Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку 6 класс.М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (6 класс) на тему
Настоящая программа по русскому языку создана для 6 класса на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализи-рует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку к учебнику 5-9 классов М.Т.Баранова,Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, представляет собой целостный доку-мент, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содер-жание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_rus.yaz_.6kl.doc | 381.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Настоящая программа по русскому языку создана для 6 класса на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку к учебнику 5-9 классов М.Т.Баранова,Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VI класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МОУ СОШ №66 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VI классе – 140 час.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся VI класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Контр.раб. /тест. | Соч. | Изл. | Сам./дикт. |
Вводный урок. Русский язык – один из развитых языков мира. | 1 | ||||
Повторение изученного в 5 классе. | 9 | 1/1 | 0/1 | ||
Лексика и фразеология. Культура речи. | 12 | 1/2 | 1 | 1 | |
Словообразование. Орфография. Культура речи. | 16 | 0/1 | 1 | 1 | |
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол. | 101 22 19 12 18 21 | 1/2 0/3 1/1 2/1 1/2 |
1 2 1 3 | 2 1 1 1 | 0/2 0/2 3/1 2/4 2/2 |
Повторение и систематизация изученного в 6 классе. | 10 | 1/2 | 1 | 1/3 | |
ИТОГО | 140 | 8/15 | 10 | 7 | 8/13 |
По базисному учебному плану на предмет русский язык отведено 3 часа, из компонента образовательного учреждения добавлен 1 час. Это компонент добавлен на развитие речи учащихся. 35 часов отведены на темы:
Введение.
1.Русский язык – один из развитых языков мира.
Повторение изученного в 5 классе.
2.Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.
3.Сложное предложение. Запятые в простом предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.
4.Текст. Официально - деловой стиль.
Лексика и фразеология. Культура речи.
5. Лексика. Повторение изученного в 5 классе.
6.Собирание материалов к сочинению.
7. Общеупотребительные слова. Профессионализмы.
8.Диалектизмы.
9.Жаргонизмы.
10.Эмоционально окрашенные слова.
11.Устаревшие слова.
12.Новые слова.
13.Исконно русские слова.
14.Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
Словообразование. Орфография. Культура речи.
15.Описание помещения.
16.Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.
Имя существительное
17.Письмо
18.Публичное выступление на тему «Происхождение имен».
19. «Мое первое знакомство с …»
Имя существительное
20.Описание природы. Работа над ошибками.
21.Сочинение по картине Н.П.Крылова «Зимний вечер».
22.Описание предмета.
Морфология. Имя числительное.
23.Дробные числительные.
24.Выступление перед классом.
Местоимение.
25.Сочинение по картинкам.
26.Сочинение – рассуждение.
27.Сочинение по картине.
Глагол.
28.Сочинение - рассказ.
29.Изложение по упражнению 485.
30. «Если бы я был учителем».
31.Рассказ на основе услышанного.
Повторение и систематизация изученного в 6 классе.
32.Разделы науки о языке.
33.Лексика и фразеология.
34.Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.
35.Синтаксис. Синтаксический разбор.
Содержание тем учебного курса.
Русский язык - один из развитых языков мира (1 ч)
Повторение пройденного в 5 классе (7+2)
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
Лексика и фразеология. Культура речи (10+2 ч)
I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
Словообразование. Орфография. Культура речи. (14ч + 2 ч)
I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в-' корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
Морфология. Орфография. Культура речи. (84 ч +17 ч)
Имя существительное (18 ч + 4ч)
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное (15 ч + 3ч)
I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилага- тельных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное (10 ч + 2 ч)
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение (15 ч + 3 ч)
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол (17 ч + 4 ч)
I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (9 + 1 ч)
Сочинение на выбранную тему.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс
русского языка 6 класса.
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Литература
для учителя:
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др.учебник. Русский язык. 6 класс/Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. М. Просвещение. 2008.
- Н.Н.Алгазина. Формирование орфографических навыков.М: просвещение,1987г.
- Е.И.Никитина.Русская речь.учебное пособие по развитию связной речи.5-7 классы.м.: просвещение,1996г
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 кл./ Г.А.Богданова. – СПб., 2004.
- Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г.А.Богданова. – М.: Просвещение, 2005.
- Введенская Л.А. От собственных имен к нарицательным / Л.А.Введенская, Н.П.Колесников. – М., 1989.
- Виноградова Л.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5 кл. / Л.А.Виноградова. – М., 1985.
- Горшкова В.Н. Морфология. Словообразование, Орфография: упражнение с выборочным ответом / В.Н.Горшкова – М., 1983.
- Дейкина А.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 5-6 классы / А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. –М.: АРКТИ, 1999.
- Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы/ В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.Н.Соловейчик, - М., 1991.
- Панов В.М. Занимательная орфография. – М.: 1984.
- Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка: 5 класс. – 2-е изд-е дораб. / С.А.Романова. –М.: Школьная пресса,2002.
- Пересветова Е.В. Диктанты по русскому языу.5 класс. / Е.В.Пересветова. М.: Экзамен. 2009.
- Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку. 5-7 классы. / Р.П.Козлова, Н.В.Чеснокова. – М.: Вако, 2009.
для учащихся:
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др.учебник. Русский язык. 6 класс /Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. М. Просвещение. 2008г..
- Русский язык. Тесты в 2-х частях.6 класс.Саратов, Лицей,2008г.
- Л.А.Жердева. Дидактические материалы. Русский язык в средней школе.6класс.Новосибирск.изд-во Новосибирского университета, М. Владос,2009г.
