Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Разработка содержит материалы урока по теме "Однородные члены предложения" с описанием каждого из этапов урока, а также приложения для проверки знаний обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_russkiy_yazyk_urok.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
Учитель русского языка и литературы МКОУ «Лицей села Верхний Мамон» Кортунова Л.Н.
Класс: 5
УМК по русскому языку для 5 класса авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.
Тема: Однородные члены предложения
Тип урока: урок новых знаний
Цели урока:
Воспитательная. формированию уважительного отношения к родному языку. Профилактика вредных привычек, формирование негативного отношения к курению.
2. Развивающая. Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы.
1. Образовательная. Познакомить учащихся с понятием однородные члены предложения и постановкой знаков препинания при них.. Развивать орфографическую зоркость, творческое воображение;
Планируемые результаты:
Личностные. Стремление к речевому совершенствованию, осознание ответственности за произнесённое, уважительное отношение к родному языку.
Метапредметные. Извлекать фактуальную информацию из текстов, теоретические сведения, вычитывать информацию, представленную в схемах.
Предметные. Знать определение однородных членов предложения, находить однородные члены, определять их синтаксическую функцию, знать условия постановки и непостановки запятой между однородными членами.
Оборудование:
1. Презентация «Однородные члены предложения и знаки препинания при них».
2. Распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся.
3. Тест в 5 вариантах.
4. Сигнальные карточки: красный цвет – группа готова к ответу, синий цвет – группа затрудняется
Ученики распределены на 5 групп.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | УУД |
1. Организационный момент (1 мин) | Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
2. Введение в тему ( 5 мин.) | Рассказывает сказку. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки. (Слайд 1. Чтение текста) Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского? Чем? Каким вы себе представили образ ветра? Кого он напоминает? Взгляните на это предложение глазами лингвиста и ответьте на вопросы.. Предлагает сформулируйте тему урока. | Читают текст слайда Предполагаемый ответ. Ветер, обычный ветер, подобен молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях) Работают в группах и делают записи в тетрадях. (Слайд 2) формулируют тему урока. Записывают в тетради. | Слайд 1 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
3. Целеполагание (3 мин.) | Итак, тема нашего урока «Однородные члены ». А как вы думаете: «Что нам необходимо знать об однородных членах? Что мы должны уметь?» Обратите внимание на слайд и давайте ещё раз вместе ответим на вопрос: «Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы хотим научиться». | Отвечают на вопросы. Читают и работают со слайдом 5. Делают выводы | Ответить на вопросы: -Что нам необходимо знать об однородных членах? - Что мы должны уметь? Слайд 5 | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели. Логические: формулирование проблемы. |
4. Организация самостоятельных выводов учащихся (4 мин.)
| Обращает внимание детей на следующий слайд (Слайд 6). Как вы думаете, что обозначают эти вопросы. Почему их 5? Предлагает сформулируйте признаки однородных членов. Каждая группа начинает свой ответ со слов: «Однородными называются члены предложения, которые…..» Готовность группы покажите, поднимите сигнальную карточку . | Работа со слайдом 6 Открывают поочередно вопросы презентации, в которых «спрятаны» признаки однородных членов. Отвечают на вопросы. Делают выводы. | Слайд 6.
