друзьям о происходящем в Пансионе. (Слайд)

Напоминаю, что в  разговорном стиле большую роль играют внеязыковые факторы: мимика и жесты.

Ситуация 2. Воспитанница   ведет репортаж с конференции юных филологов «Нужен ли современному человеку речевой этикет?», проходящей в Пансионе. (Слайд)  

Ситуация 3.Биолог рассказывает об уникальных видах птиц, живущих на территории Пансиона . (Слайд)

Ситуация 4. Представители  самоуправления Пансиона  составляют  памятку «Правила выступления перед аудиторией с докладом, сообщением».

Ситуация 5. Воспитанница  работает над  созданием лирического  стихотворения о Пансионе.

      (Слайд. Таблица «Стили речи».)

  1. Взаимооценка.

Преподаватель:  Проверим, какие результаты у вас получились. Для доказательства используйте материал таблицы, указывая характерные стилевые черты. Каждая  из групп внимательно слушает ответы и отвечает на вопросы:

- Соответствует ли речевая ситуация стилю речи, задачам стиля? Правильно ли выбраны языковые средства, соответствующие стилю. (Слайд)

7. Фронтальная работа с классом.

– Пока группы готовятся, предлагаю остальным участникам стилистическую  разминку.

 - Назовите стилистические ошибки:

1. Мы боремся за  увеличение уровня благосостояния (Повышение, нарушение лексической сочетаемости).

2. Прилетели пернатые птицы. (Плеоназм, употребление лишнего слова).

3. В рассказе «Муму» рассказывается о крепостническом произволе в России (Тавтология).

4. Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Заискивает, употребление слова неуместной стилевой окраски).

5. Наряду с этими признаками имеется и ряд других (Тавтология).

6. В нашем лесном массиве, наверное, уже грибы появились (Смешение стилей).

7. Сегодня холодно. Одень шубку.

8. Основной темой стали противоречия между протестантами. (Авторское новообразование от протестующие демонстранты.  Слово совпало с уже существующим словом с другим значением).

 – Вы доказали, что обладаете не только языковым чутьем, но и знаниями по стилистике. Однако их необходимо постоянно совершенствовать.

  1. Итог урока.  Обобщение.

Преподаватель: Итак, сегодня на уроке мы осмысливали закономерность соответствия речевой ситуации и стиля речи. Скажите, пригодятся ли вам  стилистические навыки в жизни? В заключение я прошу вас выразить свое отношение к теме урока в форме синквейна. 

Вариант.

   1. Сформулируйте тему синквейна одним словом -    Стилистика.

    2. Двумя определениями охарактеризуйте тему -    Многоликая, увлекательная.

    3. тремя глаголами  назовите действия, относящиеся к теме. -    Уточняет, воспитывает, развивает.

    4.Составьте фразу, показывающую ваше отношение к теме. -           Надо работать над навыками грамотной речи.

    5. Одним словом  сделайте заключение, вывод. -     Необходимость.

9.  Рефлексия.

-Что мы узнали на уроке?

-Чему мы научились?

Д.з. написать с сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Начать сочинение Вы можете словами    К.Г. Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...