Урок русского языка в 7классе
план-конспект занятия (7 класс)
«Учите русский – годы кряду, с душой, с усердием, с умом. Вас ждет великая награда, и та награда – в нем самом».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smotr_znaniy_po_russkomu_yazyku.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Смотр знаний по русскому языку
(внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе)
Оформление: плакат «Учите русский – годы кряду, с душой, с усердием, с умом. Вас ждет великая награда, и та награда – в нем самом».
Ведущий: С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился говорить, как следует, а его слух уже ловит слова бабушкиных сказок, колыбельные песни мамы. А сказки, прибаутки, песенки – это часть языка. Так всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка невозможно развитие ни науки, ни техники, ни ремесел. То есть без языка наша жизнь была бы совсем-совсем иной. Поэтому, ребята, изучайте свой родной язык. Учите русский…
Не здороваясь, вбегает Зеленая скука.
Ведущий: Кто это, ребята?
Ответы детей.
Скука: И здесь меня не узнают (зевает, вынимает зеркальце, прихорашивается). Так узнали меня или нет? (поворачивается, на спине у нее листок с надписью «Зеленая скука»). А что это вы тут делаете?
Дети: Изучаем язык.
Скука: Как это, интересно, вы язык изучаете? (Рассматривает свой язык в зеркальце).
Дети: Изучаем орфограммы.
Скука: Какие такие арфагряммы? Буквы знаете? Знаете. Ну и пишите буква к букве, вот слово и получится, а то арфагрямма… (зевает). Скука ужасная.
Ведущий: А ты, Зеленая скука, буквы-то знаешь?
Скука: Конечно, я ведь современно-образованная скука, правда, немного зеленоватая. Сейчас я вам докажу, что самое главное – знать буквы. Вот я вам напишу словосочетание «русский язык» (пишет его на доске с ошибками).
Ведущий: Ой-ой! Вот это ты написала. Ребята, исправьте ошибки.
Скука: Подумаешь, и так все было понятно. Скучные все ваши правила (зевает). Смотрю я на вас, и так мне вас жалко. Какие-то вы все не такие, и сидите вы все не так и не сяк, и настроение у вас ни то, ни се. А чтобы было все хорошо, закройте глазки правой рукой, а левой – левое ушко. Что-то у вас не то получилось, другое ухо осталось открытым. Теперь сделаем наоборот. Левой рукой-глазки, а правой-ушки. Ну-ка, быстрее меняем руки, хлопаем перед сменой рук. Эй, я хотела, чтобы вы глазки закрыли, ушки заткнули, чтобы ничего не видели и ничего не слышали, чтобы вам скучно стало, а вы развеселились. Это очень нехорошо!
Ведущий: Ребята, вы что же, подружились с Зеленой скукой? И теперь будете во всем ее слушать?
Дети: Нет.
Ведущий: Давайте докажем ей, что изучать русский язык очень интересно и увлекательно. Я предлагаю устроить конкурс. Согласны? Тогда давайте составим команды (составляются команды). Для того чтобы оценивать вашу работу, мы выбрали жюри. В него входят… Начинаем наш смотр знаний, в котором принимают участие группа ребят из 5 класса. Поприветствуем их.
(Разбивка детей на команды производится следующим образом. На столы ставятся названия сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Потом предлагаю ребятам выбрать с подноса одну из карточек.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: яблочко, зеркальце, месяц ясный, ветер, королевич Елисей, красно солнышко;
«Сказка о рыбаке и рыбке»: корыто, столбовая дворянка, синее море, простофиля, владычица морская, вольная царица).
Начинаем наш конкурс. Я читаю различные жизненные ситуации, а вы подумайте, какие пословицы вы бы к ним применили.
Несколько дней Люда не выполняла домашних заданий, не готовила уроков, и , наконец, получила «2». «Это случайно!» - оправдывалась она. Что посеешь, то пожнешь. | Поломались на детской площадке качели. Решили ребята их починить. Позвали помочь и Валеру, который больше всех качался на них. «Вот еще - сказал Валерий, - буду я возиться!» Любишь кататься – люби и саночки возить. |
Составить из имеющихся в данном слове букв «НАБОРЩИК» наибольшее количество слов (существительных в именительном падеже). |
Ведущий: Пока команды готовятся, мы поиграем с болельщиками.
