Конспект урока по русскому языку на тему "Текстообразующая роль наречий в тексте" (7класс)
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему
Урок систематизации знаний по теме "Наречие".
- систематизация знаний о роли наречий в текстах разных стилей.
- Развитие творческих, лингвистических, языковых и коммуникативных умений учащихся.
- Развитие навыков анализа текста.
- Воспитание интереса к изучению русского языка, развитие языковой интуиции, восприимчивости к выразительной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Систематизация знание о роли наречий в разных стилях. | 29.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Павловская СШ
Открытый урок по русскому языку
в 7 классе
Тема: «Текстообразующая роль наречий в тексте»
учитель русского языка и литературы:
Берлинская П.В.
2017год
Тема: Текстообразующая роль наречий в тексте.
Цели урока:
- Систематизация знаний учащихся о наречии, о роли наречий в текстах разных стилей.
- Развитие творческих, лингвистических, языковых и коммуникативных умений учащихся.
- Развитие навыков анализа текста.
- Воспитание интереса к изучению русского языка, развитие языковой интуиции, восприимчивости к выразительной речи.
Задачи урока:
Реализовать поставленные цели через систему тестовых заданий, анализ текстов разных стилей (художественного, научного, официально-делового, публицистического), выполнение творческих заданий, используя индивидуальную, фронтальную, групповую форму организации урока.
Формируемые УУД:
личностные: формирование мировоззренческих понятий, формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков
предметные: знать, что такое наречие, на какие вопросы отвечает, морфологические и синтаксические признаки, правописание наречий.
метапредметные:
регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;
познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;
коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью; слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
Применяемые технологии: развивающее обучение
проблемное обучение
самодиагностики (коррекции),
игровые технологии.
Основные понятия: слово, части речи, толковый словарь
Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки для проведения рефлексии)
Ход урока
I.Психологический настрой. Постановка цели урока
-Ребята как вы себя чувствуете. Подберите наречия, которые наиболее точно могут передать ваше состояние.
ОТВЕТЫ: хорошо, плохо, радостно, замечательно, весело, чудесно, жутко, хмуро, спокойно и другие.
-А что мы сейчас пытаемся с вами сделать?
Ответ: Дать оценку своего состояния
-А кто из вас может мне сказатьо чем мы будем сегодня говорить?
Ответ: О наречиях
-Правильно ребята, а еще точнее мы понаблюдаем за ним и посмотрим какова роль наречия в текстах.
II. Мотивация к работе
1.Сценка «Рецепт».
Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика.
- В каком классе ты учишься, молодой человек?
- В 7
- А дружно вы живете в своем классе?
- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело.
- Жутко дружно. Ужасно и весело! А учитесь-то хорошо?
- Нормально. Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
- Нормально. …В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьезная! У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты сможешь только сам.
Врач дает «рецепт» - учебник русского языка.
- Что странного услышали вы в этом диалоге?
- Дайте правильный ответ на вопрос врача о жизни в классе. (Хорошо. Дружно и весело).
Чтобы правильно наречия в речи употреблять, надо о них побольше знать.
III Новый материал
1. Информация о наречии (подготовленный ученик)
Задание. Прослушайте текст, чтобы потом доказать, что это текст, озаглавить его, определить стиль.
Термин «наречие» встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень -реч-, который прежде был более многозначным, чем в современном языке. Слово «речь» когда-то имело среди других значений и значение «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин «наречие» на современный язык, мы получим искусственное слово «наглаголие».
Учитель: Следовательно, между глаголом и наречием существует непосредственная связь. Какая?
Предполагаемые ответы
УЧИТЕЛь: Уже древние ученые главную особенность наречия видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его и сообщая ему четкость и стилистическую выразительность.
2.Работа с текстом.
Предполагаемый ответ.
Это текст, так как предложения связаны по смыслу, есть слова одной тематической группы: наречие, глагол, язык, корень. Озаглавить текст можно «Наречие». Это научный стиль, так как встречается научная лексика.
Беседа по вопросам.
Что узнали нового?
Какое наречие встретилось в тексте?
Буквально – дословно, слово в слово.
Что такое функция?
Функция – это назначение, роль, которую выполняет наречие.
3.Выразительно-изобразительная функция наречий (исследование)
- Чтение текста (печатный материал).
Бирюк
Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому было еще верст восемь; моя добрая рысистая кобыла (бодро) бежала по пыльной дороге, (изредка) похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. (впереди) огромная лиловая туча (медленно) поднималась из-за леса; надо мною и мне (навстречу) неслись длинные серые облака; ракиты (тревожно) шевелились и лепетали. Душный жар (внезапно) сменился влажным холодом; тени (быстро) густели.
2.Задания к тексту
- Попробуйте прочитать текст про себя, пропуская наречия. Что получится?
- Сделайте вывод о том, какую функцию в тексте выполняют слова этой части речи.
Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому было еще верст восемь; моя добрая рысистая кобыла ( ) бежала по пыльной дороге, ( ) похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. ( ) огромная лиловая туча ( ) поднималась из-за леса; надо мною и мне ( ) неслись длинные серые облака; ракиты ( ) шевелились и лепетали. Душный жар ( ) сменился влажным холодом; тени ( ) густели.
Вывод.
Наречие обозначает признак действия. Оно выполняет выразительно – изобразительную функцию, обозначая признаки.
Учитель: По выражению А.С.Пушкина, наречие – это слово, «живописующее глагол».
- Но есть и еще одна, тоже очень важная, роль наречий. И я хочу, чтобы вы сами, проанализировав предложения, назвали эту функцию наречий.
4.Текстообразующая роль наречий.
1.Наблюдение. Предложения записаны на доске.
