Конспект урока по русскому языку "Суффиксы О - А на конце наречий"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку предназначен для учащихся 7 класса при изучение темы "Наречие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_narechiya_na_a_o.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

              7 класс            Учитель русского языка    Глазунова М. А.

 Открытый урок по теме «Буквы -о, -а на конце наречий»

         Цели урока:

а) обучающая -  создать условия для осознанного изучения новой темы учащихся в системе различных методов; сформировать навык грамотного, безошибочного письма; формирование умения составлять алгоритм действий при решении орфографической задачи.

б) развивающая: формирование  проблемного и критического мышления у учащихся путем включения их в активную мыслительную деятельность; развитие коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся; развитие навыков анализа текста и работы со словарем; развитие устной диалогической речи.

в) воспитывающая: воспитание самостоятельности, критического отношения к себе; сотрудничество в работе, воспитание внимательного и культурного читателя, формирование жизненных установок и основ нравственности.

  1. Лексическая разминка. Устная работа с фразеологизмами.

Определить значение фразеологизмов, заменив их близкими по значению словами.

Душа в душу (дружно)

Не покладая рук (усердно)

В час по чайной ложке (мало)

Засучив рукава (хорошо, старательно)

Галопом по Европам (наспех, кое-как)

Непочатый край (много)

Спустя рукава (лениво, плохо)

- Слова какой части речи мы использовали для замены? (наречия)

Случайно это? (нет, мы сейчас изучаем эту часть речи)

Тогда, используя наречия, скажите мне, как вы настроены сегодня поработать? (продуктивно, качественно, активно, хорошо)

-А как никто не хочет работать? (плохо, лениво, непродуктивно). Что ж, в конце урока мы с вами подведем итог, получилось ли у нас работать так, как хотелось.

  1. Работа над правописанием наречий.

На доске записаны пословицы.

Дорога помощь (во)время.

С другом (по)братски, с врагом (по)солдатски.

Береги платье (с)нову, а честь (с)молоду.

Сердцу злого человека и (во)время отдыха покоя нет.

Науку изучают с азов, дружбу берегут сначала.

Друг за друга накрепко  держаться, ничего не бояться.

- Объяснить правописание наречий в данных пословицах методом игры «Согласен - не согласен».

В двух последних предложениях орфограмма не выделена. Есть ли в этих предложениях наречия? Да, сначала и накрепко) Сделайте морфемный разбор данных слов. При помощи каких суффиксов они образованы? (о-а). Какой возникает вопрос? (почему разные суффиксы) Как сформулировать тему урока?

Буквы о – а на конце наречий (запись на доске и в тетрадях).

                                  3.   Новая тема.

Целеполагание.

- Какова цель нашей работы?

Узнать, когда в наречиях пишется суффикс А, а когда О, т.е. вывести правило; определить способ применения правила.

IV. Работа учащихся по изучению темы.

Групповая работа:

1 группа.

Задание: определите,  каким способом образованы данные наречия:

Досуха, вправо, издавна, налево, затемно, слева.

Выводы: наречия образованы от прилагательных приставочно – суффиксальным способом.

Досуха - сухой

Вправо – правый

Издавна – давний

Налево – левый

Затемно – темный

Слева - левый

2 группа.

Задание: распределите наречия в две колонки в зависимости от суффикса:

Досуха, вправо, издавна, налево, затемно, слева, заживо, докрасна, снова, изредка, надолго.

Выводы: суффикс А пишется, если наречия образованы с помощью приставок  из, до, с

                Суффикс О пишется, если наречия образованы с помощью приставок в, на, за

3 группа

Задание: определить способ образования наречий досрочно, дословно, доходчиво, известно, изнеженно, доверчиво, связно.

Понаблюдайте, какие суффиксы пишутся на конце наречий.

Выводы: данные наречия образованы суффиксальным способом от прилагательных. На конце таких наречий пишется суффикс О.

4 группа

Задание: прочитайте правило по учебнику и оцените ответы – выводы трех групп.

                                               

                   Составление алгоритма правила

                          «Суффиксы О - А в наречиях»

  1. Каким способом образовано наречие: приставочно-суффиксальным?

а) суффиксальным

На конце наречий пиши О

б) приставочно – суффиксальным

ИЗ                                                     В

ДО      пиши А                                 НА             пиши О

С                                                        ЗА

       Закрепление темы с помощью тренировочных упражнений.

а). Работа с упражнением 574.

Работа по вариантам: в течение одной минуты записать в тетрадях и на доске максимальное количество наречий, образованных: 1в. – с помощью суффикса -а; 2 в. – с помощью суффикса -о. В записанных словах выделить все морфемы (по одному представителю от каждой команды – у доски).

1 в. – слева, справа, снова, дочерна, досуха, издавна, дочиста (на раскладках)

2 в. – влево, вправо, налево, направо, начерно, насухо, начисто, заново.

        Графический диктант.

Досыта, сгоряча, дотемна, извилисто, доходчиво, засветло, изнеженно.

Вновь обратимся к двум последним пословицам на доске и посмотрим, можно ли применить наше правило для них (проверка).

                                            Работа с текстом.

- Посмотрим еще раз на все пословицы, записанные на доске. Прочитайте их еще раз и скажите, что их объединяет? (они говорят о разных качествах человека)

- О каких конкретно качествах идет речь? (ум, доброта, помощь, умение дружить, порядочность). Как вы думаете, без какого главного качества человека невозможны все остальные? Человек не может быть добрым, отзывчивым, порядочным, если у него нет – чего? – совести.

Итак, мы пришли к выводу, что среди разнообразных человеческих качеств не последнее место занимает совесть.

Рефлексия: оцените свою работу на уроке с помощью наречий.

Запишите эти наречия в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "О и А на конце наречий"

Конспект урока по русскому языку в7 классе на тему "О и А на конце наречий"...

Урок по теме: Буквы О, А на конце наречий

Вид урока: урок усвоения новых знаний. Задачи урока. - Образовательные: совершенствовать знания об особенностях  наречия как части речи; формировать представления о правиле выбора суффикса на к...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....

Конспект урока по русскому языку на тему "Текстообразующая роль наречий в тексте" (7класс)

Урок систематизации знаний по теме "Наречие". систематизация знаний о роли наречий в текстах разных стилей.Развитие творческих, лингвистических, языковых и коммуникативных умений учащих...