Рабочая программа факультативного курса "Математическая мозаика" - 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему
Содержание курса "Математическая мозаика" направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, рассуждать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskaya_mozaika.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа факультативного курса
«Математическая мозаика»
(общеинтеллектуальное направление)
Срок реализации 1 год
5 класс
Программу составила
учитель математики
МБОУ СОШ № 4 г.Полярные Зори
Кирпичникова Т.А.
2014 год
г. Полярные Зори
Пояснительная записка
Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Разработанная программа ориентирована на развитие математических способностей учащихся, формирование у них культуры умственного труда на основе многовековой истории математики как науки.
Предусматривается обязательное выделение времени на решение задач повышенной трудности. Это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, формированию наглядно-образного и абстрактного мышления, формированию навыков творческого мышления. Развитию пространственного воображения способствуют задачи геометрического содержания. Рассматриваются также занимательные геометрические задачи, которые имеют прикладную направленность.
Содержание программы направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит знакомство учащихся с категориями математических задач, не связанных непосредственно со школьной программой, с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем.
Актуальность курса – необходимость реализации индивидуальных образовательных запросов, удовлетворения познавательных потребностей.
Педагогическая целесообразность введения данного курса состоит в том, что его содержание и формы организации помогут учащимся через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставят им возможность работать на уровне повышенных возможностей.
Общая характеристика курса
Программа индивидуально – групповых занятий рассчитана на обучающихся 5 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.
Индивидуально – групповые занятия «Занимательная математика» входят во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Программа учитывает возрастные особенности школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Индивидуально – групповые занятия предназначены для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Основная цель программы — развитие творческих способностей, логического мышления, углубления знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения практических задач и вопросов, решаемых с помощью арифметики или первоначальных знаний геометрии.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
- углубление и расширение знаний учащихся по математике;
- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
- развитие практико-деятельностных умений в области геометрии;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры; привитие интереса учащимися к математике;
- развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
- воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы;
- практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- доброжелательный психологический климат на занятиях;
- личностно-деятельностный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
- подбор методов, соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
- оптимальное сочетание форм деятельности;
- преемственность, каждая новая тема логически связана с предыдущей;
- добровольность и доступность.
Для реализации целей данного курса предполагается использовать следующие формы работы во время проведения учебных занятий:
- построение алгоритма действий;
- фронтальная (ученики работают синхронно под управлением учителя);
- работа в парах, взаимопроверка
- самостоятельная ( ученики выполняют индивидуальные задания в течение занятия);
- постановка проблемной задачи и совместное ее решение;
- обсуждение решений в группах, взаимопроверка в группах.
Реализуется безоценочная форма организации обучения. Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий; познавательная активность на занятиях: заинтересованность; результаты выполнения тестовых заданий и олимпиадных заданий; способность планировать ответ и ход решения задач; оригинальность ответа. Занятия проводятся в кабинете математики с использованием мультимедийного оборудования (проектор, компьютер), видеоматериалов, компьютерных программ.
Формы подведения итогов: участие в олимпиадах, в предметных неделях, в проектной деятельности, в выставке творческих работ.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40-45 минут.
Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат;
- выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- сопоставлять полученный результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаружение и исправление ошибок;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
–анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
–осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
–строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
–создавать математические модели;
–уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
–уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД:
–самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
–приводить аргументы, подтверждая их фактами;
–учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
Участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование его
–уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
Основное содержание программы.
Приемы быстрого счета
Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. Умножение двухзначных чисел на 11;13. Промежуточное приведение к «круглым» числам. Использование изменения порядка счета. Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Умножение и деление на 5,50,500. Метод умножения двухзначных чисел «крест на крест». Умножение двухзначных чисел, близких к 100.
Предметными результатами изучения раздела «Приёмы быстрого счёта» являются умения:
- Использовать определения делителя и кратного, простого числа и составного числа.
- Доказывать с помощью контрпримеров утверждения о делимости чисел.
- Применять изученные способы быстрого счёта.
- Анализировать задание и применять удобный приём вычислений.
Решение задач
Задачи-шутки. Задачи-загадки. Задачи на определение возраста. Задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Задачи на переливание. Задачи на уравнивание. Задачи на движение. Логические задачи. Логика и рассуждения. Решение олимпиадных задач.
Предметными результатами изучения раздела «Решение задач» являются умения:
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи.
- Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
- Выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Конструировать алгоритм решения задачи.
- Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения задачи.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
- Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
- Конструировать несложные задачи.
- Решать текстовые задачи разными способами.
- Решать удобным для себя способом логические задачи.
Геометрическая мозаика
Простейшие геометрические фигуры. Геометрия на клетчатой бумаге. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. Конструирование фигур из треугольников. Закрашивание углов фигуры и подсчет углов. Геометрические головоломки. Задачи на разрезание и складывание фигур. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Топологические опыты. Турнир по геометрии.
Предметными результатами изучения раздела «Геометрическая мозаика» являются умения:
- Использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира.
- Распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры.
- Анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- Составлять фигуры из частей.
- Решать простейшие задачи на разрезание и составление геометрических фигур.
- Находить решения «жизненных» задач, в которых используются математические средства.
