Уроки русского языка,6класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспекты уроков для 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrol-nyiytestdlya5.doc | 31 КБ |
glagoldidaktika.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ДЛЯ 5–6-Х КЛАССОВ**
1. Что изучает лексика?
а) Звуки, ударение, интонацию; б) части речи; в) словарный состав языка.
2*. Что мы называем словом?
а) Единицу языка, служащую для различения звуковых оболочек; б) единицу языка, имеющую звучание и значение; в) грамматические разряды слов.
3**. Какие функции выполняет слово?
а) Различает звуковые оболочки; б) создает новые слова; в) называет различные явления действительности, выражает чувства, служит для общения людей.
4. Что такое значение слова?
а) Его звуковая оболочка; б) соотнесенность звукового комплекса с тем или иным явлением действительности; в) часть речи.
5. Определите по словарю прямое и переносное значение слов: гореть, голубой, заря.
6*. Составьте словосочетания (или предложения), в которых слово черный было бы то в прямом, то в переносном значении.
7**. Определите значение выделенных слов и укажите, в прямом или переносном значении они употребляются. Если слово употреблено в переносном значении, составьте предложения, где оно было бы в прямом значении.
1) ...а на ночь в конюшне (Герасим) так усердно чистил и тер свою лошадь, что та шаталась, как былинка на ветру, и переваливалась с ноги на ногу под его железными кулаками. 2) Капитон только прищурил немного свои оловянные глазки.
8*. Определите, на каких свойствах слова основаны такие явления, как эпитет, сравнение, метафора:
а) прямое и переносное значение; б) свободное и связанное значение; в) номинативность.
9**. Найдите в тексте языковые и авторские эпитеты, метафоры, сравнения:
Не шелестя над головой моей,
В прозрачный мрак деревья улетали;
Сквозной узор их молодых ветвей,
Как легкий дым, терялся в горней дали.
(А.К. Толстой)
10. Что такое омонимы?
а) Слова, близкие по значению; б) слова, совпадающие по написанию, но различные по значению и звучанию; в) слова, не связанные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.
11. Что такое синонимы?
а) Одинаковые по звучанию слова; б) близкие по значению слова; в) слова с противоположным значением.
12. Что такое антонимы?
а) Слова с противоположным значением; б) близкие по значению слова; в) слова, совпадающие по написанию.
13. К выделенным словам найдите синонимы в приведенных предложениях. Объясните разницу в их значении.
I. 1. Идет Жилин, все тени держится. 2. «Нечего делать, – думает, – буду тащиться, пока сила есть...»
II. – Алла! – И все проговорили: – Алла! – И опять замолчали. Мертвый лежит на траве – не шелохнется, и они сидят как мертвые. Не шевельнется ни один.
III. Ухватилась за него Дина, шарит по нем руками, ищет, куда бы лепешки ему засунуть.
IV. 1. Оглянулся Жилин, видит – налево за горой зарево красное загорелось. 2. Стало солнышко закатываться. Стали снеговые горы из белых – алые.
14. Подберите антонимы к выделенным глаголам.
1) Северное сияние вспыхивало и мерцало так ритмично, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет разгорится всего ярче и в какую почти угаснет.
2) Зимою это удовольствие прекращалось. Окна часто замерзали, но дети нагревали на печке медные монеты и прикладывали их к обмерзшим стеклам: лед быстро оттаивал, появлялось чудесное окошечко – такое круглое-круглое, – и в нем показывался веселый, ласковый глазок: это переглядывались мальчик и девочка.
3) Летом они одним прыжком могли попасть друг к другу, зимой же надо было сначала спуститься на много, много ступенек, затем подняться на столько же. А на дворе завывала метель.
15*. Определите, чем отличаются омонимы от омографов. Приведите примеры.
16**. Определите, что перед вами – омоним или многозначное слово. Докажите.
Кисть (руки) – кисть (винограда) – малярная кисть.
17. Определите с помощью этимологического словаря источник происхождения слова: каменщик, земля, глаз, озеро, лук, алфавит, рота, мебель, портфель, билет.
18*. Назовите признаки старославянизмов в словах: враг, плен, могущество, юродивый, пещера, жажда, растение.
19**. Найдите в тексте устаревшие слова, определите их значение.
Разбои в окрестностях Москвы особенно умножились с тех пор, как опричники вытеснили целые села хлебопашцев, целые посады мещан. (А.К. Толстой)
20. Найдите в тексте неологизмы, определите, как они образованы.
«Пойдем, поэт,
взорлим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты – свое,
стихами».
(В.В. Маяковский)
21. Найдите в тексте общеупотребительные и необщеупотребительные слова.
Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши – тетерева,
Летятина – дичь,
Пересмешки – молва,
Залавок – подобье комода.
(А.Я. Яшин)
22**. Найдите в тексте диалектизмы, профессионализмы, определите их значение и подберите к ним синонимы в литературном языке.
1) Брат орал на тракторе за лесом. 2) В лесу Дуня испугалась козюли. 3) Старый кот к махотке крадется на парное молоко (С.Есенин). 4) Иногда для создания картин берут акварель или пастель.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест "Русский язык" 6класс
Тестирование6 классПовторение изученного материала 1. В каком ряду во всех словах выделенная буква обозначает твердый согласный? А) Телевидени...
Олимпиада, русский язык,6класс
Олимпиадные задания по русскому языку, школьный тур...
системно-деятельностный подход на уроке русского языка (6класс)
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов образования нового поколения.Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Урок русского языка по теме "О...
Русский язык.6класс.Урок №1. Тема:Окончания прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.
Данный урок является одним из трёх в блоке уроков русского языка в программе 6 класса коррекционной школы VIII вида по теме "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода"....
Русский язык.6класс.Урок №1. Тема:Окончания прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.
Данный урок является одним из трёх в блоке уроков русского языка в программе 6 класса коррекционной школы VIII вида по теме "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода"....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6класс
КТП по русскому языку 6 класс УМК Е.А.Быстровой...
Открытый урок по русскому языку 6класс по теме "Гласные в приставках -при- и -пре-"
Открытый урок по русскому языку 6класс по теме "Гласные в приставках -при- и -пре-"...