Рабочая программа факультативного курса "Исторический портрет", 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) на тему
Сегодня, несмотря на интеграционные процессы, идущие в мире, каждый народ стремиться сохранить свою самобытность. Большую роль в этом играет история. А история, как никакая другая наука, населена яркими личностями. Каждая личность – это не только страничка в мировой истории, это еще и огромная сила, влияющая на подрастающее поколение.
Роли личности в истории всегда уделялось большое внимание. Они играют в историческом процессе как положительную, так и отрицательную роль. Их имена привлекают внимание потомков. Нам интересны не только их деяния, но и черты характера, привычки, внешний облик, семейное окружение.
Тематика факультативного курса охватывает великих деятелей 15-18 вв. В основу отбора выдающихся людей легли нравственно-эстетический, духовный, психологический критерии. Курс составлен с учетом интересов учащихся и рассчитан на 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskiy_portret_7_kldocx.docx | 32.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Молодёжненская СОШ»
Рассмотрено на заседании МО Согласовано: Утверждаю
Учителей ГЦ Заместитель директора по Директор МКОУ МСОШ
Руководитель МО УВР _________ /Боктаева Л.О./
_________/Азаматова Б.Б./ __________/Басангова Л.М./ Пр. №___от______20__г.
Протокол №___от____20___ г.
Программа факультативного курса
«Исторический портрет»
в 7 классе
на 2012-2013 учебный год
учителя истории и обществознания
Бембеева Евгения Витальевича
Единая методическая тема школы: «Личностно-ориентированное обучение и воспитание, как средство развития школьника и саморазвития личности»
Методическая тема: «Воспитание патриотизма, познавательного интереса»
Тема по самообразованию: «Развитие педагогической техники, изучение возрастной психологии школьников»
Стаж работы: 1 год
п. Молодёжный
Пояснительная записка
Сегодня, несмотря на интеграционные процессы, идущие в мире, каждый народ стремиться сохранить свою самобытность. Большую роль в этом играет история. А история, как никакая другая наука, населена яркими личностями. Каждая личность – это не только страничка в мировой истории, это еще и огромная сила, влияющая на подрастающее поколение.
Роли личности в истории всегда уделялось большое внимание. Они играют в историческом процессе как положительную, так и отрицательную роль. Их имена привлекают внимание потомков. Нам интересны не только их деяния, но и черты характера, привычки, внешний облик, семейное окружение.
Тематика факультативного курса охватывает великих деятелей 15-18 вв. В основу отбора выдающихся людей легли нравственно-эстетический, духовный, психологический критерии. Курс составлен с учетом интересов учащихся и рассчитан на 34 часа.
Вводимый курс представляет собой дополнительную информацию не представленную в учебных пособиях.
Он выстроен в хронологической последовательности и состоит из 4 блоков:
1-й блок. Выдающиеся деятели «Эпохи великих географических открытий»
.2 –й блок. Великие деятели искусства и науки 15-16 вв.
3-й блок «Эпоха реформации и абсолютизма».
4-й блок. Россия 17-18 вв.
Цель курса – познакомить учащихся с биографиями исторических деятелей, глубже и полнее познать суть персонифицированной мировой истории, восполнить школьную программу, формировать социально-личностные компетенции и содействовать развитию индивидуальных способностей учащихся, т.е. создать условия для становления гражданской позиции учащихся.
Задачи курса:
- Через биографию отдельных исторических деятелей глубже прочувствовать историю мировой цивилизации, постараться понять поступки выдающихся людей того времени в конкретной исторической обстановке;
- Привлечь учащихся к исследовательской работе по воссозданию биографий выдающихся деятелей истории и культуры.
- Расширить кругозор учащихся в данной области.
В данной программе более глубоко и объемно изучается деятельность великих исторических личностей, оставивших неизгладимый след в мировой истории. Рассматриваются актуальные проблемы развития России в определенные периоды.
Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории мировой цивилизации и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории.
Требования к данному элективному курсу и пути развёртывания учебного материала и основных идей курса заключаются в следующем:
- Научить ребят осмысливать и сравнивать прочитанное из разных источников;
- Обучить правилам ведения учебной дискуссии;
- Использовать художественное и документальное кино для активизации познавательных интересов учащихся;
- научить отбирать интересный материал для хрестоматий по определённой тематике.
