Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 9 класса к учебнику В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_9_kl_babaytseva.docx | 34.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Основу рабочей программы составляют следующие документы:
- Государственный стандарт общего образования;
- Примерная программа основного общего образования по русскому языку;
- Рабочие программы по русскому языку: 5-9 классы: По программе под ред. В.В.Бабайцевой
Программа содержит:
отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формированию коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о пунктуации; названия пунктуационных правил.
Цели обучения русскому языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи организации учебной деятельности:
формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:
Языковая компетенция (т.е осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве, функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка;
развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения;
совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Курс русского языка в 9 классе рассчитан на 68 часов в год (2 часа в неделю).
№ урока | Наименование раздела, подраздел. Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля, вид самостоятельной работы | Д/З | Сроки прохождения |
1 | Вводный урок о русском языке | 1 | Комбинированный | Рассказ, работа с книгой, беседа. | Знать основные средства художественной изобразительности, находить их в тексте. | Творческая работа | ||
2-3 | Повторение материала, изученного в 8 классе. | 2 | Комбинированный | |||||
4 | Развитие речи: понятие об аннотации. | 1 | Комбинированный | Отличительные черты аннотации как одного из видов информационной переработки текста. | Уметь создавать текст в жанре аннотации. | Редактирование текста. | Создать письменное высказывание | |
5 | Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. | 1 | Комбинированный | Отличие сложного предложения от простого. Виды сложных предложений. Знаки препинания. | Знать признаки сложных предложений. | Уметь создавать синонимичные конструкции сложных предложений и использовать их в речи. | ||
6 | Союзные сложные предложения. Сложносочиненное предложение. | 1 | Комбинированный | Основные группы ССП по значению и союзам | Знать основные группы ССП по значению и союзам. | Создание текстов-повествований с использованием в них ССП | Создание текста-повествования | |
7 | Знаки препинания в ССП | 1 | Комбинированный | Расширение знаний о ССП. Совершенствование навыков пунктуационного и синтаксического разбора ССП | Вычленять из текста ССП, производить их разбор. | |||
8 | ССП с общим второстепенным членом. | 1 | Комбинированный | Формирование понятия об особенностях структуры ССП с общим второстепенным членом | Находить в тексте ССП с общим второстепенным членом | |||
9 | Знаки препинания в ССП | 1 | Комбинированный | Обобщение и систематизация материалов по ССП | Уметь производить лингвистический анализ текста с точки зрения синтаксиса ССП | Работа со справочной литературой. | ||
10 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «ССП» | 1 | Контроль | |||||
11 | Развитие речи: портретный очерк. Подготовка к домашнему сочинению (портретный очерк) | 1 | Развития речи | Понятие об элементах портретного очерка, формирование навыков редактирования. | Уметь создавать текст публицистического стиля. | Редактирование написанного. | Сочинение | |
12 | Сложноподчиненное предложение. Строение СПП. | 1 | Комбинированный | Углубление понятия о СПП. | Уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП | Составить мини-текст (рассуждение), используя в нем СПП | ||
13 | Подчинительные союзы и союзные слова в СПП. | 1 | Комбинированный | Различение союзов и союзных слов. | Уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы ССП, правильно использовать их в речи. | Создание текста определенного функционально-смыслового типа | ||
14-15 | Развитие речи: изложение с элементами сочинения текста | 2 | Развития речи | Совершенствование навыков подробного изложения текста и подробного ответа на вопрос задания. | Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, подробно его излагать, отвечать на вопрос задания | Самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст | ||
16 | Указательные слова. особенности присоединения придаточных предложений к главному. | 1 | Комбинированный | Нахождение в предложении указательных слов. | Уметь видеть в предложении указательные слова и определять вид придаточного в соответствии с этим, находить слово, к которому относится придаточное, и задавать от него вопрос. | Приведение примеров, подбор аргументов. | ||
17-18 | СПП с несколькими придаточными. | 2 | Комбинированный | Понятие о последовательном, однородном и параллельном подчинении. | Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением | Создание текста определенного функционально-смыслового типа | Упр. 159, создать мини-текст описательного характера с употреблением в нем СПП | |
19 | Развитие речи: рецензия на книгу. Подготовка к домашнему сочинению-рецензии. | 1 | Развития речи | Понятие о рецензии. | Уметь отбирать литературный материал, создавать текст в жанре рецензии. | Создание письменных высказываний. | Сочинение | |
20 | Виды придаточных предложений. Определительные придаточные. | 1 | Комбинированный | Понятие о видах придаточных предложений. | Уметь объяснять постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными, вычленять их из текста и правильно употреблять в речи. | Упр. 121,122 | ||
