Рабочая программа спецкурса "Практический курс речеведения"
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Горячева Наталья Юрьевна

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 473

Утверждено

И.О. директора

ГБОУ СОШ № 473

______________Сухаревская Е.В.

«___»___________20____г.

Рабочая программа спецкурса по русскому языку

«Практический курс речеведения»

на 2013-2014 учебный год

  8 «А» класс

Составитель: Горячева Наталья Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационная категория

Рассмотрено на заседании МО

протокол № ___

от «___»____________20___  г.

Председатель МО

_______________________

Москва, 2013 г.

                                              Содержание  

  1. Пояснительная записка ………………………………………………....3
  2.  Календарно-тематический план …………………………………...4 - 5    
  3. Содержание учебной программы………………………………………6
  4. Список литературы……………………………………………………....7
  5. Список ключевых слов…………………………………………………..8              

                                   Пояснительная записка

Полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к экзамену по русскому языку в 9 классе. Результаты ЭГЕ свидетельствуют о том, что особые затруднения у выпускников вызывает написание сочинения-рассуждения. При существующем количестве часов по русскому языку в 9 классе (68 часов в учебном году, 2 раза в неделю) учителю необходимо не только объяснить и закрепить материал по синтаксису и пунктуации сложного предложения, но и подготовить учащихся к написанию изложения и сочинения-рассуждения. Предоставленный курс помогает учителю преодолеть трудности в подготовке учащихся к сочинению-рассуждению к ЭГЕ в 9 классе.

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста. Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения. Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.

Цели данной программы:

-научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

-подготовить учащихся к сдаче школьного и вступительного экзамена по русскому языку;

-оказать помощь при формировании нравственной позиции;

-способствовать интеллектуальному развитию ученика;

-воспитывать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.

                         Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Наименование темы

Кол-во часов

Формы контроля

Дата проведения

1

2-3

4-5

6

7-8

9

10-11

12-13

14

15-16

17-18

19-20

21

22-23

24-25

26

27-28

29

30-31

32

33-34

Введение. Что изучает лингвистика?

Стили и типы речи. Лингвистический анализ текста.

Сочинение-рассуждение. Основные требования к творческой работе.

 Обучающее сочинение-рассуждение по памяти.

Средства выразительности речи. Лингвистический анализ текста.

Лингвистический анализ текста художественного стиля.

Виды связи предложений в тексте. Лингвистический анализ текста.

Сочинение-рассуждение о русском языке.

Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.

Рецензирование творческих работ на основе примеров.

Лингвистические тайны текста (конкурс по русскому языку).

Сочинение-рассуждение о Родине.

Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.

Работа с текстом о нравственных проблемах.

Обучающее сочинение-рассуждение о правилах поведения с окружающими.

Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.

Сочинение-рассуждение о нравственных проблемах.

Рецензирование и редактирование собственных творческих работ о нравственности.

Обучающее сочинение - рассуждение по словам мудрых людей о нравственности.

Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.

Творческая мастерская. Сочинение - рассуждение по словам мудрых людей.

1

2

2

1

2

1

2

2

1

2

2

2

1

2

2

1

2

1

2

1

2

Тв./р

Тв./р

Тв./р, тест

Тест

с/р

с/р

тест

Тв./р

с/р

с/р

тв./р

тв./р

тест

с/р

тв./р

тв./р

с/р

тв./р

с/р

тв./р

с/р

тв./р

ВСЕГО:

34 ч.

                                Содержание программы

Наименование раздела

Количество часов

РАЗДЕЛ 1. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Повторение стилистики.

РАЗДЕЛ 2. Обучающее сочинение по тексту. Лингвистический анализ текста.

РАЗДЕЛ 3.Рецензирование и редактирование творческой работы.

РАЗДЕЛ 4. Самостоятельная творческая работа.

5

18

7

4

ИТОГО:

34 часа

   

                                         Список литературы

  1. Кафедра русского языка. Система работы с одаренными детьми: современные технологии, рекомендации, мероприятия / авт. – сост. О.В.Касперская. –Волгоград: учитель, 2010. – 119 с.
  2. Русский язык. 5 – 9 классы. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы / авт. – сост. А.А.Фешина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 268с.
  3. Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения / авт. – сост. Л.А.Кобзарева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 133 с.

                                      Список ключевых слов

Гипербола

Лингвистика

Литота

Метафора

Научный стиль

Нравственность

Описание

Основная мысль

Официально-деловой стиль

Параллельная связь

Перифраза

Повествование

Публицистический стиль

Разговорный стиль  

Рассуждение

Редактирование

Рецензирование

Сочинение-рассуждение

Сравнение

Стили речи

Тезис

Типы речи

Художественный стиль

Цепная связь

Эпитет

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс

Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...

Рабочая программа элективного курса "Практический курс речеведения" 11 класс

Программа имеет практическую направленность, способствует развитию речевой культуры, бережного и сознательного отношения  к русскому языку.Значимость программы  состоит в углублении  ли...

Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...