Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Речевая ситуация. Этикетные слова".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Предмет: русский язык
Класс: 5
Автор, УМК: Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык».
Тема: Понятие о речевой ситуации. Этикетные слова.
Задачи:
- Познакомить учащихся с понятиями «этикет», «этикетные слова», «речевая ситуация».
- Расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета.
- Создать условия для использования этикетных слов в различных ситуациях общения.
- Мотивировать учащихся уместно использовать этикетные слова в различных речевых ситуациях.
- Формировать умение строить логически правильные высказывания, аргументировать свою точку зрения, доказывать её.
- Создавать условия для освоения новых способов деятельности.
Планируемые результаты:
- Учащиеся познакомятся с понятиями «речевой этикет», «речевая ситуация».
- Вспомнят этикетные слова и при помощи новых слов расширят словарный запас в области речевого этикета.
- В ходе выполнения тренировочных упражнений учатся употреблять этикетные слова в различных речевых ситуациях.
- Осознают важность умения употреблять разнообразные формулы речевого этикета в зависимости от ситуации общения.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Конкретные планируемые результаты (метапредметные, предметные, личностные) |
1. Организационно-мотивационный этап 1.1Организационный момент | Приветствует, проверяет готовность к уроку, организует обучающихся. | Подготовка класса к работе. | Личностные результаты: самоопределение. |
1.2 Мотивация к деятельности | Создает проблемную ситуацию, мотивирующую к деятельности. В класс, входит опоздавший ученик и инсценирует диалог с учителем. - Привет! -Привет! Проходи в класс, займи своё место. Задаёт вопрос: -Как вы можете оценить эту ситуацию ? | Анализируют ситуацию. Высказывают своё мнение по поводу сложившейся ситуации. | Метапредметные результаты: Умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать её. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные результаты: Умение оценивать поступки, объяснять оценки поступков. |
1.3 Целеполагание | Задаёт проблемный вопрос: -Ребята, подумайте, что же надо нам сделать, чтобы не допускать подобных ситуаций? | Ставят цели, формулируют проблему и тему урока | Метапредметные результаты: Умение формулировать цель деятельности. Предметные результаты: Самостоятельное формулирование цели. |
2. Информационно-аналитический этап 2.1 Первичное усвоение новых знаний. | Организует деятельность учащихся по изучению нового материала: | 1. Читают материал учебника об этикетных словах на стр.115 – 116. 2. Ученики знакомятся с понятиями «этикет» и «этикетные слова», записывают их в тетради. 3. Вспоминают и анализируют, какие этикетные слова им знакомы, с какой целью эти слова употребляются. 4. Разыгрывают в парах диалоги или составляют предложения с этикетными словами по картинкам в учебнике к упражнению 308. | Предметные результаты: Закрепление понятий «этикет», «речевой этикет». Метапредметные результаты: Умение извлекать информацию. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного общения. |
2.2.Первичное закрепление. | Организует деятельность по применению новых знаний | 1. Читают пословицы и разъясняют, какие правила речевого поведения русского народа в них закреплены. Списывают предложения, вставляя пропущенные буквы (упр. 309) 2. Выполняют задание в группах. Представляют свои ответы другим группам. Анализируют ответы друг друга. Делают вывод об употреблении этикетных слов на данные темы. 3. Читают текст учебника на стр.117, извлекают и анализируют информацию, формулируют ответ (выбор тех или иных этикетных слов зависит от речевой ситуации). | |
2.3.Первичная проверка понимания. | Организует деятельность по применению новых знаний. | 1 группа: выполняют упражнение 313. Рассматривают рисунки и составляют по ним рассказ, подробно описывая последнюю сценку. Обсуждают возможный ответ на поставленный вопрос. 2 группа: выполняют упражнение 314. Готовятся к выразительному чтению по ролям. Анализируют, какие слова неуместны в данной речевой ситуации и почему. Подбирают синонимы к ним. Придумывают и разыгрывают сценку «В кабинете врача». 3 группа: выполняют упражнение 315. Разыгрывают сценку «В автобусе», построенную по всем правилам современного русского речевого этикета. 4 группа: выполняют упражнение 316. Составляют диалоги по картинкам, подбирая слова, при помощи которых пострадавший и виновник происшествия могли бы смягчить неприятную ситуацию. Выбирают докладчика от группы. Представляют результаты самостоятельной работы в группах. Проверяют правильность выполнения заданий, исправляют и дополняют ответы одноклассников, аргументируя свою точку зрения. | Предметные результаты: Овладение нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний. Метапредметные результаты: Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета. Умение организовывать учебное взаимодействие в группе. Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Умение выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис. Личностные результаты. Умение вырабатывать в противоречивых ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта. |
3. Оценочно-рефлексивный этап 3.1 Информация о домашнем задании. 3.2 Рефлексия (подведение итогов занятия) | Дает инструктаж по выполнению домашнего задания (на выбор, с учетом уровня подготовки обучающихся). | Записывают домашнее задание (по выбору). Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Осуществляют оценку урока и самооценку. | Предметные результаты: 1.Освоение базовых понятий лингвистики: диалог, ситуация речевого общения. 2.Овладение нормами речевого этикета. Метапредметные результаты: Умение соотносить поставленные цели с достигнутыми результатами. Личностные результаты: 1.Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. 2.Стремление к речевому самосовершенствованию. 3. Формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.
Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Технологическая карта урока русского языка 6 кл. Тема " Сложносокращённые слова"
Технологическая карта урока русского языка 6 кл. Тема " Сложносокращённые слова"...
Технологическая карта урока русского языка «Заголовок текста. Опорные тематические слова текста»
Класс: 5Тип урока: урок развития речиВид урока: урок открытия нового знания.Основной подход: системно-деятельностный.Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, группо...
Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе. Тема урока:" Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах".
Тема урока: Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах. Презентация.Цель урока: познакомить учащихся с понятием &laq...
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Синтаксические связи слов в словосочетании» (8 класс).
Этот урок открытие новых знаний. Задача учителя - расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает новые термины: согласование, управление...