Методическая разработка по русскому языку в 11 классе по теме: «Предложение и его основные признаки»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Бондарик Галина Григорьевна

повторпить и обобщить знания учащихся о предложении как синтаксической единице; развивать умения и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_predlozhenie_i_ego_osnovnye_priznaki.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Осташковская  вечерняя  (сменная) общеобразовательная школа»

Методическая разработка по русскому языку в 11 классе по теме: «Предложение и его основные признаки»

             

Выполнила: Бондарик Г.Г. , учитель

русского языка и литературы                                        

Методическая разработка урока по русскому языку в 11 классе по теме:

«Предложение и его основные признаки».

Цель:  повторить и обобщить знания учащихся о предложении как синтаксической единице; развивать умения и навыки распознавать на слух вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; воспитывать культуру речи.

Оборудование: учебник, таблицы, раздаточный и дидактический материал.

Ход урока:

1. Объявление темы и цели урока.

2. Актуализация опорных знаний обучающихся.

В словосочетаниях может использоваться  один из трёх способов подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

Повторим каждый из этих способов.

 (Ученики выполняют синтаксический разбор словосочетаний у доски).

Высокий тополь - зависимое слово высокий стоит в тех же формах ( ед. ч., м. р., им. пад.), что и главное слово тополь. Если формы главного слова меняются, то  меняются и формы зависимого слова: высокого тополя (р. П.).

Итак, согласование – это способ связи, при котором зависимое слово используется в тех же формах, что и главное.

Учитель раздаёт карточки с заданием.  Определить  каждую группу словосочетаний. Слова в словосочетаниях не согласованы:  1). синий – цветка, стальной – цепь. 2). Думать – работа, найти – друг, совершенно ясно, достаточно серьёзно.

Посадить яблоню -   при этом способе зависимое слово ( существительное или другая часть речи, используемая в значении существительного) ставится в определённом падеже – управление.

Упорно заниматься – связь слов в словосочетании является примыканием, при котором зависимое слово не изменяется, а связано с главным только по смыслу.

Беседа.      

-Что  такое словосочетание? ( Словосочетание – это сочетание двух  или более слов, связанных по смыслу и грамматически).   

 - Из чего оно состоит? ( Оно состоит из главного и зависимого слова, смысловая связь между которыми устанавливается при помощи вопросов).

- Какие способы связи слов в словосочетании существуют?

-  Что такое предложение? ( Предложение – это одно или несколько слов, в которых заключено какое- либо сообщение, побуждение к действию или вопрос).

3. Обобщение изученного материала.

1. Коллективная работа.

Задание:

1) Прочитайте и сравните записи на доске.  Чем они отличаются?

2) Можно ли назвать запись №1 текстом? Почему?

3) Можно ли назвать Запись №2 текстом? Почему?

4) Чем словосочетание отличается от предложений?

5) Назовите типы предложений, которые использованы в данном тексте.

6) Какие предложения называются повествовательными, вопросительными, восклицательными?

№1

№2

Украинская ночь; украинской ночи; с середины неба; необъятный небесный небосвод; ещё необъятнее.

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он.( Н.В. Гоголь).

      2. Практическая работа.

-  Используя слова из диктанта, составьте три предложения ( повествовательное, вопросительное, восклицательное).

3. Закрепление материала ( с опорой на таблицы).

( Можно предложить учащимся прочитать теоретический материал учебника).

Предложение – основная синтаксическая единица. В отличие от словосочетания предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов или одного из них.  Для предложений характерна интонационная и смысловая законченность, то есть они представляют собой отдельные высказывания.

Предложение как основная синтаксическая единица.    

                                                                                                     

                                                                                                  Таблица №1

1. Назначение предложения.

1) формирование мысли;

2) выражение мысли;

Интонация конца – средство выражения смысловой завершенности высказывания.

2. Строение предложения

1)грамматическая основа;

2) грамматическая связь компонентов;

3) порядок компонентов;

4) структурная схема предложения.

3. Грамматическое значение предложения.

1) вид предложения по цели высказывания;

2) смысловые отношения между компонентами предложения.

                                                                                                         

                                                                                                    Таблица №2

Типы

Разряды

Примеры

По цели высказывания

Повествовательные

Запад гаснет в дали бледно-розовой.

Вопросительные

А где мой друг?

Побудительные

Вы бы проверили перевод!

Восклицательные

Молчать! Ужасный век!

По количеству грамматических основ

Простые ( одна грамматическая основа)

Дорога шла по крутому берегу Днепра.

Сложные ( несколько грамматических основ)

Река ещё не замёрзла, и её  волны грустно чернели в однообразных берегах.

По строению грамматической основы

Двусоставные ( подлежащее + сказуемое)

Быстро сохнет трава.

Односоставные ( с одним главным членом)

Скоро рассветёт.

По наличию второстепенных членов предложения

Распространённые ( второстепенные члены есть)

Скоро рассветёт.

Нераспространённые ( второстепенных членов нет).

Начинается рассвет.

4. Обобщение материала.

1. Коллективная работа.

( Работа проводится у доски)

Задание учащимся

1) Запишите предложения под диктовку учителя..

2) Выделите в предложениях грамматические основы.

3) Дайте характеристику предложений, руководствуясь таблицей №2.

1. Вспоминается мне ранняя,  погожая осень. 2. Всюду славно пахнет яблоками. 3. В поредевшем саду далеко видна дорога к шалашу. 4. Ветер не шелохнётся. Тишина. 5.Поздняя ночь. Море шумит за окном.

2. Индивидуальная работа по карточкам.

( Выполняют несколько обучающихся).

1. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

2) Выделите грамматические основы.

3). Дайте характеристику предложений в соответствии с таблицей №2.

Я на днях заночевал на степном озере// Оно почти сплош.. зар..сло высок.. камыш..м//  На середине бл..стела у..кая полоса чистой воды// Медленно гасла з..ря//  В спокойной воде отражались первые звёзды//  Скорей бы прошла ночь//  Перед р..светом тревожный ути..ный крик заставил меня очну(ть,т)ся. Отчего бе..покоились утки//  Какая(то) тень мелькнула перед моими глазами чьи (то) крылья едва (не) задели меня по лицу// Берегись ноч(?) ной хищ(?) ницы//  

3. Работа с учебником.

( Во время индивидуальной работы учитель предлагает остальным обучающимся выполнить упражнения из учебника).

4. Подведение итогов урока.

1. Оценивание учебных достижений обучающихся.

2. Заключительная беседа.

1) Что такое предложение?

2) Чем предложение отличается от словосочетания?

3) Каковы основные признаки предложения?

4) Что называется грамматической основой предложения?

5) Как делятся предложения по количеству грамматических основ?

Вывод. В отличие от словосочетаний предложения имеют грамматическую основу, состоящую из главных членов ( двусоставные) или одного из них (односоставные).

Для предложений характерна интонационная и смысловая законченность, то есть они представляют собой отдельные высказывания ( повествовательные, вопросительные, побудительные). По  количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные, по наличию второстепенных членов – на распространённые и нераспространённые.

5. Домашнее задание.

1. Выучить теоретический материал и выполнить упражнение из учебника.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему: "Состав слова"

В данной методической разработке представлен конспект урока во втором классе на тему "Состав слова"....

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка по русскому языку 5 класс (ФГОС) «Предложения с обращениями»

УЧЕБНИК: «Русский язык: Учебник для 5 класса» М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др. ПРОГРАММА: Авторская программа по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской,...