| Коммуникативные. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Познавательные.. Самостоятельно делать выводы, выбирать решение, обосновывать выбор. |
5. Организация первичного закрепления (5 мин.) | Мы с вами назвали основные признаки однородных членов, а сейчас попробуем найти их в тексте. Внимательно прочитайте последовательность выполнения задания. А сейчас проверим: правильно ли вы выполнили задания. . Идет последовательная проверка работы 5 вариантов, с использованием экрана. Слайды 7
| Работают в группах. (Задания находятся в папках, каждый ученик берет свой вариант). | В каждой группе 5 вариантов.(Задания составлены с учётом уровня подготовленности ребёнка) Приложение 2. | Регулятивные. Уметь выполнять учебные действия в умственной форме. Познавательные . Уметь работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы |
6. Создание проблемной ситуации. (3 мин.) | . Создаёт проблемную ситуацию. Посмотрите, пожалуйста, на этот слайд (Слайд 7). Выполняя это задание, вы расставляли знаки препинания. На что вы обратили внимание? У меня возникает вопрос: «А почему так?» А ответить на этот вопрос нам поможет следующий слайд (Слайд 8). | Самостоятельно делают выводы и сравнивают с таблицей, выведенной на экран | 1вариант С. Утром прилетали синицы и клевали пшено. 2 вариант С. В наших лесах живут медведи, лисы, волки. 3 вариант В. Мы очень спешили к поезду, но опоздали. 4 вариант В. По склонам гор видны сосны и ели, клёны и дубы. 5 вариант А. Порыв ветра вырвался из-за деревьев, закружил пыль на дороге и умчался. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
7. Динамическая пауза (2 мин.) | «Земля» «Огонь» «Вода | Дышат глубоко, представляют себя губкой, которая каждой клеточкой впитывает кислород. «Заземляются» - топают, подпрыгивают, крутятся на месте. Активно двигают руками, ногами, туловищем, изображая языки пламени. Делают движения руками, как пловцы | ||
8. Формирование и отработка умений находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую функцию (5 мин.) | Я вам предлагаю познакомиться с интересным текстом. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос: «Какова же основная мысль данного текста?» Заинтересовала вас этот текст? Какова его основная мысль? Я думаю, что каждый из вас выберет здоровый образ жизни. А сейчас рассмотрим этот текст с точки зрения лингвистов: чем же он может привлечь наше внимание? Работаем в группах. Последовательность выполнения задания дана в карточке-информаторе, которая находится на ваших столах. Выслушивает ответы учащихся Сделаем вывод: какие члены предложения могут быть однородными? | Читают вслух. Делают вывод: основная мысль этого текста - предостеречь каждого из вас от курения, которое является причиной многих болезней. И от нас зависит, какой выбор мы сделаем. Проводят исследование по плану, формулируют и записывают выводы Каждая группа читает предложения с однородными членами, определяют их синтаксическую функцию, объясняет постановку знаков препинания. Слайд 12 | (Слайд 11). Приложение 3. . | Личностные: убежденность в здоровом образе жизни, реализация этой установки на уроке. Коммуникативные: формировать навыки работы в группе Регулятивные: проектировать путей достижения целей, преодоления затруднений |
9. Контроль усвоения знаний (7 мин) | Давайте ещё раз вспомнить признаки однородных членов предложения. Это нам нужно для того, чтобы правильно найти их в тексте, а чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, повторим схемы соединения и разделения однородных членов. (Слайд 13,14) Предлагает для выполнения тест | Тестирование идёт в 5 вариантах. (Учитывается уровень подготовленности детей). Приложение 4. | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, поиск разнообразных способов решения задач. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: контроль, коррекция | |
10. Рефлексия (3 мин.) | Итак, что узнали на уроке нового? Наш урок помог вам получить новые знания? Что вам понравилось? Какие задания вызвали затруднения? Давайте посмотрим на слайд 17 и сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?» | Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности | |
11. Организация объяснения домашнего задания (разноуровневое) (2мин.) | Формулирует и комментирует домашнее задание | 1. 40, упр.210 2. Написать миниатюру на тему «Моя родное село». Задание: используйте в своем сочинении однородные члены предложения |
Приложение 1. Презентация «Однородные члены предложения и знаки препинания при них».
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Последовательность выполнения задания:
1.Сначала каждый из вас прорабатывает свой вариант устно.
2.Затем в группе обсуждаете и проверяете правильные ответы.
3.И лишь потом записываете свой ответ в тетрадь.
4. Можете пользоваться карточкой-подсказкой, карточкой-информатор
1 вариант. Найти предложение с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его.
A. Зимой солнце светит редко
B. Птицы ищут корм
C. Утром прилетали синицы и клевали пшено
2 вариант. Найти предложение с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его и расставить знаки препинания
A. Наступила долгожданная зима.
- Птицы летят в тёплые края стаями.
- В наших лесах живут медведи лисы волки.
3 вариант. Найти предложение с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его и расставить знаки препинания.
A. Наступила зима и ударили сильные морозы.
B. Мы очень спешили к поезду но опоздали.
C. Мы любим зиму.
4 вариант. Найти предложение с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его и расставить знаки препинания.
A. По склонам гор видны сосны и ели клёны и дубы.
B. Многие хребты Алтая покрыты вечным снегом.
C. Вспыхивает молния гремит гром.
5 вариант. Найти предложение с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его и расставить знаки препинания.
A. Порыв ветра вырвался из-за деревьев закружил пыль на дороге и умчался.
- Он всегда говорил с приятной улыбкой а все гости молчали.
- Солнце выглянуло на чистом небе впереди нас высились двухсотлетние сосны
Приложение №3
1 группа. 1. Курение является вредной и опасной привычкой для здоровья.2.Это знают все. 3. Но люди курят и отравляют свой организм никотином.4. Они не задумываются о страшных последствиях. Забывают о ядовитых веществах, содержащихся в табачном дыму.
