Урок русского языка в 8 классе
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе по теме "Стили речи" (Умк С.И.Львовой и В.В.Львова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_stili_rechi.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГОУ «Московский кадетский корпус « Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации»»
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель отдельной дисциплины
(русский язык и литература)
Савичева Т.В.____________
« » 20 г.
Урок русского языка в 8 «А» классе «Повторение и обобщение по теме
«Стили речи. Речевая ситуация»
преподавателя русского языка и литературы Якимовой И.М.
План – конспект
урока русского языка
«Повторение и обобщение по теме
«Стили речи. Речевая ситуация».
Класс: 8
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: комбинированный урок.
Материальное обеспечение: презентация;
Методы работы: частично-поисковый (работа с текстами различных жанров), метод проблемного изложения материала, метод критического мышления, аналитический и практические методы.
Организационная форма урока: работа в парах
Оборудование:
- Наглядный материал
Таблица « Стили речи».
- Раздаточный материал
Схемы « Стили речи».
- Дидактический материал
Ксерокопии текстов для работы.
Время проведения урока: 40 минут.
Место проведения: кабинет литературы № 218.
Цели урока: формирование коммуникативной компетенции;
Задачи урока:
1) способствовать систематизации знаний, умений и навыков о стилях речи и речевой ситуации, закрепить навык составления текстов различных жанров и стилей;
2) способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся при решении лингвистической проблемы, развитию языкового чутья, выразительности речи в процессе работы с текстами различных жанров; развивать коммуникативные навыки воспитанниц;
3) продолжить работу по воспитанию бережного, чуткого, эстетического отношения к родному языку и родной природе; воспитывать чувство коллективизма; способствовать формированию этики поведения в условиях соревновательной деятельности.
Ход урока:
- Организационный момент
- Мотивация познавательной деятельности. Введение в проблему урока.
Преподаватель: Итак, начнем урок русского языка. Эпиграфом к уроку служит восточная мудрость.
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.
3. Целеполагание.
Запишем число и тему урока. Цель нашего урока: систематизировать знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения темы»Стили речи. Речевая ситуация», закрепим навык составления текстов различных жанров и стилей.
4. Актуализация знаний и умений.
- Сегодня предмет нашего изучения – стиль. Скажите, когда мы встречаемся с этим понятием в жизни? ( Когда говорим о стиле в одежде, в моде,
о стиле поведения, стиле вождения, о стиле речи, о стиле эпохи,о стиле руководства, о стиле художника, стиле в искусстве, о высоком и низком стиле).
- Таким образом, стиль - это то, что отличает одного человека, одно направление от другого, т.е. лицо, особенность. Сегодня мы работаем со стилями речи.
- Чтобы определить проблематику нашего урока, я предлагаю вам посмотреть видеоролик.
(Просмотр видеоролика)
- Место за компьютером скоро освободится?
- На заданный тобою вопрос отвечаю отрицательно, ибо передо мной стояла дилемма: выполнение домашнего задания за компьютером или отдых.
Но я приняла решение произвести работу за компьютером и настроена на долгосрочное пользование. На основании вышеизложенного предлагаю предоставить мне возможность осуществить работу за компьютером.
- В связи с твоим решением в отношении пользования компьютером уведомляю тебя, что место вакантно.
Преподаватель:
- Итак, какую языковую проблему мы будем сегодня рассматривать?
(Проблему стилистического соответствия речевой ситуации). (Слайд)
- Верно. Давайте вспомним, что такое стили речи.
(Стили речи – это исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения). (Слайд)
- Какая речевая ситуация была показана в видеофрагменте? (Бытовая)
- Какого языка она требует? (Обыденного, простого, разговорного)
- Чем определяется выбор языковых средств? Что необходимо учитывать в речевой ситуации? (Выбор языковых средств определяется темой, жанром, целевой установкой адресата. Необходимо учитывать возраст, соц. положение адресата, культурный и образовательный уровень, употреблять языковой материал в зависимости от ситуации общения, стиля высказывания. Стилистически немотивированное употребление языковых средств приводит к нарушению уместности речи.)