Знания и умения, полученные ребятами на занятиях этого курса, позволят им работать с разными видами документов и таблиц, по-новому посмотреть на роль личности в истории государства, сформировать собственное мнение по объекту изучения, подготовить публичное выступление на итоговый урок.
Основой факультативного курса является расширение базы знаний, путем получения дополнительной информации.
Формы работы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Умения и навыки:
- Находить, систематизировать и анализировать историческую информацию.
- Рассматривать события и явления с точки зрения их происхождения в ту или иную эпоху.
- Выявлять причины возникновения различных версий и оценок событий прошлого и настоящего.
- Выражать и аргументировано представлять, отстаивать собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Методы преподавания:
- Лекции
- Практические занятия
- Семинары
- Дискуссии в форме круглого стола
- Урок-версия
- Урок-обсуждение
Возможные виды деятельности:
- Составление таблиц
- Устные сообщения учащихся с последующей дискуссией
- Написания эссе, докладов, сочинений
- Составление карт
- Анализ биографий
- Просмотр видеоматериалов
- Работа с мультимедиа
- Работа с родословными
- Создание проекта
- Работа со схемами и памятками
- Использование ИНТЕРНЕТ
Доля самостоятельности ученика:
Учащиеся могут выбрать:
- объект изучения
- вид отчетных работ
- форму работы
- литературу, по которой они будут готовить отчетную работу.
Форма итоговой отчетности:
Конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся.
Диагностика: анкетирование, собеседование, наблюдение.
Учебно-тематический план курса.
№ | Раздел. Тема | Кол-во часов |
1. | Введение. Характеристика исторической личности. | 1 |
Блок 1.Выдающиеся деятели «Эпохи великих географических открытий» | 5 ч. | |
2. | Бартоломео Диаш. | 1 |
3. | Христофор Колумб | 1 |
4. | Васко Да Гама | 1 |
5. | Эрнан Кортес | 1 |
6. | Франсиско Писарро | 1 |
Блок 2. Великие деятели искусства и науки 15-16 вв. | 5 ч. | |
7. | Леонардо Да Винчи | 1 |
8. | Микеланджело Буаноротти | 1 |
9. | Рафаэль Санти | 1 |
10. | Донателло | 1 |
11. | Николай Коперник | 1 |
| Блок 3. «Эпоха реформации и абсолютизма». | 6 ч. |
12. | Мартин Лютер | 1 |
13. | Жан Кальвин | 1 |
14. | Оливер Кромвель | 1 |
15. | Альбрехт Дюрер | 1 |
16. | Уильям Шекспир | 1 |
17 | Исаак Ньютон | 1 |
| Блок 4. Россия 17-18 вв. | 15 ч. |
18. | Михаил Романов | 1 |
19. | Петр великий | 1 |
20. | Степан Разин | 1 |
21. | Александр Меньшиков | 1 |
22. | Яков Брюс | 1 |
23. | Михаил Ломоносов | 1 |
24. | Елизавета Петровна | 1 |
25. | П. Румянцев | 1 |
26. | Екатерина Великая | 1 |
27. | Емельян Пугачев | 1 |
28. | А. Радищев | 1 |
29. | А. Суворов | 1 |
30. | Ф.Ушаков | 1 |
31. | Д.Фонвизин | 1 |
32. | Н. Карамзин | 1 |
33. | Павел 1 | 1 |
34. | Самоотчет (работа в рамках 4 блоков). | 1 |
Содержание изучаемого курса
Введение (1 час).
Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения.
Блок 1.Выдающиеся деятели «Эпохи великих географических открытий» (5 ч.)
- Бартоломео Диаш. Биография. Первым из европейцев обогнул Африку с юга, открыл мыс Доброй Надежды и вышел в Индийский океан.
- Христофор Колумб. Биография. Испанский мореплаватель итальянского происхождения, в 1492 году открывший для европейцев Америку.
Колумб первым из достоверно известных путешественников пересёк Атлантический океан в субтропической и тропической полосе северного полушария и первым из европейцев ходил в Карибском море. Он положил начало исследованию Южной и Центральной Америки. Он открыл все Большие Антильские острова — центральную часть Багамского архипелага, Малые Антильские острова (от Доминики до Виргинских островов включительно), а также ряд мелких островов в Карибском море и остров Тринидад у берегов Южной Америки.