№ урока | Наименование тем, разделов | Количество часов | Тема урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Тип урока | Домашнее задание | Дата проведения | |||||||||
по плану | фактически | |||||||||||||||
Первая четверть | ||||||||||||||||
1. | Введение | 1 | Русский язык – один из развитых языков мира | Понимать, что язык - явление развивающееся, знать элементарные сведения об исторических изменениях в разных областях русского языка, об этимологии как науке о происхождении исконно-русских и иноязычных слов, уметь работать с учебным этимологическим словарем | Урок-беседа | Записать слова Д. С. Лихачева о языке из книги «Земля родная», пояснить мысль ученого в своем рассуждении о родном языке: написать несколько предложений, развивая основной тезис | ||||||||||
2. | Повторение изученного в 5 классе(7+2ч.) | 1 | Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Тест по теме. | Знать особенности образования гласных и согласных звуков, парность согласных по мягкости-твердости, звонкости-глухости, понимать позицию смягчения и оглушения - озвончения согласного. Уметь находить фонетические явления, делать фонетический разбор слова; соблюдать основные правила литературного произношения, различать буквенный и звуковой состав слова, объяснять причину количественного несоответствия букв и звуков, делить слова на слоги для переноса, осознавать смыслоразличительную роль ударения, определять ударение в слове, группировать слова с общностью фонетических признаков, обнаруживать ошибки в звучащей речи, уметь пользоваться орфоэпическим словарем | Урок-повторение изученного | Доказать, что звук в слове выполняет смыслоразличительную роль | ||||||||||
3. | 1 | Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и в корнях слов. | Знать определения морфем, орфографические правила, изученные в этом разделе в 5 классе; уметь давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели, выделять однокоренные слова и слова с одинаковой морфемной структурой, членить слово на морфемы для использования орфографических правил, определять значение морфем, группировать слова по видам орфограмм, пользоваться словарем морфемных моделей слов | Урок-повторение изученного | Упр. 13, 14, 16. Из художественного текста подобрать отрывок с изучаемыми орфограммами | |||||||||||
4. | 1 | Части речи. Морфологический разбор слова. Орфограммы в окончаниях слов. Диктант «Проверь себя». | Знать определения частей речи, изученных в 5 классе; уметь находить изученные части речи в тексте, разграничивать грамматическое и лексическое значения слова. Знать орфографические правила, уметь применять их на практике. Уметь образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа. Уметь правильно ставить ударения в краткой форме прилагательных, в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки, уметь группировать слова по наличию некорневых морфем, по общности морфемных признаков | Урок-повторение изученного | Упр. 18, 25. Обозначить части речи в тексте | |||||||||||
5. | 1 | . Типы речи. Стили речи | Знать особенности стилей речи, сферу употребления, типичную ситуацию речевого общения, задачу речи, умение использовать в речи существительные-синонимы, прилагательные-синонимы, глаголы-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. Умение составлять тексты разных типов речи, опознавать стили речи, учитывать их особенности при создании текстов | Урок развития речи | Написать сочинение на тему «Какой должна быть школьная перемена?»; решить, в каком стиле будете писать, какой тезис будете доказывать | |||||||||||
6. | 1 | Текст | Знать признаки текста. Уметь доказывать, что представленный набор предложений – текст; уметь составлять собственный текст на заданную тему. | Урок развития речи | Упр. 49 | |||||||||||
7. | 2 | Словосочетание. Предложение простое и сложное. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами, с однородными членами, при обращении, при прямой речи. Знаки препинания в сложных предложен. | Знать определение простых и сложных предложений. Уметь производить синтаксический разбор. Знать правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, в простых предложениях с обобщающими словами, с однородными членами, при обращении, при прямой речи. Уметь применять правила, видеть структуру предложения, классифицировать предложения по наличию главных членов | Урок повторение изученного | Написать сочинение-этюд по данному началу - первым строчкам из миниатюр М. М. -Пришвина: «Стояла на красивом месте лавочка»; «Все цветет», «Время летит, моргнуть не успел» | |||||||||||
8. | 1 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе». | Проверка знаний, умений и на-выков по пройденному мате-риалу. | Урок контроля | Работа со словарными словами | |||||||||||
9. |
| 1 | Анализ и ошибок. | Формирование навыков работы над ошибками. | Урок работы над ошибками. | Выполнить работу над ошибками | ||||||||||
10. | . Лексика и фразеология. Культура речи. (10+ 2ч.) | 1 | Повторение изученного по лексике в 5 классе. Словари. | Знать понятие лексикологии как раздела науки о языке, лексического и грамматического значения слова. Знать определения синонимов, антонимов, омонимов, однозначных и многозначных слов, прямого и переносного значения слова. Уметь находить синонимы, антонимы, омонимы, слова в переносном и прямом значении, однозначные и многозначные слова, пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Уметь пользоваться толковым словарем, словарями синонимов, антонимов. Уметь употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, условиями и задачами общения. Знать, какие бывают словари, как строятся словарные статьи. Уметь работать со словарями, использовать справочную ли¬тературу, составлять словар¬ную статью | Урок повторение пройденного | П.12 упр.59 | ||||||||||
11. | 1 | Подробное изложение «Собиратель русских слов» | Уметь адекватно воспринимать текст на слух, выделять главную информацию, вычленять структурные части текста, пересказывать основное содержание прослушанного текста | Урок развития речи | Упр.60 | |||||||||||
12 | 1 | Общеупотребительные слова. | Знать различие слов русского языка по сфере употребления (общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления). | Урок изучения нового | П.14 упр.65 | |||||||||||
13 | 1 | Профессионализмы. | Знать определение профессиональных слов, их сферу употребления. Уметь находить профессиональные слова в тексте, в толковых словарях, истолковывать их значения. Уметь объяснять использование профессиональных слов в художественных произведениях | Урок изучения нового | П.15 упр.71 | |||||||||||
