системно-деятельностный подход на уроке русского языка (6класс)
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме

 

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов  образования нового поколения.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Урок русского языка по теме "Определительные местоимения" (6класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл системно-деятельностный подход27.79 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА (6 КЛАСС)

ТЕМА: «ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ»

Цели:

  1. дидактическая: создать условия для осознания и осмысления информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации, проверка уровня системы знаний и умений;
  2. развивающая: формировать навыки устной и письменной речи, отрабатывать умения в определении рода, числа и падежа определительных местоимений, развивать элементы творческой деятельности, развивать «умение учиться», использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности; развивать память;
  3. воспитательная: воспитывать активную жизненную позицию, воспитывать в учениках уверенность в себе.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Оборудование: учебник, «Рабочий лист» с заданиями.

ХОД УРОКА.

1.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ.

Мы изучаем местоимение. Перед вами «Рабочий лист» с заданиями.  (В течение урока вы должны заполнить его).  

 Задание №1. Стихотворение Исаковского.

               Во все века на русском хлебе

               Богатыри росли у нас.

              Так пусть же вновь растут такие,

              Чтобы, когда наступит срок,

              Нигде никто тебя, Россия,

              Перебороть ни в чём не мог.  ( М. Исаковский)

  1. Что желает поэт своей Родине?
  2. Определите разряд подчеркнутых местоимений. (Проверка).
  3. Почему у  местоимения  «все»  не смогли определить разряд?

2.ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ.

  1. Как устранить причину затруднения?

Задание №2.  (зачетный лист) Правильно выберете букву для написания. (2 минуты)

Какое слово получилось – определительные.

Тема урока: Определительные местоимения.

Проанализируйте соответствующий параграф в учебнике и переработайте так, чтобы пробел был закрыт. Что это может быть? (таблица в экзаменационной тетради).

Учащиеся работают с теоретическим материалом учебника, оформляют и озвучивают его.

3.РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА.

  1. Какие местоимения относятся к определительным?
  2. На что указывают определительные местоимения?
  3. На какие вопросы чаще всего отвечают?
  1. Как изменяются? На какую часть речи похожи?
  1. Какова синтаксическая роль определительных местоимений?

4.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ.

а) У иного и снега зимой не выпросишь.

     С любым можно договориться.

     Это каждому известно.

     Каждый дом своим хозяином славится.

     Говорят в Москве, а слушают по всей стране.

    Дошли до самого леса.

    Иному человеку скажешь правду, а он обидится.

    Выбери любую игрушку.

    От иной похвалы хоть в землю уйди.

5.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

Выполните задание №3. Найдите определительные местоимения, определите род, число и падеж и синтаксическую роль. (Проверка)

   ( еще раз назвать определительные местоимения)

6.ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ.

а) на «5» - упр.445- по заданию

б) на «4»-  работа по карточке: выписать предложения с определительными местоимениями, подчеркни их как члены предложения.

Ругать жалко, а похвалить не за что.

-Вся комната янтарным блеском озарена.

-Мне встречались всякие люди.

Брат мой, а ум у него свой.

-Не всякая пословица при всяком молвится.

Жалеть коня – истомить себя.

-В другой раз будь умнее.

-Иной охоч, да не горазд; иной горазд, да неохоч.

в) на «3» - выполнить задание №4 в «Рабочем листе».

Игра «Поймай на слух».

Я называю местоимения. Вы хлопаете только тогда, когда слышите определительные местоимения.

7.РЕФЛЕКСИЯ.

Выполните тест задания №5.

 Какую цель мы ставили в начале урока?

Что узнали об определительных местоимениях?

  1. Какие местоимения относятся к определительным?
  2. На что указывают определительные местоимения?
  3. На какие вопросы чаще всего отвечают?
  1. Как изменяются? На какую часть речи похожи?
  1. Какова синтаксическая роль определительных местоимений?

Есть ли вопросы по теме?

8.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. (На доске)

1. Учить местоимения.

2.Записать 4 пословицы или 4 предложения с фразеологическими оборотами с определительными местоимениями.

1.На каждый роток не накинешь платок. Каждый кулик свое болото хвалит. Не всякое слово – пословица. Сам погибай, а товарища выручай. За всякое дело берись умело. Всякая работа мастера хвалит. И сам тонет и других топит.

2.Сам не свой, сам по себе, сам себе хозяин, сам с усам.

        РАБОЧИЙ ЛИСТ                Фамилия:_____________________________________            

Задание 1

Во все века на русском хлебе

Богатыри росли у нас.

Так пусть же вновь растут такие,

Чтобы, когда наступит срок,

Нигде никто тебя, Россия,

Перебороть ни в чём не мог.  ( М. Исаковский)


Задание 2

Позв(о,а)лять шалости      

Велоси(п,пп)ед

Янва(рь,р)ский

Ждал н(е,и)сколько дней

По(т,д)заголовок

Пос(е,и)деть от горя

Со(л,лл)дат

Н(и,е)кто не забыт

Лес(д,т)ница

В(е,и)теран

Ма(л,лл)яр

Б(ь,ъ)ющийся

Ветре(н,нн)ый

Без(и,ы)нтересный

С(е,и)бя

 

Задание 3.Подчеркните определительные местоимения, определите род, число и падеж.

В юношеской библиотеке Новоалтайска на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всём доме.

Задание 4  Восстанови текст, вставляя определительные местоимения.

Число книголюбов постоянно растёт. Для ( ………………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.

(………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему понравилась.

Задание 5          Тест

   

      1. Какое из местоимений не является определительным?

            А. любой;               Б. другой;            В. никто;            Г. иной.

  1. Найди ошибку в написании местоимения:

      А. любого;              Б. иному;            В. всякова;         Г. о каждом.

3. Определительные местоимения изменяются

     А. по падежам и числам;                    В. по родам, числам и падежам;

     Б. только по родам;                             Г. по числам и родам.

4. В предложении определительное местоимение может быть

     А. только подлежащим или сказуемым;                  В. любым членом предложения;

 Б. подлежащим, определением, дополнением.         Г. только определением;

1.

2.

3.

4.

                           

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему  обучения  то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможно...

Использование технологии критического мышления в рамках системно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности принципами деятельности и творчества. В рамках технологии критического мышления учащийся не только открывает новые знания, но и творчески ре...

Системно-деятельностный подход на уроках русского языка

Системно-деятельностный подход на уроках русского языка...

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка. Тема "Деепричастие"

Данный урок построен на состемно -деятельностном подходе в обучении, предлагается неординарный подход к изучению новой темы, учащиеся путем самостоятельных наблюдений приходят к формулировки темы и за...

Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь») Программа по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...