Урок русского языка в 5 классе
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему
Данный урок входит в систему уроков "Повторение пройденного в 5 классе".Чтобы вспомнить изученное о спряжении глагола,использую сказку , которая развивает мотивацию к исследовательской деятельности.Для закрепления навыков правописания личных окончаний глагола используются различные упражнения , которые способствуют закреплению навыков правописания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_v_5_klasse.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе.
Подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ №4»г.Ржева Тверской области Зайцевой С.Ю
Тема урока: «Личные окончания глагола».
Цель урока: развивать умение определять спряжение глаголов; закреплять навыки правописания глаголов, развивать мотивацию к аналитической деятельности.
1. Организационный момент.
2. Разбор предложения.
Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.
Почему в предложении все глаголы пишутся без Ь?
Назовите окончания глаголов, объясните их написание.
Мы записали русскую пословицу, а мудрые пословицы, забавные потешки и загадки сочинял на протяжении многих веков великий поэт – русский народ. И сегодня мы с вами окажемся в мире сказки.
3. Работа по теме урока.
В некотором царстве, в некотором государстве жили глагольчики-лилипутики. И имена у них были совсем коротенькие: -у(-ю), -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют). А еще – -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят). Все они очень дружили между собой.
И вот однажды в их город прилетел огромный страшный дракон. Он потребовал привести к нему на съедение несколько лилипутиков потолще. Лилипутики -у(-ю), -ешь(-ёшь), ет(-ёт), -ем(-ём), -ете (-ёте) и -ут(-ют) посовещались и решили задобрить дракона, зато лилипутики -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят), вооружившись мечами и копьями, пошли войной на дракона и победили. Лилипутики-трусишки остались в прежнем городе и назвали его Первоспряженск, а лилипутики-смельчаки построили себе отличный новый город и назвали его Второспряженск. Так они и живут до сих пор.
- А кто такие лилипутики?
- Это личные окончания глаголов.
- Почему они называются личными?
- А глагол изменяется по лицам.
- Изменение глагола по лицам и числам называется…
- Спряжением.
- Вам нужно запомнить, что глаголы с окончанием у(-ю), -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют), относятся к I спряжению и живут они а Первоспряженске, а глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят) относятся ко второму спряжению и живут во Второспряженске. А правит городами мэр Ударение.
Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание.
И еще на ударение
Обрати свое внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение.
Итак, определяем спряжение глаголов: шалишь, торчат, жмёшь, несём, ползут, творишь, живёте, найдут, стоят.
Однажды лилипутики отправились в лес и заблудились. К утру они вышли на поляну и увидели рыцаря на белом коне. Посмотрели глагольчики на флаг и прочли: «Неопределенная форма глагола».
- Мы, глагольчики, без нашего мэра, без Ударения, не можем вспомнить, из какого мы города?
- Если у глагола безударное окончание, нужно:
1. поставить глагол в неопределенную форму;
2. определить, какая гласная стоит перед –ть.
Если глагольчик в неопределенной форме оканчивался на -ить, рыцарь отвозил его в город смельчаков, а если в неопределенной форме перед -ть была другая какая-нибудь буква, то рыцарь отвозил глагольчик в город трусишек.
Вот только глагольчики: терпеть, вертеть, обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть и смотреть да еще слышать, дышать, держать, гнать- наотрез отказались ехать в город, где живут трусы, зато глагольчики брить и стелить решили не возвращаться во Второспряженск.
3.1. Работа по таблице(стр.43)
3.2. Спряжение глаголов говорить, петь
3.3. Подобрать синонимы к глаголу видеть и поставить их в 3 лице единственного числа
Видеть – смотреть, глядеть, следить, замечать, созерцать, наблюдать.
Поставить глагол в 1 лицо множественного числа: таять, слышать, клеить, чуять, бороться, ездить, стелить, замирать, чувствовать.
3.4. Объяснительный диктант.
Читаешь учебник, борется с ленью, стирает белье, строит дом, клеит конверты, стелется туман, лед растает.
3.5. Списать предложения, обозначить условия выбора гласных в окончаниях глаголов.
1) Конь вырв.тся – догон.шь, а слОва сказанного не ворот.шь.
2) Скаж.шь – не ворот.шь, напиш.шь – не сотрёшь, отруб.шь – не пристав.шь.
3) Словами, что листьями, стел.шь, а стеблем в глаза кол.шь.
4) Не по словам суд.т, а по делам.
Объясните смысл пословиц.
3.6 Составьте предложения ,используя в них глаголы-исключения.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Какие ошибки вы еще делаете при написании личных окончаний глаголов?
Как вы определяете написание безударных личных окончаний глагола?
5. Домашнее задание: п.19, упр.80
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....