Вопросы-шутки.
- Какое слово все люди на земле пишут неправильно? (слово «неправильно»)
- О чем идет речь в стихотворении:
Я – фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься,
Без меня не обойдешься. (вопросительный знак)
- В каком слове сорок гласных? (сорока)
- Что стоит в середине земли? (буква М)
- Какое слово принадлежит тебе, а употребляется другими чаще, чем тобой? (твое имя)
- Как превратить большой дом в маленький? (нужно добавить суффикс – ик-)
Ведущий: А теперь предоставим слово командам.
А сейчас мы проведем конкурс «Письмо от бабушки-загадушки». Вы должны отгадать загадки и сказать, сколько букв и звуков в отгадке.
Закружится на острой ножке, Жужжит, как будто бы жучок. Захочет – вскачь пройдет немного, Захочет – ляжет на бочок. Юла – 3 буквы, 4 звука | Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, Для зимы – другого цвета. Заяц – 4 буквы, 5 звуков. |
Льется речка – мы лежим. Лед на речке – мы бежим. Коньки – 6 букв, 5 звуков | Ее в лесу всегда найдем – Пойдем гулять и встретим. Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. Ель – 3 буквы, 3 звука или елка – 4 буквы, 5 звуков. |
Жюри подводит итоги.
Ведущий: А теперь следующий конкурс. Как вы думаете, на каком языке написаны эти слова? Попробуйте их прочитать. Какое выражение получилось? Кто готов, пусть поднимет руку.
С О Л
М В Е
Е С П
К Я О
А К М
Л О О
К М Ж
А Д Е
В Е Т (Смекалка во всяком деле поможет)
Ведущий: А теперь вы выступите в роли разведчиков. Перед вами зашифрованная фраза. Попробуйте разобрать, что здесь написано. Запишите получившееся предложение.
Рыбу не скотина крыше съел. (Рыбу нес кот и на крыше съел)
Ведущий: А пока жюри подводит итоги, проверим знания болельщиков. Отвечая на мои вопросы, вы разгадаете кроссворд (показываю на рисунок) и сможете прочитать ключевое слово по вертикали.
- Вспомните фонетический разбор слова. Из каких небольших частей состоит слово.
- Знак, который ставится над одной из гласных букв в слове.
- Член предложения, отвечает на вопросы кто или что? и обозначает предмет.
- Из этого состоит текст.
- Из них состоит предложение.
- Эта морфема стоит перед корнем.
- С помощью них мы записываем слова.
- Какая морфема находится между корнем и окончанием.
- Что обозначает имя существительное.
- Бывает устная, а бывает письменная.
- Часть речи, обозначающая действие.
- Общая часть всех однокоренных слов.
- С помощью этой морфемы изменяется слово.
- Часть речи, которая пишется раздельно со словами.
- Член предложения, служит для обозначения действия.
Ведущий: Молодцы! Хорошо знаете основные понятия русского языка. А какое же ключевое слово кроссворда? (существительное). А что же такое существительное? А теперь слово жюри.
Продолжим наше состязание. Запишите слова, которые я вам продиктую, и обозначьте в них орфограмму.
Сосна, небесный, возить, кормить, тяжелый, стрела, гнездо, солнце, дуб, низкий, косьба, ходьба.
Ведущий: Передайте свои листочки жюри. А мы продолжаем. Скажите, чтобы диктанты писать на «4» и «5», что нужно знать?
Дети: Правила.
Ведущий: Посмотрим, как вы учили правила. Я буду читать вам стихи-загадки, а вы должны найти в слове-ответе орфограмму и объяснить ее.
Меня ждут не дождутся, А как увидят – разбегутся . дождь | Ты откуда, ты откуда Прилетел к нам, красногрудый? - Облетел я всю Сибирь. Как зовут меня? Снегирь |
Стучит, бренчит, вертится, Никого не боится. Считает весь свой век, А все не человек? часы | Под гору – коняшки, В гору – деревяшки. По обеим сторонам Маленькие горы. лыжи |
Горит столб, а дыму нет. свеча | Домовитая хозяйка Полетела над лужайкой. Похлопочет над цветком – Он поделится медком. пчела |
Ведущий: Предоставим слово жюри. Следующий конкурс называется «Прилагательные и словосочетания». Сначала послушайте сказку.