14 | 1 | Диалектизмы. Тест по теме. | Знать нормы употребления диалектной лексики. Уметь пользоваться толковыми словарями для определения того или иного слова, определять уместность / неуместность использования диалектных слов в обиходной речи, в художественном произведении | Урок изучения нового | П.16 упр.74 | |||||||||||
15 | 1 | Жаргонизмы Эмоционально окрашенные слова | Знать определение жаргонизмов, сферу их употребления. Уметь отличать жаргонизмы от других слов; соблюдать нормы языка Знать определение нейтральной и стилистически окрашенной лексики, сферу употребления лексики | Урок изучения нового | П.17 упр.79 | |||||||||||
16. | 1 | Устаревшие слова и неологизмы | Знать причины выхода из общего употребления одних и появления новых слов в русском языке. Уметь различать общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы; различать архаизмы и историзмы. Уметь пользоваться словарем для определения значения устаревших и новых слов, правильно использовать их в речи | Урок изучения нового | П.19 упр.86 | |||||||||||
17 | 1 | Исконно русские и заимствованные слова | Знать определение заимствованных и исконно русских слов; основные причины заимствования новых слов, способы заимствования, признаки и источники заимствования. Уметь оценивать речь с точки зрения целесообразности и уместности | Урок изучение нового | П.21 упр.96 | |||||||||||
18 | 1 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Тест по теме. | Знать определение фразеологии как раздела лексикологии; основные признаки фразеологизмов, их роль в обогащении речи. Понимать сходство и различие со словом и словосочетанием, специфику значений фразеологизмов по сравнению со свободным словосочетанием. Уметь определять значение фразеологизмов, употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения | Урок изучение нового | П.22 упр.101 | |||||||||||
19 | 1 | Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя». | Знать особенности повествования как типа речи, структурные элементы рассказа, уметь составлять рассказ, включая в него фразеологические обороты | Урок развития речи | Упр.62 | |||||||||||
20 | 1 | Контрольная работа по теме «Лексика». | Знать определения всех групп слов. Уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма, используя различные типы словарей; определять, в каком значении употреблены слова и фразеологизмы в контексте. Уметь употреблять слова и фразеологизмы в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами. Уметь определять уместность употребления слов в речи, в художественном тексте | Урок контроля ЗУН по данной теме | Контрольные вопросы стр.50 | |||||||||||
21. | Словообразование. Орфография. Культура речи. (14+2ч.) | 1 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Морфемика» | Знать определения морфем, орфографические правила, изученные в этом разделе в 5 классе. Уметь делать морфемный разбор слова, различать разные типы морфем, определять зависимость правописания слова от его строения, группировать слова по общности морфем | Урок повторение изученного | П.24 упр.115 | ||||||||||
22 | 1 | Основные способы образования слов в русском языке, | Знать основные способы образования слов в русском языке. Уметь производить словообразовательный разбор слова. Уметь пользоваться словообразовательными словарями, группировать слова с одинаковой структурой, определять способ и средства словообразования | Урок усвоение нового материала. | П.26 упр.129 | |||||||||||
23 | 1 | Сложный план. Систематизация материалов к сложному плану. | Знать структурные особенности описания, особенности сложного плана, отличия сложного и простого планов. Уметь составлять сложный план к сочинению; отбирать, систематизировать материал к сочинению, создавать текст в соответствии с темой и типом речи | Урок развития речи | Упр.131 написать сочинение. | |||||||||||
24 | 1 | Буквы О-А в корнях КОС-КАС | Знать условия выбора букв О-А в корнях КОС-КАС, отличать корни с проверяемыми гласными от корней с чередованием, уметь безошибочно писать | Урок изучение нового материала | П.29 упр.139 | |||||||||||
25 | 1 | Буквы О-А в корнях ГОР-ГАР, ЗОР-ЗАР | Знать условия выбора букв О-А в корнях ГОР-ГАР, ЗОР-ЗАР, отличать корни с проверяемыми гласными от корней с чередованием, уметь безошибочно писать | Урок изучение нового материала | П.30 упр.147 | |||||||||||
26 | 1 | . Правописание корней с чередованием. | Знать перечень корней с чередованием гласных, уметь замечать орфограммы, характеризовать и объяснять правописание, списывать текст без ошибок, писать грамотно текст, воспринятый на слух, обращаться к словарям в случае затруднения, подбирать примеры с изученными орфограммами | Урок изучение нового материала | Составить таблицу слов с черед.гласными в корне слова. | |||||||||||
27 | 1 | Буквы И и Ы после приставок | Знать условия выбора букв И и Ы после приставок на согласные. Уметь применять правило на практике | Урок изучение нового | П.31 упр.153 | |||||||||||
28 | 1 | Гласные в приставках пре- и при- | Знать о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от лексического значения, уметь правильно определять значение приставок и в зависимости от значения выбирать приставку | Урок изучение нового | П.32 упр.158 | |||||||||||
29 | 1 | Соединительные О и Е в сложных словах | Знать об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е. Уметь правильно выбирать соединительную гласную О и Е в сложных словах | Урок изучение нового | П.33 упр.169 | |||||||||||
30 | 1 | Сложносокращенные слова | Знать аббревиатуры, уметь их читать, определять род сложносокращенных слов, виды сложносокращенных слов по способу их образования. Уметь определять лексическое значение сложносокращенных слов;, употреблять их с именами прилагательными, глаголами прошедшего времени | Урок изучение нового | П.34 упр.172 | |||||||||||
31 | 1 | Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро». | Знать особенности написания сочинения по картине. Уметь писать сочинение -описание пейзажа, создавать текст в соответствии с заданным типом речи, использовать цепную и параллельную связь, синонимы и однокоренные слова как средства выразительности | Урок развития речи | Упр.175 | |||||||||||
32-33 | 2 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение изученного по теме «Словообразование».Контрольный тест по теме. | Знать различия словообразовательного разбора и разбора слова по составу, уметь определять значения морфем, группировать слова по общности словообразовательных признаков и общности морфем, производить словообразовательный разбор и разбор слова по составу Опознавать изученные орфограммы в слове, группировать их, разграничивать написания проверяемых гласных от непроверяемых. Опознавать слова с изученной орфограммой, уметь выбрать правильное написание | Практикум по пройденному материалу. | П.35 упр.181 Контрольные вопросы стр.80 | |||||||||||