21 | Придаточные подлежащные и сказуемые. | 1 | Комбинированный | Особенности структуры этих предложений. | Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи. | Создание мини-рассуждения. | Упр. 115,117 | |
22 | Придаточные дополнительные. | 1 | Комбинированный | Особенности структуры этих предложений. | Уметь создавать мини-повествование с использованием в них СПП с придаточными дополнительными. | Мини-повествование. | Упр. 142 | |
23 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | Контроль | |||||
24 | Развитие речи: стили речи. Разговорный стиль. | 1 | Развитие речи | Отличительные особенности разговорного стиля, его жанры и использование в речи. | Уметь создавать монологи и диалоги с использованием разговорного стиля | Создать диалог с использованием разговорного стиля. | ||
25-26 | Придаточные обстоятельственные. | 2 | Комбинированный | Особенности структуры предложений | Уметь производить пунктуационный разбор. | Создание мини-повествований | Упр. 159,160 | |
27-28 | Обобщение изученного по теме «СПП» | 2 | Комбинированный | Обобщение изученного. | Уметь создавать письменные и устные монологические высказывания на нравственно-этические темы с использованием СПП | Создание письменных высказываний. | Упр. 161 | |
29 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «СПП» | 1 | Контроль | |||||
30-31 | Развитие речи: изложение с элементами сочинения текста. | 2 | Развитие речи | Совершенствование навыка сжатого изложения текста и рассуждения на тему. | Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, сжато его излагать, отвечать на вопрос задания. | Самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. | ||
32 | Бессоюзное сложное предложение. Понятие о БСП. Запятая и точка с запятой в БСП. | 1 | Комбинированный | Отработка приема сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП, отработка пунктуационных навыков синтаксического разбора. | Уметь находить в тексте БСП и определять их художественную роль, выразительные возможности. | Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. | Упр. 171 | |
33 | Двоеточие в БСП. | 1 | Комбинированный | Правила постановки двоеточия в БСП. | Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребление в речи | Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. | Упр. 180 | |
34 | Тире в БСП. | 1 | Комбинированный | Правила постановки тире в БСП. | Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП. | Создание письменных высказываний. | Упр.192 | |
35 | Обобщающее повторение пунктуационных норм в БСП. | 1 | Комбинированный | Соблюдение норм постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в БСП. | Уметь осуществлять самооценку выполненной работы. | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности. | Упр.198 | |
36 | Зачет по теме «Бессоюзное сложное предложение» | 1 | Контроль знаний. | Правила постановки знаков препинания в БСП. | Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП. | Подбор аргументов, формулирование выводов. | ||
37 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Бессоюзное сложное предложение». | 1 | Контроль знаний. | |||||
38-39 | Развитие речи: научный и официально-деловой стиль речи. | 2 | Развития речи. | Отличительные особенности стилей речи, их основные жанры (отзыв, реферат, выступление, расписка, заявление) | Уметь создавать тексты этих стилей и жанров. | Создание доклада, статьи, доверенности, резюме. | Написать доверенность | |
40 | Сложные предложения с разными видами связи. | 1 | Комбинированный | Отличительные особенности СП с разными видами связи. | Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях. | Подбор аргументов, формулирование выводов. | Упр.222 | |
41 | Сложные предложения с разными видами связи. | 1 | Комбинированный | Отличительные особенности СП с разными видами связи. | Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях. | Подбор аргументов, формулирование выводов. | Упр.228 | |
42 | Сложные предложения с разными видами связи. | 1 | Комбинированный | Отличительные особенности СП с разными видами связи. | Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях. | Подбор аргументов, формулирование выводов. | Упр.239 | |
43 | Зачет по теме «Сложное предложение» | 1 | Контроль знаний. | Основные группы СП, их отличительные признаки, особенности предложений с разными видами связи. | Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения СП, употребление в речи, производить пунктуационный и синтаксический разбор. | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности. | ||
44-45 | Развитие речи: изложение с элементами сочинения по тексту №20 | 2 | Развития речи. | Тип и стиль речи текста. | Уметь составлять план,определять тип и стиль речи текста,подробно его излагать,отвечать на вопросы задания. | Написание сочинения. | ||
46 | Предложение с чужой речью. Способы передачи чужой речи. | 1 | Комбинированный | Основные способы передачи чужой речи. | Уметь определять способ передачи чужой речи. | Приведение примеров. | Упр.224 | |
47 | Предложения с прямой речью. | 1 | Комбинированный | Правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора. | Уметь определять все способы передачи чужой речи, составлять схемы предложений с прямой речью. | Приведение примеров. | Упр.254 | |
48 | Предложения с косвенной речью. | 1 | Комбинированный | Правила постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью. | Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания. | Приведение примеров. | Упр.259 | |
