Урок русского языка в 7 классе на едином лексическом материале (по произведениям А.С.Пушкина). "Причастие"
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) по теме
Тип: повторение и обобщение
Цели:
1. Повторить и обобщить знания, полученные о причастии, формировать умение находить причастие и определять его грамматические признаки; вырабатывать практические умения находить и обособлять причастный оборот.
2. Развивать память, внимание, кругозор, логическое мышление, пополнять словарный запас учащихся за счёт включения в речь причастий.
3. Прививать интерес к литературе, воспитывать положительные нравственные качества.
Оборудование: оценочный лист, иллюстрации, портреты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе на едином лексическом материале
(по произведениям А.С.Пушкина)
Автор-составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 13» г.Лысьва Елена Викторовна Запальская
Тема: «Причастие»
Тип: повторение и обобщение
Цели:
1. Повторить и обобщить знания, полученные о причастии, формировать умение находить причастие и определять его грамматические признаки; вырабатывать практические умения находить и обособлять причастный оборот.
2. Развивать память, внимание, кругозор, логическое мышление, пополнять словарный запас учащихся за счёт включения в речь причастий.
3. Прививать интерес к литературе, воспитывать положительные нравственные качества.
Оборудование: оценочный лист, иллюстрации, портреты
Ход урока
- Оргмомент.
- Актуализация. Звучит стихотворение А.С. Пушкина в исполнении актёров театра.
Учитель: Кому принадлежат строчки? (А.С.Пушкину)
Учитель: В 2014 году исполняется 215 лет со дня рождения одного из самых значительных поэтов и писателей мировой литературы – А.С.Пушкина. И сегодня мы не раз будем обращаться к строчкам великого поэта. Эпиграфом к нашему уроку послужат строчки: «Читать Пушкина – истинное наслаждение. Нет никого, кто не любил бы Пушкина. Его поэзия проникнута глубокой верой в человека» Найдите в тексте причастие (проникнута)
Учитель: Мы с вами завершили изучение причастия. Какие цели поставим на сегодняшний урок?
Ученики: Повторить и обобщить знания о причастии.
Учитель: Я предлагаю это сделать на материале произведений А.С.Пушкина. В течение урока нужно заполнить оценочный лист, отмечая любым знаком качество выполнения задания.
Задание | Всё правильно | Есть ошибки | Ничего не получилось |
Синтаксический разбор | |||
Выборочный диктант | |||
Работа в группах | |||
Кодированный диктант | |||
Словарно-орфографический диктант | |||
Итого |
Учитель:
- Что называется причастием?
- Какие два вида причастий мы знаем?
- Признаки каких частей речи сочетает в себе причастие?
3. Повторение и обобщение.
Синтаксический разбор (1 ученик у доски, возможно использование интерактивной доски)
В раннем детстве мы с волнением тревогой и сочувствие следим за судьбой царевича Гвидона, ожидаем чуда, и оно происходит на наших глазах. (повеств., невоскл., сложн.)
Учитель:
- Найдите в тексте прилагательное (раннем)
- Какие признаки прилагательного имеются у причастия (род, число, падеж)
- Когда пишется Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных?
Выборочный диктант.
Прослушайте строчки, выпишите прилагательные и причастия с Н и НН, объясните написание. Откуда эти строчки?
- Сижу за решёткой в темнице сырой
Вскормлённый в неволе орёл молодой («Узник»)
- И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла. («Медный всадник»)
- Весёлым треском
Трещит затопленная печь («Зимнее утро»)
-….Ныне там
По оживлённым берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен…(«Медный всадник»)
-Накануне решительного дня Марья Гавриловна не спала всю ночь; она укладывалась, увязывала бельё и платье, написала длинное письмо к одной чувствительной барышне, её подруге, другое к своим родителям («Метель»)
- Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединённый,
Печальным снегом занесённый,
Твой колокольчик огласил. (И.И.Пущину)
Работа в группах
(разноуровневое задание)
1 группа (средний уровень) списать , вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы.
2 группа (уровень выше среднего) – выписать причастия, определить страдательные или действительные, выделить суффиксы, при помощи которых образованы причастия, а также выписать прилагательные, выделить суффикс.