2 группа. 5. И ацетон и ртуть и свинец и мышьяк разрушают организм курильщика. 6. Продолжительность жизни в результате курения сокращается на 6-8 лет. 7. Это исследовали и доказали учёные всего мира.
3 группа. 8. Ежедневно в России умирает 300 тысяч человек. 9. Страшная и ужасная статистика. 10. Помни знай о вреде курения и борись с ним.
4 группа. 11. При царе Михаиле Фёдоровиче курильщиков били палками по стопам и отрезали нос и уши. 12. Это было страшно, жестоко, но эффективно!
5 группа. 13. Прислушайся к нашим советам. 14. Откажись от вредных привычек и закаляйся занимайся спортом и веди здоровый образ жизни.
Карточка-помощник.
Однородные члены:
1.Отвечают на один и тот же вопрос
2. Являются одним и тем же членом предложения
3. Относятся к одному и тому же слову.
4. Выражены одной и той же частью речи.
5. Читаются с перечислительной информацией.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
ТЕСТ
Вариант 1
1 Укажите правильную формулировку. Однородные члены отвечают…
А. на разные вопросы
В. на один и тот же вопрос
С. на какие хотят
2. Укажите правильную формулировку. Однородные члены …
А. относятся к одному и тому же члену предложения
В. читаются без перечислительной интонации
С. относятся к разным членам предложения
3. Найдите предложение с однородными членами
- Хохот и песни слышались повсюду.
- На весенней лужайке расцвели колокольчики.
- Мы любим свою Родину.
4. Укажите, в каких предложениях есть однородные члены:
А. Няня надевает Марине сапоги.
В. Девочка капризничает, шалит, болтает ногами.
С. Прогулка отменяется.
5. Найдите предложение с однородными подлежащими:
- Ослепительное солнце заглянуло в окно.
- В лесу живут разные звери.
- В лесу весело поют соловьи и кукушки.
6. Найдите предложение с однородными сказуемыми
A. Звезда горит и светит в темноте
B. Травка зеленеет , солнышко блестит
C. Над озером стоял туман
7. В предложении (По морям плавают пассажирские и грузовые суда.) однородными членами являются:
- подлежащее
- определение
- сказуемое
8. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?
- Захотел медведь меду, и полез на дерево.
- Травка зеленеет , и солнышко блестит.
- Мы любим зимой кататься на лыжах.
Вариант 2
1. Укажите правильную формулировку. Однородные члены предложения…
A. относятся к одному и тому же члену предложения
В. читаются без перечислительной интонации
С. относятся к разным членам предложения
2. Укажите правильную формулировку. Однородные члены предложения…
А. обычно выражены одной и той же частью речи
В. выражены разными частями речи
С. их не может быть в предложении
3. В предложении (Мухи, осы , шмели укрываются в сухих убежищах.) однородными членами являются:
A. сказуемые
B. подлежащие
C. дополнения
4. Укажите предложение с однородными сказуемыми
A. Ночь была тёплая.
B. Яркая луна освещала путь странникам.
C. Сухой лист трепетал на ветке, опадал и крутился в воздухе.
5. Найдите предложения с однородными определениями.
A. Иногда Илюша просыпается добрый и весёлый.
B. В обед он с хорошим настроением идёт гулять
C. В саду весело щебечут птицы.
6. Найдите предложение с однородными подлежащими:
A. Налетела туча, и засверкала молния.
B. Весной на лугах расцветают белые ромашки, голубые васильки и колокольчики.
C. Сметала осень в высокие стога душистое сено.
7. Найдите предложение с однородными дополнениями:
A. Весело, весело встретим Новый год.
B. На лесной поляне я увидела много грибов и ягод.
C. По высокому синему небу плыли облака.
8. В предложении (Снег падал медленно и бесшумно.) однородными членами являются:
A. сказуемые
B. определения
C. обстоятельства.
Вариант 3.
1. Укажите правильный ответ. Если 2 однородных члена соединены одиночным союзом И, то между ними…
А. ставитcя запятая
В. не ставится запятая
С. ставится точка с запятой
2. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?
- Я помню лес, палатку у костра
- Ученье , и труд к славе ведут.