49 | Цитаты и способы цитирования. | 1 | Комбинированный | Основные способы цитирования. | Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, правильно использовать цитаты в собственных сочинениях. | Употребление на письме и в речи. | Упр.264 | |
50-51 | Развитие речи: публицистический и художественный стиль речи. | 1 | Развития речи. | Отличительные особенности данных стилей, основные жанры публицистического стиля (выступление, очерк) | Уметь создавать тексты этих стилей и жанров. | Создание текста в разных стилях и жанрах. | Упр.155 | |
52 | Общие сведения о языке. Роль языка в жизни человека и общества. | 1 | Комбинированный | Основные функции языка в обществе. | Уметь составлять конспект текста о роли языка в жизни человека и общества | Составление конспекта. | Упр.273 | |
53 | Язык как развивающееся явление. | 1 | Комбинированный | Русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари. | Знать о лексических и фразеологических новациях последних лет. | Составление доклада, статьи. | Упр.281 | |
54 | Русский язык в современном мире. | 1 | Комбинированный | Государственный язык РФ, язык межнационального общения, величие и общепризнанность русского языка. | Знать о лингвистических новациях последних лет. | Составление конспекта. | Упр.289 | |
55 | Развитие речи: изложение с элементами сочинения текста №24 (о милосердии). | 1 | Развития речи. | Составление плана, определение типа и стиля речи текста, сжатое его изложение, умение отвечать на вопрос задания (элемент сочинения). | Уметь сжато излагать текст. | Написание изложения. | ||
56 | Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах. Фонетика. Орфография. | 1 | Комбинированный | Звуки речи, связь фонетики с графикой и орфографией, орфоэпические нормы. | Уметь применять знания в практике правописания и говорения. | Анализ текста и устного высказывания. | Упр.291 | |
57 | Морфемика. Словообразование. Орфография. | 1 | Комбинированный | Виды морфем, основные способы образования слов. | Уметь применять знания в практике правописания. | Анализировать текст. | Упр.314 | |
58 | Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. | 1 | Комбинированный | Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль | Уметь применять знания по морфологии в практике правописания. | Анализировать текст. | Упр.330 | |
59 | Морфология. Местоимение. | 1 | Комбинированный | Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль | Уметь применять знания по морфологии в практике правописания. | Анализировать текст. | Упр.333 | |
60 | Морфология. Наречие. | 1 | Комбинированный | Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. | Уметь применять знания по морфологии в практике правописания. | Анализировать текст. | Упр.349 | |
61 | Морфология. Глагол. | 1 | Комбинированный | Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль | Уметь применять знания по морфологии в практике правописания. | Анализировать текст. | Упр.340 | |
62 | Морфология. Причастие. Деепричастие. | 1 | Комбинированный | Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль | Уметь применять знания по морфологии в практике правописания. | Анализировать текст. | Упр.352 | |
63 | Морфология. Предлог. Союз. Частица. Междометие. | 1 | Комбинированный | Морфологические признаки служебных частей речи и междометия. | Уметь применять знания по морфологии в практике правописания. | Анализировать текст. | Упр.369 | |
64 | Синтаксис простого предложения. Пунктуация. | 1 | Комбинированный | Опознавательные признаки простого предложения, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова. | Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложения. | Анализировать текст. | Повторение | |
65 | Итоговый диктант по темам: «Обобщение изученного», «Сложное предложение». | 1 | Контроль знаний | Овладение орфографическими и пунктуационными навыками. | Уметь осуществлять речевой самоконтроль. | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности. | ||
66-68 | Резервные уроки: повторение. | 3 |
Учебно-методический комплект:
- В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007
- Е.И. Никитина Русская речь. Развитие речи. 9 класс. – М.: Дрофа, 2005
- Русский язык. Практика. 9 класс. – М. Дрофа, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 6 класса по програм-ме М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского
Настоящая программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержа...
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 9 класса по программе
Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержа...
Рабочая программа учебного курса по русскому языку 5 класса
Рабочая программа учебного курса по русскому языку 5 класса...
Рабочая программа учебного курса по русскому языку 7 класса
Рабочая программа учебного курса по русскому языку 7 класса...
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса (17 часов)
Примерная рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык для общеобразовательных организации с обучением на русском языке разработана в соответствии ФГОС....
Рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык" для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса
Календарно-тематическое планирование...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах
Адаптированная рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык и родная (русская) литература" 5-9 класс ФГОС ООО...