Уроки русского языка 7класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Конспекты уроков по русскому языку для 7 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Служебные части речи. Предлог как часть речи.

_____________________________________

  1. Цель и задачи урока

Цель: систематизировать   отличия служебных и самостоятельных частей речи

Задачи:

- обучающие: формировать представления о предлоге как служебной части речи, его роли в словосочетании и предложении, познакомить со значениями предлогов;

-развивающие: закрепить умение писать предлоги с различными частями речи;

-воспитательные : воспитывать любовь к русскому языку.

  1. Тип урока: комбинированный.
  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, проектор.
  4. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный

Приветствует учеников, формулирует тему, ставит цели и задачи.

Приветствуют учителя, садятся, записывают тему урока в тетрадях

1

2

Актуализация знаний

№1 ЭОР «Части речи»

Задаёт вопросы ученикам. Сколько частей речи в русском языке? ( 10) На какие две группы они делятся в зависимости от роли в языке? (Самостоятельные и служебные) Назовите служебные и самостоятельные части речи, известные вам.

Организует работу с ЭОР.

 Сверьте свои ответы  с таблицей из ЭОР.

   

Организует групповую работу.

Выписать в таблицу из текста (упражнение №326) слова  всех встретившихся самостоятельных частей речи. Проверить в группах. Какие ошибки встретились?

Работают фронтально, устно отвечают на поставленные учителем вопросы

Сверяют свои ответы с таблицей  из ЭОР  

Хорошо успевающие ученики выписывают в тетрадь слова самостоятельных частей речи из упражнения в таблицу. Проверяют сделанную работу, вместе с учителем разбирают трудные случаи определения частеречной принадлежности слов

7

№2 ЭОР  «Признаки служебных и самостоятельных частей речи»

Организует групповую

 работу со слабо успевающими учащимися. Задание: вспомните, какое грамматическое значение  имеют самостоятельные части речи, на какие вопросы отвечают, какими членами предложения являются

Организует фронтальную работу с классом. Вопрос: Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных?

Организует работу с ЭОР. Сверьте результаты своей работы с  таблицей из ЭОР. Все ли отличительные признаки самостоятельных и служебных частей речи мы назвали

Работает группа учащихся. Устно отвечают на вопросы, поставленные учителем.

Учащиеся устно отвечают на вопрос. Результаты коллективной работы записывают в тетрадь в виде таблицы.

( Самостоятельные части речи:

  1. Есть лексическое и грамматическое значение.
  2. Изменяются (кроме наречия)
  3. Являются членом предложения.
  4. Употребляются самостоятельно.

( Служебные части речи:

  1. Нет лексического и грамматического значения.
  2. Не изменяются.
  3. Не употребляются без самостоятельных частей речи.
  4. Не являются членами предложения.

Учащиеся

 сверяют результаты своей работы с таблицей из ЭОР, делают выводы.

7

7

3

Изучение нового материала

Организует фронтальную самостоятельную работу учащихся по тексту упражнения № 327 стр.151

Задание: выписать примеры служебных частей речи. Прочитать примеры

Работа над редактированием текста упражнения №328 стр.151 (« Приеду 5 часов Москвы мною будет друг») Понятен ли текст? Чего не хватает? (предлогов) Восстановите текст, запишите в исправленном виде.

Сделаем вывод: для чего нам в речи нужны предлоги. (Предлоги указывают на различные грамматические отношения между словами в предложении и словосочетании)

На основе данного текста определите  со словами каких частей речи употребляются предлоги. (существительными, местоимениями, числительными)

Письменно выполняют упражнение, проверяют фронтально.

Фронтально работают, отвечают на вопросы учителя.

Записывают текст в исправленном виде в тетрадь, делают вывод о значении предлогов в языке.

Устно отвечают на вопросы учителя.

3

5

4

Закрепление полученных  знаний

№3 ЭОР

«Значение предлогов»

Организует фронтальную работу учащихся. Из текста упражнения    №340 стр. 156 выписать словосочетания, в состав которых уходят предлоги. Кроме существительных, местоимений, числительных, перед какими частями речи могут оказаться предлоги?( Перед прилагательными, причастиями как особой формы глагола, так как они относятся к существительным) Перед какими частями речи никогда не бывает предлогов? ( Перед глаголами, деепричастиями как особой формы глагола, наречиями)

 

Организует  работу с ЭОР.  Распределите словосочетания  в зависимости от значения предлогов. Проверьте. Какие значения имеют предлоги? (Указывают на время, место, причину)

Письменно выполняют упражнение, устно отвечают на вопросы учителя, делая вывод об употреблении предлогов с различными частями речи.

Работают с тестом из ЭОР, проверяют результаты своей работы, фронтально отвечают на вопрос учителя

3

2

5

Контроль полученных знаний

№4 ЭОР  «Служебные части речи»

№5 ЭОР

Электронное задание

Организует работу индивидуальную с ЭОР.

Отметьте в тексте выделенные слова, которые относятся к служебным частям речи.

 Организует работу с ЭОР.

Прочитайте предлоги, докажите, что выделенные слова являются служебными частями речи.

Индивидуально работают с ЭОР.

Отвечают на вопрос теста.

Отвечают на вопросы теста, работают индивидуально.

    3            

6

Заключительный

Задаёт вопросы.  Что сегодня изучали на уроке? Что нового узнали? Всё ли было понятно?

Выставляет оценки по итогам урока.

Задаёт домашнее задание.

Отвечают на вопросы, записывают домашнее задание.