- Васко Да Гама. Биография. Португальский мореплаватель эпохи Великих географических открытий. Командующий морской экспедицией, которая впервые в истории проплыла из Европы до Индии. 6-й губернатор Португальской Индии и 2-й Вице-король Индии (в 1524 году), 1-й граф Видигейра.
- Эрнан Кортес. Биография. Испанский конкистадор, завоеватель Мексики.
- Франсиско Писарро. Биография. испанский авантюрист, конкистадор, завоевавший империю инков и основавший город Лима.
Практикум:
Начало оформления папки «Исторические личности»
Ожидаемые результаты: учащиеся узнали много нового о первооткрывателях и истории Американского континента.
Средства обучения: презентации, картины, книги, отрывки из фильмов.
Блок 2. Великие деятели искусства и науки 15-16 вв. (5 ч.)
- Леонардо Да Винчи. Биография. Великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis).
- Микеланджело Буаноротти. Биография. Великий итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса.
- Рафаэль Санти. Биография. Великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.
- Донателло. Биография. Итальянский скульптор эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета.
- Николай Коперник. Биография. Польский и прусский астроном, математик, экономист, каноник эпохи Ренессанса. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.
Практикум:
Оформление папки «Исторические личности»
Ожидаемые результаты: учащиеся узнали много нового о великих деятелях искусства и науки того времени и о трудах написанных ими.
Средства обучения: презентации, картины, книги, отрывки из фильмов.
Блок 3. «Эпоха реформации и абсолютизма» (6 ч.)
- Мартин Лютер.Биография. христианский богослов, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма.
- Жан Кальвин.Бография. Французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.
- Оливер Кромвель. Биография. Вождь Английской революции, выдающийся военачальник и государственный деятель, в 1643—1650 гг. — генерал-лейтенант парламентской армии, в 1650—1653 гг. — лорд-генерал, в 1653—1658 гг. — лорд-протектор Англии, Шотландии и Ирландии.
- Альбрехт Дюрер . Биография. Немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии и одним из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников.
- Уильям Шекспир. Биография. Великий английский драматург и поэт, один из самых знаменитых драматургов мира, автор (согласно Шекспировскому канону) по крайней мере 12 трагедий, 16 комедий, 6 исторических хроник — в том числе состоящих из нескольких частей, 4 поэм и цикла из 154 сонетов.
- Исаак Ньютон. Биография. Английский физик , математик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисление, теорию цвета и многие другие математические и физические теории.
Практикум:
Продолжение оформления папки «Исторические личности»
Ожидаемые результаты: учащиеся ознакомились с деятельностью великих людей «Эпохи реформации и абсолютизма»
Средства обучения: презентации, картины, книги, отрывки из фильмов.
Блок 4. Россия 17-18 вв. (16 ч.)
- Михаил Романов. Биография. Первый русский царь из династии Романовых (правил с 24 марта 1613 года), был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта) 1613 года, что закрывало период Смутного времени. Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии — Патриарха Московского Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урождённой Шестовой). Приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Фёдору I Иоанновичу.
- Петр великий.Биография. последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).
Он был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года.
- Степан Разин. Биография. Донской казак, предводитель восстания 1670—1671 годов, крупнейшего в истории допетровской России.
- Александр Меньшиков.Биография. Российский государственный и военный деятель, сподвижник и фаворит Петра Великого, после его смерти в 1725—1727 — фактический правитель России. Имел титулы Светлейшего князя Российской империи, Священной Римской империи и герцога Ижорского (единственный русский дворянин, получивший герцогский титул), первый член Верховного Тайного Совета Российской империи, президент Военной коллегии, первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга (1703—1727), первый российский сенатор, полный адмирал (1726). Генерал-фельдмаршал (1709), при Петре Втором — генералиссимус морских и сухопутных войск (12 мая 1727).
- Яков Брюс.Биография. Российский государственный деятель, военный, инженер и учёный, один из ближайших сподвижников Петра I. Умелый полководец, генерал-фельдмаршал (1726), создатель российской артиллерии, граф (1721). Представитель знатного шотландского рода Брюсов, младший брат Романа Вилимовича Брюса, первого обер-коменданта Санкт-Петербурга. Предки Я. Брюса с 1647 года жили в России.
- Михаил Ломоносов.Биография. Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик. Он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований.
- Елизавета Петровна.Биография. Российская императрица с 25 ноября (6 декабря) 1741 года из династии Романовых, дочь Петра I и Екатерины I.