34 | 1 | Выборочное изложение « Станционный смотритель». | Уметь определять тему, основную мысль, тип, стиль речи, выполнять задания по грамматике на основе исходного текста | Урок контроля ЗУН по теме «Словообразование». | Упр.190 | |||||||||||
35. | 1 | Анализ ошибок. | Уметь определять место орфограммы в слове, ее вид, объяснять причину появления ошибки, корректировать и редактировать готовый текст | Урок работы над ошибками. | Упр.191 | |||||||||||
36. | 1 | Этимология слов. | Знать об исторических изменениях в структуре слова, особенностях построения словарных статей в словаре. Уметь пользоваться этимологическими словарями для определения истинного значения слова, состава и способа его образования, обогащения речи | Урок развития речи. | П.27 упр.132 | |||||||||||
Всего уроков 36 ; контрольных работ -2 диктантов -1 сочинений- 2 изложений- 2 тестов-4 | ||||||||||||||||
2 четверть | ||||||||||||||||
37 | Морфология. Орфография. Культура речи Имя существительное (18+3 часа) | 1 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное» | Знать типы склонений, условия выбора правильного написания падежных окончаний имен существительных, синтаксическую роль в предложении, выразительную роль имен существительных в речи. Уметь распознавать существительные на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли, типичных суффиксов и окончаний. Уметь воспринимать текст на слух, выделять существительные в нем. В художественном тексте узнавать приемы олицетворения, безошибочно писать падежные окончания существительных | Урок –повторение изученного. Практикум по данной теме. | П.36 упр.203 204 | ||||||||||
38 | 1 | Р.Р. Выборочное изложение «Возвращение Владимира в отчий дом». | Знать особенности написания выборочного изложения. Уметь воспринимать текст на слух, выделять главную информацию, определять и формулировать основную мысль аудируемого текста, вычленять структурные части исходного текста, дифференцировать главную и второстепенную информацию, включать в пересказ описание | Урок развития речи | Написать 5 фразеологизмов по темам | |||||||||||
39 | 1 | Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе -ен- существительных на мя- | Знать, что существительные на -МЯ и слово ПУТЬ находятся вне склонений; правило склонения существительных на -МЯ. Уметь правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -МЯ, определять род, тип склонений существительных, обосновывать выбор гласной в окончаниях | Урок изучение нового материала | П.37 упр.208 П.38 упр.213 | |||||||||||
40 | 1 | Несклоняемые имена существительные. Словарный диктант по теме. | Знать, что большинство несклоняемых существительных -заимствованные слова, их невозможно разобрать по составу. Уметь правильно употреблять несклоняемые существительные в косвенных падежах | Урок изучение нового материала | П.39 223 | |||||||||||
41 | 1 | Род несклоняемых имен существительных. | Знать способы определения рода несклоняемых существительных. Уметь употреблять в речи несклоняемые существительные; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с несклоняемыми существительными | Урок изучение нового материала | П.40 упр.227 | |||||||||||
43 | 1 | Морфологический разбор имени существительного. Тест по теме. | Знать морфологические признаки имени существительного, порядок морфологического разбора.. Уметь определять морфологические признаки имени существительного; производить его морфологический разбор, употреблять в речи | Практикум по данной теме | П.41 упр.232 | |||||||||||
44 | 1 | Сжатое изложение «Письменность на Руси». | Знать особенности написания сжатого изложения. Уметь написать изложение описания пейзажа в художественном стиле с элементами сочинения, воспринимать исходный текст на слух, выделять главную информацию, вычленять структурные части исходного текста, самостоятельно формулировать вопросы на основе прослушанного, уметь сжимать информацию, включать свое отношение к описываемому | Урок развития речи. | Выполнить фонетический разбор слов | |||||||||||
45 | 1 | Контрольная работа по теме «Существительное». | Знание основных правил по данной теме. | Урок контроля ЗУН по теме «Существительное». | П.42 упр.235 | |||||||||||
46-47 | 2 | Описание природы. Сочинение –описание «Осенний лес». | Формирование навыков описания пейзажей. | Урок развития речи. | П.48 упр.280 Повт.правописание не со словами. | |||||||||||
48-49 | 2 | Не с существительными | Знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными. Уметь различать приставку, частицу, часть корня НЕ | Урок изучение нового. Практикум по данной теме. | П.43 упр.243 242 | |||||||||||
50 | Буквы Ч и Щ в суффиксе —чик- - (щик-) | 1 | Буквы Ч и Щ в суффиксе —чик- - (щик-) | Знать способ действия при выборе написания в существительных суффиксов -ЧИК- и -ЩИК-. Уметь применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -ЧИК и -ЩИК-; отличать слова с суффиксом -ЧИК-, -ЩИК- от сходных с суффиксом -ИК- | Урок изучение нового материала | П.44 упр.249 | ||||||||||
51 | 1 | Гласные в суффиксах -ек и-ик- | Знать способ действия при выборе написания в существительных суффиксов -ЕК-, -ИК-. Уметь применять этот способ действия на практикеУметь применять этот способ действия на практике, опознавать значение и сферу употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Урок изучение нового мтериала | П.45 упр.252 | |||||||||||
52 | 1 | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных | Знать условия выбора букв О-Е после шипящих в суффиксах существительных. Уметь выбирать буквы Е-О после шипящих в суффиксах -ОК-, -ЕК-, -ОНОК- и др. Уметь выбирать буквы Е-0 после шипящих в суффиксах -ОК-, -ЕК-, -ОНОК- и др. | Урок изучение нового. | П.46 упр.257 | |||||||||||
53 | 1 | Описание помещения. | Формирование навыков описания помещения. | Урок развития речи. | Просклонять слова. | |||||||||||
54 | 1 | Повторение по теме «Имя существительное». Тест по теме. | Знать и уметь различать разносклоняемые, несклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода; определять их категории. Знать условия выбора изученных орфограмм; уметь осуществлять правильный выбор. Уметь работать с разными типами словарей, наблюдать за использованием существительных в создании фразеологизмов, метафор, сравнений художественных текстов, уметь анализировать художественный текст, определяя особенности употребления в нем многозначных существительных, слов с переносным значением, синонимов, антонимов, фразеологизмов, поэтических обращений | Урок закрепления раннее изученного. | Контрольные вопросы стр.108 | |||||||||||