- Нам не видать былых сражений
3. Укажите правильный ответ. Если 2 однородных члена соединены союзом А, то между ними…
А. ставитcя запятая
В. не ставится запятая
С. ставиться точка с запятой
4. В предложении (Чаще всего ворона таскала сахар, печенье, колбасу.) однородными членами являются:
- сказуемые
- подлежащие
- дополнения
5.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
A. Я люблю не только читать но и петь.
B. Я читал, читаю и буду читать.
C. В лесу мы собирали ягоды и грибы.
6.Найдите предложение с однородными подлежащими:
A. Наступила долгожданная весна, и побежали ручейки.
B. Свежесть утра, роса, ветерок и пение птиц наполняли сердце Лизы.
C. Вкрадчиво пронеслись первые звуки симфонии.
7.Найдите предложение с однородными дополнениями:
A. Щедр на слова, но скуп на дела.
B. По лугу разносился аромат мяты, полыни, ромашки.
C. Палило солнце, шелестел камыш.
8. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?
А. Через поле и лесок раздаётся голосок.
В. Не по словам судят а по делам.
С. Снег падал и медленно, и бесшумно.
Вариант 4.
1. Укажите правильную формулировку. Однородные члены отвечают….
A. на разные вопросы и относятся к одному и тому же слову.
B. на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.
C. на один и тот же вопрос, но относятся к разным членам предложения.
2. Укажите правильную формулировку. В простом предложении …
A. может быть только один ряд однородных членов.
B. может быть несколько рядов однородных членов.
C. нет и не может быть однородных членов.
3. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?
А. Славят солдата смелость, победа, награда.
В. Мы изучаем историю, и литературу.
С. Принесите мне книгу о животных.
1. Укажите, в каком предложении допущена пунктуационная ошибка:
A. Труден и почётен труд хлебороба.
B. Ученик выполнил работу быстро, но допустил ошибку.
C. Ребята принесли картошку, помыли её , и испекли в костре.
2. Найдите предложение с однородными сказуемыми:
A. Песня бьётся о камень, стонет, плачет, оживает.
B. Пройдут холода, и пёстрым ковром покроются луга.
C. Чудным звоном заливается колокольчик.
3. Найдите предложение с однородными обстоятельствами:
A. Постепенно гаснут в небе звёзды.
B. Настало доброе летнее утро.
C. Летом мы бегаем в лес, на озёра.
4. Найдите предложение с однородными подлежащими:
A. И бор, и поле, и запах багульника запоминаются надолго.
B. И над рекой, и над озером стоял туман.
C. Дымится под тобою дорога, гремят мосты.
8. В предложении (Снег падал медленно и бесшумно.) однородными членами являются:
А. сказуемые
В. определения
С. обстоятельства
9. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?
А. Захотел медведь меду, и полез на дерево.
В. Травка зеленеет , и солнышко блестит
С. Мы любим зимой кататься на лыжах
10. Найдите предложение с однородными членами:
А. Хохот и песни слышались повсюду.
В. На весенней лужайке расцвели колокольчики.
С. Мы любим свою Родину.
Вариант 5
1. Укажите правильный ответ. Если 2 однородных члена соединены одиночным союзом но, то между ними…
A. ставитcя запятая
B. не ставится запятая
C. ставится точка с запятой
2. Укажите, в каких предложениях есть однородные члены:
A. В весеннем лесу появились первые цветы.
B. Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.
C. Весна спешит, а зима не отступает.
3. Найдите предложение с однородными подлежащими:
A. Зелёная крона деревьев укрывает птиц, жуков, бабочек.
B. Цапли живут на болотах и озёрах.
C. Вишни и миндаль зацвели в нашем саду.
4. Если при однородных членах отсутствует союз, то:
A. ставится тире.
B. ставится запятая.
C. ничего не ставится.
5. Обязательно ли , чтобы однородные члены имели одинаковое лексическое значение?
A. необязательно
B. обязательно
6. В предложении (Весной запели соловьи о верности, о дружбе, о любви.) однородными членами являются:
A. обстоятельства
B. дополнения
C. определения
7. Найдите предложение с однородными сказуемыми:
A. По морям плавают пассажирские и грузовые суда.
B. Пришла осень и без красок и кисти перекрасила все листья.
C.Ученик выполнил работу быстро и хорошо.
8. В предложении (Тучи ползли по небу медленно, скучно и однообразно) однородными членами являются:
A. сказуемые
B. дополнения
C. обстоятельства
9. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?
A. Славят солдата смелость, победа, награда.
B. Мы изучаем историю, и литературу.
C. Принесите мне книгу о животных.
10. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?
A. Через поле и лесок раздаётся голосок.
B. Не по словам судят а по делам.
C. Снег падал и медленно, и бесшумно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока русского языка. 6 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...