Комбинаторные задачи
Метод перебора. Дерево возможных вариантов. Решение задачи «Секретный код» Решение задачи «Генетический код» Игра - соревнование: «Флаги на мачтах»
Предметными результатами изучения раздела «Комбинаторные задачи» являются умения:
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи.
- Конструировать алгоритм решения задачи.
- Выписывать множество всевозможных результатов простейших случайных экспериментов.
- Решать комбинаторные задачи с помощью правила умножения.
- Решать удобным для себя способом комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Тематическое планирование.
Основное содержание | Основные виды учебной деятельности |
Приемы быстрого счета (8 часов) | |
Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. Умножение двухзначных чисел на 11;13. Промежуточное приведение к «круглым» числам. Использование изменения порядка счета. Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Умножение и деление на 5,50,500. Метод умножения двухзначных чисел «крест на крест». Умножение двухзначных чисел, близких к 100. | Формулировать определения делителя и кратного, простого числа и составного числа, свойства и признаки делимости. Доказывать и опровергать с помощью контрпримеров утверждения о делимости чисел. |
Решение задач (11 часов) | |
Задачи-шутки. Задачи-загадки. Задачи на определение возраста. Задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Задачи на переливание. Задачи на уравнивание. Задачи на движение. Логические задачи. Логика и рассуждения. Решение олимпиадных задач. | Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. |
Геометрическая мозаика (10 часов) | |
Простейшие геометрические фигуры. Геометрия на клетчатой бумаге. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. Конструирование фигур из треугольников. Закрашивание углов фигуры и подсчет углов. Геометрические головоломки. Задачи на разрезание и складывание фигур. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Топологические опыты. Турнир по геометрии. | Распознавать на чертежах, рисунках и моделях геометрические фигуры, конфигурации фигур. Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире. Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертежных инструментов. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Исследовать и описывать свойства геометрических фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение. Строить углы заданной величины с помощью транспортира. Моделировать геометрические объекты, используя бумагу пластилин, проволоку. |
Комбинаторные задачи (5 часов) | |
Метод перебора Дерево возможных вариантов. Решение задачи «Секретный замок» Решение задачи «Генетический код» Игра- соревнование: «Флаги на мачтах» | Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов или комбинаций. Применять правило комбинаторного умножения для нахождения числа объектов или комбинаций (диагонали многоугольника, рукопожатия, число кодов и др.) |
Планируемые результаты изучения курса.
По окончанию обучения, обучающиеся научатся:
- оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
- выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений;
- выполнять несложные практические расчёты;
- использовать в устном счете некоторые методы сложения, деления, умножения, возведения чисел в квадрат;
- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
- применять нестандартные методы решения различных математических задач;
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
- решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
- решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
По окончанию обучения, обучающиеся получат возможность:
- углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
- научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- применять нестандартные методы решения различных математических задач;
- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
- углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
- научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов;
- научиться исследовать и описывать свойства геометрических фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение;
- научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач;
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса курса.
Для осуществления образовательного процесса по необходимы следующие принадлежности:
- игра «Танграм»;
- набор геометрических фигур;
- компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор;
- набор ЦОР по «Математике и конструированию».
Литература для учителя и учащихся.
- И.Я.Депман, Н.Я.Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
- Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
- Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
- Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
- О.С.Шейнина, Г.М.Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2007г.
- А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
- И.И.Григорьева «Математика. Предметная неделя в школе». Москва, «Глобус» 2008
- М.А.Калугин. «После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки» Ярославль, «Академия развития», 2011
- И.Ф.Шарыгин, А.В.Шевкин «Задачи на смекалку.5-6 классы» Москва, «Просвещение», 2009
- В.Г.Житомирский, Л.Н.Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994
- Н.А.Козловская Математика. «Нестандартные занятия по развитию логического и комбинаторного мышления». 5-6 кл. М.: ЭНАС,2007.
Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников
- https://ru.wikipedia.org/
- http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1264/Itemid,118/limit,20/limitstart,0/ - презентации, тренажеры, сценарии
- http://ya-umni4ka.ru/ – конкурсы, олимпиады
- http://www.vot-zadachka.ru/index.php?article_id=136#top
- http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://mathkang.ru/ - конкурс «Кенгуру»
- http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - учительский портал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса «Информатика» 6 класс
Цели и задачи курсапознакомить учащихся с широким спектром разноплановых задач, где эффективно может применяться компьютерная технология.формировать интерес к изучению программирования. дать ученику в...
Рабочая программа факультативного курса "Математическая мозаика" 6 класс
Содержание программы "Математическая мозаика" направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, рассуждать. Программа позволяет ос...
Рабочая программа факультативного курса для 6 класса "Англия от А до Я"
Факультативный курс «Англия от А до Я» предназначен для учащихся 6-х классов, имеющих основные понятия о грамматическом строе языка, желающих восполнить пробелы предыдущей подготовки и вместе с тем уг...
Рабочая программа «факультативного курса» «Математический практикум» 9 класс
Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются факультативные курсы, которые позволяют повторить, расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивают мышление и исследовательские...
Рабочая программа факультативного курса для 8 класса "Дистанционные проекты"
Курс носит прикладной характер и призван сформировать у обуча¬емых знания об элементах занимательности и закрепить технологические навыки оперирования различными программными средствами при ...