55 | 1 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно его воспроизводить, выполнять дополнительные задания, связанные со значением существительного, морфологическими признаками, синтаксической ролью в предложении | Урок контроля ЗУН по данной теме. | Упр.263 | |||||||||||
56 | 1 | Анализ ошибок. | Формирование навыков работы над ошибками. | Урок работы над ошибками. | Упр.268 | |||||||||||
57 | 1 | Сферы употребления устной публичной речи. | Формирование навыков устного выступления. | Урок развития речи. | Сост.выступление «береги лес!» | |||||||||||
58. | Имя прилагательное.(15+4ч.) | 1 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное» | Распознавать имена прилагательные на основе общего грамматического значения, общих признаков, определять роль имен прилагательных в тексте, синтаксическую роль. | Урок повторение раннее изученного | П.47 упр.273 | ||||||||||
59. | 1 | Сочинение-рассуждение по рассказу В. Распутина «Уроки французского». | Знать признаки текста-рассуждения. Уметь строить текст-рассуждение, писать сочинение-рассуждение на нравственно-этические темы на основе прочитанного в художественном стиле, употреблять средства выразительности языка | Урок развития речи | П.47 упр.275. | |||||||||||
60-61 | 2 | Степени сравнения имен прилагательных. Тест по теме. | Знать способы образования сравнительной степени, уметь образовывать прилагательные в сравнительной степени, находить прилагательные в сравнительной степени в тексте, правильно писать, произносить и уметь употреблять в речи. Знать способы образования превосходной степени, закономерности чередования согласных в корне при образовании форм простой превосходной степени, уметь образовывать прилагательные в превосходной степени, находить их в тексте, правильно писать, произносить и уметь употреблять в речи | Урок изучение нового практикум | П.49 упр.284 287 | |||||||||||
62 | 1 | Выборочное изложение «Митраша». | Знать о делении прилагательных на три разряда, уметь определять разряды прилагательных, их смысловые и грамматические отличия. Уметь различать прилагательные разных разрядов, правильно их писать и употреблять в речи | Урок развития речи. | П.50 упр.291 | |||||||||||
63 | 1 | Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные | Знать о делении прилагательных на три разряда, уметь определять разряди прилагательных, их смысловые и грамматические отличия. Уметь различать прилагательные разных разрядов, правильно их писать и употреблять в речи | Урок изучение нового | П.51 упр.296 | |||||||||||
64 | 1 | Относительные прилагательные. | Формирование навыков выборочного пересказа. | Урок изучение нового. | Образовать слова. | |||||||||||
всего -28 Контрольных работ – 1 диктантов -2 тестов-2 сочинений -2 изложений -3 Третья четверть | ||||||||||||||||
65 | 1 | Притяжательные прилагательные. Тест по теме. | Знать о делении прилагательных на три разряда, уметь определять разряда прилагательных, их смысловые и грамматические отличия. Уметь различать прилагательные разных разрядов, правильно их писать и употреблять в речи | Урок изучение нового | П.52 упр.300 | |||||||||||
66 | 1 | Морфологический разбор имени прилагательного | Знать морфологические признаки имени прилагательного, уметь различать постоянные и непостоянные морфологические признаки, определять синтаксическую роль в предложении и тексте | Урок практикум | П.53 упр.303 | |||||||||||
67-68 | 2 | Не с именами прилагательными. Словарный диктант. | Знать условия выбора написания НЕ с именами прилагательными. Уметь применять правило написания НЕ с именами прилагательными | Урок изучение нового Урок закрепление пройденного | П.54 упр.307 310 | |||||||||||
69 | 1 | Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных | Знать условия выбора О и Е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц. Уметь сопоставлять правила правописания букв О и Е в корне, суффиксе, окончании имен существительных, прилагательных, опознавать, в какой части слова находится орфограмма | Урок изучение нового | П.55 упр.314 | |||||||||||
70-71 | 2 | Подготовка к описанию картины. Сочинение по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер». | Знать особенности текста-пейзажа, уметь писать сочинение по картине , используя различные средства выразительности. | Уроки развития речи | Собрать материалы. Повторить правила. | |||||||||||
72 | 1 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | Знать условия выбора одной и двух Н в суффиксах прилагательных, понимать значения прилагательных с суффиксами -ОНН-, -ЕНН-. Уметь применять правило на практике, обнаруживать слова с орфограммой, опознавать структуру слова, графически обозначать орфограмму, безошибочно писать. Знать значение и правописание суффиксов -ИН-, -АН-, -ЯН-, уметь применять правило на практике, обнаруживать слова с орфограммой, опознавать структуру слова, графически обозначать орфограмму, безошибочно писать | Урок изучение нового | П.56 упр.323 | |||||||||||
73 | 1 | Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- | Знать способ образования качественных прилагательных при помощи -К-, относительных прилагательных при помощи суффикса -СК- .Уметь различать на письме суффиксы -К- и -СК-, понимать закономерности образования прилагательных, фонетические процессы, происходящие в прилагательном на стыке корня и суффикса | Урок изучение нового | П.57 упр.329 | |||||||||||
74 | 1 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | Знать условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различение слитного и раздельного написания слов. Уметь правильно писать сложные прилагательные, сопоставлять способы образования сложных прилагательных со способами образования сложных существительных | Урок изучение нового | П.58 упр.333 | |||||||||||
75 | 1 | Повторение по теме «Имя прилагательное».Тест. | Уметь различать способы словообразования прилагательных, безошибочно писать слова, в которых есть изученные орфограммы, употреблять в разных формах прилагательные в речи, согласуя их с существительными, определять синтаксическую роль полных и кратких прилагательных, проводить элементарный анализ художественного текста, определять особенности употребления в нем многозначных прилагательных, переносного значения слов, синонимов, антонимов, использовать прилагательные в роли эпитетов | Урок обобщение и закрепление нового | Контр.вопросы стр.140 | |||||||||||
76 | 1 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | Уметь безошибочно писать текст, воспринятый на слух | Урок контроля ЗУН | Упр.343 | |||||||||||
77 | 1 | Анализ ошибок. | Знать правописание имён прилагательных. | Урок работы над ошибками. | Упр.344 | |||||||||||