Однажды на светлой солнечной лужайке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Сказка и Песня. Стали они высказывать свои обиды на школьников, что те дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых они никак не могут отделаться.
- Я во всех сочинениях голубое и безоблачное, - вздыхало Небо.
- А ко мне привязалось слово «прямая», - чуть не плакала Дорога.
- А я всегда интересная, - безнадежно говорила Сказка.
- А я только звонкая, - сказала Песня.
- Что тут будешь делать? – вздохнули все вместе. – Может быть, ребята нам помогут?
На что обиделись Небо, Дорога, Сказка, Песня?
Ведущий: Запишите эти словосочетания. После листы с выполненными заданиями передайте жюри.
(голубое и безоблачное небо, прямая дорога, интересная сказка, звонкая песня)
Ведущий: А у нас следующий конкурс «Отгадай слово». Вспомните, пожалуйста, из каких морфем состоит слово.
(приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова)
Ведущий: Вам нужно будет назвать слово, в котором будет приставка из слова подсмотреть, корень из слова снежинка, суффикс из слова лесник и окончание из слова ученики. (подснежники)
Жюри подводит итоги.
Ведущий: Последний наш конкурс «Блиц-турнир». За каждый правильный ответ – 1 балл.
- Сколько звуков в слове «лью»? (3 звука)
- Назовите слово с удвоенной Н. (постоянный)
- Антоним к слову большой. (маленький)
- Часть слова без окончания (основа)
- Назовите слова с приставкой ПРИ.
- Есть ли удвоенная согласная в слове ИСКУССТВО? (да)
- Какое числительное приказывает? (три)
- Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос).
- Какой предлог является нотой? (да)
Ведущий: Наше жюри подводит окончательные итоги, им слово.
Вот и закончился наш турнир. И как ни грустно, но пора расставаться. Нам остается поблагодарить всех за дружное участие в нашем празднике и предоставить просмотру шуточную пьесу «Вирус в Королевстве грамматики».
Шуточная пьеса «Вирус в Королевстве грамматики».
Сцена оформлена как тронный зал, стоит трон и банкетка для принцессы, кушетка для Всезнайки и Глагола.
Вступление.
Уже много лет в королевстве вдовствующей королевы Грамматики все спокойно, выполняются все правила и законы. Давным-давно закончились все войны, даже споры бывают очень редко. Королева неустанно обучает свою дочь, принцессу Морфологию, и всех придворных.
Королева и принцесса входят в зал.
Королева: Пойдем, Марфуша, в тронный зал и продолжим наш урок.
Принцесса: Я прошлую тему очень хорошо запомнила. Мы проходили лексическое значение слова.
Королева: Правильно. И мы выяснили, что 10% нашего языка – это слова заимствованные. А ты выполнила самостоятельное задание?
Принцесса: Конечно, я выучила наизусть стихи Якова Козловского о заимствованных словах. Вот пожалуйста:
И среди своих законных
Слов, в Отечестве рожденных,
Есть под властью словаря
Много слов иноплеменных.
Королева: Много слов родили греки,
К нам от них в далеком веке…
Принцесса: Математика пришла,
С ней грамматика была.
Королева: А из Англии футбол
Прямо в бутсах к нам пришел.
Принцесса: Вслед за ним пришел хоккей,
А до этого жокей,
Теннис, яхта, бокс, рекорд,
Чемпион, тайм-аут, спорт.
Королева и принцесса начинают перематывать нитки в клубок.
Входит Всезнайка.
Всезнайка: Ваше Грамматическое величество, к Вам с докладом министр Глагол.
Королева: Пусть войдет (обращается к принцессе). Убирай скорее рукоделие, давай займемся государственными делами.
Принцесса убирает все в сундучок и усаживается на банкетку.
Входит Глагол.
Глагол: Ваше Грамматическое величество, довожу до вашего сведения, что во вверенном мне хозяйстве поддерживается полнейший порядок.
Принцесса: Мамочка, можно я задам нашему глубокоуважаемому министру Глаголу вопрос?
Королева: Конечно, Марфуша.
Принцесса: А не скажет ли глубокоуважаемый министр Глагол, как поживает моя кузина Орфограмма? Как ее здоровье? Говорят, что все население их королевства поразил вирус.