- Какому стилю речи должна соответствовать эта ситуация? (Разговорному).
-Назовите остальные функциональные стили языка. (слайд)
-Каждый стиль имеет свои характерные особенности, черты. Чтобы вспомнить их, я предлагаю вам из общего числа карточек, лежащих на столе, выбрать только те, которые соответствуют заданному стилю, и расположить их на маркерной доске.
………… .- разговорный
……. …. – научный
…………– официально-деловой
………… - публицистический
……… …– художественный.
-Посмотрим, что у вас получилось. Вы справились с заданием.
5. Работа по развитию речи.
-А теперь проверим, насколько хорошо вы научились составлять тексты, принадлежащие стилям речи, помня задачу каждого из стилей речи, выбирая жанр высказывания и языковые средства. Каждому из вас будет задана определенная ситуация.
Ваша задача – попытаться определить стиль, уместный в данной ситуации, определить правила, которых нужно придерживаться для построения высказывания в этой ситуации. Можете воспользоваться таблицей «Стили речи». У вас 7 минут на составление текстов. Тема общая для всех – «Пансион».
Выберите жанр и тип речи сочинения.
Ситуация 1. Вам нужно рассказать друзьям о происходящем в Пансионе. (Слайд)
Напоминаю, что в разговорном стиле большую роль играют внеязыковые факторы: мимика и жесты.
Ситуация 2. Воспитанница ведет репортаж с конференции юных филологов «Нужен ли современному человеку речевой этикет?», проходящей в Пансионе. (Слайд)
Ситуация 3.Биолог рассказывает об уникальных видах птиц, живущих на территории Пансиона . (Слайд)
Ситуация 4. Представители самоуправления Пансиона составляют памятку «Правила выступления перед аудиторией с докладом, сообщением».
Ситуация 5. Воспитанница работает над созданием лирического стихотворения о Пансионе.
(Слайд. Таблица «Стили речи».)
- Взаимооценка.
Преподаватель: Проверим, какие результаты у вас получились. Для доказательства используйте материал таблицы, указывая характерные стилевые черты. Каждая из групп внимательно слушает ответы и отвечает на вопросы:
- Соответствует ли речевая ситуация стилю речи, задачам стиля? Правильно ли выбраны языковые средства, соответствующие стилю. (Слайд)
7. Фронтальная работа с классом.
– Пока группы готовятся, предлагаю остальным участникам стилистическую разминку.
- Назовите стилистические ошибки:
1. Мы боремся за увеличение уровня благосостояния (Повышение, нарушение лексической сочетаемости).
2. Прилетели пернатые птицы. (Плеоназм, употребление лишнего слова).
3. В рассказе «Муму» рассказывается о крепостническом произволе в России (Тавтология).
4. Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Заискивает, употребление слова неуместной стилевой окраски).
5. Наряду с этими признаками имеется и ряд других (Тавтология).
6. В нашем лесном массиве, наверное, уже грибы появились (Смешение стилей).
7. Сегодня холодно. Одень шубку.
8. Основной темой стали противоречия между протестантами. (Авторское новообразование от протестующие демонстранты. Слово совпало с уже существующим словом с другим значением).
– Вы доказали, что обладаете не только языковым чутьем, но и знаниями по стилистике. Однако их необходимо постоянно совершенствовать.
- Итог урока. Обобщение.
Преподаватель: Итак, сегодня на уроке мы осмысливали закономерность соответствия речевой ситуации и стиля речи. Скажите, пригодятся ли вам стилистические навыки в жизни? В заключение я прошу вас выразить свое отношение к теме урока в форме синквейна.
Вариант.
1. Сформулируйте тему синквейна одним словом - Стилистика.
2. Двумя определениями охарактеризуйте тему - Многоликая, увлекательная.
3. тремя глаголами назовите действия, относящиеся к теме. - Уточняет, воспитывает, развивает.
4.Составьте фразу, показывающую ваше отношение к теме. - Надо работать над навыками грамотной речи.
5. Одним словом сделайте заключение, вывод. - Необходимость.
9. Рефлексия.
-Что мы узнали на уроке?
-Чему мы научились?
Д.з. написать с сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....