(В) его стихах нет иск(с,сс) твенности, они написа(н,нн)ы естественно и живо. Иногда это ст…ри(н,нн)ые предания, порой стихи, посв…щё(н,нн)ые друзьям, или описание осе(н,нн)ей природы. Поэт, чутко подм…чающий м…лейшие изм…нения в пр…роде, также великолепно знает н…родные обычаи.
Кодированный диктант.
Поставить в ряд 10 цифр от 1 до 10. «Д» - действительное причастие, «С» - страдательное причастие.
Прослушать строчки, определить действительное или страдательное причастие.
Ответ показывается после выполнения на доске.(возможно использование интерактивной доски, ученик может решать на доске, а потом исправлять с помощью учителя)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
д д с с с д с д д д
- Мой друг, забыты мной следы минувших лет («Мой друг»)
- Они вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они…(«Песь о вещем Олеге»)
- На почве, зноем раскалённый…(«Анчар»)
- Но страстью пылкой утомлённый, не ест не пьёт Руслан влюблённый («Руслан и Людмила»)
- Из шатра, толпой любимцев окружённый, выходит Пётр…(«Полтава»)
- Мечом развинувший пределы («Русалн и Людмила»)
- Другой – Фарлаф, крикун надменный,В пирах никем не побеждённый…(«Руслан и Людмила»)
- В мольбах и гаданьях проведший свой век… («Руслан и Людмила»)
- Слуга, поскакавший за Дубровским, воротился. («Дубровский»)
- Владимир Андреевич воображал грустный образ жизни, ожидающий его в деревне. («Дубровский»).
Словарно-орфографический диктант. «Не с причастиями» .(возможно использование интерактивной доски, ученик может решать на доске, а потом исправлять с помощью учителя)
Записать словосочетания, выделить орфограмму (выполняется на доске).
Не читающий стихотворения, ещё не читавший Пушкина, не знающий поэзию, совсем не знающий творчества Пушкина, не порицающий, а восхваляющий; не прочитан.
Учитель: В стихах Пушкина сочетаются простота изложения с удивительной глубиной мысли. Нет никого, кто бы не любил Пушкина. Его поэзия проникнута глубокой верой в человека. Стихотворения А.С.Пушкина воспитывают в нас доброту, любовь к природе, любовь к ближнему, чувство товарищества, любовь к Родине.
Рефлексия. Подведение итогов в оценочном листе.
Домашняя работа. Записать 5 предложений с причастиями, использованными на уроке.
Желающие: «Интересные факты из жизни А.С.Пушкина»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/24/picture-353555-1385315760.jpg)
Интеграция уроков русского языка и литературы при изучении лексических средств создания комического в 5 классе.
Современная школьная практика преподавания русского языка и литературы приводит к тому, что на уроках литературы анализ произведений ведется с литературоведческих позиций, а на уроках русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/22/picture-471009-1411390827.jpg)
Наглядные материалы (таблицы, схемы) для уроков русского языка (5 класс)
При объяснении нового учебного материала большое внимание уделяю наглядности, графическому оформлению теории. Иногда предлагаю ребятам уже готовые схемы/таблицы, иногда - частично заполненные (учащиес...
Урок русского языка ФГОС "Слово и его лексическое значение. Словари"
Урок русского языка по теме "Слово и его лексическое значение. Словари" предназначен для учащихся 5 классов ( УМК Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.) и разработан с учетом требований ФГОС. Материал состои...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/15/picture-871510-1568545163.jpg)
Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка при повторении темы «Морфология» (по материалам романа Д.А. Гранина «Мой лейтенант») в 10 классе
ТЕМА: Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка при повторении...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/21/picture-936619-1500668728.gif)
Технологическая карта урока русского языка "Лексикология. Слово и его лексическое значение" (вводный урок)
Урок русского языка (5 класс)....
Материалы к уроку русского языка 5 класс "Простое и сложное предложение"
Урок будет актуален в канун Нового года, т.к. материалы упражнений и заданий объединены одной тематической группой 2Новый в год в разных странах"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/02/picture-1051801-1535897843.jpg)
Технологическая карта урока русского языка "Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)"
Технологическая карта урока русского языка Тема: Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)Класс: 5 Цели: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и вы...