Уроки русского языка,6класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Конспекты уроков для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrol-nyiytestdlya5.doc31 КБ
Microsoft Office document icon glagoldidaktika.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ДЛЯ 5–6-Х КЛАССОВ**

1. Что изучает лексика?

а) Звуки, ударение, интонацию; б) части речи; в) словарный состав языка.

2*. Что мы называем словом?

а) Единицу языка, служащую для различения звуковых оболочек; б) единицу языка, имеющую звучание и значение; в) грамматические разряды слов.

3**. Какие функции выполняет слово?

а) Различает звуковые оболочки; б) создает новые слова; в) называет различные явления действительности, выражает чувства, служит для общения людей.

4. Что такое значение слова?

а) Его звуковая оболочка; б) соотнесенность звукового комплекса с тем или иным явлением действительности; в) часть речи.

5. Определите по словарю прямое и переносное значение слов: гореть, голубой, заря.

6*. Составьте словосочетания (или предложения), в которых слово черный было бы то в прямом, то в переносном значении.

7**. Определите значение выделенных слов и укажите, в прямом или переносном значении они употребляются. Если слово употреблено в переносном значении, составьте предложения, где оно было бы в прямом значении.

1) ...а на ночь в конюшне (Герасим) так усердно чистил и тер свою лошадь, что та шаталась, как былинка на ветру, и переваливалась с ноги на ногу под его железными кулаками. 2) Капитон только прищурил немного свои оловянные глазки.

8*. Определите, на каких свойствах слова основаны такие явления, как эпитет, сравнение, метафора:

а) прямое и переносное значение; б) свободное и связанное значение; в) номинативность.

9**. Найдите в тексте языковые и авторские эпитеты, метафоры, сравнения:

Не шелестя над головой моей,
В прозрачный мрак деревья улетали;
Сквозной узор их молодых ветвей,
Как легкий дым, терялся в горней дали.

(А.К. Толстой)

10. Что такое омонимы?

а) Слова, близкие по значению; б) слова, совпадающие по написанию, но различные по значению и звучанию; в) слова, не связанные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

11. Что такое синонимы?

а) Одинаковые по звучанию слова; б) близкие по значению слова; в) слова с противоположным значением.

12. Что такое антонимы?

а) Слова с противоположным значением; б) близкие по значению слова; в) слова, совпадающие по написанию.

13. К выделенным словам найдите синонимы в приведенных предложениях. Объясните разницу в их значении.

I. 1. Идет Жилин, все тени держится. 2. «Нечего делать, – думает, – буду тащиться, пока сила есть...»
II. – Алла! – И все проговорили: – Алла! – И опять замолчали. Мертвый лежит на траве –
не шелохнется, и они сидят как мертвые. Не шевельнется ни один.
III. Ухватилась за него Дина,
шарит по нем руками, ищет, куда бы лепешки ему засунуть.
IV. 1. Оглянулся Жилин, видит – налево за горой зарево
красное загорелось. 2. Стало солнышко закатываться. Стали снеговые горы из белых – алые.

14. Подберите антонимы к выделенным глаголам.

1) Северное сияние вспыхивало и мерцало так ритмично, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет разгорится всего ярче и в какую почти угаснет.
2) Зимою это удовольствие прекращалось. Окна часто
замерзали, но дети нагревали на печке медные монеты и прикладывали их к обмерзшим стеклам: лед быстро оттаивал, появлялось чудесное окошечко – такое круглое-круглое, – и в нем показывался веселый, ласковый глазок: это переглядывались мальчик и девочка.
3) Летом они одним прыжком могли попасть друг к другу, зимой же надо было сначала
спуститься на много, много ступенек, затем подняться на столько же. А на дворе завывала метель.

15*. Определите, чем отличаются омонимы от омографов. Приведите примеры.

16**. Определите, что перед вами – омоним или многозначное слово. Докажите.

Кисть (руки) – кисть (винограда) – малярная кисть.

17. Определите с помощью этимологического словаря источник происхождения слова: каменщик, земля, глаз, озеро, лук, алфавит, рота, мебель, портфель, билет.

18*. Назовите признаки старославянизмов в словах: враг, плен, могущество, юродивый, пещера, жажда, растение.

19**. Найдите в тексте устаревшие слова, определите их значение.

Разбои в окрестностях Москвы особенно умножились с тех пор, как опричники вытеснили целые села хлебопашцев, целые посады мещан. (А.К. Толстой)

20. Найдите в тексте неологизмы, определите, как они образованы.

«Пойдем, поэт,
взорлим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты – свое,
стихами».

(В.В. Маяковский)

21. Найдите в тексте общеупотребительные и необщеупотребительные слова.

Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши – тетерева,
Летятина – дичь,
Пересмешки – молва,
Залавок – подобье комода.

(А.Я. Яшин)

22**. Найдите в тексте диалектизмы, профессионализмы, определите их значение и подберите к ним синонимы в литературном языке.

1) Брат орал на тракторе за лесом. 2) В лесу Дуня испугалась козюли. 3) Старый кот к махотке крадется на парное молоко (С.Есенин). 4) Иногда для создания картин берут акварель или пастель.



Предварительный просмотр:

На удивительную силу глагола обращали внимание многие писатели. А. Н. Толстой писал: «Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». Писатель считает: «По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера».

Беседа по повторению грамматических признаков глагола.

