Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 9 класса к учебнику В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_9_kl_babaytseva.docx34.04 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Основу рабочей программы составляют следующие документы:

  • Государственный стандарт общего образования;
  • Примерная программа основного общего образования по русскому языку;
  • Рабочие программы по русскому языку: 5-9 классы: По программе под ред. В.В.Бабайцевой

Программа содержит:

отобранную в соответствии с  задачами обучения систему понятий из области синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формированию коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о пунктуации; названия пунктуационных правил.

Цели обучения русскому языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи организации учебной деятельности:

формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:

Языковая компетенция (т.е осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве, функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:

    формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате  обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся  ученых, сделавших открытия в изучении родного языка;

развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения;

 совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Курс русского языка в 9 классе рассчитан на 68 часов в год (2 часа в неделю).

№ урока

Наименование раздела, подраздел. Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля, вид самостоятельной работы

Д/З

Сроки прохождения

1

Вводный урок о русском языке

1

Комбинированный

Рассказ, работа с книгой, беседа.

Знать основные средства художественной изобразительности, находить их в тексте.

Творческая работа

2-3

Повторение материала, изученного в 8 классе.

2

Комбинированный

4

Развитие речи: понятие об аннотации.

1

Комбинированный

Отличительные черты аннотации как одного из видов информационной переработки текста.

Уметь создавать текст в жанре аннотации.

Редактирование текста.

Создать письменное высказывание

5

Сложное предложение. Основные виды сложных предложений.

1

Комбинированный

Отличие сложного предложения от простого. Виды сложных предложений. Знаки препинания.

Знать признаки сложных предложений.

Уметь создавать синонимичные конструкции сложных предложений и использовать их в речи.

6

Союзные сложные предложения. Сложносочиненное предложение.

1

Комбинированный

Основные группы ССП по значению и союзам

Знать основные группы ССП по значению и союзам.

Создание текстов-повествований с использованием в них ССП

Создание текста-повествования

7

Знаки препинания в ССП

1

Комбинированный

Расширение знаний о ССП. Совершенствование навыков пунктуационного и синтаксического разбора ССП

Вычленять из текста ССП, производить их разбор.

8

ССП с общим второстепенным членом.

1

Комбинированный

Формирование понятия об особенностях структуры ССП с общим второстепенным членом

Находить в тексте ССП с общим второстепенным членом

9

Знаки препинания в ССП

1

Комбинированный

Обобщение и систематизация материалов по ССП

Уметь производить лингвистический анализ текста с точки зрения синтаксиса ССП

Работа со справочной литературой.

10

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «ССП»

1

Контроль  

11

Развитие речи: портретный очерк. Подготовка к домашнему сочинению (портретный очерк)

1

Развития речи

Понятие об элементах портретного очерка, формирование навыков редактирования.

Уметь создавать текст публицистического стиля.

Редактирование написанного.

Сочинение

12

Сложноподчиненное предложение. Строение СПП.

1

Комбинированный

Углубление понятия о СПП.

Уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП

Составить мини-текст (рассуждение), используя в нем СПП

13

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.

1

Комбинированный

Различение союзов и союзных слов.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы ССП, правильно использовать их в речи.

Создание текста определенного функционально-смыслового типа

14-15

Развитие речи: изложение с элементами сочинения текста

2

Развития речи

Совершенствование навыков подробного изложения текста и подробного ответа на вопрос задания.

Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, подробно его излагать, отвечать на вопрос задания

Самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст

16

Указательные слова. особенности присоединения придаточных предложений к главному.

1

Комбинированный

Нахождение в предложении указательных слов.

Уметь видеть в предложении указательные слова и определять вид придаточного в соответствии с этим, находить слово, к которому относится придаточное, и задавать от него вопрос.

Приведение примеров, подбор аргументов.

17-18

СПП с несколькими придаточными.

2

Комбинированный

Понятие о последовательном, однородном и параллельном подчинении.

Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением

Создание текста определенного функционально-смыслового типа

Упр. 159, создать мини-текст описательного характера с употреблением в нем СПП

19

Развитие речи: рецензия на книгу. Подготовка к домашнему сочинению-рецензии.

1

Развития речи

Понятие о рецензии.

Уметь отбирать литературный материал, создавать текст в жанре рецензии.

Создание письменных высказываний.