78 | Имя числительное (10+2ч.) | 1 | Имя числительное как часть речи | Понимать, что числительное входит в группу именных частей речи. Знать общее значение числительного, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении. Уметь отличать числительные от других частей речи с числовым значением, находить их в тексте, правильно произносить в соответствии с нормами орфоэпии | Урок усвоение новых знаний | П.59 упр.347 | ||||||||||
79 | 1 | Простые и составные числительные. Самостоятельная работа. | Знать признаки простых и составных числительных. Уметь различать простые и составные числительные, видеть составные числительные, уметь сочетать их с существительными, употреблять в косвенных падежах | Урок усвоение новых знаний | П.60 упр.351 | |||||||||||
80-81 | 2 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. Выборочный диктант. | Знать условия употребления мягкого знака на конце и в середине числительных. Уметь применять правило при написании числительных | Урок усвоение новых знаний | П.61 упр.354,355 | |||||||||||
82 | Разряды числительных | 1 | Разряды числительных | Знать признаки количественных числительных. Уметь различать количественные числительные по разрядам, отличать их от порядковых. Знать особенности склонения количественных числительных | Урок усвоение новых знаний | П.62 упр.357 | ||||||||||
83-84. | 2 | Склонение количественных числительных. Самостоятельная работа. | Знать особенности склонения дробных числительных, значение и образование собирательных числительных. Знать грамматические отличия однокорен-ных слов, понимать их взаимосвязь на основе общей семантики: значение числа. Уметь склонять количественные числительные, правильно употреблять в речи целые, дробные и собирательные числительные, правильно их писать | Урок усвоение новых знаний | П.62 упр.358 364 | |||||||||||
85 | 1 | Выборочное изложение «Обитель Самсона Вырина». | Формирование осмысленного пересказа текста от 1-го лица | Урок развития речи | Просклонять числительные | |||||||||||
86 | 1 | Дробные числительные | Знать правила образования дробных числительных. | Урок усвоение новых знаний | П.64 упр.369 | |||||||||||
87 | 1 | Собирательные числительные | Знать правила употребления собир.числительных. | Урок усвоение новых знаний | П.65 упр.374 | |||||||||||
88 | 1 | Порядковые числительные | Знать признаки порядковых числительных, правила согласования их с существительными. Уметь разграничивать порядковые и количественные числительные, правильно согласовывать их с существительными, употреблять в речи | Урок усвоение новых знаний | П.66 упр.379 | |||||||||||
89-90 | 2 | Склонение порядковых числительных. Самостоятельная работа. | Уметь разграничивать порядковые и количественные числительные; правильно согласовывать их с существительными, употреблять в речи, определять сходства морфологические и синтаксические порядковых числительных с именами прилагательными, употреблять порядковые числительные в косвенных падежах, использовать числительные с существительными в названии дат, в составлении деловых бумаг, определять синтаксическую роль в предложении | Урок усвоение новых знаний | П.66 упр.382,.383 | |||||||||||
91 | 1 | Морфологический разбор имени числительного Составление диалогов и монологов. | Знать морфологические признаки и порядок морфологического разбора имени числительного. Уметь производить морфологический разбор числительного Знать определение монолога и диалога, олицетворения. Уметь составлять монологи и диалоги по заданной теме и речевой ситуации | Урок закрепление изученного | П.67 упр.385 | |||||||||||
92 93 | 1 1 | Повторение по теме «Числительное».Тест по теме. Контрольная работа по теме «Числительное». | Знать разряды числительных, особенности склонения, право-писания. Уметь грамотно писать, соблюдать нормы произношения и употреблять, анализируя синтаксическую роль, числительные разных разрядов, правильно строить словосочетания типа «пара носков», «пара чулок» и т.п. Знать разряды числительных, особенности склонения, правописания. Уметь грамотно писать, соблюдать нормы произношения и употреблять, анализируя синтаксическую роль, числительные разных разрядов, правильно строить словосочетания типа «пара носков», «пара чулок» и т.п. | Обобщающе-повторительный урок Урок контроля | Контрольные вопросы стр.163 Упр.389 | |||||||||||
94 | Местоимение (15+3ч.) | 1 | Местоимение как часть речи | Знать особенности местоимения как части речи (указательно-заместительная функция), особенности лексико-грамматического значения, роль местоимения как средства связи предложений в тексте, синтаксическую функцию местоимения; находить местоимения в тексте, правильно их употреблять | Повторительно-обобщающий урок | П.68 упр.392 | ||||||||||
95 | 1 | Разряды местоимений. Личные местоимения. Выборочный диктант. | Знать признаки и особенности склонения личных местоимений | Урок усвоение новых знаний | П.69 упр.398 | |||||||||||
96 | 1 | Возвратное местоимение СЕБЯ | Знать особенности склонения местоимения СЕБЯ, лексическое значение. Уметь правильно употреблять местоимение СЕБЯ в нужной форме | Урок усвоение новых знаний | П.70 упр.404 | |||||||||||
97 | 1 | Рассказ по сюжетным рисункам . | Уметь строить высказывание повествовательного характера на основе сюжета, соблюдать композицию рассказа, связность и последовательность изложения мысли, использовать средства связи и выразительности | Урок развития речи | Записать синонимы и антонимы к словам. | |||||||||||
98 | 1 | Вопросительные местоимения. Самостоятельная работа. | Знать назначение вопросительных местоимений; особенности их склонения. Уметь употреблять вопросительные местоимения в речи с учетом их склонения; интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями | Урок усвоение новых знаний | П.71 упр.409 | |||||||||||
99 | 1 | Относительные местоимения. Диктант с заданием. | Знать назначение относительных местоимений, особенности их склонения, опознавать в тексте, различать относительные местоимения в сложном предложении; уметь употреблять относительные местоимения в речи с учетом их склонения; различать вопросительные и относительные местоимения | Урок усвоение новых знаний | П.72 упр.412 | |||||||||||
100 | Неопределенные местоимения. Тест по теме. | Знать признаки неопределенных местоимений, способы образования, правила написания. Уметь находить неопределенные местоимения в тексте, правильно писать их. Уметь находить в тексте и правильно писать неопределенные местоимения, объяснять их синтаксическую роль в предложении, условия выбора дефисного написания и написания с НЕ | Урок усвоение новых знаний | П.73, упр.417 | ||||||||||||