Тропинка спускалась вниз. Здесь начинался старинный парк.
База находится в Крыму. Сюда приезжают ребята из разных уголков страны.
Вывод. Наречия помогают избежать повтора одного и того же слова и связывают предложения в тексте. Таким образом, можно назвать вторую, текстообразующую, роль наречий.
2.Определить тип речи только по наречиям.
-Утром, сначала, потом, затем, после
-Повествование.
-Справа, слева, впереди, напротив, вверху.
- Описание.
- Во-первых, во-вторых, в-третьих.
- Рассуждение.
3.Составьте (устно) несколько предложений.
1 ряд- повествование;
2 ряд – описание;
3 ряд – рассуждение.
Вывод. Текстообразующая роль наречий. С помощью наречий можно создать текст определенного стиля и типа речи.
IV Закрепление (написание пятистишия – синквейна).
1. Задание.
Запишите одно существительное, которое было на сегодняшнем уроке самым важным.
Запишите два связанных с ним прилагательных.
Запишите три связанных с ним глагола.
Запишите крылатую фразу, отражающую суть урока.
Запишите слово-синоним для первой строки.
2. Дети пишут синквейн.
3. Проверка работ.
4. Предполагаемый ответ.
Наречие
Выразительное, текстообразующее
Уточняет, обозначает, связывает
Часть речи «живописующая» признаки.
Наглаголие.
V Рефлексия
Лист самооценки ученика (цы) _______________________________________________
Критерии | самооценка | итог |
Готовность к уроку | ||
Активность на уроке |
Инструкция
Оцените свою работу на уроке и поставьте соответствующие баллы от 1 до 5 в первый столбик
Данные баллы суммируйте и поставьте в третий столбик.
По завершении оценивания лист сдайте учителю
Подведение итогов работы. Д/З
- Я уверена, что теперь ваша речь не получит «увечья от наречий». Их вы хорошо изучили как их употреблять.
Приложение
Бирюк
Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому было еще верст восемь; моя добрая рысистая кобыла ( ) бежала по пыльной дороге, ( ) похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. ( ) огромная лиловая туча ( ) поднималась из-за леса; надо мною и мне ( ) неслись длинные серые облака; ракиты ( ) шевелились и лепетали. Душный жар ( ) сменился влажным холодом; тени ( ) густели.
И.С.Тургенев
Бирюк
Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому было еще верст восемь; моя добрая рысистая кобыла (бодро) бежала по пыльной дороге, (изредка) похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. (впереди) огромная лиловая туча (медленно) поднималась из-за леса; надо мною и мне (навстречу) неслись длинные серые облака; ракиты (тревожно) шевелились и лепетали. Душный жар (внезапно) сменился влажным холодом; тени (быстро) густели.
И.С.Тургенев
Для Д/з Прочитайте выразительно текст, составленный по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина
« Пропала совесть»
ГДЕ ЖИВЕТ СОВЕСТЬ?
Как-то на дороге валялась Совесть, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов, которым недосуг было призреть ее. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, попусту понаушничать, кого-нибудь начернооклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.
Настрадалась Совесть досыта. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала кабатчика, потом купца, но они, не выдержав ее суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.
«Сделай по-моему, Господи, — в сердцах взмолилась она, — отыщи мне маленькое дитя, раствори меня в нем — и исчезнут на веки вечные все неправды и насилия». (По М. Е. Салтыкову-Щедрину)
4.Задания к тексту
1. О чем этот текст, какова его тема?
2.Определите стиль и тип текста. ( Художественный, повествование )
3. Сформулируйте основную мысль. (Совесть заставляет совершать добрые дела и стыдиться плохих, а это не всем нравится.)
4. Слова какой части речи помогают ее раскрыть? ( Глаголы: валялась, обмануть, понаушничать, польстить; настрадалась, выбрасывали и т.д., причастия: оплеванная,затоптанная)
5. Какова роль наречий? (Они уточняют, обозначают, связывают, выражают)
6. Выпишите наречия, графически объясните их правописание. Какие правила мы повторили?
( Слитное, дефисное, раздельное написание; о-а на конце наречий; Ь на конце наречий.)
7. Какие еще орфограммы в наречиях мы изучали? (правописание Н-НН ; слитное и раздельное написание НЕ с наречиями)
8.Найдите устаревшие слова, объясните их значение.
Список использованной литературы
- Арсирий А.Т. В Страну знаний - с Дедом Всеведом. –М.: «Дрофа», 2005.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. –М.: «Просвещение», 2007.
- Власенков А.И. Русская словесность. –М.: «АРКТИ», 1999.
- Гончар Л.А. Я иду на урок. –М.: «Первое сентября», 2004.
- Коровина В.Я. Литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса. –М.: «Просвещение», 2007.
- Пахнова Т.М., Костяева Т.А. «Дидактические материалы по русскому языку 6 класс». –М.: «Просвещение», 1997 г., страница 121.
- Соловьева Н.Н. Русский язык в задачах и играх. –М.: «Материк-Альфа», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку на тему "О и А на конце наречий"
Конспект урока по русскому языку в7 классе на тему "О и А на конце наречий"...
Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Наречие как часть речи.
Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"...
Конспект урока по русскому языку для 7 класса "Наречие как часть речи", опираясь на Сингапурскую систему обучения
Подробный конспект урока с подробным описанием новых обучающих структур...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....
Конспект урока по русскому языку "Суффиксы О - А на конце наречий"
Конспект урока по русскому языку предназначен для учащихся 7 класса при изучение темы "Наречие"...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ "Наречие как часть речи" с использованием ЭОР
конспект урока по русскому языку по теме "Наречие как часть речи"...