Сочинение

20

Виды придаточных предложений. Определительные придаточные.

1

Комбинированный

Понятие о видах придаточных предложений.

Уметь объяснять постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными, вычленять их из текста и правильно употреблять в речи.

Упр. 121,122

21

Придаточные подлежащные и сказуемые.

1

Комбинированный

Особенности структуры этих предложений.

Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи.

Создание мини-рассуждения.

Упр. 115,117

22

Придаточные дополнительные.

1

Комбинированный

Особенности структуры этих предложений.

Уметь создавать мини-повествование с использованием в них СПП с придаточными дополнительными.

Мини-повествование.

Упр. 142

23

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

Контроль

24

Развитие речи: стили речи. Разговорный стиль.

1

Развитие речи

Отличительные особенности разговорного стиля, его жанры и использование в речи.

Уметь создавать монологи и диалоги с использованием разговорного стиля

Создать диалог с использованием разговорного стиля.

25-26

Придаточные обстоятельственные.

2

Комбинированный

Особенности структуры предложений

Уметь производить пунктуационный разбор.

Создание мини-повествований

Упр. 159,160

27-28

Обобщение изученного по теме «СПП»

2

Комбинированный

Обобщение изученного.

Уметь создавать письменные и устные монологические высказывания на нравственно-этические темы с использованием СПП

Создание письменных высказываний.

Упр. 161

29

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «СПП»

1

Контроль

30-31

Развитие речи: изложение с элементами сочинения текста.

2

Развитие речи

Совершенствование навыка сжатого изложения текста и рассуждения на тему.

Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, сжато его излагать, отвечать на вопрос задания.

Самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.

32

Бессоюзное сложное предложение. Понятие о БСП. Запятая и точка с запятой в БСП.

1

Комбинированный

Отработка приема сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП, отработка пунктуационных навыков синтаксического разбора.

Уметь находить в тексте БСП и определять их художественную роль, выразительные возможности.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.

Упр. 171

33

Двоеточие в БСП.

1

Комбинированный

Правила постановки двоеточия в БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребление в речи

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.

Упр. 180

34

Тире в БСП.

1

Комбинированный

Правила постановки тире в БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП.

Создание письменных высказываний.

Упр.192

35

Обобщающее повторение пунктуационных норм в БСП.

1

Комбинированный

Соблюдение норм постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в БСП.

Уметь осуществлять самооценку выполненной работы.

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности.

Упр.198

36

Зачет по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1

Контроль знаний.

Правила постановки знаков препинания в БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП.

Подбор аргументов, формулирование выводов.

37

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Бессоюзное сложное предложение».

1

Контроль знаний.

38-39

Развитие речи: научный и официально-деловой стиль речи.

2

Развития речи.

Отличительные особенности стилей речи, их основные жанры (отзыв, реферат, выступление, расписка, заявление)

Уметь создавать тексты этих стилей и жанров.

Создание доклада, статьи, доверенности, резюме.

Написать доверенность

40

Сложные предложения с разными видами связи.

1

Комбинированный

Отличительные особенности СП с разными видами связи.

Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях.

Подбор аргументов, формулирование выводов.

Упр.222

41

Сложные предложения с разными видами связи.

1

Комбинированный

Отличительные особенности СП с разными видами связи.

Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях.

Подбор аргументов, формулирование выводов.

Упр.228

42

Сложные предложения с разными видами связи.

1

Комбинированный

Отличительные особенности СП с разными видами связи.

Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях.

Подбор аргументов, формулирование выводов.

Упр.239

43

Зачет по теме «Сложное предложение»

1

Контроль знаний.

Основные группы СП, их отличительные признаки, особенности предложений с разными видами связи.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения СП, употребление в речи, производить пунктуационный и синтаксический разбор.

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности.

44-45

Развитие речи: изложение с элементами сочинения по тексту №20

2

Развития речи.

Тип и стиль речи текста.

Уметь составлять план,определять тип и стиль речи текста,подробно его излагать,отвечать на вопросы задания.

Написание сочинения.

46

Предложение с чужой речью. Способы передачи чужой речи.

1

Комбинированный

Основные способы передачи чужой речи.

Уметь определять способ передачи чужой речи.

Приведение примеров.

Упр.224

47

Предложения с прямой речью.

1

Комбинированный

Правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора.

Уметь определять все способы передачи чужой речи, составлять схемы предложений с прямой речью.