Задание 1. Рассмотрим мысли, заключенные в этих высказываниях, на одном из примеров. Читаем стихотворение Д. Кедрина.

        Все мне мерещится поле с гречихою,

        В маленьком доме сирень на окне,

        Ясное-ясное, тихое-тихое        

        Летнее утро мерещится мне.

        Чудится мне, будто песню печальную

        Мать надо мною поет в полусне.

        Узкая-узкая, дальняя-дальняя

          В поле дорога мерещится мне.

Что вы можете сказать о глаголе мерещится ?

(Мерещится – ключевое слово, которое соединяет картины, родные сердцу поэта.)

Определите, из каких словарей взяты словарные статьи.

Мерещиться – казаться, представляться в воображении. (Из толкового словаря)

Мерещиться – мерещить, мелькать в глазах, от мереск, от той же основы, что меркнуть, морочить. (Из этимологического словаря)

Что вы можете сказать о грамматических значениях этого слова?

Какие грамматические признаки постоянные ?

Какие непостоянные ?

На какие глагольные формы указывают-тся и –ться ?

(Глагол имеет постоянные и непостоянные признаки. Постоянные признаки: несов. вид, , 2 спряжение. Непостоянные признаки: изъявит. наклонение, ед. число, наст. время. 3 лицо. Глагол оканчивается на –тся, потому что употребляется в 3 лице, глаголы оканчиваются на –ться в неопределенной форме.)

Задание 2. Вставьте слова, которые пропущены в тексте. К какой части речи они относятся ? Назовите их грамматические признаки.

Всю ночь Женьку…комар: он…несчастного мальчика в нос, в ухо, в левую щеку, противно…, … и … .Женька и руками…, и ногами… и …на ужасного комара, и даже один раз в него…- все бесполезно!

Задание 3. О каких грамматических признаках глагола говорится в следующем стихотворении:

        Когда-то, ребята,

        Во времечко оно

        Второе спряженье  

        Имело шпиона.

        Здесь его инструкции.

                  .         В них – шпионьи функции.

        Вот они, спешите ВИДЕТЬ:

        От связного не ЗАВИСЕТЬ,

        Всех «клиентов» НЕНАВИДЕТЬ,

        Побольнее их ОБИДЕТЬ.

         

        Стойко трудности ТЕРПЕТЬ,

        Над собой лассо ВЕРТЕТЬ,

        Через щелочку под дверью

        За врагом своим СМОТРЕТЬ.

         

        По шоссе машину ГНАТЬ

        И в зубах кинжал ДЕРЖАТЬ,

        Чтоб за стенкой голос СЛЫШАТЬ,

        Совершенно не дышать.

        

Задание 4. Расскажите о том, какие глаголы относятся 1спряжению и какие глаголы относятся ко 2 спряжению.

Задание: 5.Работа с текстом

Прочитайте текст. Выпишите глаголы, выделите окончания, определите спряжение глаголов. Чем объяснить, что среди данных слов нет глаголов с нулевым окончанием?   В каком времени глагол может иметь нулевое окончание?

Про обезьян иногда говорят – «четверорукие». Тем, кто всю жизнь живет высоко на ветвях деревьев, четыре цепкие лапы очень кстати: одна лапа за ветку держится, другая добычу несет, а третья и четвертая уже хватаются за ветки. Но обезьянам помогает и хвост. Она цепляются хвостом за ветку, висит вниз головой и срывает с деревьев  лакомые плоды.

Образец записи:   говорят (говорить, 2 спр.)

        висит (висеть, 2 спр., искл.)

        смотрел ( смотреть 2 спр; нулевое окончание – м. р. ед. ч.)

Используя таблицу, расскажите о чередовании гласных в корне.  

 

Задание 5 : Вставить пропущенные буквы

 Ум...реть, ст…реть, подт…рать, за...пирать, бл..стеть, сж…гаю.

Задание 6: Составьте словосочетания с глаголами, определите их вид.

        Убирать, убраться, соберу.

        Вытирать, растереть.

        Зажигать, зажечь, разожгу,

        Снять, снимать.

        Начать, начинать.

Задание 7. Повторение способов образования глаголов:

Какими способами образуются слова в русском языке?

В чем особенности словообразования глаголов?

(Преимущественный способ образования глаголов – приставочный, когда

Задание 8: Определить способ образования глаголов.

        Исколесить, секретничать, позавтракать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест "Русский язык" 6класс

Тестирование6 классПовторение изученного материала 1. В каком ряду во всех словах выделенная буква обозначает твердый согласный? А) Телевидени...

Олимпиада, русский язык,6класс

Олимпиадные задания по русскому языку, школьный тур...

системно-деятельностный подход на уроке русского языка (6класс)

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов  образования нового поколения.Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Урок русского языка по теме "О...

Русский язык.6класс.Урок №1. Тема:Окончания прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

Данный урок является одним из трёх в блоке  уроков русского языка в программе 6 класса коррекционной школы VIII вида по теме "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода"....

Русский язык.6класс.Урок №1. Тема:Окончания прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

Данный урок является одним из трёх в блоке  уроков русского языка в программе 6 класса коррекционной школы VIII вида по теме "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода"....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6класс

КТП по русскому языку 6 класс УМК Е.А.Быстровой...

Открытый урок по русскому языку 6класс по теме "Гласные в приставках -при- и -пре-"

Открытый урок по русскому языку 6класс  по теме "Гласные в приставках -при- и    -пре-"...