- П. Румянцев.Биография. русский военный и государственный деятель, граф (1744 год), генерал-фельдмаршал (1770 год).Кавалер орденов российских Святого Апостола Андрея, Святого Александра Невского, Святого Георгия 1-го класса и Святого Владимира I степени, прусского Чёрного орла и Святой Анны I степени. Почётный член Императорской Академии наук и художеств.
- Екатерина Великая.Биография. при рождении София Августа Фредерика фон Анхальт-Цербст-Дорнбург, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg (иначе София Августа Фредерика фон Анхальт-Цербстская); 21 апреля (2 мая) 1729, Штеттин, Пруссия — 6 (17) ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) — императрица всероссийская (1762—1796).
- Емельян Пугачев.Биография. донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773—1775 годов в России. Пользуясь слухами, что император Пётр III жив, Пугачёв назвался им; он был одним из нескольких десятков самозванцев, выдававших себя за Петра, и самым удачливым из них.
- А. Радищев. Биография. Русский писатель, философ, поэт, де-факто руководитель Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению законов при Александре I. Наиболее известен благодаря своему основному произведению «Путешествие из Петербурга в Москву», которое издал анонимно в 1790 году.
- А. Суворов. Биография.Национальный герой России, русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений), один из основоположников русского военного искусства.Князь Италийский (1799), граф Рымникский (1789), граф Священной Римской империи, генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск, гранд Сардинского королевства и принц королевской крови (с титулом «кузен короля»), кавалер всех российских (вручавшихся мужчинам) и многих иностранных военных орденов, вручавшихся в то время.
- Ф.Ушаков. Биография. Выдающийся русский флотоводец, адмирал (1799), командующий Черноморским флотом. Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.
- Д.Фонвизин. Биография. Русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии.
- Н. Карамзин.Биография. Русский историк-историограф, писатель, поэт.
Почётный член Императорской Академии наук (1818), действительный член Императорской Российской академии (1818). Создатель «Истории государства Российского» (тома 1—12, 1803—1826 гг.) — одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791—1792) и «Вестника Европы» (1802—1803).
- Павел 1.Биография. Император Всероссийский с 6 (17) ноября 1796 года, из императорского рода Романовых, Гольштейн-Готторп-Романовской династии, великий магистр Мальтийского ордена, генерал-адмирал, сын Петра III Фёдоровича и Екатерины II Алексеевны.
Практикум:
Продолжение оформления папки «Исторические личности»
Ожидаемые результаты: учащиеся получили дополнительную информацию о людях оказавших решающее влияние на ход развития российской истории и культуры.
Средства обучения: презентации, картины, книги, отрывки из фильмов.
Практические занятия должны научить учащихся добывать и перерабатывать полученную информацию, составлять информационно-архивный материал.
Литература:
- Энциклопедии
- Словари
- Справочники
- История России в портретах в 2-х т. Смоленск, Брянск, 1996 г.
- Л.Е. Морозова. «История России в лицах», М. «Школа –
Пресс», 2000 г.
- Н.И. Павленко. «А.Д. Меншиков». М. «Наука», 1984г.
- Н.И. Павленко. «Петр Первый». М. «Наука», 1984г.
- В.И. Неваковский. Рассказы о Петре Великом. М. Панорама, 1992г.
- М.Ш. Файнштейн. Вознесены на пьедестал. М. Панорама, 1992 г.
10. «Исторический журнал» (http://www.history-illustrated.ru/)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса по математике "Коррекция вычислительных навыков" для специальных (коррекционных) классов VII вида (6 класс)
Рабочая программа рассчитана на преподавание 1 час в неделю, составлена для специальных (коррекционных) классов VII вида. Содержит разделы: пояснительная записка, планируемые результаты освоения курса...
рабочая программа факультативного курса 6 класс
рабочая программа факультативного курса 6 класс...
Рабочая программа факультативного курса, 7 класс
Рабочая программа факультатива «Успешный английский» для 7 класса составлена на основе: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Т...
Рабочая программа факультативного курса 5 класс
Рабочая программа факультативного курса «Занимательная биология» ...
Рабочая программа факультативного курса 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАфакультативного курса «Клуб путешественников»для 5 б класса...
Рабочая программа факультативного курса 7 класс
Рабочая программа факультативного курса по биологии «Фауна планеты Земля»...
Рабочая программа факультативного курса (6 класс)
факультативные занятия...