Приведение примеров.

Упр.254

48

Предложения с косвенной речью.

1

Комбинированный

Правила постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью.

Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания.

Приведение примеров.

Упр.259

49

Цитаты и способы цитирования.

1

Комбинированный

Основные способы цитирования.

Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, правильно использовать цитаты в собственных сочинениях.

Употребление на письме и в речи.

Упр.264

50-51

Развитие речи: публицистический и художественный стиль речи.

1

Развития речи.

Отличительные особенности данных стилей, основные жанры публицистического стиля (выступление, очерк)

Уметь создавать тексты этих стилей и жанров.

Создание текста в разных стилях и жанрах.

Упр.155

52

Общие сведения о языке. Роль языка в жизни человека и общества.

1

Комбинированный

Основные функции языка в обществе.

Уметь составлять конспект текста о роли языка в жизни человека и общества

Составление конспекта.

Упр.273

53

Язык как развивающееся явление.

1

Комбинированный

Русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари.

Знать о лексических и фразеологических новациях последних лет.

Составление доклада, статьи.

Упр.281

54

Русский язык в современном мире.

1

Комбинированный

Государственный язык РФ, язык межнационального общения, величие и общепризнанность русского языка.

Знать о лингвистических новациях последних лет.

Составление конспекта.

Упр.289

55

Развитие речи: изложение с элементами сочинения текста №24 (о милосердии).

1

Развития речи.

Составление плана, определение типа и стиля речи текста, сжатое его изложение, умение отвечать на вопрос задания (элемент сочинения).

Уметь сжато излагать текст.

Написание изложения.

56

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах. Фонетика. Орфография.

1

Комбинированный

Звуки речи, связь фонетики с графикой и орфографией, орфоэпические нормы.

Уметь применять знания в практике правописания и говорения.

Анализ текста и устного высказывания.

Упр.291

57

Морфемика. Словообразование. Орфография.

1

Комбинированный

Виды морфем, основные способы образования слов.

Уметь применять знания в практике правописания.

Анализировать текст.

Упр.314

58

Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное.

1

Комбинированный

Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль

Уметь применять знания по морфологии в практике правописания.

Анализировать текст.

Упр.330

59

Морфология. Местоимение.

1

Комбинированный

Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль

Уметь применять знания по морфологии в практике правописания.

Анализировать текст.

Упр.333

60

Морфология. Наречие.

1

Комбинированный

Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль.

Уметь применять знания по морфологии в практике правописания.

Анализировать текст.

Упр.349

61

Морфология. Глагол.

1

Комбинированный

Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль

Уметь применять знания по морфологии в практике правописания.

Анализировать текст.

Упр.340

62

Морфология. Причастие. Деепричастие.

1

Комбинированный

Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль

Уметь применять знания по морфологии в практике правописания.

Анализировать текст.

Упр.352

63

Морфология. Предлог. Союз. Частица. Междометие.

1

Комбинированный

Морфологические признаки служебных частей речи и междометия.

Уметь применять знания по морфологии в практике правописания.

Анализировать текст.

Упр.369

64

Синтаксис простого предложения. Пунктуация.

1

Комбинированный

Опознавательные признаки простого предложения, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова.

Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Анализировать текст.

Повторение

65

Итоговый диктант по темам: «Обобщение изученного», «Сложное предложение».

1

Контроль знаний

Овладение орфографическими и пунктуационными навыками.

Уметь осуществлять речевой самоконтроль.

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности.

66-68

Резервные уроки: повторение.

3

Учебно-методический комплект:

  1. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007
  2. Е.И. Никитина Русская речь. Развитие речи. 9 класс. – М.: Дрофа, 2005
  3. Русский язык. Практика. 9 класс. – М. Дрофа, 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 6 класса по програм-ме М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского

Настоящая программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержа...

Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 9 класса по программе

Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержа...

Рабочая программа учебного курса по русскому языку 5 класса

Рабочая программа учебного курса по русскому языку 5  класса...

Рабочая программа учебного курса по русскому языку 7 класса

Рабочая программа учебного курса по русскому языку 7 класса...

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса (17 часов)

Примерная рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык для общеобразовательных организации с обучением на русском языке разработана в соответствии ФГОС....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах

Адаптированная рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык и родная (русская) литература" 5-9 класс ФГОС ООО...