Урок русского языка в 5 классе на тему "Синонимы".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цели и задачи урока:
Знать:
- определение синонимов;
- о различии синонимов оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
- о словарях синонимов;
- о роли синонимов в речи.
Уметь:
- подбирать синонимы к данному слову;
- использовать синонимы в речи;
- пользоваться словарём синонимов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinonimy.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Синонимы»
Цели и задачи урока:
Знать:
- определение синонимов;
- о различии синонимов оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
- о словарях синонимов;
- о роли синонимов в речи.
Уметь:
- подбирать синонимы к данному слову;
- использовать синонимы в речи;
- пользоваться словарём синонимов.
Этапы урока:
- Устная синтаксическая работа.
- Объяснение новой темы: определение синонимов.
- Фронтальная работа с доской и тетрадью на закрепление материала.
- Самостоятельная работа с дифференцированными заданиями на закрепление изученного материала.
- Работа с учебником.
- Знакомство со словарём синонимов.
Ход урока
- Устная синтаксическая пятиминутка.
На доске записаны слова:
| Заготовлены магнитные таблички со словами:
|
Задание:
Подберите к каждому глаголу близкий по значению. Прочитайте их в том же числе и лице. Составьте с двумя близкими по значению глаголами предложения и схемы к ним.
- Объяснение нового материала.
- Слова, которые вы сейчас назвали парами, называются синонимами. Запишите в тетрадь происхождение этого слова:
Син – «одно», онима – «имя» (греч.)
Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего-либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные:
Небольшой; Маленький;
Малый; Крошечный;
Крохотный; Микроскопический;
Миниатюрный; карликовый.
Русский язык богат и глаголами – синонимами:
Обидеть – оскорбить;
Сказать – ляпнуть;
Бояться – опасаться;
Истратить – спустить – разбазарить.
Такие группы слов называются синонимическими рядами. В каждом таком ряду имеется стержневое слово.
- Наблюдения (фронтальная работа на закрепление материала).
На доске : Однажды в чаще леса я видел рысь. Грациозная кошка бесшумно и быстро вскарабкалась на дерево.
- Укажите слова, которые обозначают один и тот же предмет.
- Какой речевой ошибки удалось избежать в результате замены слова другим, близким ему по значению? (Повтора).
- Запишите в тетрадь эти предложения.
- Самостоятельная работа с использованием разноуровневых заданий.
Работа выполняется учащимися на отдельных листах бумаги. После выполнения работы – разбор заданий каждого уровня (ученики предлагают свои варианты ответов) – коллективное обсуждение.
Карточка №1 Ниже даны вразбивку синонимы. Составьте из этих слов ряды синонимов. Назовите общее значение слов – синонимов каждого ряда. Всадник, страна, метель, темнота, наездник, мрак, буран, сторона, верховой, темень, край, вьюга, конный, потёмки, земля. |
Карточка №2 Спишите, заменяя выделенные слоа синонимами для преодоления неоправданного повторения слов. С помощью чего оказались связанными предложения в записанном тексте. Ребятишки поднимались на крутой холм. Подниматься было трудно, и они устали. Когда поднялись на вершину холма, сели отдохнуть и полюбоваться окрестными местами. Для справок: влезать, взбираться, подниматься, вскарабкиваться. |
Карточка №3 К данным словам подберите синонимы, используя материал для справок - 1. Назовите общее значение слов – синонимов в составленных вами рядах синонимов, используя материал для справок – 2. Белый, вежливый, ветхий, гармоничный. Для справок:
|
- Изучение учебного материала в учебнике.
После чтения учебного материала краткое обсуждение прочитанного.
- Знакомство со «Словарём синонимов русского языка».
Вопросы учителя:
- Как построена словарная статья?
- Что вы узнали о синонимах?
- Чем отличаются синонимы друг от друга? (оттенками, значением, употреблением в речи).
- Подведение итогов.
Выставление отметок отвечавшим ученикам.
Домашнее задание:
В синонимических рядах расположите синонимы в порядке усиления признака:
- Холод, стужа, мороз.
- Метель, буран, буря, вьюга, пурга, метелица.
- Дуться, злиться, серчать, беситься, разъяриться.
Список используемой литературы:
- Арсирий А.Т. «Материалы по занимательной грамматике русского языка», Москва «Просвещение»
- Романова С.А. «Тематическая разработка уроков русского языка» 5кл., Москва «Школа-Пресс»
- Ундзенкова А., Сагирова О. «Русский с увлечением», Екатеринбург, 2003г.
- Дидактические материалы по русскому языку 5 кл. , Москва «Просвещение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....