Глагол: Ваша светлость, только что прибыл посыльный от вашей кузины. Если желаете, я могу расспросить его, чтобы довести до вашего сведения все события, происходящие в королевстве вашей любимой кузины.
Королева: Пригласите посыльного сюда.
Принцесса: Он нам расскажет все новости из королевства Орфограммы.
Входит по-современному одетый мальчик, руки в карманах.
Он-то и есть Вирус.
Вирус: Хэлоу, чувихи! Чо, прикалываетесь?
Принцесса: Мамочка, он что француз?
Королева: Да нет, слова, как будто русские, только не понятно о чем говорит.
Принцесса: Надо спросить у Всезнайки.
Королева: А вот именно. Господин Глагол, пригласите нашего Всезнайку.
Глагол приводит Всезнайку.
Королева: Любезный Всезнайка, можете ли вы перевести речь этого юноши?
Всезнайка: Конечно, Ваше Грамматическое величество.
Вирус: Ты, чо, матуха, в таком прикольном прикиде и баклашнишь?
Всезнайка (переводит): Э-э-э… Ваше Величество в таком красивом наряде и так странно разговаривает.
Принцесса хлопает в ладоши, хохочет.
Вирус: Ты чо, бронявая? Быстро припухни!
Всезнайка: Ты что, девочка? Перестань смеяться.
Вирус: Слушай, баланда, давай стопудово мутить, будем по трубе бакланить, угорать над скелетами, цибарить и бухать.
Всезнайка: Слушай, девочка, давай обязательно дружить. Будем разговаривать по сотовому телефону, разыгрывать родителей, курить и потреблять спиртное.
Принцесса: Вот здорово! Уважаемый, скажи пожалуйста, как поживают дядюшка с тетушкой?
Вирус: Матуха в отстойном прикиде собирается на тусу.
Всезнайка: Их светлость в ужасном платье готовится к балу.
Вирус: А батон слушает гранж и рокерит с бакланами.
Всезнайка: Их светлость слушает тяжелый рок и катается на мотоциклах со своими приятелями.
Принцесса: Вот прикольно. А сестра Орфограмма?
Вирус: А Мармазявка – колбаситца, рамсит, понтуется и выхватывает.
Всезнайка: А сестра – веселится, несет всякую чушь, красуется и выманивает деньги у родителей.
Принцесса: А зачем ей баксы?
Всезнайка: Деньги…
Вирус: А она собирает у себя пати.
Всезнайка: Орфограмма собирает молодежную вечеринку.
Принцесса: Вот прикольно! Мамочка, я тоже хочу на пати.
Королева: Так, достаточно. Теперь мне все понятно. Это и есть тот самый Вирус, который называется «подростковый сленг». Наша дорогая кузина не придумала ничего лучше, чем отправить его к нам. Всезнайка, я приказываю взять его в ваше хозяйство, и пока он не забудет все эти слова, никуда его не отпускать. А мы с принцессой Морфологией пока будем офигевать. Ой! (уходят за кулисы).
Всезнайка: Испытывать сильные положительные эмоции.
Словарь уводит Вируса.
Глагол: А зараза-то , оказывается, распространяется очень быстро. Побегу к Всезнайке, прослежу, чтобы Вирус не вырвался, а то тогда всех поколбасит…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7классее по теме:"Причастие"
Урок поможет ребятам в определении понятия "Причастие" на основе наглядно-практического метода....
Разработка урока по русскому языку в 7классе "Различение частицы не и приставки не"
Урок-обобщение по русскому языку « Различение на письме частицы не и приставки не-» в 7 классе построен с учётом личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Целью урока является обоб...
Урок русского языка "Употребление деепричастий в речи"7класс
.На данном уроке рассмотриваются выразительные возможности деепричастийУчащиеся узнают морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при ...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".
Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....
План-конспект урока русского языка в 7классе. Повторение изученного по теме «Фразеология. Происхождение и употребление фразеологизмов».
Данный урок знакомит учащихся с происхождением и употреблением фразеологических оборотов. Построен с использованием метода критического мышления. Материал урока позволяет закрепить знания семиклассник...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка для 7класса
Календарно -тематическое планирование составлено с учётом программы и учебника под редакцией Е.А.Быстровой. Количество часов в неделю -5....
Презентация к уроку русского языка в 7классе "Описание внешности"
Презентация к уроку развития речи в 7 классе "Описание внешности"...