Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка при повторении темы «Морфология» (по материалам романа Д.А. Гранина «Мой лейтенант») в 10 классе
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
ТЕМА: Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка при повторении
темы «Морфология» (по материалам романа Д.А. Гранина «Мой лейтенант») в
10 классе
.
ЦЕЛЬ: систематизировать и обобщать знания у десятиклассников по разделу
«Морфология»;
- совершенствовать умения правильного применения орфограмм в
различных частях речи;
- способствовать полному и осознанному владению системой
орфографических и морфологических правил;
- воспитывать познавательную активность и творческие способности учащихся;
- способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся;
- открыть перед старшеклассниками новое для них имя и произведение Д.А.
Гранина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
учителя русского языка и литературы
школы № 403
Шманцарь Раисы Андреевны
ТЕМА: Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка при повторении
темы «Морфология» (по материалам романа Д.А. Гранина «Мой лейтенант») в
10 классе
.
ЦЕЛЬ: систематизировать и обобщать знания у десятиклассников по разделу
«Морфология»;
- совершенствовать умения правильного применения орфограмм в
различных частях речи;
- способствовать полному и осознанному владению системой
орфографических и морфологических правил;
- воспитывать познавательную активность и творческие способности учащихся;
- способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся;
- открыть перед старшеклассниками новое для них имя и произведение Д.А.
Гранина
ОБОРУДОВАНИЕ : раздаточный материал с текстами из романа Д.А.Гранина «Мой
лейтенант»;
- интерактивная доска с рабочими материалами, портретами,
поэтов, ответами на задания;
- книги Д.А. Гранина о блокаде на выставке;
ТИП УРОКА: урок закрепления, применения знаний и формирования умений.
ПРОГНОЗИруеМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: учащиеся находят в тексте нужные
морфологические единицы, объясняют их употребление и - правописание, обосновывая выбор;
- размышляют над проблемным вопросом «Что такое война?
Что она несет человечеству?»
- учащиеся напишут сочинение-рассуждение по впечатлениям
от услышанного на уроке.
ХОД УРОКА.
- Организационный этап.
- Мотивация учебной деятельности.
Задание от передачи «Умники и умницы»:
Запишите слова, вставив пропущенные буквы, раскрыв скобки, обозначив орфограммы.
Двадцать с..дьмое ..нваря; дев…т..сотдневная бл..када; (П,п )искаревское кладб..ще, город (?) герой; пам..тник; м..м..риал; в..т..раны; осв..б..ждение Лен..нграда;
- Проверка.
- Постановка цели и задачи урока.
- Актуализация опорных знаний. Беседа.
-Какой темой высказывания могут быть объединены эти слова, учитывая
заявленную дату 27 января? (составить предложения)
-Как вы понимаете значение слова «блокада»?
-Чем она стала для ленинградцев?
-Кого из поэтов, писателей, живших, писавших в блокадном Ленинграде и воевавших за его освобождение вы знаете? Может быть, помните чьи-то стихи?
- Ассоциации
На экране ---- 3 фотографии: А.А. Ахматовой
О.Ф. Берггольц
Д.А. Гранина
- Слово учителя о Д.Гранине ,о его участии в Великой Отечественной войне, о боях под осажденным Ленинградом, о творчестве и о последнем романе «Мой лейтенант».
( Знакомство с книгами ,написанными Д.Граниным)
- Закрепление изученного материала по теме «Морфология» по тексту из романа «Мой лейтенант».
Задание: прочитать текст и выполнить послетекстовые задания.
(работа на 5 групп)
- Проверка выполнения заданий с последующей записью ответов всеми учащимися.
(ответы- на )доске
- Творческая работа с текстом.
Беседа:
- Какое впечатление произвело на вас содержание данного текста?
- Что особенно затронуло вашу душу?
-Как вы думаете ,зачем Д .Гранин использовал прием сравнения картины К.Брюллова «Последний день Помпеи» с картиной всеобщего отступления солдат?
Ответить на этот вопрос ,возможно, вам помогут 2 изображения на экране.
- Рефлексия :
Прием сравнения
На картине К. Брюллова | В тексте Д.Гранина |
общее | |
Страшная трагедия вызвана | |
Стихией природы (извержение вулкана) | войной |
Паника. Массовое бегство | |
Бегущие люди спасаются от пепла, камней ,настигающей огненной лавы. | Отступление ,бегущие люди спасаются от налета самолетов ,поливающих свинцом посыпая бомбами. |
- Проблемный вопрос: что же несет людям война?
- Слово учителя
-Нравственные проблемы всегда были в центре внимания писателя Д.Гранина. Писатель-воин- гражданин, он всегда чутко реагировал на события общественного и исторического масштаба.
Зная о войне не понаслышке, а видя собственными глазами умирающих , голодающих в блокадном Ленинграде, воюя в окопах вместе с рядовыми солдатами ,офицер Гранин своими произведениями призывает нас помнить ,
какою ценой завоеван мир и счастье.
(на экране) Ведь еще Э.Кант говорил :,,Две вещи в мире достойны удивления: Ззвездное небо над нами и нравственный закон внутри нас».
- Рефлексия. Подведение итогов.
-Моя задача на сегодняшнем уроке не только повторить тему «Морфология», но и пробудить в вашей душе сопереживание к увиденному,прочитанному,услышанному.
- О чем вы задумались? О чем бы хотели написать?
Домашнее задание для всех: написать сочинение-рассуждение «О чем я задумал(а)сь(ся) после проведенного урока .»
- 1 группа работает с заданием 1-2;
- 2 группа--------------------------3-4
- 3 группа-------------------------5-6
- 4 группа-------------------------7-8
- 5 группа-------------------------9-10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе"
Урок русского языка в 5 классе. "Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе"....
Система повторения по теме "Морфология"в 11 классе при подготовке к ЕГЭ
Система представляет собой 4-5 уроков по теме "Морфология", включает в себя такие разделы, как "Диагностика" "Теория", "Тренинг" и "Контроль". Материал для работы взят как из личных наработок, так и и...
План-конспект открытого урока по русскому языку на тему "Морфология. Повторение" 5 кл
материал представляет собой план-конспект урока с использованием приемов и методов ФГОС...
Подготовка к олимпиаде по русскому языку по теме "Морфология"
Лекции по теме "Морфология" для подготовки к олимпиаде по русскому языку. Материал может быть использован для самостоятельной подготовки учащихся к олимпиаде, а также к ОГЭ и ЕГЭ...
Повторение и обобщение пройденного по теме "Морфология"
План-конспект урока,проведенного в 6 классе по морфологии....
Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме "Морфология" ("Космическое путешествие в страну Морфологию")
Обобщающий урок по теме "Морфология" ("Космическое путешествие по морфологическим планетам"). 6-й классЦели и задачи урока: Образовательная – обобщение темы “Морфология”; закрепление ...