101-102 | 2 | Отрицательные местоимения. Контрольная работа по теме «Местоимение». | Знать, как образуются отрицательные местоимения, как изменяются. Уметь находить отрицательные местоимения в тексте, образовывать их; правильно писать приставки НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях | Урок изучение нового | П.74, упр.421 430 | |||||||||||
103 | 1 | Притяжательные местоимения. | Знать признаки притяжательных местоимений, различия личных и притяжательных местоимений. Уметь склонять притяжательные местоимения, отличать их от личных, употреблять личные местоимения в значении притяжательных | Урок изучение нового | П.75 упр.435 | |||||||||||
104 | 1 | Указательные местоимения | Знать значение указательных местоимений. Уметь находить указательные местоимения в тексте; использовать их как средство связи в предложении | урок изучение нового | П.77 упр.441 | |||||||||||
Всего уроков: 40 контрольных работ – 2 сочинений -2; изложений -1; тестов -3 диктантов -5 самостоятельных работ - 4 Четвёртая четверть. | ||||||||||||||||
105 | 1 | Определительные местоимения. Словарный диктант. | Знать значение определительных местоимений, особенности изменения местоимений каждый, всякий, сам, самый; уметь находить определительные местоимения в тексте; использовать их в речи | Урок изучение нового | П.77,Упр.443 | |||||||||||
106 | 1 | Подготовка к описанию картины. | уметь писать сочинение по картине , используя различные средства выразительности | урок развития речи | собрать материалы | |||||||||||
107 | 1 | Сочинение по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители | уметь писать сочинение по картине , используя различные средства выразительности | урок развития речи | П.79 упр.449 | |||||||||||
108 | 1 | Морфологический разбор местоимения. Самостоятельная работа. | Знать морфологические признаки, порядок морфологического разбора местоимений. Уметь определять морфологические признаки, производить морфологический разбор местоимений, безошибочно писать местоимения, распознавать их и определять разряд, различать приставки НЕ-/НИ- в отрицательных местоимениях, употреблять местоимения в соответствии с литературной нормой, использовать относительные местоимения как средство синтаксической связи в сложноподчиненном предложении, осуществлять синонимичную замену местоимений разных разрядов, использовать местоимение как средство связи предложений и абзацев текста | Урок закрепление нового | Контр.вопросы стр.190 | |||||||||||
109 | 1 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | Знать морфологические признаки, порядок морфологического разбора местоимений. Уметь определять морфологические признаки местоимений, производить их морфологический разбор, безошибочно писать местоимения, распознавать их и определять разряд, различать приставки НЕ-/НИ- в отрицательных местоимениях, упот¬реблять местоимения в соответствии с литературной нормой, использовать относительные местоимения как средство синтаксической связи в сложноподчиненном предложении, осуществлять синонимичную замену местоимений разных разрядов, использовать местоимения как средство связи предложений и абзацев текста- | урок контроля | повторить правила | |||||||||||
110 | Глагол (17+4) Повторение изученного в 5 классе о глаголе. | 1 | Анализ ошибок.. Повторение изученного о глаголе. Распределительный диктант. | Знать морфологические признаки глаголов; синтаксическую роль в предложении; условия выбора гласной в безударных личных окончаниях глагола, гласной перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени, правило написания НЕ с глаголами. Уметь применять правила правописания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах, опознавать глаголы в тексте, безошибочно писать | Обобщительно-повторительный урок | П.80,Упр. 458, 461, | ||||||||||
111 | 1 | Сочинение-рассказ по данному началу. | Уметь создавать текст по данному началу, использовать различные глаголы, местоимения, фразеологизмы в качестве выразительных средств связи. | Урок развития речи | Дописать сочинение-рассказ | |||||||||||
112 |
| 1 | Разноспрягаемые глаголы | Знать определение разноспрягаемых глаголов. Уметь отличать разноспрягаемые глаголы от остальных, правильно определять окончания разноспрягаемых глаголов, употреблять их, соблюдая нормы, выявлять фонетическое явление: чередование Ч/Ж при изменении разноспрягаемого глагола | Урок изучение нового | П.81Упр. 474. | ||||||||||
113 | 1 | Глаголы переходные и непереходные. Самостоятельная работа. | Знать определение переходных и непереходных глаголов, как образуются возвратные глаголы. Уметь различать переходные и непереходные глаголы | Урок изучение нового | П.82 Упр. 477 | |||||||||||
114 | 1 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | Различать наклонения глагола, знать, как изменяются глаголы в изъявительном наклонении, что они обозначают; уметь определять время глагола изъявительного наклонения, правильно употреблять и писать глаголы в изъявительном наклонении | Урок изучение нового | П.83 Упр. 483. | |||||||||||
115 | 1 | Изложение «Витькина гайка». | Знать строение текста-повествования, способы развития основной мысли, передачи последовательности действий, уметь использовать в повествовании глагол и его формы | Урок развития речи | П.83 упр.482 | |||||||||||
116-117 | 2 | Условное наклонение. Тест по теме. | Знать, что обозначают глаголы условного наклонения, уметь находить их в тексте. Знать как образуются формы условного наклонения, различать формы условного и изъявительного наклонения | Урок изучение нового | П.84 Упр. 489 490 | |||||||||||
118 | 1 | Повелительное наклонение. | Знать, что обозначают глаголы повелительного наклонения, как образуются формы повелительного наклонения, уметь находить глаголы в повелительном наклонении, различать формы условного, повелительного и изъявительного наклонения, правильно использовать в речи | Урок изучение нового | П.85Упр. 492 | |||||||||||
119 | 1 | Различение повелительного наклонения и формы будущего времени. | Уметь различать написания глаголов в изъявительном и повелительном наклонении, правильно писать глаголы во 2 лице мн. ч., Ь в глаголах повелительного наклонения, уместно использовать в речи интонационные и лексические средства передачи оттенков побуждения к действию | Урок практикум | Упр. 505, 506. П.85 | |||||||||||
120 | 1 | Сочинение-рассказ по данному началу. | Уметь создавать текст в соответствии с замыслом, идеей, композицией рисунков. | Урок развития речи | написать сочинение. | |||||||||||
121 | 1 | Употребление наклонений | Уметь употреблять разные формы глагола в речи, анализировать текст, определяя значение глаголов в тексте | Урок изучение нового | П.86 упр.509 | |||||||||||