2

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

 Части речи

Информационный

Таблица

http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/38ebdee9-9b33-4caa-80ea-765e32a891d9/%5BIS-TA_05-11_01%5D_%5BIA_01-AT%5D.swf

2

Признаки служебных и самостоятельных частей речи»

Информационный

Таблица

http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/55d8fdc0-b2a6-4f17-ac5c-6e89e05120bb/%5BRUS7_0-146%5D_%5BIA_002%5D.swf

3

Значение предлогов

Практический

Тест

http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/1c2a11e7-7799-4429-bb8c-29060758a1a6/index_listing.html

4

Служебные части речи

Контрольный

Тест

http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/d5fc17ec-2777-4edc-8035-32a61a0cef0a/%5BRUS5_002%5D_%5BQS_085%5D.html

5

Электронное задание  «Докажите, что выделенные слова относятся к служебным частям речи»

Практический

Тест

http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/79cf48a4-0a01-00ee-001f-327ea9172a3d/%5BRUS5_002%5D_%5BQS_078%5D.html



Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. УЧИТЕЛЬ УТКИНА Е.А.                                        ТЕМА: «ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О ПРИЧАСТИИ И ДЕЕПРИЧАСТИИ».

ЦЕЛЬ: Выяснить, как усвоили  причастие и деепричастие.

                                Ход  урока.

1.Оргмомент.

2.Слово учителя: рассказать учащимся, что этот урок нетрадиционный. В игре принимают участие 6 пар(12 учеников). Играют слабые ученики, а защита- сильные. Учащимся раздаются карточки с цифрами от 0 до 6.

3.Игра.                                 1 тур.

Карточка №1.

1.-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-.

2. –а-,-я-.

3.-в-,-вши-,-ши-.

4.-ем-,-им-.

5.-енн-,-нн-,-т-,.

6.-ш-,-вш-.

Вопросы:1. При помощи каких морфем образуются страдательные причастия прошедшего времени?

2. При помощи каких морфем образуются деепричастия несовершенного вида?

3. При помощи каких морфем образуются качественные прилагательные?

4. Укажите морфемы деепричастий совершенного вида?

5. Укажите морфемы действительных причастий настоящего времени?

Карточка №2.

1.Наречие.

2.Деепричастие.

3. Местоимение.

4.Причастие.

5.Прилагательное.

6.Глагол.

Вопросы:1. Укажите часть речи, которая обозначает признак предмета по действию?

2. . Укажите часть речи, которая обозначает добавочное действие к основному глаголу?

3.Признаки каких частей речи заимствует причастие?

4.Признаки каких частей речи заимствует деепричастие?

5.Укажите часть речи, которая, образуя оборот, всегда выделяется запятыми?

Во 2 тур игры выходят 5 пар.

2.ТУР ИГРЫ.

Из данных букв придумайте слово, употребив максимальное количество слов.                                                                                                                                                        Е   С  А  Й  Д   В   Е   Т   И   У  

3.ТУР ИГРЫ.

КАРТОЧКА 1.

1. Читать                                                                                                                   2.бежать                                                                                                                                  3.прискакать                                                                                                               4.рисовать                                                                                                                        5.рисовать

Вопросы:1.Из какого глагола нельзя образовать действительное причастие настоящего времени?                                                                                                             2.Из какого глагола нельзя образовать действительное причастие прошедшего времени?                                                                                                                                        3. Из какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида?

Карточка №2.                                                                                                                                                                                                    1.Незная.                                                                                                                                 2.Недоделав.                                                                                                                                                          3.Негодуя.                                                                                                                                                                        4.Неспеша.                                                                                                                              Вопрос: В каких словах допущены ошибки?  

  Карточка№3.                                                                                                                                                               1.Стелящийся.                                                                                                                    2.Зависящий.                                                                                                                3.Видящий.                                                                                                                4.Красящий.                                                                                                                                                                       Вопрос: Где ошибка в написании?

Карточка №4.                                                                                                                                                     1.Убегая.                                                                                                                   2.Прилететь.                                                                                                            3.Обиженный.                                                                                                               4.Сделав.                                                                                                         Вопросы:1.Какие слова не имеют окончаний?                                                2.В каком слове нет приставки?                                                                       3.Какое из данных слов является действительным причастием настоящего времени?

Карточка №4.                                                                                                                            1.Сняв шапку, он поздоровался.                                                                                                                 2.Гости заявились, на ночь глядя.                                                                                                                                            3.Расчищенная дорожка вела к лесу.                                                                                               4. Повсюду были листья, сорванные детьми.                                                                                                                                                                 Вопросы: 1. В каком случае знаки препинания проставлены неправильно?                                                                                                                                                                 2.В каком предложении нет оборота?                                                В 4 тур переходят 2 пары.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            4 ТУР  ИГРЫ.

Придумать  максимальное количество слов из слова                                                                  

ОБРАЗОВАНИЕ

4. Подведение итогов игры. Оценка учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7классее по теме:"Причастие"

Урок поможет ребятам в определении понятия "Причастие" на основе наглядно-практического метода....

Урок русского языка "Употребление деепричастий в речи"7класс

.На данном уроке рассмотриваются выразительные возможности деепричастийУчащиеся узнают морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при ...

План-конспект урока русского языка в 7классе. Повторение изученного по теме «Фразеология. Происхождение и употребление фразеологизмов».

Данный урок знакомит учащихся с происхождением и употреблением фразеологических оборотов. Построен с использованием метода критического мышления. Материал урока позволяет закрепить знания семиклассник...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка для 7класса

Календарно -тематическое планирование составлено с учётом программы  и учебника под редакцией Е.А.Быстровой. Количество часов в неделю -5....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5-7классах

КТП по русскому языку ,5-7 классы, авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А....

Урок русского языка в 7классе

laquo;Учите русский – годы кряду, с душой, с усердием, с      умом. Вас ждет великая награда, и та награда – в нем самом»....

Презентация к уроку русского языка в 7классе "Описание внешности"

Презентация к уроку развития речи в 7 классе "Описание внешности"...