122 | 1 | Безличные глаголы. Тест по теме. | Знать понятие безличные глаголы, их лексическое значение^ формы употребления, уметь отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи | Урок изучение нового | П.87 упр.517 | |||||||||||
123 | 1 | Морфологический разбор глагола. Самостоятельная работа. | Уметь определять глагол по его морфологическим признакам | Урок закрепление изученного | П.88 упр.518 | |||||||||||
124 | 1 | P.p. Рассказ на основе услышанного | Уметь создавать собственное высказывание на основе услышанного, соблюдать композицию рассказа, использовать изобразительно-выразительные средства языка и глаголы. | Урок развития речи. | Выполнить морф.разбор слов. | |||||||||||
125-126 | 2 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. Словарный диктант. | Знать способ действия при выборе гласных в суффиксах глаголов и владеть им | Урок изучение нового | П.90 упр.525,контр.вопросы стр.220 | |||||||||||
127 | 1 | Повторение по теме «Глагол». | Уметь опознавать глаголы на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний, различать однокоренные глаголы и правильно употреблять их в речи, уметь определять спряжение глаголов, выбирать гласную в личных окончаниях, характеризовать языковые признаки глаголов на основе анализа морфемной модели, определять значение приставок в глаголах, правильно строить и употреблять словосочетания с глаголами и словами, обозначающими оценку действия, употреблять глаголы в этикетных формах выражения просьбы, уместно использовать глаголы-синонимы, антонимы в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи, использовать глаголы настоящего времени при описании событий прошлого, глаголы прошедшего и будущего времени вместо настоящего | Урок закрепления изученного | Тест №14 | |||||||||||
128 | 1 | Контрольная работа по теме «Глагол» | Контроль ЗУН по данной теме | Урок контроля | Повт.правила по теме «Глагол». | |||||||||||
129 | 1 | Анализ ошибок. | Уметь выполнять работу над ошибками. | Урок работы над ошибками. | Выполнить словообразовательный разбор слов. | |||||||||||
130 | Повторение и систематизация изученного в 6 классе (10 часов) | 1 | Разделы науки о языке. | Знать разделы науки о языке. | Повторительно-обобщительный урок | П.91, упр.537 | ||||||||||
131 | 1 | Орфография. Орфографический разбор. Словарный диктант. | Уметь опознавать изученные части речи, видеть в них орфограммы, безошибочно писать. | Повторительно-обобщительный урок | П.92, упр.545 | |||||||||||
132 | 1 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | Уметь производить пунктуационный разбор | Повторительно-обобщительный урок | П.93, упр.549 | |||||||||||
133 | 1 | Лексика и фразеология. Тест по теме. | Уметь опознавать части речи с НЕ, безошибочно писать, видеть общее в написании НЕ с различными частями речи, приводить свои примеры, составлять связное высказывание по обобщенной теме по плану | Повторительно-обобщительный урок | Выписать фразеологизмы по темам. | |||||||||||
134 | 1 | Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Объяснительный диктант. | Понимать взаимосвязь морфемики и сло-вообразования, уметь определять основные способы словообра-зования, правильно пи-сать морфемы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слов, распозна-вать употребительные корни с чередованием, правильно писать наиболее распространен-ные слова с этими кор-нями, использовать в речи слова с суф-фиксами оценки, рабо-тать со словарями | Повторительно-обобщительный урок | П.95 упр.554 | |||||||||||
135 | 1 | Контрольная работа с комплексным анализом текста. | Композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста, частично языковой анализ правописания отдельных слов и пунктуации | Урок контроля | Выполнить морф.разборы слов. | |||||||||||
136 | 1 | Морфология. Морфологический разбор слова. Самостоятельная работа. | Знать части речи, уметь опознавать их в тексте, выполнять морфологический разбор. | повторительно-обобщающий урок | П.96, упр.556 | |||||||||||
137 | 1 | Синтаксис. Синтаксический разбор. Диктант с заданием. | Знать, что изучается в синтаксисе, уметь производить синтаксический разбор. | Повторительно-обобщающий урок | Выполнить синт.разбор предложения. | |||||||||||
138 139. 140. | 1 1 1 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Приставка и суффикс». Контрольный тест по итогам повторения. Работа над ошибками. Задание на лето. | Уметь доказывать признаки текста (единство темы, наличие основной мысли, относительная законченность, определенный порядок следования предложений, их смысловая и грамматическая связь), уметь построить текст любого типа в соответствии с темой, основной мыслью, выбранным стилем речи, использовать лексические и грамматические средства связи предложений в тексте Знание основных правил, изученных в 6 классе уметь классифицировать ошибки, | Урок развития речи Урок контроля урок работы над ошибками | Тест.№ 16 тест № 17 |
Всего - 36 уроков контрольных работ -3 диктантов -4 самостоятельных работ -4 изложений-1 сочинений-5 тестов-4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку. 7 класс. Программа Бунеева.
Планирование составлено на основе «Программы по русскому языку для основной школы 5-9 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучёва: М, Баласс, 2008....
Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку в 10 классе
Планирование уроков разработано на основе учебника-практикума для старших классов Дейкиной А. Д. и Пахновой Т. М. Календарно-тематическое планирование рассчитано на 68 часов, включает темы уроков и тр...
Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку в 5 классе (программа А.Д. Шмелёва)
Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку в 5 классе по программе А.Д. Шмелёва (175 часов)...
5 класс. Рабочая программа. Русский язык. (авторы М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская)
- Авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. Н. М. Шанский, М.Т.Баранов, Т. А. Ладыж...
5 класс. Рабочая программа. Русский язык. (авторы М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская)
- Авторы программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. Н. М. Шанский, М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская. - М....
Календарно - тематическое планирование уроков по русскому языку в 5 классе
Календарно - тематическое планирование уроков по русскому языку в 5 классе к учебнику Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой и др. Материал рассчитан на 175 часов (5 часов в неделю)....
Календарно-тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 5 классе
Приложение к Рабочей программе по родному (русскому) языку для 5-9 классов (ФГОС ООО)...